Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ «SMART CITY» В ГОРОДАХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ'

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ «SMART CITY» В ГОРОДАХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMART CITY / Умный город / городское устройство / каче-ство жизни / городская среда / стратегическое планирование / SMART CITY / urban structure / quality of life / urban environment / strategic planning.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Заведеев Егор Владимирович, Громовенко Дмитрий Александрович

На развитие, уровень и качество жизни в городах, расположен-ных в Ханты-Мансийском автономном округе Югре оказывают влияние значи-тельное число разнообразных факторов экономического, географического и при-родного характера. Применение технологических решений городского устройства в рамках концепции "Smart City" может обеспечить данным городам болеее интен-сивные и качественные схемы улучшения элементов городской среды и повышения качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Заведеев Егор Владимирович, Громовенко Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PREREQUISITES FOR THE IMPLEMENTA-TION OF SMART CITY PROJECTS IN THE CITIES OF KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG YUGRA

The development, level and quality of life in cities located in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra is influenced by a significant number of various factors of an economic, geographical and climatic nature. The use of technologi-cal solutions of the urban device within the framework of the "Smart City" concept can provide these cities with more intensive and high-quality schemes for improving the ele-ments of the urban environment and improving the quality of life of the population.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ «SMART CITY» В ГОРОДАХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 332.13

Заведеев Егор Владимирович Zavedeev Egor Vladimirovich

к.э.н., доцент

Candidate of Economics, Associate Professor БУ ВО «Сургутский государственный университет»

Surgut State University, Громовенко Дмитрий Александрович Gromovenko Dmitry Alexandrovich

Студент Student

БУ ВО «Сургутский государственный университет»

Surgut State University

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ «SMART CITY» В ГОРОДАХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

PROBLEMS AND PREREQUISITES FOR THE IMPLEMENTATION OF SMART CITY PROJECTS IN THE CITIES OF KHANTY-

MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA

Аннотация: На развитие, уровень и качество жизни в городах, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре оказывают влияние значительное число разнообразных факторов экономического, географического и природного характера. Применение технологических решений городского устройства в рамках концепции "Smart City" может обеспечить данным городам болеее интенсивные и качественные схемы улучшения элементов городской среды и повышения качества жизни населения.

Abstract: The development, level and quality of life in cities located in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra is influenced by a significant number of various factors of an economic, geographical and climatic nature. The use of technological solutions of the urban device within the framework of the "Smart City" concept can provide these cities with more intensive and high-quality schemes for improving the elements of the urban environment and improving the quality of life of the population.

XVМеждународная научно-практическая конференция

Ключевые слова: SMART CITY, Умный город, городское устройство, качество жизни, городская среда, стратегическое планирование

Keywords: SMART CITY, urban structure, quality of life, urban environment, strategic planning.

Важнейшей задачей системы стратегического развития городского хозяйства является обеспечение повышения качества жизни горожан и создание благоприятной среды для проживания и работы. Технологические решения городского устройства "Smart City" предоставляют возможности на более системной и современной основе осуществлять проекты по улучшению городской среды, более органично встраивая их в процессы стратегического планирования долгосрочного развития муниципальных образований.

В тоже время, как сами процессы стратегического планирования и управления, так и реализация проектов городского устройства "Smart City" в городах Югры сталкивается с целым рядом ограничений и сложностей, проявляемых в историческом аспекте, в особенностях образования данных городов, в специфике их текущего развития и существования. К указанным особенностям следует отнести следующие:

- быстрый рост населения городов Югры, определяющий целый набор проблем и сложностей при формировании адекватной социальной инфраструктуры. В данных городах, особенно в некоторых из них, до сих пор существует недостаточность объектов сферы торговли и услуг, предоставления бытовых, социальных и культурных благ, что определяет некоторую текучесть кадров и социальную напряженность.

- частные нефтегазовые компании, созданные в результате приватизации, в достаточно короткие сроки провели передачу социальных объектов, находящихся на их балансе, муниципальным властям, что в значительной степени способствовало снижению темпов роста, а в некоторых случаях даже сокращению развития социальной и

«Инновационные аспекты развития науки и техники» коммунальной инфраструктуры городов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

- города Югры располагаются на территориях с дискомфортно-экстремальными условиями проживания, с коротким летом, длинной зимой, высокой активностью геофизических факторов и пр.

