Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
596
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Боровская Людмила Владимировна, Мельник Виктория Дмитриевна

В статье рассмотрены вопросы оптимизации социально-экономического развития Республики Крым, дана качественно и количественная оценка, обоснованно принятие программ развития республики Крым в условиях трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Боровская Людмила Владимировна, Мельник Виктория Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»



SCIENCE TIME

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Боровская Людмила Владимировна, Мельник Виктория Дмитриевна, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

E-mail: vlnaumov@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы оптимизации социально-экономического развития Республики Крым, дана качественно и количественная оценка, обоснованно принятие программ развития республики Крым в условиях трансформации.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональная политика, финансовая стратегия, программа развития регионов.

Необходимость разработки стратегии экономического развития Республики Крым вызвана отрицательными тенденциями экономического развития Республики, прогнозируемым снижением социальной эффективности, неэффективностью территориальной структуры экономики, углублением диспропорций между территориями полуострова и, в целом, низкой конкурентоспособностью экономики Республики Крым. Несмотря на значительный природный, экономический, научный и кадровый потенциал, республика входит в число регионов с относительно невысоким уровнем регионального производства и высокой территориальной неравномерностью развития.

Республика Крым - уникальный регион России, в котором соединены мощный природно-климатический и производственно-технологический потенциалы.

Республика Крым входит в число регионов с относительно невысоким уровнем производства валового регионального продукта на одного человека населения. В 2010 г. этот показатель был на уровне 10574 грн (среднее значение по Украине - 15496 грн.

I

SCIENCE TIME

I

Индекс валового регионального продукта Республики Крым в 2011 г. составил 89,4%. Падение валового регионального продукта Республики Крым в 2011 г. было меньшим, чем в целом по Украине. По темпам падения валового регионального продукта республика находилась на четвертом месте.

В структуре валовой добавленной стоимости в Республике Крым доля услуг составляет больше половины - 65,9 %, что на 9,5 п. п. выше, чем в среднем по Украине (56,4 %), на производственную сферу приходится 34,1 % (промышленность — 18,4 %, сельское хозяйство — 8,7 %, строительство — 6,5 %, рыбное хозяйство - 0,5 %).

Социально-экономическое положение Крымского федерального округа оценивалось следующим образом (в пересчете на рубли по среднему курсу соответствующего года):

- объем промышленной продукции (работ, услуг) по итогам 2013 года -107,1 млрд. рублей;

- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 году - 66,3 млрд. рублей;

- величина инвестиций в основной капитал на душу населения в 2013 году

- 28,3 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации - 90,3 тыс. рублей);

- численность постоянного населения на 1 января 2013 г. - 2340,1 тыс. человек;

- уровень общей безработицы в 2013 году, рассчитанный по методологии Международной организации труда, в Республике Крым - 5,8 процента экономически активного населения, в г. Севастополе - 5,9 процента (в среднем по Российской Федерации - 5,5 процента);

- уровень зарегистрированной безработицы в 2013 году в Республике Крым

- 1,6 процента, в г. Севастополе - 0,6 процента (в среднем по Российской Федерации - 1,2 процента);

- размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2013 году, выплачиваемой работникам в Республике Крым, - 11400 рублей, в г. Севастополе - 12400 рублей (в среднем по Российской Федерации - 29960 рублей).

Индекс потребительских цен (индекс инфляции) в январе-октябре 2014г. составил 130,6%.

В сентябре 2014г. размер среднемесячной номинальной заработной платы штатных работников предприятий, организаций, учреждений (с численностью работающих 10 и более человек) составил 16288 рублей, и по сравнению с августом т. г. данный показатель увеличился на 4,3%.

По расчетным данным численность постоянного населения Республики Крым на 1 октября 2014г. составила 1965,2 тыс. человек. Население республики с начала года увеличилось на 6758 человек, что в расчете на 1000 человек

| SCIENCE TIME Щ

постоянного населения составило 4,6 человека. Численность населения увеличилась за счет миграционного прироста (10018 человек), при этом естественная убыль населения составила 3260 человек. В двадцати двух регионах республики зафиксирован прирост населения.

