Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛИЗАЦИИ И РОСТА ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (ЧАСТЬ 2)'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛИЗАЦИИ И РОСТА ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (ЧАСТЬ 2) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / РАДИКАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меркурьев Виктор Викторович, Агапов Павел Валерьевич, Стешич Елена Сергеевна, Смыслова Вера Николаевна

В данной статье авторы акцентируют внимание на изменении подходов к организации прокурорского надзора в сфере противодействия проявлениям экстремизма в условиях радикализации и роста протестной активности населения. Предлагается ряд конкретных мер, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора в сфере противодействия экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меркурьев Виктор Викторович, Агапов Павел Валерьевич, Стешич Елена Сергеевна, Смыслова Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE SPHERE OF COUNTERACTION TO EXTREMISM IN THE CONTEXT OF RADICALIZATION AND THE GROWTH OF PROTEST ACTIVITY OF THE POPULATION: THEORY AND PRACTICE (PART 2)

The authors draw attention to the necessity of changing approaches of the organization of prosecutor’s supervision in the field of countering manifestations of extremism in the context of radicalization and the growth of protest activity of the population, and note shortcomings in the work in this direction. A number of specific measures are offered for improving the effectiveness of prosecutor’s supervision in the field of countering extremism.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛИЗАЦИИ И РОСТА ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (ЧАСТЬ 2)»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 347.963 ББК 67

© 2021 г. Меркурьев Виктор Викторович,

заведующий отделом научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму Университета прокуратуры Российской Федерации доктор юридических наук, профессор.

Агапов Павел Валерьевич,

главный научный сотрудник отдела научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму Университета прокуратуры Российской Федерации доктор юридических наук, профессор.

Стешич Елена Сергеевна,

профессор кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России доктор юридических наук, доцент.

Смыслова Вера Николаевна,

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Московского государственного гуманитарно-экономического университета.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛИЗАЦИИ И РОСТА ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (ЧАСТЬ 2)

В данной статье авторы акцентируют внимание на изменении подходов к организации прокурорского надзора в сфере противодействия проявлениям экстремизма в условиях радикализации и роста протестной активности населения. Предлагается ряд конкретных мер, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора в сфере противодействия экстремизму.

Ключевые слова: прокурорский надзор, противодействие, экстремизм, радикализация, социальная напряженность, протестная активность, молодежь.

Merkuriev Victor Victorovich - Head of the Department of Scientific Support of Prosecutor's Supervision and Strengthening the Law in the Sphere of Federal Security, the Interethnic Relations, Countering Extremism; the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor.

Agapov Pavel Valer'evich - Chief Scientist of the Department of Scientific Support of Prosecutor's Supervision and Strengthening the Law in the Sphere of Federal Security, Interethnic Relations, Counteraction to Extremism; The University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor.

Steshich Elena Sergeevna - Professor, the Department of Criminal Law and Criminology, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Associate Professor.

Smyslova Vera Nikolaevna - Senior Lecturer, the Department of Criminal Law and Procedure, the Moscow State University of Humanities and Economics.

PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE SPHERE OF COUNTERACTION TO EXTREMISM IN THE CONTEXT OF RADICALIZATION AND THE GROWTH OF PROTEST ACTIVITY OF THE POPULATION: THEORY AND PRACTICE (PART 2)

The authors draw attention to the necessity of changing approaches of the organization ofprosecutor's supervision in the field of countering manifestations of extremism in the context of radicalization and the growth ofprotest activity of the population, and note shortcomings in the work in this direction. A number of specific measures are offered for improving the effectiveness ofprosecutor's supervision in the field of countering extremism.

Keywords: prosecutor's supervision, counteraction, extremism, radicalization, social tension, protest activity, youth.

На региональном уровне проблемы радикализации, роста протестной активности и вовлечения населения, особенно молодежи,

в экстремистскую деятельность, во многом обуславливаются экономическими, политическими, этносоциальными, культурно-

идеологическими особенностями регионов Российской Федерации. В регионах Южного федерального округа (ЮФО) данные проблемы усугубляются негативным влиянием со стороны представителей националистических течений и радикально настроенных членов крымско-татарских организаций, не согласных с вхождением Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации [1, с. 35-36].