- монопрофильность экономики автономного округа приводит к тому, что значительное число, расположенных здесь населенных пунктов, являются моногородами и требуют диверсификации экономики и развития смежных и, в некоторых случаях, даже замещающих, видов деятельности;

- зависимость бюджетов городов ХМАО-Югры от финансового обеспечения из вышестоящих бюджетов, в значительной степени, сокращает возможности их самостоятельного экономического развития;

- зависимость возможных направлений и целей социально-экономического развития городов автономного округа от планов и стратегий развития крупных градообразующих предприятий. При этом практически отсутствуют какие-либо гарантии, что цели и планы этих предприятий не будут подвергнуты значительным коррективам при изменении условий их хозяйствования;

- наличие определенного структурного дисбаланса социальной и пр. видов инфраструктур, сформированного в результате того, что планировочная структура городов, созданная еще в 70-80 годы 20 века имела ориентацию не на удобство проживания людей, а на рациональное с точки зрения организации производства размещение основных средств, на полное подчинение потребностям градообразующих промышленных предприятий;

- постоянное негативное экологическое воздействие со стороны нефтедобывающей промышленности, лесопромышленного комплекса, газо- переработки, тепло и электроэнергетики, транспортного хозяйства;

XVМеждународная научно-практическая конференция

- большинство городов Югры не способны в достаточной степени

обеспечить существующие со стороны жителей запросы на улучшение качества городской среды.

- небольшие размеры городов автономного округа, ограничиваемые как природными, так и социально-экономическими факторами, обуславливают значительное количество сложностей при изменении градостроительных документов;

- наличие большого количества административных барьеров, связанных с наличием на данных территориях сравнительно более жестких бюрократических правил и процедур при реализации проектов модернизации городских инфраструктур и систем градоустройства.

Моноспециализация Северных сырьевых территорий является, в большинстве городов, их характерной чертой, что сказывается на стратегических перспективах таких городов. В частности, в периоды кризисных ситуаций такие города особенно страдают, поскольку [1, стр. 140]:

- сокращаются программы развития,

- происходит «утечка» интеллектуального потенциала,

- молодежь ориентируется на более устойчивые регионы,

- ухудшается человеческий капитал в части демографической, миграционной составляющей,

- снижается качество образования, а также уровень общей и профессиональной культуры специалистов,

- разрушается локальная городская идентичность,

- усиливаются экологические проблемы.

В этих условиях, в целях сохранения и приумножения человеческого капитала городов Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, качество и комфорт жизни в условиях крайнего Севера становятся ключевыми факторами развития. Технологии «Умного города» могут способствовать указанным выше целям. В связи с чем, считаем

«Инновационные аспекты развития науки и техники» актуальным оценить готовность муниципальных образований Югры участия в проектах «Умного города».

В конце 2019 года Минстрой России представил в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» индекс ^ городов, который согласно приказа министерства, используется для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам городов Российской Федерации на поддержку муниципальных программ, реализующих в рамках проекта «Умный город».

Рассмотрим, какие города регионов, схожих с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, попали в данный рейтинг. Данные обзора представим в виде таблицы (табл.1).

Таблица 1. Щ города 2018 года сырьевых регионов

Регион Город Значение индекса Группа ^ города

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Сургут Нефтеюганск Нижневартовск 40,18 31,42 30,80 крупные города (250 тыс. - 1 млн. чел.) большие города (250 тыс. - 1 млн. чел.)

Ямало-Ненецкий автономный округ Ноябрьск Новый Уренгой 28,85 26,00 большие города (250 тыс. - 1 млн. чел.)

Республика Саха (Якутия) Якутск 41,75 крупные города (250 тыс. - 1 млн. чел.)

Республика Коми нет

Сахалинская область Южно-Сахалинск Красногорск 35,19 59,64 большие города (250 тыс. - 1 млн. чел.)

Томская область Томск 22,10 крупные города (250 тыс. - 1 млн. чел.)

Ненецкий автономный округ нет

Магаданская область нет

Источник: составлено автором на материалах источника [2]

Как видно из таблицы, в определение индекса не попали сырьевые регионы республика Коми, Ненецкий автономный округ и

XVМеждународная научно-практическая конференция Магаданская область, поскольку численность городов данных регионов не превышает пороговых 100 тыс. чел.

Однако, мы наблюдаем три города из категории крупных городов (по методике Минстроя, в порядке убывания индекса):

- Якутск (индекс ^ - 41,75),

- Сургут (индекс ^ - 40,18),

- Томск (индекс ^ - 22,10).