Одним из наиболее весомых преимуществ Крыма является его геополитическое и геоэкономическое положение, которое возлагает на республику ответственную миссию представительства России в Черноморском регионе. Крым расположен на пересечении дорог между Европой и Азией: важные железнодорожные и автомобильные магистрали, морские и авиапорты обуславливают выгодные условия для внешнеэкономического сотрудничества Республики Крым с соседними странами. Существенным фактором региональной конкурентоспособности крымской экономики является естественно-культурный комплекс Крыма: уникальное географическое положение (длина береговой линии составляет 1120 км, из них пляжи - 517 км), разнообразный ландшафт (Крымские горы), благоприятный климат, богатство природного потенциала (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), историко-культурный потенциал (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов), рекреационный потенциал (100 месторождений минеральных вод, 22 месторождения лечебных грязей).

Внутрирегиональная экономическая специализация Республики Крым определяется спецификой размещения продуктивных сил полуострова, в пределах чего выделяются следующие специализированные субрегионы:

- рекреационные субрегионы (г. Ялта, г. Алушта, г. Евпатория, г. Саки;

- около 50 % рекреационных учреждений Крыма;

- 60 % койко-мест, около 75 % оздоровленных на территории республики граждан);

- сельскохозяйственные субрегионы (Красногвардейский, Джанкойский, Симферопольский районы 62% произведенной сельхозпродукции Крыма);

- промышленные субрегионы (г. Симферополь, г. Красноперекопск, г. Армянск, г. Керчь, г. Феодосия - совокупно свыше 60 % объема промышленной продукции Республики Крым и около 80 % экспорта товаров и услуг);

- транспортные центры (железнодорожные - г. Джанкой, г. Симферополь, г. Феодосия, г. Керчь; автомобильные - г. Красноперекопск, г. Джанкой, г. Симферополь, г. Керчь; воздушные - г. Джанкой, г. Симферополь, г. Керчь; морские - пгт Черноморское, г. Евпатория, г. Ялта, г. Феодосия, г. Керчь).

Неравномерность природно-ресурсного, производственного и социального потенциала территорий Республики Крым, а также их экономическая специализация и уровень развития инфраструктуры стали причиной диспропорциональности внутрирегионального развития полуострова. В целом, с

| SCIENCE TIME Щ

учетом показателей социально-экономического развития, а также существующего природно-ресурсного, производственного, демографического, социального, экологического потенциала административные территории Крыма разделяются следующим образом.

Таблица 1

Группирование территорий Республики Крым по достигнутому уровню развития и имеющемуся потенциалу

Уровень социально-экономического развития Имеющийся потенциал

Высокий Средний Низкий

Высокий г. Ялта, г. Алушта, г. Феодосия г. Судак

Средний Симферопольский, Сакский районы, г. Симферополь, г. Евпатория Красногвардейский, Джанкойский, Красноперекопский, Кировский, Советский,Черноморский районы, г. Керчь Первомайский, Раздольненский районы

Низкий Бахчисарайский район Ленинский район Белогорский, Нижнегорский районы

Наличие территорий с разным уровнем развития является причиной их дальнейшей сегрегации вследствие активного перераспределения ресурсов в пользу крупных городов и мощных экономических центров, углубляя отсталость остальных территорий и усиливая монофункциональность малых населенных пунктов. Разница в потенциалах приводит к большим разрывам в уровне социального развития территорий, что, в свою очередь, усиливает миграционные процессы и ухудшает демографический потенциал менее развитых субрегионов.

Разнообразие направлений экономической специализации Республики Крым создает предпосылки для стабильного экономического, социально-ориентированного развития региона, однако, вместе с тем, порождает и проблемы, связанные с определением его адекватного места во внутриукраинском и международном разделении труда.

I

SCIENCE TIME

I

Анализ динамики показателей социально-экономического развития Республики Крым в условиях отраслевой специализации региона, которая сложилась в последние десятилетия, позволяет выделить ряд следующих системных проблем социально-экономического комплекса республики.

Неравномерность размещения, имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий Республики Крым определяет их специализацию и разделение по функциональным признакам на рекреационные, промышленные и аграрные субрегионы, что неизбежно усиливает диспропорциональность социально-экономического развития в пределах Республики Крым. Происходит активное перераспределение ресурсов в пользу крупных городов и мощных локальных монофункциональных экономических центров. Растущая диспропорциональность социально-экономического развития территорий полуострова усиливается экономической отсталостью проблемных субрегионов, обуславливает дотационность бюджетов и обостряет социальную ситуацию на территории большинства административно-территориальных единиц Республики Крым.