Так, в октябре 2017 г. правоохранительными органами в Республике Крым прекращены попытки деструктивно настроенных лиц дестабилизировать общественную обстановку посредством проведения массовых публичных мероприятий с привлечением молодежи под лозунгом «угнетения крымско-татарского народа» в связи с уголовным преследованием ряда лиц за участие в деятельности местных ячеек международных экстремистских организаций. С начала 2018 г. в регионах ЮФО проведено около 600 публичных акций протестного характера (из них более 40 - несанкционированные), в которых приняли участие свыше 17 тыс. человек, преимущественно молодежь. Результаты проведенного управлением Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО анализа состояния законности и практики прокурорского надзора в сфере противодействия экстремизму среди молодежи в 2017-2018 гг. показали:

- отсутствие каких-нибудь ощутимых результатов в противодействии правонарушениям экстремистской направленности в данной сфере, выражающееся в ненадлежащем исполнении соответствующих полномочий органами власти;

- отсутствие координирующей роли территориальных органов МВД России при обеспечении участия нижестоящих органов и учреждений в противодействии экстремизму и контроле их деятельности;

- бездействие территориальных органов Минюста России по проверке законности расходования средств ориентированных на работу с молодежью некоммерческих организаций (НКО), получающих финансирование из-за рубежа, и отсутствие оценки данным фактам со стороны органов прокуратуры;

- бездействие муниципальных органов управления образованием в отношении беспрепятственного доступа несовершеннолетних в образовательных учреждениях к экстремистским материалам.

Но наиболее остро указанные процессы проявляются в регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), где особое место занимают конфликты между местной молодежью и переселенцами, деятельность деструктивных псевдорелигиозных объединений и организаций [2, с. 449-457].

В Республике Северная Осетия - Алания (РСО - Алания) серьезную опасность представляет неурегулированность последствий осетино-ингушского конфликта, способная вызвать дестабилизацию обстановки в республике, спровоцировать межнациональные трения с переходом в несанкционированные протестные акции [2, с. 166-167].

Неизменным «лидером» по количеству расследованных преступлений экстремистской направленности и числу лиц, совершивших указанные преступления, является Республика Дагестан, где в 2019 г., по сравнению со статистическими данными 2018 г., несмотря на частичную декриминализацию ст. 282 УК РФ, отмечено резкое увеличение (более, чем в 2 р.) числа лиц, совершивших указанные преступления, а также незначительное сокращение общего количества предварительно расследованных преступлений экстремистской направленности (- 6,7 %). Примерно 60-70 % задержанных лиц за экстремистскую и террористическую деятельность в данном регионе в период 2013-2016 гг. составляла молодежь [1, с. 36; 2, с. 452-455]. Эта тенденция в последние годы сохраняется.

Сложившаяся криминогенная ситуация в Республике Дагестан и других регионах СКФО во многом обусловлена ростом коррупции в высших эшелонах власти, социальным расслоением наравне с объемными федеральными дотациями региона; неспособностью органов государственной власти обеспечить безопасность граждан и создать условия для удовлетворения потребностей населения, особенно молодого поколения, в различных сферах жизнедеятельности; влиянием внешних и внутренних деструктивных сил, в том числе наличие зарубежных каналов финансирования экстремистских сообществ [2, с. 452-455].

Во исполнение п. 2.7.2. Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 156 на прокуратуру возложена обязанность осуществления подготовки исковых заявлений о ликвидации общественных объединений и организаций, а также о запрете их

деятельности в связи с экстремистской деятельностью.

В частности, серьезную угрозу для общественной безопасности в настоящее время представляет подростково-молодежное международное общественное экстремистское движение «Арестантское уголовное единство» («АУЕ» или «Арестантский уклад един»), распространенное более чем в 40 российских регионах, преимущественно в школах, учреждениях для детей-сирот, интернатах, исправительных колониях. Приверженцы данного движения пропагандируют криминальную идеологию, проецируют тюремные поведенческие позиции на взаимоотношения с окружающими, участвуют в нападениях на граждан и сотрудников правоохранительных органов. По данным МВД России, имели место факты привлечения членов данного движения для участия в организации массовых беспорядков в ходе протестных акций.

