Научная статья на тему 'Анализ финансирования образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства: региональный аспект'

Анализ финансирования образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОН / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берендеева Алла Борисовна, Андреева Ольга Романовна

Автор рассматривает показатели развития и проблемы в системе образования, здравоохранения четырех регионов: Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей. Анализирует динамику расходов на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансирования образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства: региональный аспект»

АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Берендеева Алла Борисовна

доктор экономических наук, доцент. Ивановский государственный университет, кафедра экономической теории

г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: politeconom@rambler.ru

Андреева Ольга Романовна

доцент. Ивановский филиал «Институт управления» кафедра экономических дисциплин

г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: andi1515@mail.ru

Аннотация. Автор рассматривает показатели развития и проблемы в системе образования, здравоохранения четырех регионов: Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей. Анализирует динамику расходов на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт и т.д.

Ключевые слова: образование; здравоохранение; жилищно-коммунальное хозяйство; государственный бюджет; регион; услуги

Код УДК: 336.143

Annotation. The author examines the development indicators and the problems of education and health system in Vladimir, Ivanovo, Kostroma and Yaroslavl regions. The author also provides the results of the analysis of expenses dynamics in education, health, physical training and sport, etc.

Keywords: education; public health; housing and communal services; state budget; region; service

ОБРАЗОВАНИЕ

Проблемы образования по его видам, в отдельных регионах являются объектом исследования ученых, специалистов; актуализируются проблемы коммерциализации образования [1, 3, 4, 7, 9, 11].

Сравнительный анализ, проведенный по четырем регионам, показал, что по всем уровням образовательной системы, начиная с дошкольных и заканчивая высшими образовательными учреждениями, снижается численность детей, учащихся и студентов и, как следствие, наблюдается сокращение числа самих учреждений образования (табл. 1).

Другие проблемы в системе образования: недостаток детских дошкольных учреждений, коммерциализация образовательных услуг, недостаток финансирования образовательных

учреждений, старение кадров, сохранение невысокой заработной платы работников данной отрасли, др. Например, в 2008 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в образовании 75% от средней заработной платы по экономике региона - 7654,8 руб. В тоже время по сравнению с 2004 г. в 2,7 раза (в целом по экономике - рост в 2,5 раза). Рост реальной среднемесячной заработной платы в образовании (рассчитанный с учетом индекса потребительских цен) к уровню 2004 г. составил 169,3% (в целом по экономике - 158,2%).

Таблица 1

Динамика и структура численности студентов

Области Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными учреждениями на конец года, % Численность учащихся гос. и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, тыс. чел. Численность студентов гос. и муниципальных средних специальных учебных заведений, тыс. чел. Численность студентов гос. высших учебных заведений, тыс. чел.

2007 2008 2007 2008 2007 2008 2007 2008

Владимирская обл. 74,5 79,2 124,4 121,7 23,9 21,3 48,0 48,5

Ивановская обл. 72,9 72,0 89,7 86,4 15,6 13,9 52,2 51,1

Костромская обл. 73,4 72,7 63,2 61,4 9,5 9,0 20,5 20,7

Ярославская обл. 73,1 75,6 108,2 106,2 24,7 22,0 45,6 43,6

Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования существенно различается по типам образовательных учреждений. Так, размер заработной платы работников дневных общеобразовательных учреждений (где работает более 50% занятых в отрасли) составил 57% от уровня заработной платы работников вузов и 79% от уровня заработной платы работников средних специальных учебных заведений (в 2002 г. - 68% и 72% соответственно) (табл. 2) [12].

Таблица 2

Изменение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

работников образования, руб.

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008

Образование 2858,6 3707,4 4669,0 5878,5 7654,8

в том числе в учебных заведениях:

высшего проф. образования 4821,6 6425,5 7735,5 10275,1 13668,3

среднего проф. образования 3042,3 4416,3 5592,8 6487,2 8177,2

в дневных общеобразовательных учреждениях 2602,4 3431,7 4426,5 5188,7 6573,4

Справочно:

в целом по экономике области 4078,9 5143,7 6362,6 8171,6 10208,8

Расходы федерального бюджета и консолидированного бюджета Ивановской области на образование постоянно увеличиваются. В 2007 г. они составили 6 898,1 млн. руб., или 9,1% валового регионального продукта, что почти на 1% больше, чем в 2004 г. В 2007 г. основная доля расходов на образование приходилась на областной бюджет и местные бюджеты - 70,3% (в 2004 г. - 67,1%) [5].