Конкурентоспособность санаторно-курортного и туристского комплекса (СКТК) Республики Крым в сравнении с панъевропейскими зонами отдыха, туризма и реабилитации неуклонно падает. Неорганизованность и тенизация СКТК, которые приводят к неудовлетворительному качеству туристических, сопутствующих услуг и нерациональному использованию рекреационного потенциала республики, низкому уровню развития рекреационной инфраструктуры и транспортного обслуживания рекреантов, неудовлетворительное эколого-санитарное состояние курортов, нерациональное и неэффективное использование земель рекреационного назначения и природных лечебных ресурсов региона угрожают снижением статуса полуострова как современного, высокоэффективного, конкурентоспособного рекреационного комплекса общегосударственного и международного значения. Конкурентные позиции Крыма, по сравнению с ближайшими зарубежными курортными зонами, дополнительно ухудшает нерациональное соотношение между качеством предоставляемых туристско-рекреационных услуг и агрессивной ценовой политикой (ориентированной исключительно на рост цен), со стороны их представителей.

Конкурентоспособность промышленного комплекса Республики Крым ограничена ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевого направления (химическая), монопольного положения предприятий на локальных (местных) рынках (перерабатывающая, пищевая промышленность); преимуществ геополитического расположения Крыма и наличия Черноморского флота России как целевого потребителя продукции машиностроения

| SCIENCE TIME Щ

(судостроения); гарантированного спроса теневого сектора рекреационных услуг и домашних хозяйств на строительные услуги и материалы и т. п. Ситуацию усложняют устаревшая материально- техническая база, высокий уровень изношенности основных производственных фондов и устаревшие технологии; высокие показатели энерго- и ресурсоемкости промышленного производства; доминирование производства сырья, полуфабрикатов и продукции промежуточного потребления; низкий уровень товарной диверсификации промышленного производства. Неудовлетворительным остается уровень внедрения энергосберегающих технологий, технологических инноваций и мер по экологизации производства на промышленных предприятиях Республики Крым.

Значительными являются противоречия между развитием промышленности, вызывающим загрязнение окружающей среды, и развитием СКТК и сельскохозяйственного комплекса, требующими соблюдения чистоты окружающей среды, обусловленные применением в промышленности экологически агрессивных, устаревших и ресурсоемких производств, которые усиливают антропогенное влияние на окружающую среду и выводят земли из сельскохозяйственного и рекреационного использования, а также диспропорциями развития промышленного комплекса, которые заключаются в повышенном удельном весе производств добывающей, химической и машиностроительной областей.

Высоким является уровень энергозависимости экономики Республики Крым, что обусловлено удаленностью региона от центров энергоснабжения России и значительными потерями в сетях при передаче электроэнергии, истощением существующих месторождений топливно-энергетических ископаемых и малоинтенсивным освоением углеводородных ресурсов, разработкой новых залежей на шельфе Черного и Азовского морей, недостаточным использованием промышленной переработки отходов и «экологической» энергетики.

Сельскохозяйственный комплекс ориентирован на обеспечение продукцией растениеводства и животноводства преимущественно локальных внутренних рынков, которые обслуживают санаторно-курортный и туристский комплексы. В краткосрочном периоде сезонные ценовые всплески на сельскохозяйственную продукцию обеспечивают ее производителям и сбытовой сети высокие уровни прибыли, что в средне- и долгосрочном периоде усиливает диспропорциональность сельскохозяйственного производства. Несоответствие отраслевой структуры сельского хозяйства агроклиматическим предпосылкам его специализации в пределах России препятствует эффективному использованию природного биопотенциала республики, который позволяет развивать конкурентоспособное сельскохозяйственное производство для

| SCIENCE TIME Щ

обеспечения жителей полуострова и рекреантов экологически чистой продукцией. Ситуацию усложняют увеличение импорта сельскохозяйственной продукции и слабая экспортная ориентация сельскохозяйственного производства; низкий уровень переработки сельскохозяйственной продукции отечественного производства и ее несоответствие международным стандартам качества; отсутствие современной инфраструктуры аграрного рынка; неэффективное использование орошаемых земель; низкая инвестиционная привлекательность и неудовлетворительное состояние внедрения инноваций в сельскохозяйственном производстве; систематические нарушения земельного законодательства и злоупотребления в сфере земельных отношений.