Вслед за решением Верховного Суда РФ от 17.08.2020 г. о признании «АУЕ» экстремистской организацией и запрете его деятельности на территории Российской Федерации последовало незамедлительное внесение 18.08.2020 г. в Государственную Думу нового проекта Федерального закона № 1009841-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части реализации механизмов профилактики и противодействия распространению криминальных субкультур в Российской Федерации» (далее - законопроект № 1009841-7).

Согласно тексту данного законопроекта в ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предлагается внести определение криминальной субкультуры, а также понятие «деятельность по формированию и поддержке криминальной субкультуры». В перечень оснований для включения ресурсов в Единый реестр запрещенных сайтов по решению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации)) предлагается добавить п. «и» следующего содержания: «информация, направленная на осуществление деятельности по формированию и поддержке криминальной субкультуры».

Напомним, что ранее на законодательном уровне предпринимались попытки запрета в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях пропаганды криминальной субкультуры, а именно внесение проекта Федерального закона № 318286-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета пропаганды криминальной субкультуры», который был отклонен в связи с неясным описанием критериев ответственности за пропаганду привлекательности криминального образа поведения, отсутствие в пояснительной записке статистических и иных данных, свидетельствующих о неэффективности действующих правовых норм. В научной литературе встречались единичные мнения о наличии у «АУЕ» признаков экстремистской организации [3, с. 132-134].

Однако большинство отечественных ученых не находит наличия таковых признаков и относят «АУЕ» к субкультурным проявлениям, характеризуют его как «криминальное молодежное движение» (Д.В. Меняйло, Ю.А. Иванова, Л.Н. Меняйло, 2019); «криминогенное сообщество» (О.В. Дамаскин, 2020); «организация, пропагандирующая ценности тюремной субкультуры» (П.В. Агапов, В.В. Меркурьев, 2019); «молодежное объединение, пропагандирующее криминальный уклад и идеологию» (Е.В. Бочкарева, 2019) [4, с. 107-111; 5, с. 57].

Однако стоит обратить внимание на то, что иногда запретные меры провоцирует повышенный интерес к запрещаемому объекту, обеспечивая ему тем самым своеобразную рекламу. Последнее положение относится к российскому проекту «АнтиАУЕ», направленному на порицание деятельности движения «АУЕ». В целях недопущения создания подобной криминогенной ситуации необходимо совершенствование положений комплексных программ, направленных на развитие критического мышления у подрастающего поколения, формирование ответственности за свое поведение, развитие законопослушного поведения, воспитание чувства патриотизма.

Анализ материалов правоприменительной практики по административным и уголовным делам показывает, что реализация задач, указанных в п. 1 Приказа Генерального прокурора РФ № 156, осложняется тем, что ни законодательство, ни научная литература не

содержат единого определения преступлений экстремистской направленности, имеют противоречия в позиции ученых и практиков относительно вопросов дефинирова-ния и толкования понятия «социальная группа» [6, с. 74-81; 7, с. 773; 8, с. 37].

Так, например, кассационным определением Военной коллегии Верховного Суда РФ от 12.09.2012 г. по делу № 209-012-5 приговор в части совершения Л., Г., М., Ж. и другими лицами преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б» ч. 1 ст. 213; п. «л» ч. 2 ст. 105; п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ) оставлен без изменения, несмотря на оспаривание осужденными и их защитниками доводов органов предварительного следствия и суда первой инстанции о принадлежности сотрудников милиции (полиции) и прокуратуры к социальной группе.

Яркими примерами являются следующие судебные решения:

1) дело в отношении гражданина Дади-на И.И., основанное на ошибочном истолковании положений ст. 2121 УК РФ, впоследствии подлежавшее пересмотру в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2017 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 2121 Уголовного кодекса РФ в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина»;

2) приговор Октябрьского районного суда г. Архангельска по уголовному делу № 1-292/ 2019 в отношении Боровикова А.В. по обвинению в совершении аналогичного преступления.

