УДК 37
В.М. Лопаткин
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Барнаульский государственный педагогический университет
В постановлении Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» № 676 от 17.09.2001 г. отмечается, что «с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований ио приоритетным направлениям развития образования, пауки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения».
В рекомендациях по осуществлению организационно-методической работы по созданию университетских комплексов, разработанных МО РФ (№ 17-55-99 ин/17-1 1ot09.J 1. 2001 г.), отмечается, что для оптимизации создания таких комплексов необходимо четко выделять: цели его создания, основные задачи, принципы и этапы формирования комплексов.
В настоящее время существуют различные подходы к формированию понятия университетского комплекса и анализу его основных компонентов. Среди них можно выделить следующие:
1. Описание университетского комплекса через противопоставление его университету как социальному институту. В частности, В,П. Ковалевский считает, что отличие университетского комплекса от университета в его классическом исполнении заключается в следующем:
- возможности предоставления обучающимся многоуровневого образования (среднего, среднего специального, высшего);
- наличии условий для продвижения идеи на рынок (коммерческой реализации научно-технических разработок);
реализации единых методологических подходов к разработке моделей специалиста и проведения работ по достижению параметров данных моделей;
- комплексном подходе к развитию творческих способностей каждого обучающегося и др. [1, с. 27].
2. Проектирование регионального университетского комплекса на основе разграничения понятий «система образования» и «система обучения» [2, с. 31 ].
3. Рассмотрение университетского комплекса как объединение университетов, вузов, техникумов, кол-
леджей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой - непрерывность и преемственность [3, с. 31].
4. Выделение основных задач университетского комплекса, в частности; обеспечение интеграции образования и науки за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе; созда-ние единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности; реализация единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным программам различных уровней; создание современной лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов; обеспечение условий, способствующих привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников: выработка рекомендаций для решения актуальных проблем субъектов Российской Федерации и от раслей; взаимодействие с органами исполнительной власти, развитие межрегиональных связей при решении проблем в области образования, науки и инновационной деятельности; развитие международных связей в сфере образования; выполнение совместных научных проектов. [4, с. 36].
5. Образовательные округа рассматриваются как интегративная основаэтпорегиональных образовательных систем [5, с. 97].
На основе анализа различных точек зрения относительно статуса, структуры и задач университетского образовательного округа можно сделать вывод, что в настоящее время отсугствуют общепринятые теоретико-методологические основы формирования регионального университетского комплекса, а существующие точки зрения можно свести к следующему:
Во-первых, отдельные авторы подчеркивают важность методологических основ формирования университетского комплекса. Так, В.П. Ковалевский предлагает методологию проектирования регионального университетского комплекса рассматривать с учетом:
- функционирования на рынке услуг 8 сфере обучения двух субъектов: пост авщика (учебного заведения) и потребителя (физического лица);
- раскрытия сущности и описания содержания основных видов деятельности (комплексных активностей) региональных университетских комплексов различного типа;
- описания закономерностей и выделения особенностей основных этапов функционирования региональных университетских комплексов различного типа, предопределяемых факторами внешней среды;
- определения функциональных областей и разработки укрупненной схемы проектирования учебно-научно-производственного комплекса как составной части регионального университетского комплекса;
- разработки структуры процесса организации управления региональным университетским комплексом на основе логистического подхода [1, с. 29].
Во-вторых, другие, в частности ученые Кемеровского госуниверситета, разработали принципы, в основе которой лежит концепция, обусловливающая следующие функции непрерывного образования: компенсаторную, адаптивную, интегративную [3, с. 33].
В-третьих, ряд авторов полагают, что через университетские комплексы могут наиболее полно реализовываться такие миссии высшего образования, как организация непрерывного образования, подготовка квалифицированных специалистов разного уровня, улучшение профессиональной переподготовки и повышения квалификации, укрепление связей с различными уровнями и различными формами образовании, активизация научных исследований, посвященных вопросам образования [4].
В-четвсртых, отдельные авторы считают целесообразным, чтобы образовательные округа базировались на административно-территориальном пространстве семи федерачьпых округов [5].
Эта точка зрения в какой-то степени не является новой. Так, еще в 1803 г. образовательное пространство Российской империи было разделено на шесть округов, по числу университетов: Московский, Виль-ненский, Дерптский, Казанский, Петербургский, Харьковский. Учебные округа охватывали несколько губерний и все учебные заведения, находящиеся на их территории. При этом как приходские и уездные училища, так и гимназии были подведомственны университетам. Учебные округа представляли собой государственные региональные структуры управления образованием. Позднее учебных округов стало уже двенадцать, одним из которых явился Кавказский учебный округ, который был учрежден высочайшим повелением от 18 декабря 1848 г. Кавказский учебный округ подчинялся непосредственно наместнику Кавказа и Министерству народного просвещения, объединив Закавказскую часть с Северокавказской [5].
