С. И. Григорьев, В. П. Лекомцев
Концепция технологизации муниципального
образовательного пространства в регионе
Технологизация муниципального и регионального образовательного пространства потребовала, во-первых, конечно, изменения задач и содержания образовательной деятельности, широкой дифференциации образовательный услуг, ориентированный: на спрос. Высшая, средняя и начальная профессиональная школы масштабно увеличили многообразие специальностей, по которым сейчас ведется подготовка и переподготовка кадров, что не могло не повлиять на рост дифференциации профильных общеобразовательный: школ, их спецклассов.
Не мог не стимулировать актуальность технологизации муниципального и регионального образовательного пространства и процесс изменения статуса образовательных учреждений, в целом субъектов образовательной деятельности. Наряду с государственными в 1990-е гг. стали активно действовать частные образовательные учреждения, а также учреждения образования, действующие на ассоциативных, кооперативным началах. Государственная система образования дополняется системой религиозного образования, образования, развиваемого общественными организациями, политическими партиями, отечественными и зарубежными фондами, центрами глобального, дистанционного образования. Активизировался, приобрел новые формы1 процесс самообразования. Все это масштабно стимулировало освоение инновационных образовательных технологий, рост разнообразия организационных основ осуществления образовательной деятельности, развитие новых технологий оценки качества образования.
Данныш круг проблем многократно актуализирован информатизацией, компьютеризацией региональных учреждений образования России. Именно в 1990-е гг. компьютер в российских образовательных
учреждениях реально превратился из экзотической мебели, модернистского экспоната в полезную вещь, средство решения практических, повседневных задач образовательной деятельности. А это не могло не изменить как раз очень многое в технологической составляющей образования. Реальным тому подтверждением стали компьютерные учебники и пособия, новые системы текущего и итогового контроля качества обучения, федеральная и региональные (локальные) системы тестирования, развитие дистанционного образования на базе глобальных компьютерных сетей.
Актуальность технологизации муниципального и регионального образовательного пространства обусловлена и демократизацией управления образованием, становлением его общественно-государственного характера, переходом от административного управления людьми, занятыми в сфере образования, к управлению содержанием и качеством обучения и воспитания, регулированию правовых основ саморазвития образования. В этом плане нельзя не отметить и процесс регионализации образовательной системы в стране, ее дифференциации на региональные подсистемы. Не случайно именно в 1990-е гг. был введен национально-региональный компонент образовательных госстандартов, началась разработка соответствующих комплектов обучающих средств, а также средств оценки качества обучения. Широко распространилась практика разработки региональных и муници-пальныж программ развития образования.
На Алтае этот опыт заявил о себе еще в первой половине 1990-х гг. При этом он основывался не только на инновационном обновлении форм и содержания образовательной деятельности, но и на позитивных традициях планирования
социология
развития образования в годы советской власти.
Впрочем, задачи развития образования в крае в 1990-е гг. быши осложнены явными неудачами реформ, обостряющимся кризисом экономики и управления, политического развития страны. Это со всей определенностью поставило немало задач по сохранению, социальной защите образования на муниципальном и региональном уровнях, по его адаптации не только к условиям рынка, но и кризисного развития. Именно этим во многом оказывается обусловленной у нас специфика техноло-гизации образовательного пространства на региональном и муниципальном уровнях, которая учитывается комплексной программой сохранения и развития образования в Алтайском крае [1] .
Наиболее существенно решению данного круга задач способствует программноцелевой подход, составляющий основу построения комплексной программы сохранения и развития образования в Алтайском крае. Он реализуется прежде всего через систему целевых специализированных подпрограмм, дифференцированных по степени актуальности (срочности) : первоочередных, среднесрочных и перспективных .
К первоочередным отнесены в стартовом варианте программы такие подпрограммы первостепенной актуальной значимости, как «Образование и здоровье», «Сельская школа», «Совершенствование управления образованием, стандартизация, лицензирование, аттестация и аккредитация учреждений образования», «Инновации в организации и технологиях образования», «Информатизация образования Алтайского края», «Национально-регионально адаптированные госстандарты и контроль за качеством образования», «Дети с ограниченными возможностями развития».
