ВОПРОСЫ
УПРАВЛЕНИЯ
РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
Королева А.М.
старший преподаватель кафедры экономики товарных рынков, Тюменский государственный нефтегазовый университет (Россия), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д.38, [email protected]
УДК 314.15 (470.5) ББК 60.74 (2Рос-15)
Цель. Исследование современного состояния и тенденции развития нелегальной миграции в Уральском федеральном округе.
Методы. Проведен анализ статистических данных за период с 2000-2014 гг. по миграции населения в округе, представлены коэффициенты миграционного прироста, рассчитана величина нелегальной миграции.
Результаты. На основании данных статистического анализа сделаны выводы о динамики миграционных процессов. Дана характеристика негативных последствий нелегальной миграции и предложены варианты ее регулирования.
Научная новизна. Дана оценка величины нелегальной миграции на территории Уральского федерального округа, предложены направления регулирования незаконной миграции.
Ключевые слова: нелегальная миграция, трудовая миграция, регион.
REGULATION OF ILLIGAL MIGRATION IN THE URAL FEDERAL DISTRICT:
CURRENT STATUS AND TRENDS
Koroleva A.M.
senior lecturer, Department of Commodity Market Economy, Tyumen State Oil and Gas University (Russia), 38 Volodarsky, Tyumen, Russia, 625000, [email protected]
Purpose. To study the current status and development trends of illegal migration in the Ural Federal District.
Methods. Statistical data of 2000-2014 migration of the population in the district is analyzed, net migration rate is presented and size of illegal migration is measured.
Results. On the basis of statistical analysis conclusions on migration processes dynamics are made. Negative consequences of illegal migration are characterized and options for its control are provided.
Scientific novelty. Illegal migration in the Ural Federal District is sized and assessed, directions to control illegal migration are proposed.
Key words: illegal migration, labor migration, region.
Миграционные процессы в экономике любого государства имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Первые связаны с решением демографических проблем, привлечением рабочей силы, ростом спроса на отдельные категории товаров и пр. Отрицательные последствия проявляются в основном при незаконной миграции в виде роста криминогенной обстановки, болезненности социально-психологической и культурной адаптации мигрантов и жителей, усилении напряженности на рынке труда, росте теневого сектора и т.д. [1].
В России миграционные процессы характеризуются значительными межрегиональными различиями, связанными с привлекательностью регионов для трудовой деятельности мигрантов.
Как свидетельствует статистика, по числу мигрантов Россия занимает второе место в мире после США. За последние несколько лет число мигрантов в России увеличилось почти на 40%. За семь месяцев 2014 года в Россию въехало 10470 тыс. иностранцев, из которых на миграционный учет встали 5453 тыс. человек. В 2013 году въехало 17342 тыс. человек, а на
137
© Королева А.М, 2015
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Королева А.М.
учет встало 7760 тыс. человек, в 2012 году эти цифры составили 15940 тыс. и 6480 тыс. человек соответственно [2]. По данным на июль 2014 года в России находится 11458 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, а на законных основаниях из них трудятся только 1,5 млн. человек [3]. Наибольшей популярностью для приезжих пользуется Москва, где в 2013 году проживало около 1,5 млн. мигрантов. В основном это граждане Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.
Уральский федеральный округ, включающий в свой состав шесть крупных субъектов Российской Федерации, является экономически развитым регионом, отличающимся высоким уровнем промышленного производства, размером среднемесячной заработной платы, низкой безработицей, что делает его крайне привлекательным для различных категорий мигрантов, в том числе незаконных.
За последние десять лет поток мигрантов на территорию УрФО вырос в два раза. Наиболее быстрый рост их числа отмечался с 2010 года (рисунок 1).
Доля мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в регионе, в среднем составляет 12-14% от их общей численности на территории Российской Федерации [4]. С 2000 года наблюдался значительный прирост численности мигрантов, работающих в регионе, к 2009 году их число возросло в 10 раз. После 2009 года произошло сокращение численности мигрантов на территории всего округа с 323 тыс. до 136 тыс. человек в 2013 году (рисунок 2).
