ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Горбунов Александр Сергеевич, аспирант ГОУ ВПО. Место работы: «Сибирская государственная геодезическая академия».
Контакты автора: E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены тенденции развития традиционного природопользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Произведен анализ экономической эффективности компенсационных платежей. Предложены пути совершенствования социально-экономического развития коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа в условиях Концепции устойчивого развития.
Ключевые слова: Концепция устойчивого развития, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, коренные малочисленные народы Севера, традиционное природопользование, недропользование.
PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVING THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH IN THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - UGRA
Gorbunov Alexander Sergeevich, The post-graduate student of SEIHVT.
Place of employment: «The Siberian state geodetic academy».
Contacts of the author: E-mail: [email protected]
Annotation. The tendencies of development of traditional nature use in The Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra are considered in article. Directions of policy within the limits of preservation of The native people of the North are studied in article. The analysis of economic efficiency of compensatory payments is made. Ways of improving the socio-economic development of the indigenous peoples of The Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra in the conditions of the Sustainable development concept are offered.
Keywords: The Sustainable development concept, The Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra, The native people of the North, Mining.
Спецификой Российской Федерации является наличие на ее территории регионов, богатых природными ресурсами федеральной и мировой значимости - ресурсодобывающих регионов. Сочетание факторов исключительной ценности и народнохозяйственной значимости добываемых в них ресурсов, сложных условий их добычи и эксплуатации, а также условий проживающего здесь населения ставят сложную задачу создания процесса добычи ресурсов и извлечения максимальной прибыли из них с учетом интересов и потребностей будущих поколений - задачу создания процесса рационального природопользования.
Особенно эта необходимость ярко выражена в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в связи с тем, что регион является исторической родиной коренных малочисленных народов Севера ханты, манси и лесных ненцев (КМНС), общая численность которых составляет 30,15 тыс. человек (не более 2,5% от общей численности населения автономного округа).
В подтверждение сказанному, документы Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) подчеркивают: «Коренное население ... призвано играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учетом их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития» [1].
В свете сложившейся ситуации, на территории автономного округа, с 1992года, начали образовываться территории, используемые для ведения традиционных методов хозяйствования. К таким территориям были отнесены родовые угодья. Так, было образованно 467 родовых угодий (которым в дальнейшем присвоен статус территорий традиционного природопользования), в границах территорий которых проживают и ведут традиционный образ жизни и хозяйствования около 2 тысяч человек [2].
В то же время, территория автономного округа характеризуется высоким уровнем антропогенного и техногенного воздействия, что в совокупности с комплексом географический, климатических, демографических и этнографических особенностей обуславливает необходимость установления дополнительных требований к охране окружающей среды, к мерам по обеспечению экологического благополучия местного населения, лимитированию воздействия на окружающую среду и к разработке иных организационно управленческих мер, связанных с природопользованием и природоохранной деятельностью.
Для целей недропользования в автономном округе предоставлено 1б755тыс га земель. Из общего количества территорий традиционного природопользования 330 находятся в границах лицензионных участков. Общая их площадь 10260843 га.
И это, при том, что процессы недропользования основаны на экстенсивных методах разработки месторождений и добычи минерально-сырьевых ресурсов, что конечном итоге привело к целому комплексу негативных воздействий на окружающую среду, качественное развитие промышленного производства.
Начиная с 2003 года, темпы добычи нефти снижаются. Основными причинами можно назвать: истощение ресурсной базы территории и снижение числа открытий новых месторождений (в период 1997-2002 годы на территории нераспределенного государственного фонда автономного округа в среднем за год открывалось до 15-ти месторождений углеводородного сырья, в то время, как в 2008 году открыто два новых месторождения).
Существование нефтедобывающего комплекса невозможно без полноценного функционирования нефтяного фонда скважин. Но, по состоянию на 01.01.2009 года, действующий фонд скважин составлял 61,8 тыс. скважин, или 85,8 процентов от всего объема существующих нефтедобывающих скважин.
Рассматривая проблему воспроизводства минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного
Бизнес в законе
3'2010
округа важно также отметить, что на сегодняшний день на территории округа находится более восьми тысяч законсервированных и ликвидированных скважин (включающих вспомогательные объекты: системы
обустройства скважин), пробуренных за счет средств государственного бюджета (до 90-х годов). Лишь незначительная часть данного типа скважин расконсервирована и используется недропользователями. Основная же часть, находящаяся как в распределенном, так и нераспределенном фонде недр все еще находится в законсервированном состоянии.
За последние 10 лет, на территории всей Тюменской области, включая Ханты-Мансийский автономный округ, на заброшенных скважинах было зафиксировано 58 открытых фонтанов, из которых 44 сопровождались пожарами. Это — экстремальные случаи «оживления» старых скважин. Не меньшую опасность для экологии Западной Сибири представляет выход на поверхность пластовых рассолов и смешение их с питьевыми водами. Рассолы уничтожают пастбища, угрожают растительности, которая в этом регионе и без того, в силу климатических условий, довольно слабая [3].