Группа приоритетных среднесрочных подпрограмм включает подпрограммы: «Индивидуально-личностный компонент обучения и воспитания», «Социальное образование и воспитание», «Экономическое образование», «Экологическое образова-
ние», «Педагогические кадры», «Развитие и мониторинг социально-профессиональных ориентаций молодежи», «Юридическое образование».
Подпрограммы стратегического, перспективного значения включают такие как «Инженерно-техническое образование», «Художественно-эстетическое и культурологическое образование», «Модернизация дошкольного образования», «Глобальное, национальное, региональное в образовании поликультурного общества», «Дополнительное образование», «Одаренные дети».
Существенно важно то, что комплексная программа ориентирует педагогическую общественность региона на создание и осуществление не только программ развития всех уровней организации образования в крае (начальное профессиональное, среднее специальное, высшее и др.), но и на разработку районных, городских, учрежденческих программ, на привлечение к этой работе педагогического актива, родительской общественности. На это же ориентирует региональный закон «О народном образовании в Алтайском крае» [2].
Технологичность выполняемых на уровне учреждений, районов, городов, края в целом программ обеспечивается (должна обеспечиваться), во-первых, системой управления целевыми программами и проектами; во-вторых, системой их информационного обеспечения; в-третьих, рабочими планами осуществления проектов, в-четвертых, методиками, используемыми специалистами для анализа актуальной проблематики и социального проектирования. Так сегодня поставлен вопрос.
Особое внимание программа уделяет становлению новой системы управления качеством образования. В этой связи осуществляется комплекс мер по созданию тестового контроля качества обучения, методик целостного мониторинга качества образования. Активную роль в решении данного круга проблем играет Алтайский филиал Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, а также Институт мониторинга качества
региональных образовательных систем СО РАО, формирующиеся вузовские центры тестировании [3].
Специально следует подчеркнуть тот факт, что целый ряд целевых программ непосредственно ставит своей целью технологизацию тех или иных сегментов муниципального образовательного пространства. Прежде всего это характерно для специализированной подпрограммы «Инновации в организации и технологиях образования», которая основными задачами имеет:
- изучение, обобщение и распространение опыта работы инновационных учебных заведений;
- разработку качественно нового содержания подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, соответствующих новым задачам реформирования образования, его сохранения;
- моделирование новых технологий воспитания и обучения учащихся в учебных заведениях инновационного типа.
Среди мероприятий и проектов этой целевой подпрограммы обращают на себя внимание прежде всего такие: «Самоэк-спертиза и экспертиза инновационных учебных заведений Алтайского края», «Научно-методическое обеспечение выявления и изучения субъектов инновационных процессов в образовательном пространстве Алтайского края», «Исследование психо-физического состояния учащихся в инновационных учебных заведениях», «Реорганизация системы управления инновационными процессами на Алтае», «Особенности применения модуль -но-рейтинговой системы организации учебного процесса и контроля качества знаний в инновационных образовательных учреждениях» и др.
Не менее значима для технологизации образовательного пространства на Алтае целевая специализированная программа «Информатизация образования Алтайского края». Она имеет в качестве основных задач, во-первых, создание базовых точек роста использования новых информационных технологий в си-
стеме деятельности инновационных школ путем их оснащения современными моделями ЭВМ; во-вторых, формирование единого информационно-педагогического пространства региона путем развития региональной информационно-образовательной сети, совершенствования деятельности информационно-педагогических центров Барнаульского госпедуниверситета, Алтайского госуниверситета, Алтайского технического госуниверситета, Института повышения квалификации работников образования; в-третьих, обеспечение школьникам, прежде всего сельских школ, возможности использования компьютеров в учебном процессе путем модернизации имеющихся компьютерных классов, создания новых, а также включения учреждений образования в региональные и глобальные компьютерные сети.
В этой связи целевая подпрограмма предусматривает техническое обеспечение информатизации образования, учебно-методическое совершенствование информатизации образовательной деятельности, проведение специальной исследовательской и экспериментальной работы, введение в практику управления образованием современных информационных технологий, организацию подготовки и переподготовки педагогических кадров по информатике, создание единой системы дистанционного образования на основе сетевых технологий и пр.