Также в рейтинге ^ городов мы наблюдаем такие города сырьевых регионов из группы больших городов (по методике Минстроя, в порядке убывания индекса) как: [2]

- Красногорск (индекс ^ - 59,64),

- Южно-Сахалинск (индекс ^ - 35,19),

- Нефтеюганск (индекс ^ - 31,42),

- Нижневартовск (индекс ^ - 30,80),

- Ноябрьск (индекс ^ - 28,85),

- Новый Уренгой (индекс ^ - 26,00).

Таким образом, из сгруппированных данных по числу ^ городов, мы можем сделать вывод, что одним из лидеров-сырьевых регионов является - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Отметим, что экономика региона характеризуется как промыш-ленно-ориентированная, с преобладанием такой отрасли как добыча полезных ископаемых, вокруг которой сформирован обслуживающий ее сектор. Так на добычу полезных ископаемых, приходится 65,8% от ВРП региона, на транспортировку и хранение - 7,0%, на социальную сферу - 5,6%, на строительство - 5,2%, на обеспечение электрической энергией, газом и паром - 2,6%. На остальные виды деятельности приходится не более 1 -2%. [3]

Из представленных ^ городов автономного округа два наиболее крупных города автономного округа - Сургут и Нижневартовск стали пилотами ведомственного проекта «Умный город». К ним также,

«Инновационные аспекты развития науки и техники» согласно данным сайта www.russiasmartcity.ru, присоединяется столица региона - Ханты-Мансийск. Города-пилоты взяли на себя повышенные обязательства за реализацию мероприятий по цифровизации городского хозяйства, чем предложено в стандарте «Умного города». Например, к таким «повышенным обязательствам» относятся: развитие инфраструктуры дополнительного образования информационно-коммуникационных технологий, создание туристических маршрутов с использованием технологий дополнительной реальности. [2]

В настоящее время основным видом деятельности, осуществляемым хозяйствующими субъектами автономного округа является нефтегазодобыча. В Сургуте на данную отрасль приходится 86,1%, в Нефтеюганске - 81,67%, в Нижневартовске - 78,6%, в Ханты-Мансийске -55,7%. Также значимыми для указанных городов видами деятельности являются: нефтесервис, нефтепереработка, производство реактивов и некоторых видов инновационного оборудования, прежде всего в сфере нефтесервисных работ, поставляемого во многие регионы России. Данная отраслевая специализация с одной стороны может способствовать развитию проектов «Умный город» на территории автономного округа, так как, обеспечивает достаточно существенные объёмы финансовых ресурсов, которые можно задействовать в реализации данных проектов. С другой стороны, высокая инерционность сформированных вокруг нефтегазовой промышленности структур может в значительной степени тормозить данные процессы. [3]

Таким образом, лидерство в рейтинге в индексе ^ городов среди сырьевых регионов занимает Ханты-Мансийский автономный округ. Наибольший индекс ^ принадлежит городу Сургут (значение индекса - 40,18). Для сравнения, в группе городов-миллионников максимальное значение индекса принадлежит городу Москва (значение - 81,19). При этом город Сургут по значениям показателя индекса в списке горо-дов-миллионников превышает город Пермь. [2]

XVМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Севастьянова А.Е. Стратегические аспекты диверсификации и модернизации экономики моногородов / А.Е. Севастьянова. // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2018. - № 2. - С. 139-145.

2. ПРОЕКТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА «УМНЫЙ ГОРОД» - Режим доступа: https://www.minstroyrf. gov.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsn-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/(дата обращения: 05.10.2021).

3. Статистический ежегодник: Стат. сб. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в 2-х частях. Ч II. (2017г., 2018г.)/ Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. - Т., 2019. - 267с.: ил. - Режим доступа: https://tumstat.gks.ru/storage/mediabank/25017_2_2019.pdf (дата обращения: 05.10.2021).

4. Черевко О.Л. Пути развития монопрофильных городов северной макрозоны // Сегодня и завтра российской экономики. - 2011. - № 45. - С. 107-111.

5. Разработка стратегий социально-экономического развития муниципальных образований сырьевых регионов с учетом реализации технологий «Умный город» Коллективная монография. / Е.В.Воронина, Е.В. Заведеев, Л.В. Зубарева, А.В. Курамшина, Д.А. Федоров, И.В. Сергеева; под ред. Е.В. Заведеева. — Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. - 150 с., 1 цв. вклейка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.