Неоднозначна судебная практика и по другой категории дел экстремистской направленности. Так, в сентябре 2020 г. Екатеринбургским гарнизонным военным судом вынесен обвинительный приговор по уголовному делу № 1-7/2020 (№ 1-157/2019), согласно которому супруги Бабарика и гражданин А. Зуев признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных: ч. 2 ст. 2821; ч. 2 ст. 280, ч. 1 ст. 2821, п. «в» ч. 2 ст. 282; ч. 2 ст. 280, ч. 1 ст. 2821, п. «в» ч. 2 ст. 282 УК РФ, в ходе расследования которого установлено, что указанные лица создали в Интернете паб-лик «АУЕ», в котором размещались изображения с тюремной тематикой, продавались сувениры с символикой движения «АУЕ»,

публиковались посты с высказываниями, призывающими к насилию по отношению к сотрудникам силовых структур.

Аналогичный вывод следует из решения Ленинского районного суда г. Кирова № 2А-786/ 2020 2А-786/2020~М-131/2020 М-131/2020 от 30.01.2020 по делу № 2А-786/2020 по административному исковому заявлению прокурора г. Кирова о признании информационного материала, размещенного на сайте в Интернете, запрещенным к распространению на территории РФ, а именно страницы с названием группы «АУЕ Жизнь-Ворам», имевшей открытый для всех пользователей социальной сети вид, побуждающей неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, совершать преступления и правонарушения, вовлекающей данных лиц в криминальную субкультуру, с указанием на содержание признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе, в данном случае - сотрудникам полиции).

Таким образом, рассмотренные примеры фактически свидетельствуют о наличии парадокса в виде отсутствия конкретных правовых оснований и применении запретительных норм по аналогии права, что в уголовном праве является недопустимыми.

В пункте 12 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646) констатируется наращивание информационного воздействия на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В последние годы сложилась негативная тенденция в виде наличия в Интернете различных информационных ресурсов, содержащих сцены насилия, жестокости, описание способов совершения суицида, изготовления и распространения наркотических средств и психотропных веществ, оказывающих пагубное информационное воздействие на психическое и физическое здоровье несовершеннолетних [9, с. 104].

В подтверждение этому органами прокуратуры отмечается увеличение числа случаев вооруженных нападений подростков с использованием огнестрельного и холодного оружия, самодельных взрывных устройств на учащихся и членов педагогических коллективов в

стенах учебных заведений. Ряд резонансных, в том числе вооруженных, нападений подростков был зафиксирован в 2018 г. (нападения в школе г. Улан-Удэ, политехническом колледже в г. Керчь Республики Крым); серия преступных посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов с применением взрывных устройств и холодного оружия произошла на территории Чеченской Республики. Очередной виток попыток вооруженных нападений подростков на школы предотвращен органами ФСБ России в г. Саратове и Тюменской области в феврале и апреле 2020 г.

Исходя из значимости предмета регулирования, прокурорский надзор за исполнением требований законодательства в данной сфере обеспечивается в приоритетном режиме, при этом особое внимание уделяется информации, оказывающей негативное влияние на психику несовершеннолетних [10, с. 73-74].

Противодействие использованию деструктивными силами цифровых технологий для распространения радикальных идей, возбуждения протестной активности, призывов к массовым беспорядкам является одним из важнейших направлений деятельности органов государственной власти. Возможность пресечения активизации протестной деятельности напрямую зависит от своевременной организации информационного противодействия, в том числе со стороны органов прокуратуры [11, с. 67; 12, с. 2].

В целях недопущения использования средств массовой информации, сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности прокурорами организован их мониторинг, а также установлено постоянное взаимодействие с территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций. При наличии положительных экспертных заключений прокурорами решается вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими, согласно п. 2.6. Приказа Генерального прокурора РФ № 156, а также признание информационных материалов запрещенными к распространению на территории Российской Федерации - ч. 6 ст. 10 Закона об информации.

