redactor@ progress-human.com
Ссылка для цитирования этой статьи:
Старков П.Н., Сбродова Н.В. Проблемы и последствия внутренней миграции трудовых ресурсов из Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов // Human Progress. - 2017. - Том 3, № 7 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_7/Starkov.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
УДК 314.72
ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ИЗ УРАЛЬСКОГО, СИБИРСКОГО И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ
Старков Петр Николаевич
Магистрант кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
[email protected] ул. 8-е Марта, 62 - 655, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (343) 221-27-76
Сбродова Надежда Васильевна
Старший преподаватель кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
[email protected] ул. 8-е Марта, 62 - 655, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (343) 221-27-76
Аннотация. В статье оценивается влияние внутренней миграции на развитие территорий Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, как наиболее больших по территории образований в Российской Федерации. Названы основные факторы, влияющие на развитие исследуемых территорий: неблагоприятные климатические условия и отдаленность от столичных городов. В статье авторы проанализировали численность населения во всех субъектах Федерации изучаемых трех федеральных округов в динамике с 2010 по 2017 годы и выявили, что она снижается в ряде субъектов, определили основные причины внутренней миграции (оттока) населения из данных территорий. Далее авторы определили наиболее серьезные проблемы, связанные с внутренней миграцией населения с территорий Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Затем предложили © П.Н.Старков, Н.В.Сбродова 1
redactor@ progress-human.com
направления совершенствования работы по удержанию населения в указанных федеральных округах. В частности описан опыт Канады по сохранению численности населения северных территорий, предложено его использовать в России. Отмечены возможные положительные последствия использования этого опыта.
Ключевые слова: внутренняя миграция; северные и отдаленные территории; отток населения; проблемы миграции; управление миграцией.
1ЕЬ коды: R 23; O 15.
Введение.
Развитие территорий Российской Империи, СССР и Российской Федерации всегда было связано с перемещением и освоением трудовыми ресурсами новых территорий. После развала СССР на территориях Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов произошли серьезные изменения, которые повлекли за собой закрытие градообразующих предприятий, безработицу и внутреннюю миграцию трудоспособного населения регионов [1]. В результате многие территории этих федеральных округов остались обезлюженными и недостаточно неразработанными. Государство прекратило вкладывать средства в развитие территорий Крайнего Севера, северного Урала, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Целью настоящей статьи является анализ причин оттока населения из трех крупнейших федеральных округов России: Уральского, Сибирского и Дальневосточного, и на основе изучения опыта других стран мира поиск путей снижения потоков внутренней миграции из данных регионов в современных условиях.
Анализ проблем внутренней миграции населения из северных и отдаленных регионов России.
Изучаемые в статье регионы являются самыми большими по территории в России. Общая площадь территорий Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов составляет 13 132773 км2. На развитие территорий Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов влияют следующие факторы:
1. Неблагоприятные климатические условия;
2. Удаленность и труднодоступность привели к углубленному экономическому отставанию территорий. Экономическое отставание привело к снижению заработной платы, безработице и усилению инфляции [2].
redactor@ progress-human.com
Все перечисленные территории (УрФО, СФО и ДВФО) являются главными источниками добычи природных ресурсов. Чтобы оценить масштабы внутренней миграции трудовых ресурсов с этих территорий, необходимо рассмотреть численность населения в динамике (Таблица 1).