Недостаточно эффективно используется транзитный и транспортный потенциал Республики Крым в общемировом (межконтинентальном), региональном (межгосударственном) и внутреннем (региональном) масштабах, что обусловлено невысокой пропускной способностью морских портов, железнодорожных сетей, неразвитостью системы международных транспортных коридоров, несоответствием транспортно-эксплуатационных характеристик дорог современным требованиям, высоким уровнем изношенности основных производственных фондов, в первую очередь, подвижного состава, чрезмерной ориентацией транспортного комплекса региона на обеспечение межрегиональных и международных перевозок (что составляет до 80 % общего объема транспортных услуг) и т. п. Отмеченные проблемы могут стать помехой на пути реализации стратегических преимуществ Крыма как одного из транзитно-транспортных центров Черноморского региона, усиливают транспортно-коммуникационную изолированность отдельных территорий полуострова, усложняют процессы формирования интегрированного внутреннего рынка Республики Крым на основе оптимизации транспортно-логистических схем, тормозят реализацию экспортного потенциала Крыма.

Низкий уровень эффективной реализации существующего экономического потенциала, ориентация на замкнутость и самодостаточность локального (местного) производства тормозят развитие внутреннего рынка Республики Крым и ограничивают экспортную ориентированность региональной экономики. Ослабленность межрегиональных промышленно-кооперационных связей в пределах республики и с остальными регионами России приводит к концентрации ограниченных местных ресурсов в локальных центрах экономического роста.

Несовершенство системы межбюджетных отношений, прежде всего, централизация финансовых ресурсов и отсутствие у органов местной власти необходимых стимулов к активности в реализации фискального потенциала региона, отсутствие фискально значимых налогов местного уровня обуславливают низкую заинтересованность органов местной власти в

I

SCIENCE TIME

I

формировании благоприятного инвестиционного климата в регионе и активизации экономической деятельности, слабый фискальный эффект от активного притока финансовых ресурсов в Республики Крым и сохранение бюджетной дотационности региона, неурегулированность межбюджетных взаимоотношений бюджета Республики Крым с Государственным бюджетом России.

Отрицательные тенденции демографического и социального развития Республики Крым обусловлены: отрицательным природным и положительным миграционным приростом населения (прежде всего в курортных городах); ухудшением демографического положения сельскохозяйственных территорий и упадком социально-культурной сферы в сельской местности; высоким уровнем трудового миграционного прироста в промышленных городах и регионах; увеличением удельного веса пенсионеров (свыше 23 % среди населения Крыма), что усиливает демографическую нагрузку на лиц трудоспособного возраста.

Характерными для Республики Крым остаются значительные территориальные диспропорции уровня и качества жизни населения между городами и сельской местностью, между курортными территориями Южного берега Крыма и проблемными районами Присивашья. Дисбалансы рынков труда республики усиливаются сезонным характером занятости, прежде всего на предприятиях СКТК; распространением теневой и непродуктивной занятости (в сфере строительства, транспортного сообщения, СКТК, торговли, отдельных подотраслей пищевой промышленности). Сложность задач репатриации и реинтеграции депортированных народов (которые составляют около 13 % общей численности населения Крыма) выходит за пределы возможностей и компетенции властей Республики Крым и нуждается в активной государственной поддержке.

Усложняется экологическая ситуация, усиливается техногенная нагрузка на окружающую природную среду промышленных зон Крыма: нерационально используется существующий природно-ресурсный потенциал ЛИС -рекреационный, биоклиматический, минерально-сырьевой, энергетический, прежде всего, в сфере применения нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной и др.); отсутствуют системные природоохранные меры по сохранению уникальной флоры и фауны Крыма, природных ландшафтов. Обостряется проблема эрозии земель, угрожающий характер приобретают оползневые и абразивные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности - в прибрежной рекреационной зоне, повышается уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказываются многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения. Обостряется проблема утилизации бытовых отходов. Не системными являются меры по очистке прибрежных территорий и акватории моря от боеприпасов и созданию

| SCIENCE TIME Щ

условий для их безопасного освоения. Неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложняют экологическую обстановку, делают невозможным комплексное и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования, могут вызвать сокращение продолжительности курортного сезона и рекреационного потока.

Особенности геостратегического статуса Черноморского региона, его определяющая роль в вопросах поддержания стабильности и безопасности, беспрепятственного транзита энергоносителей, обеспечение

внешнеэкономических коммуникаций обуславливают, с одной стороны, высокий потенциал регионального развития, а, с другой, - высокие риски, связанные со стремлением наиболее влиятельных государств мира контролировать черноморское пространство.