Но все исследователи отмечают важность и актуальность создания в современных условиях такой образовательной структуры как региональный университетский образовательный комплекс.
С начала 1990-х гг. активно началась «универси-тизация» высшего образования, которая привела к тому, что университетами стали различные отраслевые институты: сельскохозяйственные, медицинские,
педагогические и др. В соответствии с этим считаем целесообразным говорить не просто о региональном университетском округе, а выделять образовательный округ в соответствии с типом образующего его университета. В связи с этим объектом нашего исследования являлся университетский педагогический округ, «ядром» которого выступил Барнаульский государственный педагогический университет.
В середине 1990-х гг. региональная система образовательная в Алтайском крае стала объектом пристального внимания политиков и ученых. Во-первых, все учреждения образования в крае оказапись в условиях острого дефицита финансовых ресурсов. Во-вторых, стало очевидным несоответствие системы образования края его хозяйственно-экономическому потенциалу. В-третьих, разрушение традиционной структуры хозяйства края потребовали существенной реконструкции всех уровней профессионального образования. В-четвертых, обострились проблемы качества образования и его социальной эффективности в целом.
Первоначально решение проблемы сохранения и обновления системы образования в Алтайском крае сводилось к решению таких задач, как формирование новой системы многоканального финансирования учреждений образования всех уровней; организация общественно-государственной системы управления, самоуправления и контроля за качеством обучения; оптимизация рынка образовательных услуг; расширение спектра специальностей и специализаций и т.д. Но в результате специального исследования, проведенного под руководством С.И. Григорьева, было выявлено, что специфика решения задач в области образования в Алтайском крае обусловлена наличием большого аграрного сектора экономики, значительной доли сельского населения в структуре населения края, что обусловливает существование сельских общеобразовательных школ и профессиональных училищ [6].
На специальных совещаниях, проводимых Комитетом администрации Алтайского края по образованию, рассматривались вопросы, связанные с перспективой сохранения и трансформацией общеобразовательных школ, начального профессионачьного образования. В 1995 г. по заказу Комитета администрации Алтайского края по образованию была разработана программа «Сохранение и обновление региональной системы образования на Алтае в 1995 -2000 гг.». Методологической базой разработки этой программы стал программно-целевой подход, который реализовался в разработке и осуществлении ряда целевых специализированных подпрограмм. В процессе реализации этих подпрограмм вырабатывалась стратегия обновления региональной системы образования.
На основе этой программы был подготовлен проект закона об образовании в Алтайском крае. В проекте закона были четко определены особенности и вза-
имосвязь различных уровней организации образования в крае: дошкольного общего среднего, начального профессионального, среднего специального, высшего, послевузовского, дополнительного. В проекте закона отмечалось, что управление учреждениями образования в Алтайском крае строится на основе сочетания государственных (федеральных, региональных, краевых), муниципальных и общественных начал при развитии самоуправления и академической автономии образовательных учреждений. Этот проект Закона об образовании в Алтайском крае (хотя, к сожалению, он так и не был принят) послужил организационной основой создания вокруг ведущих вузов края образовательных округов, и одним из первых стал образовательный педагогический округ.
В настоящее время отчетливо вырисовывается необходимость переконструирования системы профессионального образования в регионе с целью достижения ее адекватности условиям развития общества. Современный уровень развития общественной жизни, возникновение новых технологий производства обусловили появление принципиально новых проблем, относящихся к сфере профессиональной подготовки специалистов. Одной из форм достижения нового качества стало повышение квалификации.
Решение проблем повышения квалификации работников способствует, с одной стороны, повышению эффективности их социальной поддержки, с другой - выявлению приоритетных задач и совершенствованию профессионального образования в целом.
В соответствии с этим важным представляется определение оптимальной государственной политики в области развития и поддержки профессионального образования в регионе. Государственные структуры сегодня могут играть весьма конструктивную роль в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов. В частности, наличие защищенных статей бюджета позволило бы учебным заведениям более активно использовать основные источники финансирования, среди которых можно выделить, например, использование возможностей частного сектора, создание фондов по подготовке и переподготовке квалифицированных специалистов, личное участие работников в финансировании обучения и т.д.
Для эффективности реализации кадровой политики в регионе важным представляется осуществление постоянного мониторинга спроса на специалистов в различных отраслях производства, а также проведение дополнительных мероприятий по улучшению качества профессионального образования. Причем следует отметить, что для многих регионов является относительно новым подходом к контролю качества профессионального образования мониторинг структуры воспроизводства качества интеллектуальных ресурсов региона и их динамика, что, в свою очередь, предполагает отслеживание статистики, харак-
теризующей структуру и динамику воспроизводства кадров как традиционных, так и новых специальностей.