Цена ликвидации одной скважины в зависимости от сложности, глубины и удаленности от населенных пунктов колеблется от 1 млн. до 50 млн. рублей. Финансирование из бюджета этих мероприятий становится довольно обременительным для государства [3].
Экстенсивное и, уже неизбежное промышленное освоение региона стало причиной кризиса в традиционном природопользовании.
В рамках развития традиционных методов хозяйствования был принят целый ряд региональных законодательных актов, предусматривающих правовую, экономическую и социальную поддержку коренных народов и экономического развития традиционного природопользования.
Так, Департаментом по вопросам малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа и Муниципальными образованиями автономного округа реализуется программа «Социальноэкономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа на 2008-2012 гг.», которая призвана решить задачу развития материального производства и инфраструктуры традиционных отраслей хозяйства и быта. Общий объем финансирования Программы составляет 1639885 тыс. рублей [4].
Кроме того, осуществляются компенсационные выплаты предприятиями-недропользователями лицам, осуществляющим традиционные виды деятельности в случае, если интересы хозяйственной деятельности предприятий пересекаются с субъектами традиционного природопользования.
Практика компенсационных платежей, реализуемая государством и нефтедобывающими компаниями вызвала необходимость определения продуктивности территорий традиционного природопользования.
В рамках изучения обозначенных проблем Ангарским землеустроительным проектно-изыскательным предприятием совместно с Ханты-Мансийским филиалом Новосибирского РКЦ «Земля» была проведена работа по оценке всех видов биологических ресурсов автономного округа, в пределах районов и ранее образованных родовых угодий, пригодных для ведения традиционной хозяйственной деятельности.
Полученные данные показали значительный приро-до-ресурсный потенциал территорий традиционного природопользования [5].
На основе рассчитанных показателей автором был проведен анализ эффективности использования ресурсов, вовлекаемых в традиционные виды деятельности, где были изучены и сопоставлены данные фактического изъятия данных ресурсов с потенциалом территорий.
В качестве объекта исследования были выбраны территории традиционного природопользования и сделан опрос владельцев территорий, с целью выявления доходности традиционных видов деятельности.
На примере отдельного родового угодья, расположенного на территории Ханты-Мансийского района, площадью 28 тыс.га, было отмечено, что реальная прибыль владельца угодья во много раз меньше потенциала территории традиционного природопользования.
Фактический сбор дикоросов был осуществлен на сумму - 0,02 процента от его возможного потенциала, продукция рыбного промысла составила - 4,9 процента, продукция оленеводства - 0,04 процента, фактическая добыча продукции охотничье-промыслового хозяйства составила 4,9 процента от его возможного потенциала.
Подобная ситуация складывается и в границах других родовых угодий, расположенных на территории автономного округа.
Полученные данные показывают низкую эффективность использования потенциала родовых угодий.
Кроме того, был проведен анализ эффективности компенсационных платежей владельцам родовых угодий, чьи территории пересекаются с лицензионными участками.
В данном случае, также основывались на данных, полученных Ангарским землеустроительным проектноизыскательным предприятием.
При сравнительном анализе потенциала родовых угодий и компенсационных выплат компаниями - недропользователями, в Нижневартовском и Сургутском районах, было выявлено, что уровень убытков малочисленных народов, возникающих при изъятии земель территорий традиционного природопользования для целей недропользования в 2006 году был возмещен предприятием ОАО МПК «Аганнефтегазгеология» на уровне 18,5 процентов, в 2007 году - на уровне 19,7 процентов, а в 2008 году - 25,85 процентов.
Так, объем компенсационных платежей за период 2006-2008 годы увеличивался, но фактический уровень убытков данные выплаты не возмещали.
Из вышеперечисленных проблем становится очевидным, что процессы интенсивного нефтегазового освоения неизбежны, а в условиях энергетической стратегии России до 2020 года и дестабилизации экономики всего мира являются основным фактором развития региона и страны в целом.
При этом, существуют опасения, которые касаются дальнейших перспектив устойчивого развития Северных территорий, а также коренных народов, исконно населяющих эти территории. Проблемы устойчивого развития коренных народов в реалиях современных процессов становятся особенно заметны в рамках сокращения бюджетных ассигнований на социальные программы, к примеру, в 2007 году на программу Социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера было выделено на 78 процента больше, чем в 2008 году.
Кроме того, дотационная политика государства и система компенсационных платежей, осуществляемая предприятиями-недропользователями может привести
к низкой заинтересованности в осуществлении коренными малочисленными народами хозяйственной деятельности и возникновению иждивенческих настроений.