Табл. 1: Численность населения в динамике на территориях УРФО, СФО и ДВФО1
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Уральский федеральный округ
Курганская область 910,8 908,8 896,2 885,7 877,1 869,8 861,8 853,9
Свердловская область 4297,7 4297,2 4307,5 4315,8 4320,6 4327,4 4330,0 4330,6
Тюменская область 3395,7 3405,2 3459,4 3510,6 3546,3 3581,2 3615,4 3661,9
ХМАО 1532,2 1537,1 1561,2 1584,0 1597,2 1612,0 1626,7 1647,1
Челябинская область 3476,2 3475,6 3480,1 3485,2 3490,0 3497,2 3500,7 3503,5
ЯНАО 522,9 524,9 536,5 541,6 539,6 539,9 534,1 536,3
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 206,1 206,5 208,4 210,3 211,6 213,7 215,1 217,0
Алтайский край 2419,7 2417,3 2407,2 2398,7 2390,6 2384,8 2376,7 2366,4
Республика Бурятия 972,0 971,5 971,3 971,8 973,8 978,4 982,2 983,9
Забайкальский край 1107,1 1106,1 1099,3 1095,1 1090,3 1087,4 1083,0 1079,4
Иркутская область 2428,7 2427,9 2424,3 2422,0 2418,3 2414,9 2412,8 2409,4
Кемеровская область 2763,1 2761,2 2750,8 2742,4 2734,0 2724,9 2717,6 2709,4
Красноярский край 2828,1 2829,1 2838,3 2846,4 2852,8 2858,7 2866,4 2875,7
Новосибирская область 2665,9 2666,4 2686,8 2709,4 2731,1 2746,8 2762,2 2780,7
Омская область 1977,6 1976,5 1974,8 1973,9 1973,8 1978,1 1978,4 1973,4
Томская область 1047,3 1048,5 1057,7 1064,2 1070,1 1074,4 1076,7 1078,9
Республика Тыва 307,9 308,1 309,3 310,4 311,7 313,7 315,6 318,7
Республика Хакасия 532,4 532,3 532,1 533,0 534,0 535,7 536,7 537,8
Дальневосточный федеральный округ
Амурская область 830,1 828,6 821,5 816,9 811,2 809,8 805,6 801,7
Еврейская автономная область 176,5 176,3 174,4 172,6 170,3 168,3 166,1 164,1
Камчатский край 322,0 321,6 320,1 320,5 319,8 317,2 316,1 314,7
Магаданская область 156,9 156,5 154,4 152,3 150,3 148,0 146,3 145,5
Приморский край 1956,4 1953,5 1950,4 1947,2 1938,5 1933,3 1929,0 1924,5
Республика Саха (Якутия) 958,5 958,2 955,8 955,5 954,8 956,8 959,6 962,8
Сахалинская область 497,9 496,7 495,4 493,3 491,0 488,3 487,2 486,9
Хабаровский край 1343,8 1342,8 1342,4 1342,0 1339,9 1338,3 1334,5 1334,2
Чукотский автономный округ 50,5 50,3 50,9 50,7 50,5 50,5 50,1 49,7
Как показывают данные Таблицы 1, численность населения на территориях Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов постоянно уменьшается. Это вызвано внутренней миграцией трудовых ресурсов в территории с менее жесткими климатическими условиями.
В Уральском федеральном округе (УрФО) численность населения в таких регионах, как Свердловская, Тюменская, Челябинская области, ХМАО и ЯНАО выросла, а в Курганской области уменьшилось. Внутренняя миграция из Курганской области вызвана низким уров-
1 Составлено авторами на основе данных Федеральной Службы Государственной Статистики Российской Федерации «Социально-экономические показатели Федеральных округов России» [Режим доступа]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086420641
нем зарплаты, отсутствием градообразующих производств; большинство трудовых ресурсов перемещаются в соседние регионы УрФО.
В Сибирском федеральном округе (СФО) численность населения в таких регионах как республика Алтай, республика Бурятия, республика Тыва, республика Хакасия, Красноярский край, Новосибирская область и Томская область выросла, а в Алтайском крае, Забайкальском крае, Иркутской, Кемеровской и Омской областях уменьшилось.
В Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) численность населения в регионах: Амурская область, Еврейская АО, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Сахалинская область, Хабаровский край и Чукотский автономный округ - снижается, а в республике Саха (Якутия) незначительно выросла.
Миграция населения (трудовых ресурсов) с территорий Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в первую очередь, происходит из-за неблагоприятного для жизни климата, отсутствия транспорта (железнодорожного, малой авиации), неразвитой дорожной сети, отсутствия медицинских учреждений на территориях, закрытия градообразующих предприятий, безработицы, низкой заработной платы, высокого уровня цен [3;
Наиболее серьезные проблемы, связанные с внутренней миграцией населения с территорий Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов заключаются в следующем:
-происходит замещение коренного населения и трудовых ресурсов на граждан других государств, которые не связаны с этой территорией [5];
-происходит бесконтрольный и незаконный вывоз природных ресурсов (лес, водные и морские ресурсы, браконьерство, контрабанда и др.);
-формируются этнические преступные сообщества и группировки из-за высокого роста незаконной миграции [6];
Для решения проблем внутренней миграции Российской Федерации необходимо принять следующие меры:
1. Создание государственной программы по развитию территорий Севера и Дальнего Востока [7], строительство теплого доступного жилья, снижение налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса или полное освобождение от нее в некоторых отраслях.