Финансирование дошкольного и общего образования почти полностью (на 100,0% и 97,8% соответственно) производилось из средств бюджета области и местных бюджетов. Расходы областного бюджета и местных бюджетов на начальное профессиональное образование от общей суммы расходов на этот вид образования составили 83,4%, на среднее профессиональное - 37,6%. Высшее профессиональное образование полностью финансируется из средств федерального бюджета.

В последние годы наблюдается рост объема инвестиций в основной капитал, направленных на развитие образовательных учреждений области. В 2008 г. он увеличился в 4,9 раза (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2004 г. и составил 572,6 млн. руб. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «образование» являются бюджетные средства, на их долю в 2008 г. приходилось 82,1% от общего объема инвестиций в основной капитал. Из них 47,4% инвестиций - из средств федерального бюджета, 52,6% - из средств областного и местных бюджетов.

Расходы на образование в регионах за 2005 - 2008 гг. выросли: во Владимирской, Ярославской и Ивановской областях - в 2 раза, Костромской - в 1,8 раза. В 2008 г. они составили (в млрд. руб.): в Ярославской области - 9,9, Владимирской - 9,3, Ивановской - 5,9, Костромской - 4,3 (табл. 3) [8].

Таблица 3

Расходы на образование по регионам, млн. руб.

Области 2000 г. 2008 г.

Владимирская обл. 2005 4530,0

2006 6084,3

2007 7216,2

2008 9275,1

Ивановская обл. 2005 2971,8

2006 3840,4

2007 4852,0

2008 5896,7

Костромская обл. 2005 2368,1

2006 2930,6

2007 3568,3

2008 4271,0

Ярославская обл. 2005 5082,9

2006 6592,6

2007 8445,8

2008 9859,1

В Ивановской области в 2006 - 2009 гг. значительные средства из бюджетов всех уровней были направлены на модернизацию региональной системы образования. Объем финансирования мероприятий приоритетного национального проекта (ПНП) «Образование» из областного и федерального бюджетов составил почти 1,5 млрд. руб. В целом за четыре года финансирование региональной системы образования увеличилось на 72% (табл.4) [6, 8].

Таблица 4

Расходы на образование по регионам, млн. руб.

Области Годы Доля расходов на образование в расходах

консолидированного бюджета области на социально-культурные мероприятия

Владимирская обл. 2005 29,4% 45,3%

2006 28,9% 44,7%

2007 24,6% 42,3%

2008 25,2% 48,0%

Ивановская обл. 2005 22,6% 39,7%

2006 22,0% 34,4%

2007 22,1% 35,2%

2008 23,2% 41,0%

Костромская обл. 2005 26,4% 45,8%

2006 26,9% 45,7%

2007 24,7% 43,8%

2008 24,6% 46,8%

Ярославская обл. 2005 21,6% 40,2%

2006 23,3% 40,2%

2007 23,4% 40,3%

2008 22,2% 42,4%

Российская Федерация, всего 2005 21,4% 41,0%

2006 22,2% 41,0%

2007 21,6% 40,8%

2008 20,7% 42,2%

Так, расходы на образование в расходах консолидированного бюджета регионов в 2008 г. составили: 25,2% - во Владимирской области, 24,6% - в Костромской, 23,2% - в Ивановской и 22,2% - в Ярославской.

Растет доля расходов на образование и в расходах на социально-культурные мероприятия. В 2009 г. она составила: во Владимирской области 48,0%, Ивановской - 41,0%, Костромской - 46,8%, Ярославской - 42,4% при среднероссийском показателе 42,2%.

Модернизация общего образования будет проводиться в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Плана действий на 2011 - 2015 гг.,

утверждённого Правительством РФ в сентябре 2010 г.

