Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ'

ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
109
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Домбровский Александр Николаевич, Сенин Иван Сергеевич, Котенкова Ирина Николаевна, Миронова Мария Петровна

В статье рассматривается влияние городской транспортной мобильности на устойчивое развитие территорий. В период развития агломераций устойчивое развитие территорий рассматривается как сочетание экономическо-социального развития, инновационного прогресса и охраны окружающей среды. В этой связи, транспорт рассматривается как индикатор точек роста экономики современного города. Внедрение инновационных способов обеспечения городских транспортных перемещений на основе концепции «новая городская мобильность» позволит повысить безопасность, экологичность, доступность и связность города, а также стимулировать развитие общественных пространств и способствовать экономии пространственных ресурсов города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF URBAN MOBILITY ON THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The article examines the impact of urban transport mobility on the sustainable development of territories. During the development of agglomerations, the sustainable development of territories is considered as a combination of economic and social development, innovative progress and environmental protection. In this regard, transport is considered as an indicator of the points of growth of the economy of a modern city. The introduction of innovative ways to ensure urban transport movements based on the concept of «new urban mobility» will improve the safety, environmental friendliness, accessibility and connectivity of the city, as well as stimulate the development of public spaces and contribute to the saving of spatial resources of the city.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 656.1

DOI 10.23672^0562-8204-9500^

Домбровский Александр Николаевич

доктор технических наук, доцент кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Сенин Иван Сергеевич

старший преподаватель кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Котенкова Ирина Николаевна

старший преподаватель кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Миронова Мария Петровна

старший преподаватель кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Alexander N. Dombrovsky

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State University of Technology sofi008008@yandex.ru

Ivan S. Senin

Senior Teacher of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Irina N. Kotenkova

Senior Teacher of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Maria P. Mironova

Senior Teacher of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Влияние городской

мобильности на устойчивое развитие территорий

Аннотация. В статье рассматривается влияние городской транспортной мобильности на устойчивое развитие территорий. В период развития агломераций устойчивое развитие территорий рассматривается как сочетание экономическо-социального развития, инновационного прогресса и охраны окружающей среды. В этой связи, транспорт рассматривается как индикатор точек роста экономики современного города. Внедрение инновационных способов обеспечения городских транспортных перемещений на основе концепции «новая городская мобильность» позволит повысить безопасность, эколо-гичность, доступность и связность города, а также стимулировать развитие общественных пространств и способствовать экономии пространственных ресурсов города.

Ключевые слова: городская мобильность, транспорт, транспортная система, городской транспортный комплекс, устойчивое развитие территорий.

The impact of urban mobility

on the sustainable development of territories

Annotation. The impact of urban mobility on the sustainable development of territoriaNnotation: The article examines the impact of urban transport mobility on the sustainable development of territories. During the development of agglomerations, the sustainable development of territories is considered as a combination of economic and social development, innovative progress and environmental protection. In this regard, transport is considered as an indicator of the points of growth of the economy of a modern city. The introduction of innovative ways to ensure urban transport movements based on the concept of «new urban mobility» will improve the safety, environmental friendliness, accessibility and connectivity of the city, as well as stimulate the development of public spaces and contribute to the saving of spatial resources of the city.

Keywords: urban mobility, transport, transport system, urban transport complex, sustainable development of territories.

Развитие городского транспортного комплекса сегодня связано со сменой подхода к городской транспортной мобильности. Новая городская мобильность является отражением современных процессов транспортной интеграции населения в жизнь агломерации и способствуют появлению новых эффектов для города. Поэтому развитие городской среды, в частности - совершенствование системы городского пассажирского транспорта, должно учитывать перспективные направления цифровизации отраслей экономики. Можно выделить основные направления развития городской транспортной среды:

1. Цифровая трансформация городских транспортных систем.

2. Внедрение технологий «умный транспорт» для «умного города».

3. Внедрение технологий интегрированной мобильности.

Цифровая трансформация городских транспортных систем. Повсеместное усложнение транспортных систем городов нуждается в «умном» управлении. Оно включает сложную аналитику и обеспечивает взаимодействие разных элементов транспортной инфраструктуры - дорог и светофоров, систем освещения и транспортных средств, пешеходных потоков, формируя единую цифровую платформу управления городом. Оптимизация управления транспортной системой города осуществляется на основе внедрения систем ЕЭС, 10Т-решений на транспорте.

Внедрение технологий «умный транспорт» для «умного города». «Умный город» можно определить, как интерактивную информационную среду, которая рассматривает влияние транспорта на системном уровне. Комплекс «умный транспорт» способен выполнять функции ситуационного и оперативного координирования взаимодействий всех участников дорожного движения, спецслужб и ведомств, что, в свою очередь, повышает безопасность городских транспортных систем.

Внедрение технологий интегрированной мобильности. Растущие требования пользователей к удобству, скорости и предсказуемости транспортного трафика, определяют направления внедрения инноваций интегрированной мобильности. К технологиям интегрированной мобильности можно отнести:

- средства микромобильности;

- использование мультимодальных пассажирских перевозок в городах;

- «зеленые зоны передвижения»;

- МааЭ-мобильность, как услуга;

- беспилотные технологии на пассажирском транспорте.

Повышение качества транспортного обслуживания территорий может достигаться за счет трех групп факторов:

- формирование маршрутной сети на основе территориального анализа транспортного спроса;

- планирование транзитно-ориентировочного развития городских территорий;

- повышение социальной ответственности участников транспортного процесса.