Важность этих проблем обусловлена также тем. что в каждом регионе формируется, а затем реализуется своя модель университетского образовательного округа. Так, структура Уральского университетского образовательного округа включает, во-первых, подразделения самого университета, реализующие образовательные программы всех уровней:
- программу высшего профессионального образования реализуют 13 факультетов. Институт управления и предпринимательства, Высшие женские курсы;
- послевузовское профессиональное образование включает аспиран туру, докторантуру, специатизиро-ванные диссертационные советы. Институт по переподготовке и повышению квалификации, 2 факультета повышения квалификации. Центр профессиональной переподготовки военнослужащих, Центр но повышению квалификации учителей в области информатики, различные краткосрочные курсы для специалистов;
- программы дополнительного профессионального образования -это программы получения дополнительной квалификации, программы среднего профессионального образования.
Во-вторых, специализированный учебно-научный центр, предназначенный для работы с одаренными детьми; в-третьих, 2 филиала; в-четвертых, 14 представительств; в-пятых, межвузовский научно-образовательный центр; в-шестых, Уральский институт общественных наук, финансируемый Московским общественным научным фондом. Министерством образования России, Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США) [4].
В основе образовательного университетского округа, сформированного на базе Кемеровского государственного университета, лежит полифункциональ-ная модель «Региональный центр непрерывного образования». Данный округ охватывает своим влиянием регионатьную образовательную сеть с географически рационально расположенными филиалами в крупнейших городах субрегионов (Анжеро-Судженске, Белове, Прокопьевске, Новокузнецке) и представительствами (Мариинск, Междуреченск), при которых также созданы и функционируют отделения Центра непрерывного образования. В ст руктуре РЦНО более 50 образовательных учреждений, объединяющих около 30 тыс. дошкольников и школьников.
В настоящее время во многих регионах России создаются университетские образовательные округа, имеющие свою специфику и особенности структурного деления. Среди них можно выделить Елецкий государственный университет - ведущее системообразующее учреждение региона. Он оказывает боль-
шое влияние на формирование культурно-образовательной среды. Университетский округ охватывает конкретную историко-культурную территорию. Преподаватели Елецкого госуниверситета стремятся найти инвариант региональной социокультурной практики; считают, что благодаря этому «можно будет обеспечить единство эмпирического “живого” знания и знания теоретического, профессионального, а также переход от линейной модели описания происходящего к пониманию существенной нелинейности процессов жизнедеятельности, отражающейся во множестве моделей ее описания» [7, с. 9]. В данном случае предлагается социокуль-турологическая модель многовариантного образовательного процесса.
Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ академик В.А. Садовничий выделяет основные характеристики университетских округов: во-первых, это проверенная на практике форма объединения учебных заведений всех типов вокруг ведущего университета или нескольких авторитетных вузов; во-вторых, университетский округ - это средство консолидации учебных заведений, организации их взаимодействия как по вертикали (дошкольное учреждение - школа - вуз - повышение квалификации и переподготовка кадров), так и по горизонтали (в масштабах района, края, области, республики); в-третьих, университетский округ, рассматриваемый как государственно-общественный коллегиальный орган, представляет собой весьма перспективную форму взаимодействия образовательных учреждений со всеми заинтересованными организациями и общественными силами; в-четвертых, университетский округ - это наиболее адекватная современному этапу научно-технологического развития форма повышения интеллектуального и материального потенциала самого образования.
Таким образом, важность и актуальность формирования такого образовательного института, как университетский округ, в том числе и университетский педагогический округ, в настоящее время сомнения не вызывают. Но актуальным остается выбор методологической базы, которая обусловливает содержание и структуру этого округа.
Нам представляется, что весьма оптимальным является выбор в качестве методологической основы формирования университетского педагогического округа социологической концепции жизненных сил человека. Исходным понятием, объединяющим всю систему категорий социологической концепции жизненных сил человека, является понятие «первичные социальные отношения» как взаимозависимость субъектов индивидуальной и социальной жизни, обладающих определенными жизненными силами,
взглядами по поводу жизненного пространства, средств жизнеосуществления человека. Первичными такие социальные отношения являются потому, что они в концентрированном виде содержат все основные виды общественных отношений, прежде всего производственно-экономических, политических, культурно (духовно> идеологических и социально-бытовых [8, с. 120].
Существенно важным в системе категорий рассматриваемой концепции является понятие «жизненные силы человека», которое определяется как его накопленная способность к воспроизводству и совершенствованию своей жизни, совокупность показателей индивидуальной и социальной субъектно-сти. В свою очередь, жизненное пространство человека характеризуется как совокупность средств жиз-неосуществления, среди которых выделяются естественные основы индивидуальной и социальной жизни человека, а также социокультурные компоненты его бытия.