В числе наиболее радикальных изменений, которые произойдут в системе общего образования - реализация нового поколения стандартов образования, обеспечивающих баланс интересов личности, семьи, общества и государства. Новые стандарты определяют требования не только к результатам обучения и образовательным программам, но и к условиям обучения. Стандарты будут вводиться исключительно при условии соответствия образовательного учреждения требованиям к оснащению образовательного процесса и внеурочной деятельности. В связи с этим доля расходов в региональном нормативе на учебные расходы в 2011 г. будет увеличена с 4,6 до 8 %. Однако поэтапное введение стандартов потребует дополнительного финансирования из областного бюджета и доведения доли учебных расходов в региональном нормативе до рекомендуемых 14% [2].

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Данная отрасль призвана обеспечить сохранение и улучшение здоровья людей путем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи в больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях.

В расчете на 10 000 жителей численность врачей в 2008 г. составляла в Ярославской области -59, Ивановской - 51, Костромской - 36 и Владимирской - 34 чел [8]. По численности среднего медицинского персонала и числу больничных коек лидирует Костромская область, а по мощности врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений - Владимирская. Ивановская область занимает в РФ по показателям на 10000 населения 32 место - по больничным койкам, 26 - по численности врачей, 60 - по численности среднего медицинского персонала (табл. 5).

Таблица 5

Показатели развития здравоохранения (на 10 000 населения)

Области Численность врачей Численность среднего медицинского персонала Число больничных коек Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену

2007 2008 2007 2008 2007 2008 2007 2008

Владимирская обл. 34,4 34,1 97,2 99,2 94,0 92,0 323,7 323,0

Ивановская обл. 51,5 51,0 132,9 105,2 109,9 106,3 217,0 215,1

Костромская обл. 38,9 35,8 123,8 119,8 150,3 146,6 222,0 230,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ярославская обл. 59,0 58,9 110,0 107,9 129,6 124,3 263,2 254,0

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт в консолидированных бюджетах занимают по РФ третье место после расходов на образование и ЖКХ, а по четырем обследуемым регионам - четвертое место после расходов на образование, ЖКХ, социальную политику.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт в консолидированных бюджетах регионов за 2005 - 2008 гг. выросли: в целом по РФ - в 1,7 раза, во Владимирской области - в 1,3

раза, в Ивановской - в 1,7 раза, в Костромской - в 1,4 раза, в Ярославской - в 1,6 раза, т. е. самый высокий рост наблюдался в Ивановской и Ярославской областях.

Наши расчеты показали, что по расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт в расчете на душу населения лидирует Ярославская область (4,39 тыс. руб.). Они составляют (в тыс. руб.) в Ивановской области - 3,25, Костромской - 2,49, Владимирской - 2,11 (табл. 6) [8].

Таблица 6

Расходы консолидированных бюджетов на здравоохранение, физическую культуру и спорт, млн. руб.

Области Годы Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт

всего на душу населения, тыс. руб.

Владимирская обл. 2005 2356,9 1,59

2006 3392,2 2,31

2007 4372,6 3,01

2008 3032,5 2,11

Ивановская обл. 2005 2102,2 1,9

2006 3777 3,45

2007 4584,7 4,23

2008 3493,6 3,25

Костромская обл. 2005 1276 1,79

2006 1568,6 2,22

2007 1955,5 2,79

2008 1728,8 2,49

Ярославская обл. 2005 3902,3 2,93

2006 5161,8 3,91

2007 6746,1 5,12

2008 5760,8 4,39

Российская Федерация, всего 2005 463,8 3,24

2006 601,8 4,22

2007 755 5,31

2008 784,5 5,53

Доля расходов на здравоохранение, физкультуру и спорт в расходах бюджетов снижается: за 2005 - 2008 гг. в РФ - с 15,8 до 12,6%. При этом в Ивановской области на здравоохранение, физическую культуру и спорт расходуется больше (13,8%), чем в РФ (12,6%) и четырех регионах: Ярославской (13,0%), Костромской (10,0%), Владимирской (8,2%) областях (табл. 7) [8].