Перечисленные проблемы формируются на фоне значительной активизации экономического развития стран Черноморского региона.

Главные цели социально-экономического развития - обеспечение стабильной экономической ситуации в городах и районах Республики Крым, реализация и внедрение новых механизмов стимулирования развития республики и регионов для уменьшения межрегиональных диспропорций, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.

11 августа 2014года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 790 Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года".

Пути оптимизации развития региона.

1. Создание условий для повышения конкурентоспособности Республики Крым и регионов, обеспечение сбалансированного развития городов и районов.

Для этого необходимо:

- совершенствование системы стратегического планирования;

- совершенствование градостроительной документации;

- развитие и реформирование местного самоуправления, усиление его финансовой основы;

- развитие малых городов.

Ожидаемые результаты: разработка реальних механизмов реализации стратегии экономического и социального развития Республики Крым на 20152020 годы; упорядочение застройки населенных пунктов, совершенствование административно-территориального устройства Республики Крым; активизация поиска эффективных путей решения проблем жизнеобеспечения территориальных сел, поселков, городов Республики Крым; привлечение дополнительных ресурсов на решение проблем территориальных образований.

| SCIENCE TIME Щ

2. Совершенствование мониторинга развития Республики Крым.

Для этого необходимо:

- совершенствование механизмов комплексной оценки и мониторинга социально-экономического развития городов и районов Республики Крым;

- проведение мониторинга проблемных вопросов развития городов и районов Автономной Республики Крым.

- ожидаемые результаты:

- оперативное выявление негативных тенденций социально-экономического развития городов и районов Республики Крым для последующего принятия комплекса мер по их преодолению;

- обеспечение республиканских и местных органов власти оперативной информацией для принятия эффективных управленческих решений; усиление взаимодействия органов власти всех уровней в решении проблемных вопросов регионального развития;

- снижение значительной внутрирегиональной дифференциации социально -экономического развития регионов.

3. Увеличение доходной части бюджета и повышение эффективности использования бюджетных средств.

Для этого необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение доходной части бюджета;

- повышение эффективности использования бюджетных расходов;

- проведение подготовительной работы по внедрению программно-целевого метода планирования бюджета в рамках эксперимента на местном уровне;

- обеспечение прозрачности формирования и исполнения бюджета;

- совершенствование системы мониторинга государственных закупок.

Ожидаемые результаты - обеспечение выполнения утвержденных

бюджетов; получение максимальной результативности использования бюджетных средств; обеспечение прозрачности и свободного доступа к информации, касающейся государственных закупок за средства бюджета Республики Крым; предупреждение неэффективного, нецелевого и нерационального использования средств.

Достижение приведенного видения будущего Крыма будет осуществляться путем реализации комплекса интегральных стратегических целей:

1. Внедрение интенсивной модели экономического роста, в основе которой:

- кардинальное улучшение системы государственного управления и введение программно-целевого метода в систему планирования и развития;

- концентрация государственных капиталовложений на реализации общественно важных проектов в сфере коммунального хозяйства, водоснабжения, дорожного строительства, природоохранной деятельности и

I

SCIENCE TIME

I

обеспечение экологической безопасности, что должно создать базовые условия для притока частных инвестиций в приоритетные отрасли крымской экономики;

- реструктуризация экономики с целью увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью и формирование на протяжении 3-5 лет конкурентоспособных кластеров в санаторно-курортной и туристической области, сельском хозяйстве и пищевой промышленности региона, в машиностроительной и судостроительной областях, энергетике и т. п.;

- создание финансово-инвестиционной инфраструктуры и привлечение целевых инвестиций; концентрация на инновациях, повышающих эффективность использования ресурсного и человеческого потенциала республики;

- ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание туристских и экспортно-импортных потоков, что создаст предпосылки для реализации рекреационного и промышленного потенциала Республики Крым и позволит ей занять соответствующее место в транспортно-логистической сети Черноморского региона;

- развитие рынка земли.