Принимая во внимание выводы ученых, исследующих проблему самодостаточности малочисленных народов, сложно сказать однозначно, будут ли намеченные мероприятия единственно верным решением избавления малочисленных народов от субсидирования, сможет ли субъект традиционного природопользования приносить доход в казну, регулярно пополнять бюджет всех уровней.
Учитывая накопленные малочисленными народами навыки рационального природопользования и бережного отношения к окружающей среде, опыт зарубежных стран, проблему воспроизводства бездействующих скважин, расположенных на территории региона и находящихся в государственной собственности предлагается следующее: передать в пользование объединений граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа определенную часть объектов нефтедобывающего комплекса, находящуюся в собственности государства и размещенную на территориях традиционного природопользования владельцам родовых угодий.
В подтверждение сказанному можно привести пример: избегая концепции «резерваций» или прямых денежных выплат за использование ресурсов, правительство США делает попытку вовлечь коренных жителей Аляски в магистральное течение американского бизнеса, используя для этого хорошо себя зарекомендовавшую в цивилизованном мире корпоративную структуру. Этим корпорациям было выделено во владение значительное количество земель, и они активно включились в разработку минеральных ресурсов [6].
Так и на территории Российского Севера, для решения поставленных задач возможно проведение мероприятий с целью законодательного закрепления деятельности корпоративных структур. Тем более, что предпосылки для этого существуют: граждане - владельцы родовых угодий постоянно совершенствуют свой образовательный уровень. Только в автономном округе количество специалистов, имеющих высшее образование среди представителей коренных народов, насчитывает по разным данным от 556 и 577 человек и более 30 человек - с различной научной степенью.
Результатом может стать формирование малочисленных народов уже не как определенной части общества с особым правовым и экономическим статусом (предусматривающего выделение пособий и субсидий из государственного бюджета), а предпринимателей-собственников, не требующих постоянной опеки и субсидирования, в то же время, которые смогут пополнить государственную казну за пользование минеральносырьевым ресурсами и получающими от них прибыль.
Список литературы:
1. «Международные акты о правах человека»: сборник документов. - М.: Издательская группа Норма - ИНФА, 1998. -98 с.
2. Территории традиционного природопользования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в период 1992-2004гг.
: Информационный обзор. - Екатеринбург, 2005. - 170 с.
3. Проблемы жизни после смерти [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.oilcapital.ru.
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2007года №151-ОЗ [Электронный ресурс] : О программе социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного ок-
руга - Югры на 2008-2012 годы / - Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Белов, В.В. Землепользование Общинно-родовых хозяйств Ханты-Мансийского автономного округа / В.В. Белов. -М. : ООО «НИПКЦ «Восход-А», 2005. - 78 с.
6. Пахомов, В.П. Социально-экономическое развитие коренных этносов в условиях рыночных отношений. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. 272 с. / В.П. Пахомов, В.Г. Логинов. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2003. - 272 с.
РЕЦЕНЗИЯ
В работе автора рассмотрена работа формирования , функционирования и дальнейших перспектив традиционного природопользования в Ханты-
Мансийском автономном округе - Югре.
Автор затронул актуальную на сегодняшний день, не только в Ханты-Мансийском округе, но и на международном уровне, тему реализации Концепции устойчивого развития, существующей при современном развитии индустриализации.
При подготовке работы были использованы материалы специалистов, изучающих проблемы традиционного природопользования, статистические сборники, действующие законодательные акты.
В статье рассмотрены тенденции развития традиционного природопользования на международном уровне, на уровне Российской Федерации и в Ханты -Мансийском автономном округе. Изучены направления политики Ханты-Мансийского округа в рамках сохранения малочисленных народов и поддержания традиционных методов хозяйствования. Исследованы положительные стороны действующей политики, их недостатки, предложены варианты дальнейшего
развития традиционных методов хозяйствования малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа.
Научная новизна представленной работы заключается в исследовании как теоретического материала, нормативных актов, так и практического материала. Так, автор, на примере отдельно взятой территории традиционного природопользования, провел сравнительную характеристику природного потенциала (данные были получены на основании работ, проведенных соответствующими проектно-изыскательными организациями) и его фактическую добычу (данные были получены на основе опроса автором владельца рассматриваемой теории). Кроме того, можно отметить предложения автора по совершенствованию социально-экономической политики жизнедеятельности малочисленных народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что отличает их от ранее опубликованных работ.
Учитывая то, что данная работа ранее не была представлена к публикации, наличие предложений о новых направлениях развития традиционного природопользования, научную обоснованность представленной работы, актуальность работы системность излагаемого материала, а также соответствие данной работы теме диссертационного исследования, считаю обоснованным включение статьи в список публикаций научно-информационного журнала «Наука и экономика»
Заведующий кафедрой БЖД В техносфере Сибирской государственной Геодезической академии д.э.н., профессор Татаренко В.И.