Т.П. Емельянова, М.Г. Резниченко
Проблемы и результаты SWOT-анализа развития системы образования Алтайского края
Развитие современной системы образования обусловлено влиянием нескольких групп факторов, главными из которых являются демографическая ситуация в регионе и масштабные реформы, проводимые в отрасли, в том числе - влиянием приоритетного национального проекта (ПНП) «Образование».
Одним из интегральных показателей развития системы образования является уровень образования населения. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., удельный вес занятых в экономике трудовых ресурсов с высшим и средним профессиональным образованием составляет в Алтайском крае 59,2%. Этот показатель несколько ниже среднероссийского (61,9%), но находится на уровне аналогичного показателя по Сибирскому федеральному округу (59,9%) [1, с. 169].
Основные показатели развития системы образования за 2004-2006 гг. представлены в таблице 1 [2, 3].
Таблица 1
Показатели развития образовательных учреждений Алтайского края в 2004-2006 гг.
С одной стороны, увеличивается численность студентов в негосударственных высших и средних специальных учебных заведениях, открывается много новых специальностей, растет автономия образовательных учреждений, формируется система
их многоканального финансирования, открываются инновационные образовательные заведения, складывается система общественных институтов управления образованием.
С другой стороны, сокращается количество государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений и количество учащихся в них, снижается доступность качественного образования для сельских жителей. Так, выпускники сельских школ при поступлении проигрывают городским: в 2004 г. 57% выпускников городских школ смогли попасть в вуз и только 35% - сельских [1, с. 170]. Одной из причин, объясняющей этот дисбаланс, являются различия в качестве образования в городе и селе. В среднем в районных общеобразовательных школах по сравнению с городскими более низкий образовательный уровень педагогов средних и старших классов (с высшим образованием 92 и 97% соответственно) и ниже их квалификация (соответственно 20 и 32% преподавателей высшей категории) [1].
Как показывают данные таблицы 1, снижается численность учащихся в государственных средних специальных заведениях. Незначительный рост количества учащихся в частных заведениях не компенсирует потребности экономики региона в рабочих кадрах, которая удо -влетворена в настояще время лишь на одну треть [4].
Высшие учебные заведения региона ориентированы на подготовку специалистов главным образом гуманитарного профиля, в то время как экономика края предъявляет спрос на рабочие специальности. Так, по данным управления Алтайского края по труду и занятости населения, на 1 января 2008 г. из имеющихся на краевом рынке труда вакансий 84,8% - это рабочие профессии [5].
До настоящего времени сохраняется тенденция старения педагогических кадров. В 2007 г. в общеобразовательных учреждениях края работает 14% учителей пенсионного возраста, наблюдается сокращение доли молодых специалистов [4, с. 183].
С 2006 г. в крае реализуется приоритетный национальный проект «Образование» по следующим направлениям: 1) стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационнообразовательные программы; 2) поощрение лучших учителей (в размере 100 тыс. руб.); 3) приобретение школьных автобусов; 4) подключение школ к сети Интернет; 5) обеспечение наглядными пособиями и оборудованием.