Вполне определенно технологический аспект обозначен и в целевой программе «Национально-регионально адаптированные госстандарты и контроль за качеством образования». Среди ее основных задач, в частности, значатся следующие:
- создание Алтайского краевого центра оценки качества образования;
- разработка и реализация технологии сопряженной разработки федеральных и региональных образовательных стандартов;
- формирование управленческого цикла «образовательный стандарт - оценка учебных достижений учащихся - мониторинг качества образования - анализ состояния качества краевого образования - принятие адекватных управленческих решений»;
- формирование нового типа взаимоотношений между обществом и государством по поводу образования, при котором не только государство сможет требовать от ученика соответствующей подготовки, но и ученик, его родители вправе требовать от государства выполнения взятых им обязательств; и др.
Среди мероприятий, проектов этой целевой подпрограммы наиболее значимы: «Разработка региональных образовательных стандартов», «Разработка регионального базисного учебного плана», «Создание механизма управления освоением образовательными учреждениями регионального стандарта», «Создание экспертно-аналитического центра по координации внедрения регионально-национально адаптированных госстандартов», «Создание государственной аттестационной службы образовательных учреждений» и др.
Особое значение в технологизации муниципального образовательного пространства имеет разработка технологий мониторнга качества образования в конкретном учебном заведении на основе определенной структуры годичного доклада педагогическому коллективу дирекции (руководства ) образовательного учреждения. Распространение этой практики мониторинга качества образования на Алтае тесно связано именно с развертыванием деятельности в рамках комплексной программы сохранения и развития региональной системы образования и ее целевых специализированных подпрограмм. Вместе с тем оно связано и с совершенствованием традиционных форм этой работы, опирающейся на погодичное и пятилетнее планирование образовательной деятельности, плановой базы управления в системе обучения и воспитания, характерной для советского периода истории страны.
В этом аспекте показательно то, что даже инновационные учебные заведения на Алтае сохраняют традицию погодично-го и перспективного планирования своей деятельности, в том числе и мероприятий по контролю качества обучения. Они активно включаются в районные и городс-
кие программы развития образования, составляя их неотъемлемую часть . Так, например, в Барнауле при активной поддержке администрации ведется целенаправленная работа по совершенствованию планирования, контроля качества образования. Здесь последовательно поощряется разработка целевых подпрограмм развития образовательной деятельности в городе, существует специальная программа развития инновационных учреждений образования. Поддерживаются и профильные городские подпрограммы - например, проект «Социальное образование», осуществляемый на базе колледжа социальных наук и комплекса «Социология, психология и социальная работа» Алтайского госунивер-ситета.
На районном уровне также развертывается система планирования комплексного развития образования. В Барнауле наиболее активно в этом направлении продвигается Железнодорожным район, где быша создана новая система муниципального планирования развития образовательной деятельности в условиях рыгнка и кризисного развития. Вопросы технологизации обучения и воспитания, управления образованием занимают в ней ведущее место.
Стратегическое значение для технологизации муниципального образовательного пространства на Алтае имеет развертывание экспериментальных площадок различного уровня, прежде всего федерального. Эта работа опирается на вывод о необходимости органичного соединения образовательной практики с потребностями жизни и достижениями науки, педагогического знания, прежде всего. Не случайно в этой связи открытие в Алтайском крае во второй половине 1990-х гг. новых экспериментальных площадок различных подразделений Российской академии образования, Министерства общего и профессионального образования, комитета администрации Алтайского края по образованию.
Наконец, нельзя не отметить и позитивную роль в технологизации образовательной деятельности в регионе формирующейся современной системы ра-
боты учреждений образования с грантами. Это значительно активизирует программно-целевое обеспечение образовательной деятельности, стимулирует творчество педагогического актива и учащихся, помогает наиболее деятельным педагогам осуществлять свои замыслы, поддерживает их морально и материально.
В региональной комплексной программе сохранения и развития системы образования на Алтае этой форме активизации технологической оснащенности образовательной деятельности посвящен целый раздел - «Международные, федеральные, межрегиональные и региональные научные, научно-технические и образовательные проекты (гранты) на Алтае». Здесь предусмотрены меры по стимулированию «грантовой» деятельности как средства тех-нологизации регионального образовательного пространства.
В принципе программа предусматривает гибкую систему многоканального финансирования развития образования на муниципальном и региональном уровнях. В условиях кризисного развития экономики и общественной нестабильности это создает некоторые новые возможности сохранения и развития образования в крае, в том числе технологизации муниципального образовательного пространства, которое с учетом дифференциации систем управления и финансирования в стране на муниципальный, региональный и федеральный уровни приобретает все более реальные очертания.