2. Развитие дорожной сети, строительство и развитие железнодорожной сети, развитие малой авиации, развитие и возрождение градообразующих предприятий, создание городов будущего на северных территориях [7].
4].
3. Проведение активной геологической разведки всей территории в этих федеральных округах.
4. Использование отечественного и зарубежного опыта освоения северных территорий странами мира (например, Канадой [8; 9]).
Канада для освоения северных территорий создала Совет по кооперативному управлению, с помощью которого решаются вопросы природопользования в регионе и взаимоотношения с коренным населением. Работа Совета кооперативного управления создала условия для развития коренного населения региона: сохранение традиционного образа жизни; появление новых рабочих мест и получение образования; использование традиционных знаний при принятии решений. В северном регионе Канады существует программа поощрения для развития мелких кооперативных предприятий. Экономика севера Канады развивает полным ходом туризм, традиционные национальные ремесла и деревообработку, работает программа по поддержке малого и среднего бизнеса: в начале 90-х годов в Юконе на 100 тыс. населения приходилось 9 тыс. частных фирм. На территории севера Канады существуют национальные парки, которые способствуют развитию коренных народов с помощью экологического туризма [10, стр. 44-64]. Кроме Совета по кооперативному управлению, разработана «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» (2009 год), которая включает следующие основные положения: защита и сохранение малых коренных народов, обеспечение социально-экономического развития Севера, защита окружающей среды и развитие самоуправления.
5. Выделение государственных средств в освоение и развитие территорий Севера и Востока, в том числе: развитие водного туризма (сплавы на реках и озерах с помощью каяков (лодки северных народов)) и зимнего туризма (проведение зимних спортивных мероприятий), создание национальных природных парков и заповедников.
Заключение
Таким образом, в ряде субъектов Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, наблюдается сокращение численности населения, вызванное внутренней миграцией в западные и южные регионы. Сохранение таких миграционных потоков неблагоприятно для социально-экономического развития данных территорий.
Авторы предложили шире применять опыт Канады по удержанию населения в северных регионах. Стратегия Канады «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» (2009 год), применима для развития северных территорий Российской Федерации. С помощью опыта Канады на территориях УрФО, СФО и ДВФО появятся новые
комфортные места для проживания, будут созданы новые рабочие места [11], снизится внутренняя миграция (отток) трудовых ресурсов.
Литература
1. Анимица Е.Г. Региональное управление: Курс лекций. - Екатеринбург: Издательство Уральского Государственного Экономического Университета, 2010.
2. Анимица Е.Г., Силин ЯП., Сбродова Н.В. Теории регионального и местного развития: Учебное пособие. - Екатеринбург: Издательство Уральского Государственного Экономического Университета, 2015.
3. Ермошина Г.П., Позднякова В.Я. Региональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИН-ФРА-М, 2013.
4. Lucas, R.E.B. Internal migration and economic development: an overview (theoretical appraisal) // Internal migration: a comparative perspective. - 1977. - с. 37-60.
5. Кулькова И.А. Механизмы регулирования трудовой миграции: перспективы решения проблемы дефицита кадров с помощью миграции / Демографический и миграционный потенциал Урала: Материалы круглых столов III Уральского демографического форума с международным участием (8-9 июня 2012г.)- Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012.
6. Аветисян А.С. Криминологическая характеристика и анализ этнической преступности на Дальнем Востоке России, Владивосток - кафедра уголовного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskaya-harakteristika-i-analiz-etnicheskoy-prestupnosti-na-dalnem-vostoke-rossii /
7. Федеральная целевая программа Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. [Электронный ресурс] - Доступ из правовой и нормативно-технической документации «Электронный фонд». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499091773#loginform /
8. Grant, E.K.; Joseph, A.E. The spatial aspects and regularities of multiple interregional migration within Canada: evidence and implications // The Canadian journal of regional science = La revue canadienne des sciences regionales. - 1983. - № 6(1). - с. 75-95.