Таблица 7

Доля расходов консолидированных бюджетов на здравоохранение, физическую культуру и спорт, в %

Области Годы Доля расходов на здравоохранение, физ. культуру и спорт в расходах

консолидированного бюджета области на социально-культурные мероприятия

Владимирская обл. 2005 15,3 23,6

2006 16,1 24,9

2007 14,9 25,7

2008 8,2 15,7

Ивановская обл. 2005 16 28,1

2006 21,6 33,8

2007 20,9 33,2

2008 13,8 24,3

Костромская обл. 2005 14,2 24,7

2006 14,4 24,4

2007 13,5 24

2008 10 19

Ярославская обл. 2005 16,6 30,9

2006 18,2 31,5

2007 18,7 32,2

2008 13 24,8

Российская Федерация, всего 2005 15,8 30,2

2006 16,5 30,5

2007 15,8 29,8

2008 12,6 25,6

Также снижается доля расходов на здравоохранение, физкультуру и спорт в расходах на социально-культурные мероприятия: по РФ - с 30,2 до 25,6%, Владимирской области - с 23,6 до 15,7%, Ивановской - с 28,1 до 24,3%, Костромской - с 24,7 до 19%, Ярославской - с 30,9 до 24,8%. В Ивановской и Ярославской областях на данную статью расходов направляется почти четверть расходов на социально-культурные мероприятия.

В структуре расходов на здравоохранение следуетразличатъ государственные и частные :

• расходы государства на здравоохранение;

• взносы на добровольное личное медицинское страхование;

• платные медицинские услуги населению;

• расходы населения на лекарственные средства.

В настоящее время наблюдается рост платности медицинской помощи [3, 7, 10] и расширяется Журнал «Теоретическая экономика» №5, 2011 www.theoreticaleconomy.info

практика неформальных платежей [13], что затрудняет доступ к качественной медицинской помощи, особенно для малообеспеченных граждан.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Расходы на ЖКХ в структуре расходов консолидированного бюджета РФ растут и в абсолютном, и в относительном выражении. Самый высокий данный показатель в 2005 - 2006 гг. был в Ивановской области (соответственно 19,0% и 13,9%), в 2007 г. - во Владимирской области (14,8%), в 2008 г. - в Ярославской области (16,1%) (табл. 8).

Таблица 8

Расходы консолидированных бюджетов на ЖКХ

Области Годы Расходы на ЖКХ Доля расходов на ЖКХ в структуре расходов,%

всего, млн. руб. на душу населения, тыс. руб.

Владимирская обл. 2005 1898,5 1,28 12,3

2006 2764,5 1,88 13,1

2007 4335,4 2,98 14,8

2008 5393,9 3,73 14,7

Ивановская обл. 2005 2494 1,69 19

2006 2429,1 1,66 13,9

2007 3152,2 2,17 14,4

2008 4036,5 2,79 15,9

Костромская обл. 2005 1050,3 1,47 11,7

2006 1089,4 1,54 10

2007 1496,4 2,14 10,3

2008 1787,1 1,36 10,3

Ярославская обл. 2005 3404,8 2,55 14,5

2006 3788,2 2,86 13,4

2007 4799 3,64 13,3

2008 7136,5 5,44 16,1

Российская Федерация, всего 2005 464,5 3,25 15,8

2006 579 4,06 15,8

2007 807,4 5,68 16,9

2008 1023,7 7,21 16,4

Вместе с тем доля расходов на ЖКХ в структуре расходов консолидированного бюджета в четырех регионах в 2006 - 2008 гг. была ниже среднероссийского показателя. Расходы на ЖКХ в расчете на душу населения в регионах в разы ниже среднероссийского показателя (7,21 тыс. руб.): в Костромской области - в 5,3 раза, Ивановской - в 2,6, Владимирской - в 1,9, Ярославской - в 1,3 раза.

Направления развития ЖКХ связаны с замедлением роста цен на жилье и тарифов на коммунальные услуги, улучшением состояния жилищно-коммунального фонда, повышением доступности как социального, так и коммерческого жилья и др.

Сравнительный анализ, проведенный по четырем регионам, показал, что по всем уровням образовательной системы, начиная с дошкольных и заканчивая высшими образовательными учреждениями, снижается численность детей, учащихся и студентов и, как следствие, наблюдается сокращение числа самих учреждений образования.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в образовании составила 75 % от средней заработной платы по экономике Ивановской области. Размер заработной платы работников дневных общеобразовательных учреждений составляет 57 % от уровня заработной платы работников вузов и 79 % от уровня заработной платы работников средних специальных учебных заведений.

