Научная статья на тему 'Развитие российского среднего образования в постсоветский период и его адаптация к новым историческим условиям'

Развитие российского среднего образования в постсоветский период и его адаптация к новым историческим условиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седлецкая Наталья Сергеевна

Показано значение программы развития системы среднего образования в Алтайском крае сроком на 20 лет, предусматривающей усовершенствование механизма развития районной и краевой системы образования, отвечающей не только задачам социально-экономического и социокультурного развития края в целом, но и способной к саморазвитию; включающей внедрение авторских программ, введение и апробацию новых предметов, серьезный прорыв в овладении и использовании новых технологий обучения развивающего характера, в том числе технологии уровневой дифференциации, контекстное обучение, адаптивные технологии обучения и появление новых типов образовательных учреждений, таких как лицеи, гимназии, частные школы. Формирование рынка образовательных услуг стало происходить на основе социального прогнозирования с учетом образовательных потребностей детей и их родителей из различных социально-экономических групп населения. Все это свидетельствует о переходе системы средне-го образования из режима функционирования в режим развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Russian Secondary Education at the Post Soviet Period and Its Adaptation to the Modern Historical Circumstances at Altay Region

The first stimulus on the way to the improvements and innovations was the program of the development of secondary education system at Altay region for the period of 20 years, which stipulated: 1) improvement of the mechanism of development of the district and regional system of education, corresponding not only to the goals of social-economic and social-cultural development of Altay region on the whole, but and it must be capable of self-development; 2) introduction of author's programs, introduction and approbation of new subjects, which lead to a serious breakthrough in mastering and using of new educational technologies of developmental character, including the technologies of the level differentiation, context education, adaptable educational technologies and the appearing of new types of educational institutions, such as lyceums, grammar schools, private schools; 3) formation of the market of educational services began to take place on the grounds of social forecasting in consideration of educational requirements of children and their parents from different social-economic groups of population. All these actions showed transition of the system of secondary education from the conditions of functioning to the conditions of development.

Текст научной работы на тему «Развитие российского среднего образования в постсоветский период и его адаптация к новым историческим условиям»

Н.С. Седлецкая

Развитие российского среднего образования в постсоветский период и его адаптация к новым историческим условиям

В 1991 г. прекратил своё существование некогда мощный Союз Советских Социалистических Республик, его распад повлёк за собой коренные изменения во всех сферах деятельности государства и каждого человека в отдельности.

Система народного образования участвует и во многом определяющим образом формирует человека. Главными звеньями воспитания и обучения являются школы, профессионально-технические училища, дошкольные учреждения. Все эти объекты необходимы для каждого населенного пункта. В городах, а также крупных селах нужно иметь школы, детские сады в зоне близкой доступности. Поэтому установленные нормы, кроме количественных показателей, предусматривают и такие требования, чтобы данные учреждения находились в радиусе 500-1000 м проживания каждой семьи. В начале 90-х гг. ХХ в. население недостаточно было обеспечено местами в школах. Например, если в Алтайском крае в целом на 100 мест в школьных учреждениях приходилось 105 детей, в Барнауле - 114, Заринске - 125, в Славгороде и Камне-на-Оби - 114, Новоалтайске - 116, зато в Алей-ском районе - 84, Солонешенском - 85 [1, с. 31].

Имелась определенная специфика как в строительстве школ, так и в затратах на их эксплуатацию. В городах эти объекты строились главным образом за счет бюджета местных Советов. Так, в Алтайском крае с 1991 по 1995 г. из 58 новых городских школ только 7 финансировали предприятия. Причём школьное строительство было включено только в сметы крупных предприятий, имеющих свой рабочий поселок. Большинство заводов оказывали немалую шефскую помощь в ремонте зданий, приобретении оборудования, особенно при организации обучения учащихся рабочим профессиям. Все это делалось раньше на основе договоренности и решения местных органов власти. В районных центрах, крупных поселках и совхозах строительство школ также велось за счет капитальных вложений местных Советов. Колхозы строили школы за свои средства. Эксплуатацию, ремонт помещений во всех случаях вели местные Советы.