Как свидетельствуют данные таблицы 1, наиболее привлекательными для мигрантов являются Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Как отмечают отдельные специалисты, Югра выступает крупным центром трудовой миграции, однако не как пункт конечного назначения, а в
виде «перевалочной базы» на пути к западным регионам.
Так что же понимается под «нелегальной миграцией»? В широком смысле под миграцией понимают «переселение, пространственное перемещение людей» [6]. В таком случае нелегальная миграция будет рассматриваться как незаконное перемещение на территорию государства, то есть нерегистрируемое пересечение, которое нарушает законодательство страны, в частности, условия въезда и пребывания на территории.
Федеральная миграционная служба Российской Федерации определяет незаконную миграцию как «въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда указанных категорий лиц» [7].
В целом, к нелегальным мигрантам относят следующие категории [8]:
- иностранцы, въезжающие в страну или находящиеся на ее территории без удостоверяющих личность документов, или имеющие поддельные документы;
- мигранты, незаконно пресекшие границу государства, или по поддельному разрешению на въезд;
- иностранцы, находящиеся на территории государства с просроченной визой, иностранные студенты, не покинувшие страну по истечении обучения, рабочие с просроченными трудовыми договорами;
- мигранты, имеющие вид на жительство (или разрешение на временное проживание) с правом или без права на трудовую деятельность, но работающие нелегально;
- дети, рожденные иностранными гражданами
Рисунок 1 -Динамика численности мигрантов на территории Уральского федерального округа
в период 2005-2014 гг., человек
138
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Королева А.М.
на территории государства (напомним, что в настоящее время в России ребенок признается гражданином РФ, если хотя бы один из родителей является гражданином РФ или оба родителя являются иностранцами, но ребенку отказано в гражданстве в их стране);
- иностранцы, подлежащие изгнанию или депортации.
Исходя из представленного определения нелегальной миграции, можно классифицировать всех нелегальных мигрантов по причине возникновения их нелегального статуса: незаконный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В экспертной литературе по теме миграции можно встретить такую же классификацию.
В среднем, по приблизительным оценкам, численность нелегальных мигрантов в мире составляет от 10 до 15% от общего числа мигрантов. Следовательно, в России численность нелегальных мигрантов по самым минимальным оценкам в разные годы составляла от 3,5 до 5 млн. человек [9]. В таблице 2 представлено
значение доли нелегальных мигрантов в 2013 году по отдельным регионам.
Таким образом, согласно приведенным расчетам уровень нелегальной миграции в России достаточно высок. Результаты обследования регионов России показывают, что численность незаконных мигрантов, как правило, составляет от 0,5% до 3% [11]. По мнению отдельных специалистов, численность незаконных мигрантов в перспективе может возрасти, что связано с ужесточением российского законодательства в области миграции, нехваткой рабочей силы и демографическим кризисом.
Как свидетельствуют данные, представленные в таблице 3, численность нелегальных мигрантов в регионах Уральского федерального округа в 2013 году выросла в сравнении с 2012 годом.
Какие риски несет в себе нелегальная миграция и почему необходимо предпринимать действия, направленные на борьбу с ней?
По оценкам экспертов, в течение последних
Рисунок 2 - Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в УрФО
в 2000-2013 гг., человек
Таблица 1 - Коэффициенты миграционного прироста на 10 тысяч человек населения в 2010-2013 гг. [5]
Регион 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация 19 22 21 23
Уральский федеральный округ -12 31 19 20
Курганская область -76 -110 -97 -79
Свердловская область -17 31 16 19
Тюменская область 7 82 59 62
ХМАО-Югра 8 57 32 33
ЯНАО -88 118 -21 -9
Челябинская область -8 19 13 12
139
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Королева А.М.
пяти лет незаконная миграция в субъекты УрФО способствовала значительному росту числа преступлений и правонарушений в регионе (например, число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков растет в соответствии с темпами роста нелегальных мигрантов), а также увеличению количества межнациональных конфликтов, что ставит под угрозу успешное социально-экономическое развитие региона.