Расходы федерального бюджета и консолидированного бюджета Ивановской области на образование постоянно увеличиваются и составляют 9,1 % валового регионального продукта. Финансирование дошкольного и общего образования почти полностью производилось из средств бюджета области и местных бюджетов. Высшее профессиональное образование полностью финансируется из средств федерального бюджета. В последние годы наблюдается рост объема инвестиций в основной капитал, направленных на развитие образовательных учреждений области. На долю бюджетных средств приходится 82,1 % от общего объема инвестиций в основной капитал.

Расходы на образование за 2005 - 2008 гг. в четырех исследуемых регионах выросли в 1,8 - 2 раза. Расходы на образование в расходах консолидированного бюджета регионов составляют 22,2 -25,2%. Растет доля расходов на образование в расходах на социально-культурные мероприятия, она составляет по четырем регионам 41,0 - 48,0%. Поэтапное введение нового поколения образовательных стандартов потребует дополнительного финансирования из областного бюджета.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт в консолидированных бюджетах занимают по РФ 3 место после расходов на образование и ЖКХ, а по четырем обследуемым регионам - 4 место после расходов на образование, ЖКХ, социальную политику.

По расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт в расчете на душу населения лидирует Ярославская область. Доля расходов на здравоохранение, физкультуру и спорт в расходах бюджетов снижается.

Расходы на ЖКХ в структуре расходов консолидированного бюджета РФ растут и в абсолютном, и в относительном выражении. Доля расходов на ЖКХ в структуре расходов консолидированного бюджета в четырех регионах в 2006 - 2008 гг. была ниже среднероссийского показателя. Расходы на ЖКХ в расчете на душу населения в регионах в разы ниже показателя среднего по России.

Динамика расходов консолидированных бюджетов на ЖКХ за 2005 - 2008 гг. на 90% выше динамики как расходов в целом, так и расходов на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальную политику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова М.В. Реформа высшей школы и Болонский процесс в России: (частный взгляд методиста) / М.В. Артамонова. - М.: Экономика, 2008.- 278 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Доклад на заседании Правительства Ивановской области руководителя Департамента образования Ивановской области Н. Бураковой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ivanovoobl.ru/interview.aspx?p=73&id=108#108. - Дата доступа: 30.11.2010.

3. Доступность высшего образования в России / отв. ред. C.B. Шишкин. - М.: Независимый институт социальной политики; Поматур, 2004. - 500 с.

4. Егоршин А.П. Рынок высшего образования Нижегородской области / А.П. Ерошин, О.Г. Пономарева // ЭКО. - 2008. - № 8. - С. 93-100.

5. О состоянии образования в Ивановской области в 2008 году : аналитическая записка. -Иваново : Ивановостат, 2009.

6. Об итогах реализации ПНП «Образование» и комплексного проекта модернизации образования в Ивановской области в 2009 году и задачах на 2010 год [Электронный ресурс] : выступление начальника Департамента образования Ивановской области A.C. Кузьмичева на заседании Правительства Ивановской области, 18.12.2009 г. - Режим доступа: http://www.iv-edu.ru/ vistup.html. - Дата доступа: 19.10.2010.

7. Проблемы доступности высшего образования. Научные проекты НИСП WP3/2003/01 / отв. ред. C.B. Шишкин ; Независимый институт социальной политики. - М.: СИГНАЛЬ, 2003. - 173 с.

8. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов - 2009 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_14t/Main.htm. - Дата доступа: 30.11.2010.

9. Нещадин А. Реформа высшей школы: предмет, задачи, ориентиры [Электронный ресурс]: (аналитический доклад) / А. Нещадин. - Режим доступа: http://nechadin.viperson.ru/wind.php? ID=314272&soch=1. - Датадоступа: 30.11.2010.

10.Социальная сфера и доступность социальных благ в регионе / науч. ред. А.Б. Берендеева. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010.

11.Ханин Г.И. Высшее образование и российское общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2008_09/Hanin/index.htm. - Дата доступа: 30.11.2010.

12.Центральная База Статистических Данных. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2244055. - Датадоступа: 30.08.2011.

13.Чирикова А. Неформальные платежи в медицине: новый взгляд на старую проблему / А. Чирикова, С. Шишкин // Общество и экономика. - 2002. - № 10-11.- С. 239-291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.