2. Освоение потенциала межрегиональной кооперации - преобразование сотрудничества с другими регионами России в ключевой фактор динамизации экономического роста Республики Крым:

- реализация межрегиональных инфраструктурных проектов;

- формирование межрегиональных кластеров, которые могут стать основой посткризисного роста;

- инициация и продвижение программ сотрудничества с приднепровскими областями и областями Черноморско-Азовского побережья России;

3. Модернизация статуса Республики Крым в международном разделении труда:

- обретение статуса конкурентоспособного региона, который представляет Россию в Черноморском макрорегионе и является активным участником процессов, направленных на развитие эффективной модели региональной кооперации;

- достижение международного признания за Республикой Крым статуса безопасного и инвестиционно привлекательного региона, которому свойственен невысокий уровень политических рисков;

- позиционирование территории Республики Крым в качестве «площадки», на которой базируются международные проекты и инициативы, направленные на развитие сотрудничества в гуманитарной сфере на принципах диалога культур и цивилизаций в Каспийско-Черноморском и Черноморско- Средиземноморском регионах.

4. Развитие Крыма как национального и международного центра туризма и рекреации - использование статуса национального центра рекреации в качестве

I

SCIENCE TIME

I

«пропуска» на региональный и международный рынки туризма и рекреации. Формирование международных кластеров туризма и рекреации, инфраструктуры гостеприимности.

5. Обеспечение контролируемого и сбалансированного пространственного развития - выравнивание межрегиональных диспропорций, сбалансированное развитие за счет зонирования территорий и формирования локальных центров развития на кластерной основе, «экологизации» индустриальных районов и ревитализации территорий, не вовлеченных в хозяйственную деятельность.

6. Обеспечение равного доступа населения к бюджетным услугам (образования, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, административных услуг и т.п.), гарантирующего реализацию конституционных прав граждан России.

7. Обеспечение социальной консолидации и межнационального согласия, прав и свобод граждан, их интересов в сфере национальной культуры и равноправного развития государственного языка, русского, крымскотатарского и других национальных языков в Республики Крым.

8. Обеспечение экологической безопасности - достижение европейских стандартов в сфере экологической безопасности, внедрение современных эколого-экономических режимов и зон природопользования, постепенный переход к самовоспроизводству природно-ресурсного потенциала.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

В Республике Крым в настоящий момент необходимо осуществление комплексных программ модернизации основных средств на основе энергоэффективности, экологоэффективности, ресурсоэффективности.

Развитие РК в среднесрочной перспективе будет сдерживаться транспортным фактором.

Значительный уровень тенизации экономики сдерживает развитие экономики РК.

Для преодоления вышеизложенных проблем необходима глубокая институциональная трансформация Республики Крым, которая может быть успешно реализована только при принятии соответствующей программы социально-экономического развития Республики.

Литература:

1. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70618342/#ixzz3PrSJ0I42 (Дата обращения: 08.01.2015)

I SCIENCE TIME Щ

2. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 "Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70614732/#ixzz3PrPGOemP.

3. Указ Президента РФ от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70518350/ #ixzz3PrQ1Ioy9.

4. Указ Президента РФ от 17 марта 2014 г. N 147 «О признании Республики Крым» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70613384/#ixzz3PrPga2ec.

5. Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы [Электронный ресурс] // Справочно-информационный ресурс Министерства экономического развития Республики Крым. - URL: http:// minek- crimea.ru/files/file /2014/department/strateg/strategiya2011 -2020.pdf.

6. Социально-экономическое положение Республики Крым в январе-октябре 2014 года [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (Крымстат). - URL: http:// gosstat.crimea.ru/socekon102014.php .

7. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.minfin.ru

8. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru

9. Официальный сайт Центрального банка России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.cbr.ru

10. Официальный сайт Федеральной службы статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru

11. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления / Ю.А. Беляев - М.: Издательский дом «Инфа-М», 2007. - 250 с.

12. Большаков С. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода / С.В.Болыпаков // Финансы / Сб. науч. работ. -Москва: МГУ - 2000. - № 11.- 15-25

13. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы / С.В. Галицкая - М.: Издательский дом «Сокол», 2003. - 145 с.

14. Долженкова Г. Д.Право социального обеспечения: конспект лекций. — М.: Юрайт-Издат, 2009. — 187 с.

15. Ермишин П.Г. Основы экономической теории [Электронный ресурс]. Режим до ступа: http: //www.aup .ru/books/m63/17 .htm

I

SCIENCE TIME

I

16. Нешитой A.C. Финансы / А.С.Нешитой. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2008. - 501 с.

17. Боровская Л.В. Сущность и содержание социально-экономического развития региона. / Л. В. Боровская // Экономика и управление: проблемы, решения. -2015. - №11 (47) . С. 17-23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.