В результате притока мигрантов происходят изменения в различных сферах региона - растут цены на рынке недвижимости, обостряется конкуренция на рынке труда, снижается уровень жизни населения, усиливаются социальные проблемы в области образования и здравоохранения, ухудшается криминогенная обстановка, усиливаются межнациональные конфликты.
Низкая квалификация и отсутствие разрешения на работу толкает нелегальных мигрантов соглашаться на любые условия труда, на низкую заработную плату. Это приводит к снижению спроса на труд российских граждан, которые не могут трудиться при такой низкой оплате труда, ибо вынуждены оплачивать услуги ЖКХ, здравоохранения и образования. В результате растет безработица среди местного населения, происходит примитивизация производства, снижается про-
изводительность труда, нарушается технологическая безопасность выполняемых работ.
От решения вопросов, связанных с регулированием нелегальной миграции, во многом зависит формирование цивилизованного рынка труда, обеспечение занятости населения, укрепление позитивных тенденций в развитии Уральского федерального округа, обеспечение безопасности граждан, рост уровня и качества жизни населения.
В 2012 году был сделан важный шаг в решении задач по обеспечению управляемости миграционными процессами - принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [12].
Однако проблема нелегальной миграции носит комплексный характер и ее преодоление благодаря принятию одного документа маловероятно. В связи с чем можно предложить следующие направления борьбы с незаконной миграцией, который могут быть реализованы как на федеральном, так и региональном уровнях:
1. Создать центры, которые будут оценивать профессиональные навыки иностранных рабочих, гарантировать предоставление им необходимых социальных услуг, регулировать размеры зара-
Таблица 2 - Доля нелегальных мигрантов к общей численности населения по странам в 2013 году [10]
Страна/регион Международная миграция (всего иностранцев), млн.чел. Нелегальная миграция, млн.чел.* Численность населения, млн.чел. Доля нелегальных мигрантов в общей численности населения, %
Россия 11 1,65 142,5 1,16
США 45,8 6,87 316,7 2,17
Япония 2 0,3 127,2 0,24
Евросоюз (28 стран) 72,4 10,86 505,7 2,15
Ближний Восток 3,3 0,495 175 0,28
Латинская Америка 3,9 0,585 401 0,15
* расчет 15% от величины международной миграции
Таблица 3 - Численность нелегальных мигрантов по регионам УрФО в 2012-2014 гг.
Регион Численность мигрантов, всего, чел. Оценки нелегальной миграции, тыс. чел.
2012 2013 2014 (янв.-сент.) 2012 2013 2014 (янв.-сент.)
УрФО 435034 446167 326972 13,0 13,4 9,8
Курганская область 31848 33850 24812 0,9 1,1 0,7
Свердловская область 116237 121274 93260 3,5 3,6 2,8
Тюменская область (без округов) 64962 71610 47999 1,9 2,1 1,4
ХМАО 87799 80824 56170 2,6 2,4 1,7
ЯНАО 44217 44191 31538 1,3 1,3 0,9
Челябинская область 89971 94418 73193 2,7 2,8 2,2
140
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Королева А.М.
ботной платы, размеры налоговых отчислений.
2. Расширить список заболеваний, по которым возможна законная депортация мигрантов из страны (в настоящее время это только СПИД).
3. Скорректировать систему квотирования миграции, определив приоритетные специальности.
4. Активно использовать опыт других стран в регулировании миграционных процессов. Например, в Канаде существует балльная система, с помощью которой на основании личностных характеристик (квалификация, уровень образования, возраст, профессиональный статус и пр.) осуществляется градация мигрантом. Это позволяет повысить объективность отбора и удовлетворить требования регионального рынка труда.
В заключении хотелось бы отметить, что реализация указанных мероприятий должна быть нацелена на борьбу с незаконной миграцией, а не миграцией в целом. При этом не следует забывать, что все большее вовлечение России в международные экономические отношения будет способствовать развитию трудовой миграции в направлении повышения ее квалификации. Поэтому меры государственного воздействия в первую очередь должны быть направлены не на сокращение потока мигрантов, а на повышение «качественных» характеристик мигрантов.