За последние 5 лет число преступлений, связанных с посягательствами на безопас-

ность в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, включая критическую информационную структуру РФ, возросло в 25 раз. Наблюдается широкое распространение криминального использования криптовалют в сфере финансирования организованной преступности, экстремизма и терроризма. Анализ статистических данных ГИАЦ МВД России за первое полугодие 2020 г. также указывает на значительное увеличение количества преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая деяния, предусмотренные ст. 280 УК РФ (+ 47,1 %).

В связи с распространением в 2020 г. на территории России новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) Генеральной прокуратурой РФ рассмотрены материалы ряда территориальных органов прокуратуры о распространении в Интернете недостоверной общественно значимой информации, в отдельных случаях содержащей комментарии с призывами к враждебным действиям по отношению к неопределенной группе лиц, не соблюдающей карантинные меры, а также к органам власти. В связи с тем, что распространение вышеуказанных недостоверных сведений создает предпосылки к социальной напряженности в обществе, массовым нарушениям общественного порядка, создает непосредственную угрозу общественной безопасности, Генеральной прокуратурой РФ приняты меры прокурорского реагирования по ограничению доступа к указанной информации.

Несмотря на наличие ряда недостатков в работе органов прокуратуры на рассматриваемом направлении [13, с. 7, 14, с. 37; 15, с. 316-334, 16, с. 89-92], органами прокуратуры принимались действенные меры по организации прокурорского надзора в сфере противодействия экстремистской деятельности.

Так, в 2019 г. возбуждено 427 дел, связанных с привлечением к административной ответственности по деяниям экстремистской направленности. В Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций направлено 149 требований, на основании которых с 45 тыс. сайтов исключены сведения, содержащие призывы к незаконным публичным мероприятиям и массовым беспорядкам. По искам Генеральной прокуратуры РФ несколько организаций признаны экстремистскими (5), а нежелательными - 29 иностранных и международных неправительственных организаций.

Подводя итоги, сделаем ряд наиболее важных выводов.

В ходе реализации полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере противодействия экстремизму в условиях радикализации и роста протестной активности населения органами прокуратуры принимается ряд мер, среди которых приоритетное значение имеют меры по профилактике распространения экстремизма.

В целях противодействия проявлениям экстремизма органам прокуратуры необходимо:

1) уделять внимание научно обоснованной системе мониторинга протестной активности и радикализации населения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их росту, образующих комплекс криминогенных детерминант преступлений экстремистской направленности;

2) проводить тщательное изучение материалов уголовных дел в случае вынесения решений об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного преследования по преступлениям экстремистской направленности, в том числе с участием несовершеннолетних;

3) проводить проверку принятых правоохранительными органами решений по материалам, заявлениям, обращениям и иным сообщениям о проявлениях экстремизма в подростковой среде, а также при задержании и привлечении к уголовной ответственности совершеннолетних лиц по ст. 150, 151 УК РФ;

Литература

1. Буткевич С.А. Особенности субъекта и субъективной стороны крымского экстремизма // Крымские юридические чтения. Образование и наука: сб. материалов Всероссийская научно-практическая конференция (Симферополь, 13-14 июня 2019 г.). Симферополь, 2019. Т. 1.

2. Косарева Л.В., Макогон И.В. Причинно обусловленный механизм экстремизма и терроризма (региональный аспект) // Проблемы детерминации и предупреждения преступности. М., 2017.

3. Десюн А.С. АУЕ как экстремистское движение // Вестник СевКавГТИ. 2017. № 4 (31).

4. Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняй-ло Л.Н. АУЕ - криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения //

4) принимать меры по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде и участия молодежи в деятельности объединений, основу которых составляет экстремистская и фашистская идеология, а также распространению информации и материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности, особенно в образовательных организациях, в том числе с использованием средств массовой информации и Интернета;

5) обеспечить своевременный контроль за рассмотрением актов прокурорского реагирования, а также координацию деятельности органов прокуратуры с органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами, осуществляющими в пределах своей компетенции борьбу с экстремизмом;

6) исключить дублирование принимаемых решений в рассматриваемой сфере со стороны органов прокуратуры и государственных органов контроля;

7) в целях обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, включая критическую информационную структуру РФ, принимать меры в соответствии со ст. 9 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации к совершенствованию действующего законодательства в части расширения признаков преступлений в сфере IT-технологий, введения процедур внесудебной блокировки сайтов-двойников ранее заблокированных сайтов.