Жизненные силы человека, воздействуя на его жизненное пространство своим количеством, качеством и мерой, формируют содержание первичных социальных отношений владения, пользования и распоряжения. В свою очередь, жизненное пространство, соответственно оказывая влияние на жизненные силы человека своим количеством, качеством и мерой, организует и выражает первичные отношения распределения, присвоения и потребления.
На базе социологической концепции жизненных сил человека, опирающейся на системное видение эволюции региона, могут быть выделены основные задачи педагогического образовательного округа.
1. Формирование условий в регионе, в данном случае в Алтайском крае, для воспроизводства и совершенствования человека своего бытия, развития индивидуальной и социальной субъектности.
2. Учет взаимовлияния жизненных сил и жизненного пространства бытия, жизнедеятельности человека. В соответствии с чем возможен анализ взаимодействия образования и социального развития региона. Упор в этом случае делается на то, что именно образование, во-первых, закладывает основы развития индивидуальной и социальной субъектности личности, формирует ее направленность, систему связей, т.е. способствует занятию человеком определенного социального места и соответствующего положения; во-вторых, формирует адекватное представление людей об их жизненном пространстве и среде обитания [9].
В соответствии с этим нам представляется важным, что тип университетского педагогического округа зависит от характера жизненного пространства региона, его развитости. Так, национально-культур-ное развитие регионов, их поселенческие структу-
С.Г. Дембицкий. К вопросу о сущности и содержании понятия «безопасность общества..
ры во многом определяют содержание и структуру более точно формулировать задачи оптимизации
университетского педагогического округа. образования на всех его уровнях, а также опти-
Такой методологический подход к формированию мизации взаимодействия всех образовательных
университетского педагогического округа позволяет учреждений.
Литература
1. Ковалевский В.П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса II Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2.
2. Ковалевский В.П. Проектирование регионального университетского комплекса //Там же. № 5-6.
3. Захаров Ю.А., ЧурековаТМ. Непрерывность и преемственность образования в структуре университетского комплекса//Там же №2.
4. Прокопьев В.П. К вопросу создания университетских комплексов // Там же. N8 2.
5. Белогуров А.Ю. Образовательный округ современной России: иллюзия или реальность? II Филос науки. 2003. № 6.
6. Лекомцев В.П., Григорьев С.И. Особенности проекта алтайской программы сохранения и модернизации региональной системы образования II Образование в Сибири. 1996. N91.
7. Кузовлев В, Университетский образовательный комплекс в условия* малого города России II Вестн. высш. шк. 2003. № 5.
8. Григорьев С.И. Концептуальные основания подготовки специалистов для социальной сферы регионов экологического неблагополучия II Образование в Сибири. 1998. № 1.
9. Григорьев С.И. Образование и социальное развитие региона; контекст сохранения и эволюции жизненных сил человека II Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: Мат-лы V Мевдунар. науч.-метод. конф. Т. 3. Новосибирск, 2003.
УДК 37
С.Г. Дембицкий
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»
Московский государственный областной университет
Следует признать, что к настоящему времени разработан достаточно широкий круг научных и практических проблем развития России (с позиций выхода ее из социально-экономического кризиса и определения долгосрочной стратегии). При этом, опираясь на мировой опыт в области проведении социально-экономических реформ, многие исследователи в качестве одного из главных условий успешного фор-мирования в России цивилизованных рыночных отношений выделяют прежде всего необходимость социальной переориентации осуществляемых в нашей стране экономических преобразований (см., напр.: [1]).
В ст. 7 Конституции РФ зафиксировано; «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [2, с. 7, 8]. В свою очередь, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации указано, что «национальные интересы России» (как «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства») в социальной сфере заключаются в «обеспечении высокого уровня жизни народа». Причем интересы личности состоят в «реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека»; интересы общества -в «упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении общественно-
го согласия, в духовном обновлении»; интересы государства - в «политической, экономической и социальной стабильности», в «обеспечении законности и поддержании правопорядка» [3]. Иными словами, подчеркивается, что на сегодняшний день одним из базовых элементов национальной безопасности России выступает безопасность общества в социальной сфере.
В то же время, как отмечает большинство отечественных и зарубежных специалистов, исследующих состояние и динамику социального самочувствия российского общества, специфика современной социально-экономической ситуации в нашей стране такова, что напрямую опосредует необходимость скорейшего решения насущных социальных проблем, поскольку именно последние часто становятся серьезным препятствием на пути адаптации широких слоев населения к рыночным условиям хозяйствования. Например, результаты анализа отношений российских граждан к современным реалиям, к новому социальному порядку демонстрируют: значительная часть населения, обладающая сплоченностью и потенциальной решимостью, сегодня не только крайне не удовлетворена своим социально-экономическим положением, но и не видит цивилизованных путей изменения сложившегося положения дел [см., напр.:
Г4Ц.
Между тем, несмотря на достаточно пристальное внимание различных ученых к вопросам «социаль-