Сокуров Сергей Альбертович
аспирант кафедры гражданского права Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова _(тел.: 89183271713)
Проблемы и перспективы законодательного регулирования инвестиционной деятельности
в России
Дннотация
Настоящая статья посвящена проблемам формирования эффективной правовой среды в свете регулирования инвестиционной деятельности в России. Автор постарался выделить общие проблем в законодательной системе Российского государства и выявить основные пути ее развития на перспективу.
Annotation
This article is dedicated to problem of the shaping the efficient legal ambience in light of the regulation to investment activity in Russia. Author tried to select the general problems in legislative system Russian state and reveal the main ways of its development on prospect.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционная деятельность, инвестиционный потенциал, реальный сектор, фондовый рынок, доверительное управление, инвестиционный кодекс.
Key words: investments, investment policy, investment activity, investment potential, real sector, stock market, confidential management, investment code.
Как известно, инвестиционная деятельность, ее объемы, структура и направления во многом характеризуют как текущее состояние экономики, так и перспективы ее развития на последующие периоды. Один из ведущих экономистов, директор правительственного центра информационных и социальных технологий И. Еременко справедливо считает, что в российской экономике будущее определяется инвестициями. Если Россия "плохо" вкладывает средства в развитие экономики -ее ждет "худое" будущее; соответственно, если эффективно вкладывает - надежное, если ничего не вкладывает, значит, говорить о будущем инвестиционной политики государства вообще не приходится [1]. С этой точкой зрения трудно не согласиться.
Ведь сегодня общий экономический кризис, охвативший экономику России, весьма ослабил экономические связи со многими из стран, а резкое ограничение финансовых и материально-технических инвестиционных ресурсов привели к небывалому, критическому падению инвестиционной активности, сокращению капиталовложений практически во все сферы народного хозяйства. Сосредоточив усилия на решении проблем стабилизации текущей экономической ситуации,
правительственные органы управления отодвинули на второй план вопросы долгосрочной инвестиционной политики, структурной перестройки народного хозяйства, что на наш взгляд весьма не правильно. Вместо обоснованных по направлениям и объемам государственных инвестиций в капитальное строительство, характеризующихся, как известно, длительным воспроизводственным циклом, практикуется аварийная, в квартальном режиме, "подпитка" отраслей до предела урезанными лимитами централизованных капитальных вложений. Очевидно, что такая практика не сможет обеспечить приоритетного, глубоко осмысленного и достаточно эффективного осуществления государственной инвестиционной политики. Напротив, в условиях экономической и политической нестабильности, быстро нарастающих инфляционных процессов государство должно, как нам кажется, наряду с предприятиями и новыми рыночными структурами оставаться крупным инвестором в базовых отраслях экономики, а также в отраслях, непосредственно определяющих жизненный уровень населения. В виду этого представляются наиболее важными несколько проблем в сфере регулирования инвестиционной деятельности.
Одна из очень больших проблем, как нам кажется, - определение понятийного состава зако-
101
нов. Как уже говорилось, эта проблема исходит еще от федерального законодательства. На территории Российской Федерации действуют три "специальных инвестиционных закона". Это Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в части не противоречащей Федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"(с изменениями от 2 января 2000 г.).
Инвестиции в Законе РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" определяются как объекты гражданских прав, вкладываемые в процессе инвестиционной деятельности в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности для получения прибыли или достижения иного положительного эффекта. Инвестиционная деятельность определена как вложение инвестиций и совокупность действий по реализации инвестиций.
В Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" инвестиции определяются также как само вложение объектов гражданских прав, принадлежащих иностранным инвесторам, не изъятых и не ограниченных в обороте в Российской Федерации, в объекты предпринимательской деятельности. Понятие инвестиционной деятельности не определяется, поскольку сама инвестиция определена как деятельность. Таким образом, на наш взгляд, видится факт несогласованности в определении основных инвестиционных понятий.
Что касается понятийного аппарата регионального законодательства, то в нем наблюдается более высокая степень согласованности, чем на федеральном уровне. Практически все рассмотренные инвестиционные законы субъектов Российской Федерации определяют инвестиции как объекты гражданских прав, вкладываемые в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного положительного эффекта. Кроме того, практически во всех региональных законах среди мер государственного регулирования инвестиционной деятельности выделяются:
предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности;
предоставление государственных гарантий
участникам инвестиционной деятельности;
установление зон,так называемых специальных налоговых режимов;
обеспечение системы гарантий со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации [2].
Это основное, на чем, как нам кажется, стоит заострить свое внимание законодателю в субъектах Российской Федерации. Кроме того, для некоторых из субъектов актуально также увеличение числа разрабатываемых инвестиционных программ, определив при этом перечень приоритетных отстающих отраслей экономики. Включение различного рода мелких инвестиционных проектов по решению заданной проблемы в единую региональную программу позволит на наш взгляд привлечь дополнительные средства в инвестиционный проект извне.
Вторая проблема, на которую необходимо обратить внимание, это несоответствие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным законам. Наиболее типичными нарушениями федеральных правовых норм субъектами Российской Федерации являются:
превышение органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих полномочий;
самостоятельное определение направлений государственной политики в области экономического развития;
принятие законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству [3].
При этом действенным профилактическим средством гармонизации федеративного законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации на наш взгляд может стать создание модельных правовых актов для субъектов Российской Федерации в качестве типовых образцов правового решения самого широкого круга проблем, в том числе и регулирования инвестиционной деятельности в регионах.