Bibliography

1. Butkevich S.A. Features of the subject and the subjective side of Crimean extremism // Crimean Legal Readings. Education and Science: collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. (Simferopol, June 13-14, 2019). 2019. V. 1.

2. Kosareva L.V., Makogon I.V. Causal mechanism of extremism and terrorism (regional aspect) // Problems of determination and crime prevention. М., 2017.

3. Defun A.S. AUE as an extremist movement // Vestnik SevKavGTI. 2017. № 4 (31).

4. Menyailo D.V., Ivanova Yu.A., Menyailo L.N. AUE - criminal youth movement: essence and methods of distribution // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 3.

Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3.

5. Агапов П.В., Меркурьев В.В. Организованная преступность в современной России: состояние, тенденции и меры прокурорского реагирования // Вестник Юридического института МИИТ. 2019. № 3 (27).

6. Хлебушкин А.Г. Установление признаков социальной группы при квалификации преступлений экстремистской направленности: теория и судебная практика // Уголовное право. 2013. № 6.

7. Михайлов М.А., Кряжев В.С. Единообразие в определении круга преступлений террористической и экстремистской направленности - необходимая предпосылка эффективности методики их расследования // Всероссийский криминологический журнал. 2016. № 4.

8. Редькина Е.А. К вопросу об уголовно-правовом понятии «социальная группа» // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2008. № 2.

9. Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества // Всероссийский криминологический журнал. 2017. № 1.

10. Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сети Интернет. М., 2017.

11. Омаров Э.Р., Трофимов Ю.В. Преступления экстремистской направленности, совершаемые в ходе протестных акций // Академическая мысль. 2019. № 1 (6).

12. Васильченко В.В. Влияние интернет-коммуникаций на активизацию протестных движений молодежи в современной России. М., 2017.

13. Борисов С.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности. М., 2011.

14. Меркурьев В.В. Реализация ответственности за злоупотребление правом на выражение мнения и свободой на проведение собраний и объединений // Мониторинг правоприменения. 2019. № 4 (33).

15. Стешич Е.С. Криминология гомицида. М., 2019.

16. Брюхнов А.А. Криминологическая оценка насилия как детерминанты современной преступности // Юристъ-Правоведъ, 2020. № 2.

5. Agapov P.V., Merkur'ev V.V. Organized crime in modern Russia: state, trends and measures of the prosecutor's response // Vestnik Yuridicheskogo instituta MIIT. 2019. №» 3 (27).

6. Khlebushkin A.G. Establishing signs of a social group in the qualification of crimes of extremist orientation: theory and judicial practice // Criminal Law. 2013. № 6.

7. Mikhailov M.A., Kryazhev V.S. Uniformity in determining the range of crimes of terrorist and extremist orientation - a necessary prerequisite for the effectiveness of the methods of their investigation // All-Russian Journal of Criminology. 2016. № 4.

8. Redkina E.A. To the question of criminal law the concept of «social group» / E.A. Redkina // The Criminological magazine of the Baikal state University of Economics and law. 2008. №2 2.

9. Erezhipaliev D.I. Delinquency of minors at the present stage of development of the Russian society // All-Russian Criminological Journal. 2017. № 1.

10. Palamarchuk A.V. Prosecutor's supervision over the execution of legislation on the Internet. M, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Omarov E.R., Trofimov Yu.V. Crimes of extremist orientation committed during protest actions // Academic Thought. 2019. № 1 (6).

12. Vasilchenko V.V. Influence of Internet communications on the activation of protest movements of youth in modern Russia. M., 2017.

13. Borisov S.V. Prosecutor's supervision over the execution of laws on countering extremist activities. M., 2011.

14. Merkur'ev V.V. Implementation of responsibility for abuse of the right to express opinions and freedom to conduct meetings and associations // Monitoring of law Enforcement. 2019. № 4 (33).

15. Steshich E.S. Criminology of homicide. M., 2019.

16. Bryukhnov A.A. Criminological assessment of violence as determinants of modern crime. Yurist-Pravoved. 2020. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.