Литература:
1. Махмудова М.М. Трудовая миграция на российском рынке труда: масштабы и тенденции // Социально-экономический потенциал развития регионов в странах СНГ. Материалы международной научно-практической конференции. Тю-мень-Павлодар: Печатник, 2008. С.47-51.
2. Федеральная миграционная служба [электронный ресурс]. URL: http://www.fms.gov.ru (дата обращения 20.11.2014)
3. Нелегальная миграция в РФ [электронный ресурс]. URL: http://itar-tass.com/spravochnaya-
informaciya/691935 (дата обращения 15.11.2014)
4. Махмудова М.М., Королева А.М. Квалифицированные мигранты в экономике региона: анализ современных тенденций// «Новые технологии - нефтегазовому региону: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 418-421.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Р32. Стат. сб. / Росстат. М., 2013. 990 с.
6. Woodbridge, J. (2005), Sizing the unauthorised (illegal) migrant population in the United Kingdom in
2001, London: Home Office.
7. Федеральная миграционная служба России [электронный ресурс]. URL: http://www.fms.gov. ru/government_services/migrate/ (дата обращения
16.11.2014)
8. Вакуленко Е.С., Цимайло В.В. Учёт нелегальной миграции населения: методы и оценки // Демоскоп-Weekly. 26 сентября - 9 октября 2011. № 479 - 480 [электронный ресурс]. URL: http:// demoscope.ru/weekly/2011/0479/analit02.php (дата обращения 22.11.2014).
9. Перепелкин Л.С., Стельмах В.Г. Нелегитимная иммиграция и неофициальная занятость в Российской Федерации: зло, благо или неизбежность? // Общество и экономика. 2005. № 4. С. 49-62.
10. Шматко Ю.О.Анализ и оценка нерегистрируемой миграции в России [электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0605/ student01.php (дата обращения 15.11.2014)
11. Симонов С.Г., Дурцева А.Г., Махмудова М.М. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности (учебник, гриф УМО). Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. 200 с.
12. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70088244/ (дата обращения 15.11.2014).
References:
1. Makhmudova M.M. Labour Migration at the Russian labor market: scope and trends // Socio-economic development potential of the regions in the CIS countries. Proceedings of the international scientific-practical conference. Tyumen-Pavlodar: Pechatnik 2008. P.47-51.
2. Federal Migration Service [e-resource]. URL: http:// www.fms.gov.ru (access date 20.11.2014)
3. Illegal migration in Russia [e-resource]. URL: http:// itar-tass.com/spravochnaya-informaciya/691935 (access date 15.11.2014)
4. Makhmudova M.M., Koroleva A.M. Skilled workers in regional economy: analysis of current trends // «New technologies - to the oil and gas regions: proceedings of the All-Russian scientific-practical conference of students, postgraduates and young scientists. Tyumen: TumGNGU, 2014. P. 418-421.
5. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2013: R32. Stat. Sb. / Rosstat. M., 2013. 990 p.
6. Woodbridge, J. (2005), Sizing the unauthorised (illegal) migrant population in the United Kingdom in
141
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Королева А.М.
2001, London: Home Office.
7. The Russian Federal Migration Service [e-resource].
URL: http://www.fms.gov.ru/govemment_services/
migrate/ (access date 16.11.2014)
8. Vakulenko E.S., Tsimailo V.V Illegal migration record: methods and evaluation // DemoscopeWeekly. September 26 - October 9 2011. № 479 - 480 [e-resource]. URL: http://demoscope.ru/week-ly/2011/0479/analit02.php (access date 22.11.2014).
9. Perepelkin L.S., Stelmakh VG. Illegitimate immigration and informal employment in the Russian Federation: evil, good, or imminence? // Society and economy. 2005. № 4. P. 49-62.
10. Shmatko Yu.O. Analysis and assessment of non-registered migration in Russia [e-resource]. URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2014/0605/student01. php (access date 15.11.2014)
11. Simonov S.G., Durtseva A.G., Makhmudova M.M. Providing business security (course-book, UMO classified). Tyumen: TumGNGU, 2012. 200 p.
12. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the RF President on June 13, 2012) [e-resource]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70088244/ (access date 15.11.2014).
142