Эффективность внутригородских транспортных перемещений с точки зрения пользователей определяется издержками на их осуществление и уровнем комфорта этих перемещений.

По результатам исследования агентства OOO «Агентство ЭС ДЖИ ЭМ» (SUSTAINABLE GROWTH MANAGEMENT AGENCY) был составлен рейтинг уровня устойчивого развития городов Российской Федерации в 2020 году [1-2]. В рейтинге использовалась система показателей оценки индекса устойчивого развития (ИУР):

- демография и население;

- социальная инфраструктура;

- экономическое развитие;

- городская инфраструктура;

- экология.

По критерию транспорт и связь можно выделить следующие точечные индикаторы уровня устойчивого развития территорий:

- Значение индекса цифровизации городского хозяйства «IQ городов»;

- Значение Индекса качества городской среды по блоку «уличнодорожная сеть»;

- Число пострадавших в ДТП;

- Число пользователей интернета;

- Число подключенных устройств мобильной связи.

Для построения ИУР показателям присваивается частный индекс от 0 до 1, и определяется относительное место того или иного города среди других городов.

Результаты расчета рейтинга устойчивого развития городов РФ за 2020 год представлено на рисунке 2.

По результатам исследования ИУР в России в 2020 г. в пятерку лидеров входят города: Москва (0,680) с численностью населения 12655,1 тыс. чел., Ханты-Мансийск (0,671) - 101,5 тыс. чел., Тюмень (0,655) - 816,7 тыс. чел., Калининград (0,651) - 493,3 тыс. чел., Краснодар (0,643) -1037,9 тыс. чел.

Рисунок 1 - Показатели оценки индекса устойчивого развития территорий

Рисунок 2 - Рейтинг устойчивого развития городов РФ за 2020 г.

Неравномерность пространственного распределения городов-лидеров Рейтинга УР по территории страны связано с неравномерностью экономического, социального и экологического развития, которые привлекают население из других

городов и регионов. Как видно из географического распределения, в Центральном, Уральском и Приволжском федеральных округах их больше, чем в южных, северо-западных и восточных регионах страны.

Южаыа

и Семро-Камазскаа ФО

5 Краснодар 22 Ростов-на-Дежу 1? Ставрополь Я Новороссийск 47 Анапа

Северо-Западный ФО

6 Санкт-Петербург 4 Калининград 42 Сыктывкар Ц Вологда

1 Москва

14 Воронеж Я Липецк

9 Красногорск 13 Мытищи

15 Белгород I Одинцоео 18 Раменское 27 Щелково

7 Казань 20 Чебоксары 25 Нижний Новгород 36 Альметьевск 51 Нижнекамск

3 Тюмень 23 Екатеринбург И Сургут 19 Нижневартовск 2 Ханты-Мансийск 12 Тобольск К Нефтеюганск

Сибирская

а Дальневосточный ФО 40 Якутск

10 Южно-Сахалинск

Позиция >500 000 250 000-500 000 < 250 000 в Рейтинге человек человек человек

Рисунок 3 - Распределение городов-лидеров Рейтинга УР по федеральным округам

Устойчивое социально-экономическое развитие территорий зависит от бесперебойного функционирования городской транспортной системы и определяется на основе ее текущего пространственно-технологического развития. Сейчас в России в крупнейших городах при планировании

транспортных систем важно обеспечение приоритета мобильности, в малых и средних городах - в силе остаётся приоритет обеспечения условий эффективного и безопасного движения автотранспорта.

Рисунок 4 - Соотношение пользователей услугами транспорта и уровня автомобилизации в РФ

Изменение парадигмы транспортной политики и транспортного планирования от «обеспечения мобильности» на «обеспечение доступности» может позволить снизить удельный транспортный спрос (пасс.-км на чел. в год) на величину порядка 28 % к 2050 году по сравнению с ожидаемыми результатами традиционной городской транспортной политики [3-4].

Рассматриваемые направления управления городской мобильностью положительно влияют на устойчивое развитие территорий и могут существенно повысить безопасность, экологичность, доступность и связность города, а также, стимулировать развитие общественных пространств и способствовать экономии пространственных ресурсов города.

Литература:

1. Рейтинг устойчивого развития городов РФ за 2020 г. // OOO «АГЕНТСТВО ЭС ДЖИ ЭМ» SUSTAINABLE GROWTH MANAGEMENT AGENCY, 2021. 17 с.

2. Стратегический и инновационный менеджмент на автомобильном транспорте / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2021. 324 с.

3. Оценка эффективности международных перевозок в транспортно-логистических системах региона : монография / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2021. 180 с.

4. Коновалова Т.В. Совершенствование методов оптимизации транспортно-логистических издержек в торгово- транспортно-логистических системах / Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян, М.П. Миронова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 9. С. 197-199.

Literature:

1. Rating of sustainable development of cities of the Russian Federation for 2020 // OOO «AGENCY S.G. M». SUSTAINABLE GROWTH MANAGEMENT AGENCY, 2021. 17 p.

2. Strategic and innovative management in road transport / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2021. 324 p.

3. Evaluation of the efficiency of international transportation in the transport and logistics systems of the region : monograph / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2021. 180 p.

4. Konovalova T.V. Improvement of methods of optimization of transport and logistics costs in trade, transport and logistics systems / T.V. Konovalova,

5.L. Nadiryan, M.P. Mironova // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2020. № 9. P. 197— 199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.