Показатели 2004 2005 2006
Государственные общеобразовательные учреждения, ед. 1548 1526 1493
Численность учащихся, чел. 288900 269721 255410
Негосударственные общеобразовательные учреждения, ед. 12 10 9
Численность учащихся, чел. 1187 723 544
Государственные средние специальные учебные заведения, ед. 42 43 43
Численность учащихся, чел. 44493 44441 43022
Негосударственные средние специальные учебные заведения, ед. 3 5 6
Численность учащихся, чел. 505 604 781
Государственные высшие учебные заведения, ед. 8 8 8
Численность студентов, чел. 82839 84645 83904
Негосударственные высшие учебные заведения, ед. 2 2 2
Численность студентов, чел. 6033 11689 11805
ЭКОНОМИКА
Таблица 2
БШОТ-анализ развития системы образования Алтайского края
Сильные стороны Слабые стороны
Относительно высокий уровень образования населения, сопоставимый со среднероссийским и среднесибирским уровнями Диспропорция между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, дефицит специалистов рабочих профессий и избыток специалистов гуманитарного профиля
Относительно развитая инфраструктура образовательных учреждений Дефекты механизма формирования социального заказа на подготовку специалистов базовых профессий для всех уровней профессионального образования
Неравные возможности получения образования для различных территориальных групп населения
Старение педагогических кадров
Возможности Угрозы
Создание эффективного механизма экономических отношений в системе образования (введение нормативного бюджетного финансирования в расчете на душу населения) Рассогласование между потребностями рынка труда региона и инфраструктурой образовательных учреждений
Улучшение материально-технического уровня образовательных учреждений и повышение статуса педагогических работников в результате реализации приоритетного национального проекта «Образование» и краевой целевой программы «Развитие образования на 2006-2010 гг.» Дефицит рабочих и инженерных кадров в экономике и социальной сфере региона
По итогами реализации национального проекта в 2006 г. в крае была простимулирована 41 школа (33 - сельских, 8 - городских), в 2007 г. - 61 школа (40 - сельских, 21 - городская), которые получили государственную поддержку в размере 1 млн руб. на реализацию инновационных образовательных программ. На начало 2008 г. все школы края (в том числе сельские) подключены к сети Интернет, в среднем по два учителя в районах и городах стали победителями в конкурсе на звание лучшего учителя, в каждый сельский район края было направлено в среднем по два школьных автобуса [6].
Следует отметить, что в относительных показателях городская часть региона в этом отношении выигрывает: в целом за 2 года реализации национального проекта простимулировано около 12% городских школ и только 6% сельских. В основе финансирования почти всех направлений ПНП «Образование» лежит конкурсный механизм. Государство, таким образом, поддерживает лидеров образования, так называемые точки роста. В этом отношении сельские школы в целом и их кадровый потенциал являются относительно менее конкурентоспособными. Для аграрного Алтайского края, в котором основная доля школ - сельские, это является большой проблемой. На наш взгляд, необходима разработка более дифференцированных для городской и сельской части региона критериев отбора получателей средств национальных проектов.
Выделяемых по национальному проекту ресурсов явно недостаточно для решения накопившихся
проблем в образовании в частности и в социальной сфере в целом. В рамках реализации ПНП «Здоровье» и «Образование» в край было дополнительно привлечено ресурсов порядка 2 млрд руб. Следует отметить, что это самый большой объем финансовых ресурсов, выделенных сибирским регионам [6]. Тем не менее доля национальных проектов в общем объеме ресурсов, выделяемых на социальную сферу, составляет не более 10%. Так, только в 2006 г. на развитие образования и здравоохранения из краевого бюджета было выделено 16,0 млрд руб. (в 2005 г. -12,7 млрд руб.) [2-3].
Совместный анализ «внешней» и «внутренней» среды системы образования приведен в таблице 2.
Разработка стратегии развития образования должна строиться таким образом, чтобы: 1) использовать сильные стороны для получения отдачи от потенциальных возможностей; 2) за счет появившихся возможностей преодолеть трудности; 3) использовать сильные стороны для устранения угроз; 4) избавиться от слабости и предотвратить потенциальные угрозы.
В целом следует отметить, что в образовательной сфере региона намечаются благоприятные тенденции, связанные главным образом с реализацией национального проекта «Образование». Перспективы развития системы образования должны основываться как на анализе тенденций в демографической и социальноэкономической сферах, так и на учете современных тенденций реформирования отрасли.
Библиографический список
1. Социальная траектория развития Алтая. - Барнаул, 2006.
2. Социально-экономическое положение Алтайского края в 2005 г. : статистический доклад. - Барнаул, 2006.
3. Социально-экономическое положение Алтайского
края в 2006 г. : статистический доклад. - Барнаул, 2007.
4. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г. - Барнаул ; Москва, 2007.
5. http://www.depalt.ttb.ru
6. http://www.altairegion22.ru/national project/education.ru