Определенные диспропорции возникали в начале 90-х гг. ХХ в. при использовании школьных зданий. В городах ощущался их недостаток: средний коэффициент сменности составлял 1,35 (35% учащихся занимались во вторую смену). Причем в крупных городах этот показатель был несколько выше.

Остро стояла эта проблема в новых городских микрорайонах. В сельской местности этот показатель был равен 1,1. Но данная цифра не раскрывала истинного положения дел. Из-за высокой миграции сельского населения, а ещё из-за непродуманного размещения нового строительства, неправильного определения размера школ во многих селах плохо использовались имеющиеся площади. Так, в Алтайском крае 717 сельских школ (47% их общего числа) не заполнялись даже в одну смену. Например, Бело-глазовская средняя школа использовалась на 31%, Первомайская - на 23,7%. Многие здания не отвечали современным требованиям. В крае только половина сельских школ была расположена в типовых помещениях, а 21,6% - в малоприспособленных, ветхих [2, с. 73]. По состоянию на 1 января 1991 г. в крае функционировало 1564 школы, в том числе частных. Численность учащихся была свыше 550 тыс. чел., работающего персонала - 63955 чел.

Анализ показал, что из 5345 зданий, в которых были размещены учреждения образования, типовых зданий насчитывалось 2030, что составляло 38% от общего количества, требующих капитального ремонта - 1161 здание, что составляло 21,7%, 297 (7%) зданий подлежало сносу. Срок эксплуатации свыше 30 лет имели 1997 зданий, что составляло 37%, т.е. каждое третье здание. В среднем каждое учебное заведение размещено в двух, трех зданиях. Кроме того, не имели канализации 2031 здание (43%), водопровода - 1566 зданий (29%). Имели печное отопление 803 здания, или 15%. Из 2587 школьных зданий 769 (30%) были деревянными, следовательно, особенно пожароопасными [3, л. 18]. Практически третья часть помещений, используемых для организации обучения и воспитания детей, не соответствовала противопожарным требованиям.

Слабая учебно-материальная база, постоянный дефицит квалифицированных педагогических кадров, отсутствие должного внимания к нуждам школы со стороны руководителей хозяйств привели в первой половине 90-х гг. ХХ в. к социальной ущемленности сельского учителя и ученика, к снижению возможности получения современного образования.

В 1991 г. возникла необходимость введения существенных изменений в систему среднего образования как во всём СССР, так и в Алтайском крае. Первые попытки были предприняты ещё в 1987 г., когда был разработан пятилетний государственный план Мини-

Развитие российского среднего образования в постсоветский период.

стерства образования СССР по улучшению системы среднего образования в регионах, разработанный на 1987-1992 гг.

В соответствии с общегосударственным планом Алтайский краевой отдел народного образования принял в ноябре 1988 г. программу развития системы среднего образования в Алтайском крае [4, л. 34]. Данная программа была разработана на долгосрочную перспективу сроком на 20 лет с последующей поэтапной корректировкой по мере реализации.

Реализация этой программы проходила в три этапа. На первом этапе (1987-1990 гг.) были определены основные направления программы. Главная ее цель заключалась в усовершенствовании механизма развития районной и краевой системы образования, отвечающей не только задачам социально-экономического и социокультурного развития Алтайского края в целом, но и способной к саморазвитию. Среди основных положений программы того периода пристального внимания заслуживают пять следующих, так как именно они подвергались корректировке вплоть до 2000 г. Приоритетным направлением программы развития образования стала разработка модели воспитания, основанная на индивидуальном подходе к каждому ученику. Инновационность в содержании и формах организации учебно-воспитательного процесса получила право на существование с учетом преемственности в рамках одного учреждения и системы в целом. Повышение уровня учебно-воспитательного процесса в сельских школах заняло свое место в едином образовательном пространстве края. Оптимизация информационных, ассоциативных, координационных, кооперационных связей образовательных учреждений различных типов между собой, а также с учреждениями науки, культуры, здравоохранения, другими учреждениями социальной и производственной сфер, с семьей и общественностью. Эффективное управление заключается в том, чтобы согласованно развивать инфраструктуру системы, ее научно-методический, кадровый, информационный, материально-технический и финансово-хозяйственный потенциалы.

На втором этапе (1990-1993 гг.) происходили известные демократические преобразования в нашей стране, что способствовало притоку инноваций в систему образования. Образовательные учреждения Алтайского края не стало исключением из общей тенденции обновления образования. Подтверждением этому является широкий спектр инноваций как в содержании, так и в организации учебновоспитательного процесса. Это авторские программы, введение и апробация новых предметов, серьезный прорыв в овладении и использовании новых технологий обучения развивающего характера, в том числе технологии уровневой дифференциации, контекстное обучение, адаптивные технологии обучения.

В 1991 г. в крае начали появляться новые типы образовательных учреждений: гимназии, лицеи, российско-американская экспериментальная профессиональная школа, комплексы «детский сад - начальная школа» для детей из социально неблагополучных семей, в ряде школ открыты лицейские классы, наконец, частные школы. Это стало возможным благодаря постановлению «Об открытии лицея в Алтайском крае» [5, с. 2], принятому в сентябре 1990 г. В марте 1991 г. было принято сразу два подобных постановления: «Об открытии гимназии в Алтайском крае» [6, с. 3] и «Об открытии частной школы в Алтайском крае» [7, с. 2]. Все это свидетельствовало о переходе системы среднего образования из режима функционирования в режим развития. На данном этапе реализации программы к основным её положениям добавилось ещё два: 1) формирование рынка образовательных услуг стало происходить на основе социального прогнозирования с учетом образовательных потребностей детей и их родителей из различных социально-экономических групп населения [8, с. 235]; 2) инновации в процессе обучения и воспитания с этого времени должны проходить валеологи-ческую экспертизу, что позволит снизить рост заболеваний среди детей [9, с. 43].

Для реализации данных направлений ставились задачи по обеспечению гарантий общедоступного бесплатного образования, для повышения качества образования - его диагностика. А главное - сохранение того имеющегося потенциала, той образовательной системы, тех интересных традиций, которые должны в будущем развивать краевую систему среднего образования дальше. Первоначально инновационные процессы носили стихийный, неупорядоченный характер. В школах порой отсутствовали четкие концептуальные подходы, допускались случайность приоритетов, расплывчатость образовательных программ, разнообразие в наборе вариативных учебных предметов и факультативных курсов. Не всегда изучались условия, обеспечивающие успешность инновационной деятельности, отсутствовали четкие критерии и методики отслеживания нововведений. С целью прекращения «инноваций ради инноваций» краевым комитетом образования в 1994 г. был создан экспертный совет [10, с. 2], главной целью которого стала тщательная научная экспертиза нововведений в школах. В его состав вошли заведующие отделами образования всех районов города и крупных районов края и их заместители. За работой этого совета следили наблюдатели в составе директоров школ города и края, которые могли высказывать свои предложения и замечания по поводу работы совета и принятия решений. Вместе с тем стало очевидным неэффективное управление инновационными процессами на уровне районных отделов образования, которые пытались контролировать ситуацию, но зачастую запаздывали

с принятием решений и лишь констатировали происходящие перемены. Логика развития инноваций в системе образования края с необходимостью потребовала и изменения управления инновационными процессами краевым комитетом по образованию.

В новых условиях меняются роль и место районного управленческого звена; доминирующей в содержании деятельности каждого районного отдела образования края постепенно становится не контролирующая функция, а прогностическая. Каждый районный отдел образования Алтайского края стал своего рода «штабом» по управлению образовательной системой района, «штабом», где вырабатывается стратегия и тактика развития образовательных учреждений с учетом быстро меняющейся социальноэкономической ситуации. Таким образом, программа развития системы среднего образования на Алтае стала научно-организационной основой деятельности каждого районного отдела образования края, образовательных учреждений по переводу системы образования в режим развития и саморазвития.