Нам бы не хотелось, рассматривая данный круг вопросов, представлять дело таким образом, что на Алтае решены все проблемы эффективной технологизации муниципального образовательного пространства, что региональная Комплексная программа сохранения и развития системы образования в Алтайском крае во всем объеме стала действенным механизмом их решения. И тем более, что сама по себе технологизация образовательной деятель -ности отнюдь не исчерпывает собой весь спектр задач совершенствования обучения и воспитания в регионе.
Мы вполне отчетливо представляем
себе относительную самостоятельность и значение в развитии образования, с одной стороны, технологического, инструментального, а с другой - роль феноменологического, уникально-содержательного, ценностного. Очевидна и взаимозависимость, взаимодополняемость феноменологического и технологического в современном образовании.
Все это разнообразно проявляет себя в проблематике развития образования на региональном и муниципальном уровнях. Многое в ней нам видится вполне конкретно и во всем объеме. Так, например, остается крупной проблемой согласование не только содержания тестовых заданий для выпускников общеобразовательных школ и заданий для абитуриентов вузов, но и технологий тестирования в школе и вузе. Эта проблема имеет свой особый ракурс рассмотрения в контексте дифференциации программ обучения и тестового контроля качества знаний учащихся инновационных школ, их отличий от обычных школ, работающих по традиционным программам с использованием традиционных образовательных технологий.
Технологически в практике образовательной деятельности уровни организации образования - от дошкольного и начального профессионального до высшего и послевузовского. Впрочем, само по себе это ни хорошо, ни плохо. Другое дело, когда слабо осваивается, согласуется опыт ведения образовательной деятельности, накопленный на различных уровнях ее организации, в учреждения образования различного типа.
Уходя от администрирования в сфере образования, расширяя самостоятельность образовательных учреждений, инициативу педагогической общественности, развивая муниципальное самоуправление, мы во многом утратили согласованность действий учреждений образования, их нацеленность на решение региональных общественных проблем. Учитывая преимущественно, а чаще исключительно лишь спрос на образовательные услуги, мы теряем не только стратегическую управляемость сферой образования в интересах
региональных и муниципальных социально-территориальных сообществ, но и согласованность действий образовательных учреждений.
У нас пока не заработали в полной мере региональный и муниципальные общественно-государственные советы по координации образовательной деятельности, на что ориентируют педагогическую общественность края и региональный закон «О народном образовании в Алтайском крае», и комплексная программа сохранения и развития системы образования на Алтае. Не играют пока своей роли профессиональные сообщества преподавателей-предмет-ников. Они по большей части не созданы или не реорганизованы на новых более активных началах, слабо влияют на модернизацию содержания и технологий образовательной деятельности.
Эта ситуация во многом усугубляется слабостью регионального и муниципальных бюджетов, не способных в сегодняшних условиях в главном удовлетворительно обеспечивать функционирование и развитие учреждений образования. А это, в свою очередь, ведет к росту напряженности, забастовочному движению учительства,
разрушению традиционно результативных форм обучения и воспитания. В особо сложной ситуации у нас оказалась сельская школа. Здесь произошли и происходят во многом необратимые изменения из-за разрушения коллективных хозяйств, всей сельской социальной инфраструктуры. Сельский учитель оказался в наиболее сложной обстановке, где доминирующей стала проблема физического выживания.
Конечно, отчасти эта острота обстановки снимается проведением таких мероприятий, как «Учитель года», «Образовательные теле- и радиомарафоны», «Творческие конкурсы и олимпиады учащихся» и др. Помогают целевые программы, аттестация учительства по качеству профессиональной деятельности. Ключевыми, однако, остаются вопросы финансирования региональной системы образования, организация ее общественной и государственной экономической поддержки. Технологизация муниципального и регионального образовательного пространства связана прежде всего с проблемой финансирования комплексной программы сохранения и развития образования на Алтае. Это - главное!
Литература
1. Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 года: Региональная комплексная программа. Барнаул, 1998.
2. «О народном образовании в Алтайском
крае»: Региональный закон. Барнаул, 1996.
3. Мониторинг качества образования в регионе (на примере Алтайского края) . Бар наул, 1998.