Третья проблема, с которой сталкиваешься при анализе регионального инвестиционного законодательства (как нам кажется, и не только инвестиционного) является отсутствие ссылки в законах субъектов Российской Федерации на действие федеральных законов при определении правовой основы регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации или постановка на первое место своих собственных законов. Это на наш взгляд является существенным упущением со стороны законодателя.
Вполне справедливо отмечено автором, как
102
нам кажется, неразвитость фондового рынка, что в некоторой степени приуменьшает инвестиционный потенциал экономики страны в целом. Эту проблему справедливо можно выделить в качестве четвертой.
Сегодня большинство российских компаний на наш взгляд не рассматривают национальный финансовый рынок как механизм привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор, а многие региональные компании вообще не имеют к нему доступа. Вместе с тем, финансовый рынок уже достиг того уровня развития, когда использование его возможностей может стать решением многих экономических проблем, в том числе, повышения инвестиционной активности предприятий, обеспечения эффективного межотраслевого перелива капитала, развития мелкого и среднего бизнеса за счет обеспечения венчурного финансирования. Но механизм экономического роста, справедливо заметить, не может возникнуть спонтанно. Для его формирования требуется целенаправленная работа по созданию ряда социальных, экономических, организационных предпосылок.
К пятой проблеме, если рассматривать российскую инвестиционную модель в разрезе отраслей экономики, на сегодняшний день следует отвести инвестирование в реальный сектор. России сегодня как никогда требуется восстановление утраченных источников накоплений, которые стимулируются внутренним спросом и ускоренным развитием конкурентоспособной части реального сектора.
Весьма актуальным на наш взгляд становится механизм инвестирования в реальный сектор экономики через механизм доверительного управления. Доверительным управлением называется менеджмент инвестиционного процесса средствами клиента, основным инструментом которого являются долговые ценные бумаги с фиксированной доходностью. Средства, привлеченные от инвесторов в краткосрочные долговые обязательства инвестиционных компаний, в основном могут служить источником пополнения их оборотных средств. Таким образом, участники процесса будут иметь возможность извлекать доход из реального сектора экономики, а не из финансового. В виду чего, они не будут принимать на себя традиционные риски финансового рынка, которые в последнее время в основном связаны с непредсказуемостью политики государства. Но при той или иной выбранной стратегии запуска инвестиционного механизма в реальном секторе, важнейшим условием реализации намеченных задач в данной сфере по-прежнему остается правовое обеспечение. Именно инвес-
тиционное законодательство сегодня в России пока находится на неудовлетворительном уровне, а уж в вопросах регулирования инвестиции в реальном секторе экономики и вовсе оказывается на низкой ступени. В виду этого целесообразно было бы, как нам кажется, пойти по примеру США, в первую очередь разработать и принять Инвестиционный кодекс, который будет являться основополагающим документом в регулировании внутренних и внешних инвестиции на территории России. Так, в качестве основных разделов кодекса могут стать 2 части. Первая часть может содержать основные правовые аспекты регулирования внутренних инвестиций, а вторая часть кодекса - внешних инвестиций. В первую часть можно включить 4 главы. В первой главы целесообразно дать характеристику внутренних и внешних инвесторов, их отличительные черты и степень заинтересованности в инвестиционном процессе страны. Во второй главе следует рассмотреть существующие на сегодняшний день классификации инвестиций, как с учетом национальных факторов, так и с учетом международного влияния. Третья глава может послужить методологическим разделом документа, в ней можно изложить основные формы и методы осуществления инвестиций на территории России. Четвертая глава может содержать основные права и обязанности участников инвестиционного процесса и целом описан правовой режим инвестирования. Остальные главы вернее будет распределить во вторую часть. Таких глав выйдет в среднем около семи. Так, пятая глава может содержать организационные аспекты государственной регистрации иностранных инвестиций. В шестой главе могут быть изложены основные способы и критерии оценки иностранных инвестиций применительно к российской экономике. В седьмой главе лучше разместить основные гарантии осуществления иностранных инвестиций, которые будут отражать основные принципы защиты интересов зарубежного инвестора. В восьмой главе целесообразно отразить все законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в России, в том числе и деятельность иностранного инвестора. А пока в России присутствует только проект Кодекса профессиональной этики, который определяет морально-этические принципы деятельности инвестиционных аналитиков.
Итак, одной из центральных проблем, стоящих перед Россией сегодня, является обеспечение экономического роста на основе кардинальной структурной перестройки экономики. Эта цель может быть достигнута, прежде всего, путем привлечения значительных инвестиционных ресур-
103
сов в реальный сектор, а также организации механизма их эффективного использования. При этом важную роль в мобилизации инвестиций на модернизацию российской промышленности в целях скорейшего выполнения указанных задач призван сыграть, как уже отмечалось нами ранее, российский фондовый рынок, который, особенно сегодня в условиях сокращения банковского кредитования реального сектора экономики и снижения возможностей рефинансирования прибылей, является одним из важных механизмов концентрации финансовых ресурсов.
—1. Гранкин В.В. Инвестиционная деятельность в современной России //Экономика и управление собственностью. 2008. № 3. С. 65.
2. Указ. соч.
3. Там же. С. 66.
1. Grankin V. V. Investment activity in modern Russia // Economy and property management. 2008. No 3. P. 65.
2. The specified composition.
3. In the same place. P. 66.
104