Реализация программы развития краевой системы среднего образования, решение возникающих противоречий и проблем стали основным содержанием работы отделов образования в 1987-2000 гг. Отделы образования администраций всех без исключения районов Алтайского края, опираясь на результаты реализации программы, увидели генеральную цель развития системы среднего образования в сохранении и развитии имеющегося потенциала, повышении качества образования. В этой связи пришлось сохранить образовательное пространство, создать условия, обеспечивающие непрерывный характер образования и преемственность всех его звеньев. После усиления культурологической и воспитательной функций образования следовало развить общедоступную систему дополнительного образования, при этом усовершенствовать демократические основы управления краевой системой среднего образования, создать экономические механизмы функционирова-

ния и развития стало намного проще. И среди всех этих задач наиболее важной была социальная защита педагогических работников.

Приоритетные направления развития краевой системы среднего образования вытекали из «проблемных полей» сами собой. Это и вариативность образования, и его регионализация, и непрерывность в образовании, и валеологизация и психологизация краевой системы образования, и личностно-ориентированные, развивающие педагогические технологии, и скоординированное развитие сети образовательных учреждений, и профессионально-личностное развитие педагогических кадров районов края. Другими словами, была выработана система взаимосвязанных мер, направленная на развитие творческого потенциала, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости учащихся. Итак, была разработана такая система, где все взаимосвязано.

При определении структурной перестройки краевой системы образования нельзя было не учитывать прогноз на снижение количества учащихся в начальных классах, что сократило бы и количество старшеклассников первого пятилетия будущего столетия. Стремление к созданию учебно-воспитательных комплексов детский сад - школа было дополнено комплексами: школа - вуз, школа - научная лаборатория, школа - центр и т.д.

Таким образом, именно в рамках программы развития краевой системы среднего образования создаются и корректируются программы развития названных типов школ. Что касается развития инновационных образовательных учреждений в России на рубеже веков, то можно отметить следующие положительные тенденции: 1) возросло количество лицеев и гимназий, увеличилось число обучающихся в лицеях и гимназиях (именно эти формы новых образовательных учреждений стали особенно популярными по всей стране); 2) число негосударственных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, увеличилось с 12 до 13, количество обучающихся в них возросло на 200 чел. [11, с. 4].

Библиографический список

1. Сенько, Ю.В. Концепция стабилизации и развития образования в Алтайском крае / Ю.В. Сенько, В.Э. Тамарин // Образование в Сибири. - Томск, 1994. - Вып. 2.

2. Бойко, В.И. Современное образование: поиски и решения / В.И. Бойко // Регионализация образования. - Барнаул, 1994. - Ч. 2.

3. Центр хранения архивных фондов Алтайского края (ЦХАФ АК). - Ф. 1. - Оп. 151. - Д. 3128: Показатели, аналитический обзор, записки социально-экономического отдела об экономическом и социальном развитии Алтайского края (1985-1995 гг.).

4. ЦХПФ Ак. - Ф. 834. - Оп. 10. - Д. 3575: Протоколы, планы, отчёты, постановления постоянной комиссии по народному образованию (1985-1987 гг.).

5. Об открытии лицея в Алтайском крае // Алтайская правда. - 1990. - 26 сент.

6. Об открытии гимназии в Алтайском крае // Алтайская правда. - 1991. - 13 марта.

7. Об открытии частной школы в Алтайском крае // Алтайская правда. - 1991. - 22 марта.

8. Копытов, А.Д. Проблемы развития образования в рыночных отношениях: теория и практика на материале Сибирского региона / А.Д. Копытов, А.В. Турченко. - Томск, 1998.

9. Ирхин, В.Н. Осуществление принципа здоровьецен-тризма в валеологической практике / В.Н. Ирхин // Инновационные процессы в региональной системе образования. - Барнаул, 2001.

10. Об экспертном совете в системе среднего образования Алтайского края // Алтайская правда. - 1991. - 17 окт.

11. Фидельская, Н. Негосударственная школа - за и против / Н. Фидедьская // Учитель. - 1997. - 24 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.