9. Nogle, J.M. Internal migration for recent immigrants to Canada // International Migration Review. - 1994. - № 28(1). - с. 31-48.
10. Агранат Г.А. Капитализм или социализм: северный выбор // Российские исследования о Канаде. - 1999. - Вып. 4. - с. 44-64.
11. Das, P. Job search and internal migration // The Indian economic journal: the quarterly journal of the Indian Economic Association. - 1989. - № 37, c. 65-68.
PROBLEMS AND CONSEQUENCES OF LABOR RESOURCES' INTERNAL MIGRATION FROM THE URAL, SIBERIAN AND
Nadezhda Sbrodova Senior Lecturer of the Regional, Municipal Economy and Management Department in Ural
State University of Economics Yekaterinburg, Russia
Abstract: The article assesses the impact of internal migration on the development of the Ural, Siberian and Far Eastern federal districts' territories, as the largest in Russian Federation. The main factors are named that are influencing the development of the studied territories: unfavorable climatic situation and remoteness from the capital cities. In the article the authors have analyzed the number of population in all regions of the studied three federal districts in the dynamics from 2010 to 2017 and have found that there is a decrease in a number of regions, and have determined the main causes of population' internal migration (outflow) from these territories. Further, the authors identified the most serious problems associated with population' internal migration from the territories of the Ural, Siberian and Far Eastern federal districts. Then they suggested the ways to improve the population' retention in these federal districts. In particular, Canada's experience has been described in preserving the population of the northern territories; and it is proposed to use it in Russia. Possible positive consequences were noted for using this experience.
Keywords: internal migration; northern and remote areas; population outflow; migration problems; regulation of migration.
FAR EASTERN FEDERAL DISTRICTS
Petr Starkov
Master Student in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia
JEL Code: R 23; O 15.
redactor@ progress-human.com
References:
1. Animitsa, E.G. Regional management: Course of lectures. - Yekaterinburg: Publishing house of Ural State Economic University, 2010.
2. Animitsa, EG, Silin Ya.P., Sbrodova N.V. Theories of regional and local development: Textbook. - Yekaterinburg: Publishing house of Ural State University of Economics, 2015.
3. Ermoshina, G.P.; Pozdnyakova V.Ya. Regional economy: Textbook. - Moscow: INFRA-M, 2013.
4. Lucas, R.E.B. Internal migration and economic development: an overview (theoretical appraisal) // Internal migration: a comparative perspective. - 1977. - p. 37-60.
5. Kulkova, I.A. Mechanisms to regulate labor migration: prospects for solving the problem of shortage of personnel through migration / Demographic and migration potential of the Urals: Materials of round tables of the III Ural Demographic Forum with international participation (June 8-9, 2012) - Yekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2012.
6. Avetisyan, A.S. Criminological characteristics and analysis of ethnic crime in the Russian Far East, Vladivostok - Criminal Law Department of the Law School of the Far Eastern Federal University. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskaya-harakteristika-i-analiz-etnicheskoy-prestupnosti-na-dalnem-vostoke-rossii/
7. Federal target program Economic and social development of the Far East and the Baikal region for the period until 2025. - Access from legal and regulatory documents "Electronic Fund". - URL: http://docs.cntd.ru/document/499091773#loginform/
8. Grant, E.K.; Joseph, A.E. Thematic aspects of multiple interregional migration within Canada: evidence and implications // The Canadian journal of regional science. La revue canadienne des sciences regionales. - 1983. - No. 6 (1). - p. 75-95.
9. Nogle, J.M. Internal migration for recent immigrants to Canada // International Migration Review. - 1994. - No. 28 (1). - p. 31-48.
10. Agranat, G.A. Capitalism or Socialism: Northern Choice // Russian Studies on Canada. - 1999. -Issue. 4. - p. 44-64.
11. Das, P. Job search and internal migration // The Indian Economic Journal: the quarterly journal of the Indian Economic Association. - 1989. - No. 37, p. 65-68.
Contact
Petr Starkov
Ural State University of Economics
62-655, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia [email protected]
Nadezhda Sbrodova
Ural State University of Economics
62-655, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia