УДК 37
ИЗ ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ХМАО-ЮГРЫ
Долженко Ю.Ю., преподаватель кафедры Теории и практики управления, ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный
педагогический университет»
Шаймарданов Р.Х., д.п.н., профессор, ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», главный научный сотрудник Лаборатории исследования проблем физического воспитания и этнопедагогики
Авторы рассмотрели значение национального образования для сохранения и развития народа (ханты и манси), его культуры и языка. В статье раскрывается полная периодизация национального образования коренных народов: ханты и манси, проживающих на территории современного Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (1096-2015 гг).
Ключевые слова: национальное образование, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, ХМАО-Югра, периодизация национального образования коренных народов: ханты и манси, национальное самосознание.
FROM THE HISTORY OF EDUCATION IN THE KHMAO-UGRA
Dolzhenko Y., lecturer of the Theory and practice management chair, SEIHPE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University» Shaymardanov R., Doctor of Education, Professor, SEI HPE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University», chief research worker of the Laboratory studies problems of physical education and ethnopedagogics
The authors examined the value of national education for the preservation and development of the people (Khanty and Mansi), its culture and language. The article reveals the full periodization of the national indigenous education: Khanty and Mansi peoples living on the territory of contemporary Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Yugra (1096-2015).
Keywords: national education, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, KHMAO-UGRA, periodization of the national indigenous education: Khanty and Mansi, national consciousness.
Национальное образование является основополагающим условием развития национального самосознания, которое представляет собой рефлекторную способность человека переосмысливать своё место в мире, повышать уровень самоудовлетворённости, самоутверждения: делать себя, своё сознание, свою культуру, свои социальные отношения, свои воспроизводственные функции своим собственным предметом и смыслом жизни. Национальное образование - это система взаимосвязанных элементов (обучения и воспитания), в рамках существования единого образовательного пространства, в которой интегрированы принципы культурно-исторической преемственности, целостности, вариативности, многоцентровости, многополярности, сферности, открытости и динамичности, осуществляемое с использованием национальной культуры, языка, истории, обычаев, обрядов, традиций, духовных ценностей, религии и т.д. в национальных школах, образовательных организациях с национальным компонентом с целью формирования национального самосознания человека [6].
В национальном самосознании присутствует познавательный и нравственный компоненты, которые отражают отношение индивида к социокультурным и историческим ценностям своего народа.
Изучение языка, культуры, истории, обычаев, обрядов, традиций, религии своего народа является одним из основных элементов национальной самоидентификации и средством формирования национального самосознания.
На протяжении многих веков происходила трансформация национального самосознания как следствие изменения политики в области национального образования коренных народов в ХМАО-Югре.
Анализ научных исследований по проблемам национального образования (Л.Г. Ахметов [5], А.Л. Бугаёва [1], Л.Н. Ванчицкая, Г.Н. Васильева, В.В. Домогацкая, С.Л. Зубарева, М.С. Кантор, Л.Г. Лазарева, А.Г. Мухаметшин [3],Т.И. Руднева, Д.С. Ткаченко, С.Н. Федорова [4], Р.Х. Шаймарданов [6]), периодизации национального образования, в том числе национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре, способствовал выявления исторических этапов становления и развития национального образования в ХМАО-Югре. Можно выделить семь основных исторических этапов развития национального образования коренных народов (ханты и манси) на основе социально-политических факторов региона, природно-климатических условий, культурных особенностей ханты и манси [2](Рис. 1): этап зарождения и становления мировоззренческих основ (1096-1707 гг.), этап подъёма национального образования (1708-1917 гг.), этап интенсивного развития национального образования (1918-1937 гг.), этап надлома в функционировании национального образования
(1938-1971 гг.), этап разрушения национального образования (1972-1990 гг.), этап «регенерации» национального образования (1991-2011 гг.), современный этап развития национального образования (2011-2015 гг.).
Были выявлены и проанализированы особенности национального образования на этапах: зарождения и становления мировоззренческих основ коренных народов: ханты и манси (1096-1707 гг.), подъёма национального образования коренных народов: ханты и манси (1708-1917 гг.).
Суровые климатические условия и социально-политические факторы диктуют свою цель национального образования на этапе зарождения и становления мировоззренческих основ: передачу опыта подрастающему поколению о способах выживания и ведения хозяйственной деятельности, сохраняя культуру и язык этноса.
В основе национального образования лежало трудовое (семейное) воспитание, приобщение детей к ведению присваивающего (охота, рыбная ловля, собирательство дикоросов), производящего (скотоводство, металлообработка) и натурального (домашнего) хозяйства в рамках мировоззрения коренных народов, обских угров, религиозного представления и восприятия окружающего мира [2].
С момента начала процесса христианизации (1708 г., Указа Петра I) коренных народов (ханты и манси) и освоения территорий Обского Севера, богатых природными ресурсами (нефтью, газом, полезными ископаемым, пушниной, ценными породами рыб, ягодами и пр.), отмечается процесс подъёма национального образования, что отражается:в повышении уровня национального самосознания коренных народов (ханты и манси) в связи с изучением национальной культуры и языка исследователями-путешественниками, представителями духовенства, ссыльными мещанами, представителями «буржуазных» слоёв общества; в повышении уровня общей грамотности коренного населения в рамках «навязанного» религиозного воспитания (миссионерские, церковно-приходские, передвижные и др. виды школ);в появлении профессиональных образовательных учреждений по профессиям, необходимым коренным народам (ханты и манси) -специализированных классов по профессиям и школ-мастерских.
В годы советской власти отмечается тенденция развития национального образования на территории современного ХМАО-Югры, которую можно представить тремя этапами развития национального образования коренных народов: этап интенсивного развития (1918-1937 гг.), этап надлома в функционировании (1938-1971 гг.), этап разрушения (1972-1990 гг.).
Пытаясь завоевать доверие местного населения, новое правительство делает упор на образовательную деятельность в округе (этап интенсивного развития): начинается борьба с
Jil, !lj ^ =!■■ - is. I ° ЕЙ iX' ^ liil-M®-^ E а а о ll ш 1 ISllii fc iihHI P! HI mmfmlmlu 1 1 t X s и Аш liIlL IliiiliPl KiiillM №! ith 11 if Ki I Ei It 1 ■illi
* , * A
ц H Ш * II ЯШ-Is Hi s ii 4 1 if if -lis ' llllfllii ilill Illllflii J 1 3 8 iii ¿Ш ^ p Л fill II Wl || | . { 11ll ii! ]11 IS ПЬР U ¡It Hllllillllillii
iZ A b *
15 ill a 13 1iHA ¡1 Mi1 if is IKijiLiil i Щ| IS HI III lillllllifil 1 i u X 5 S К 0 1 I ti i 1 il t! b||i I III fi lifif li f i тшШШн • if nlii-i ИМ - S N fl. . OuQ.'tXX^OK
+ * +
-Si i ■ ' я я 1 ? i illl-l il If § h 11 11 fib hM llSiiliisi ! p| iihi 1 111 If still I I te 4 i i 11 1 ill I 18 |I1 IS rl I | III iihllfil IIMi I it ■ III Ifillj III ah ||| Iflliliil ШРШ?
+ * *
« S " i 1 liisl il * iilS^ii is;*- в il - ¡1 Ш I с i II я ifi? 1 3 si l^allslfsis* i flPsii! 1 jfflijj liIiliHiiilf Hill -Si s 5 1 „ fio llfili 111al* 111 I lilts i i b IP! 1iiliillilii * 3 t 1 1 i ! 11 1 Lili ! | J pi liii! i i Ml iily I ml L liliili
A
|L it il|№- 1 file if = a ' ? 4 if . ¡3i' |. I, ни Hi 11} i (> 1 11 |! ЙН tin lisiiifiifihi J ч i 8 ? 1 I s x t ill! jiHifl НИ illiiiiil i . И! И iiiilmimlil Jli! 11,1 Hi I У1 fflilliiOl
t t
#iU! asss^l IS Щi j| |l||!i[ Illlliii +1 | v в « Ii г I L HIM lliliiffIII i и lilh! .8 il«"? i-af H 8 £ i| ! «П fhiififfiHLHs
* Л *
1 II - • HOHi^d ни i и lined О 1Чкф }iXUhNlll|-0tl4H1ir«Hn0J юмяи н run« :«oVod«H iniinxioM (внниинт и низьХдо) ■HHV«oi«dgo oioitntntiioHriiti ч гл|| юшн и тип ч :*or«tik vpiiihmI(i,4 (внппмпзоя н ttMH.11.i90» BHtmoicdgo ojoH*iraiioHir«ii ишин»90)о
Рис. 1. Периодизация национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре
безграмотностью; появляется возможность получения бесплатного образования; увеличивается внимание к культурам аборигенного населения, к решению проблем в различных сферах их жизни; создаются равные возможности для просвещения граждан ХМАО-Югры, появляется письменность, открываются региональные учебные заведения с учителями из представителей коренных народов.
Освоение нефтегазовых и природных месторождений, социально-политические факторы развития региона, приводят к постепенному ухудшению уровня развития национального образования, изучению русского языка как национального и вытеснение родных языков. Данная политика государства была направлена на снижения уровня национального самосознания, безвозмездного использования природных ресурсов, находящихся в ведении коренных народов (этап надлома функционирования национального образования).
В конце 80-х гг. (этап разрушения национального образования) национальная культура коренных народов (ханты и манси) подвергается упразднению: их переселяют из родовых угодий в более крупные поселения - колхозы, что приводит к потере исторически сложившихся культурных традиций, обычаев, обрядов и т.д. Появление письменности на основе кириллического алфавита у народов ханты, манси и ненцев не улучшили ситуацию.
До 90-х годов ХХ века несколько поколений коренных народов (ханты и манси), ощущая отсутствие поддержки со стороны государства, имели очень низкий уровень национального самосознания, частично утратили свою самобытность и национальную общность. Эти процессы могли носит необратимый характер, но после распада СССР и создания нового государства, ситуация изменилась в лучшую сторону.
В период с 1991 г. по 2011 г., на этапе «регенерации» национального образования коренных народов: ханты и манси, начинается процесс возрождения национального образования (воспитания и обучения) коренных народов в ХМАО-Югре: создаются научно-исследовательские центры по исследованию проблем возрождения духовного богатства обско-угорских народов; по реализации законов «О языках коренных малочисленных народов Севера» (Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 декабря 2001 года № 89 -03); «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года № 37-03); идёт процесс модернизации материально-технической, методической и ресурсной баз национальных учреждений (национальных школ, национальных дошкольных учреждений, образовательных учреждений (центров) при национально-культурных автономиях, профессиональных учебных заведений);
С 2012 г. отмечается тенденция повышения активности к изучению родного языка посредством организации и проведения разнообразных мероприятий, с целью привлечения детей и молодёжи коренных народов ХМАО-Югры к активному
использования родного языка, сознательному отношению к языку как важнейшей ценности, пониманию необходимости внесения своего личностного вклада в сохранение духовных традиций родного народа.
На современном этапе развития национального образования коренных народов: ханты и манси, на административном уровне осуществляется работа по:развитию национального образования;сохранению этнической идентичности коренных народов ХМАО-Югры; изучению, сохранению, развитию и возрождению культурного наследия коренных народов Севера, проживающих на территории ХМАО-Югры;реализации инновационного финно-угорского проекта «Языковое гнездо» с целью распространения информации о методике «Языковое гнездо» и способствованию появлению «языковых гнёзд» в финно-угорских регионах (совместно с Финляндией);реализация государственной программы ХМАО-Югры «Развитие образования» на 2014-2020 годы (в соответствии с распоряжением Правительства РФ).
Основной целью национального образования к 2015 г. стало удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей коренных народов (ханты и манси), формирование и корреляция этнокультурной самоидентификации учащихся, подготовка к жизни в социуме; формирование синхронного двуязычия в условиях максимально раннего включения в процесс освоения родного языка.
Литература:
1. Бугаева А.Л., Насилов Д.М.Повышение квалификации учителей в северных регионах России // Среднее профессиональное образование. 2014. № 10. С. 14.
2. Долженко Ю.Ю. Периодизация национального образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Гуманитарные и социальные науки: электронный журнал. 2012. №3; URL: http://hses-online.ru/2012/03/13_00_01/21.pdf (дата обращения: 21.01.2016).
3. Мухаметшин А.Г. Из истории педагогической мысли в Татарии // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 163.
4. Федорова С.Н., Константинова В.В., Алексеева Е.В.Формирование этнокультурной компетенции обучающихся средствами этнического туризма // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 187.
5. Шатунова О.В., Седов С.А., Мерзон Е.Е., Ахметов Л.Г. Модель системы выявления, развития и поддержки технической одаренности детей и молодежи в условиях вуза // Поддержка и развитие технической одаренности детей и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга, 2015. С. 273.
6. ShaimardanovR.Kh. Attuazione della politica nazionale della Federazione Russa e la realtаdeigruppietn. Italian Science Review. 2014; 7(16). PP. 383-387. Available at URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/july/Shaimardanov. pdf (дата обращения: 18.01.2016).