Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство (ГЧП) / государственное управление / спортивная инфраструктура / спорт / взаимодействие государства и бизнеса / public-private partnership (PPP) / public administration / sports infrastructure / sports / interaction between the state and business
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Папоян Р.А.

студент РАНХиГС

ripsime.papoyan@yandexru Воротников А.М.

к.х.н., доцент Института общественных наук РАНХиГС

vdep14@yandexru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), государственное управление, спортивная инфраструктура, спорт, взаимодействие государства и бизнеса.

Keywords: public-private partnership (PPP), public administration, sports infrastructure, sports, interaction between the state and business.

ГЧП или государственно -частное партнерство является механизмом привлечения частных инвесторов для реализации общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Государственно-частное партнерство считается действенным инструментом государственного регулирования экономики и привлечения бизнеса к исполнению государственных и муниципальных задач. Особенно задач, связанных с созданием и развитием объектов общедоступной инфраструктуры, предоставлением населению социально значимых и публичных услуг.

Мировая практика реализации проектов государственно -частного партнерства показывает, что приоритетность тех или иных сфер применения ГЧП напрямую зависит от уровня развития экономики страны в целом. Так, по данным Ресурсного центра государственно -частного партнерства Всемирного банка и Европейского экспертного центра государственно-частного партнерства, в странах «Большой семерки» ГЧП-проекты реализуются преимущественно в социальном секторе — на образование и здравоохранение приходится более половины всех инициатив. В развитых странах Европы, Азии и Тихоокеанского региона около 30 % всех ГЧП-проектов реализуется в социальной сфере, на 10% больше - в развитии транспортной инфраструктуры. В странах с переходной экономикой (в том числе и в странах СНГ) и развивающихся странах на социальную инфраструктуру приходится менее 10% всех ГЧП -проектов, тогда как в сфере развития коммунально -энергетической отрасли и транспортной инфраструктуры реализуется 80-90% всех инициатив.

Государственный сектор, ограниченный в средствах, стремится к такому развитию инфраструктуры, которое бы стимулировало и экономический рост. В свою очередь частный сектор ищет продуктивные инвестиции, но с большей безопасностью доходов. В таких условиях ГЧП позволило обеспечить максимальную реализацию внутренних преимуществ государства и бизнеса: стремление государственного сектора к общему благу, а частного сектора — к эффективному использованию и экономии средств.

***

В течение долгого времени спорт составляет важнейшую сферу жизни государства. Сегодняшняя индустрия спорта содержит огромное множество форм проявления. Например, современную и нестандартную сферу экономических отношений, особый вид трудовых отношений для спортсменов и тренеров, а также высокодейственный канал продвижения на рынок производимой продукции или бренда компании, создания и поддержания ее позитивного и привлекательного имиджа1.

Важно отметить, спорт является одним из важных факторов обеспечения устойчивого развития. Он доказал свою значимость как эффективный и гибкий инструмент содействия достижению задач в деле обеспечения мира и развития. В рамках освоения огромного потенциала спорта Бюро Организации Объединенных Наций по спорту давно уже занимается вопросами сплочения людей вокруг спорта и поощряет использование спорта в поддержку мирных инициатив, начиная с организации спортивных мегапроектов, заканчивая проведением уличных соревнований.

Важнейшим фактором в содействии глобальному развитию и реализации целей в области устойчивого развития является создание сильных и стабильных партнерств. На данный момент мир более тесно взаимосвязан и глобальный феномен спорта обладает силой, способной соединить влиятельные сети различных партнеров и заинтересованных субъектов с общей приверженностью делу обеспечения развития на длительную перспективу2. Примером такого

1 Цепелева А. Д. Государственно-частное партнерство в сфере спорта: применение зарубежного опыта // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. 2013. - №. 4 (98). - https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-sfere-spoita-primenenie-zarubezhnogo-opyta/viewer

2 Цель 17: Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития. - https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/globalpartnerships/

партнерства может служить сотрудничество между ООН и МОК, который имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН и выступает в роли одного из ключевых партнеров ЮНОСДП в реализации ряда совместных инициатив по линии программы «Спорт на благо развития и мира» .

По нашему мнению, взаимодействие российских властей и предпринимательства в сфере спорта за последние десять лет претерпело огромные ролевые изменения. Главным социально -экономическим институтом общества и инвестором в спортивной сфере по -прежнему считается государство, но роль бизнеса в создании и реализации спортивных услуг значительно усиливается.

Государственно-частное партнерство как механизм реализации социально -значимых проектов

Социальная сфера - одна из отраслей в России, которая требует больших вложений и модернизации, но при этом для бизнеса данная сфера не всегда интересна с точки зрения получения прибыли. Во многих странах для выхода из ситуации создаются проекты, в которых необходимо взаимодействие государства и бизнеса.

Например, в Китае государственное частное партнерство определяется как долгосрочный контракт между частной стороной и правительственным учреждением для создания общественного актива или услуги, в которых частная организация несет значительный риск и ответственность за управление. Преимущества использования ГЧП в Китае огромны. Они включают уменьшение налогового бремени муниципалитетов и устранение недостатков правительства в предоставлении государственного имущества. Государственные органы признают необходимость использования ГЧП, принимая во внимание тот факт, что нынешние тенденции урбанизации создают огромные проблемы в предоставлении качественных государственных услуг для более 100 миллионов новых жителей, которые заселят китайские города к 2020 году.2

В Канаде ГЧП - это «совместное предприятие между государственным и частным сектором, созданное для удовлетворения общественных потребностей и нужд посредством соответственного распределения ресурсов, рисков и вознаграждений». Партнерство реализуется для обеспечения общественной инфраструктуры, коммунального хозяйства и других связанных услуг. В основном такие соглашения включают в себя финансирование, проектирование, строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание объектов инфраструктуры и услуг.

Взаимодействие государства и бизнеса в спорте в РФ

С 1990-х годов начинают происходить серьезные существенные институциональные изменения во всей спортивной отрасли. Спорт стал не просто развлечением, он превратился в динамично развивающуюся индустрию, в которой активно участвует бизнес.

Для долгосрочного и эффективного развития спортивной сферы важнейшей составляющей является согласование интересов государства и бизнеса. В связи с этим поиск новых механизмов конструктивного взаимодействия властных и предпринимательских структур в индустрии спорта становится все более актуальным

Государственно-частное партнерство является механизмом, которое способно объединить усилия власти и бизнеса, располагающих собственными уникальными ресурсами и преимуществами. Это объединение помогает получать наилучшие показатели в тех отраслях экономики, в которых особо заметны провалы рынка или неэффективность государственного управления, к которым относится спортивная сфера. Исходя из этого, партнерское взаимодействие властных и предпринимательских структур способно сформировать смешанные государственно-частные каналы финансирования спорта, учитывая при этом интересы каждого из участников партнерских отношений.

В связи с тем, что партнерство представляет собой слияние материальных и нематериальных общественных и частных ресурсов на долгосрочной и взаимовыгодной основе, в партнерстве с государством заинтересованы сами предприниматели.

Участие в партнерстве с государством приносит бизнесу следующие выгоды:

• создание и поддержание позитивного имиджа продукции и бренда компании;

• получение преференций со стороны органов власти (например, по местным налогам, льготной регистрации, аренде помещения или земли);

• усиление конкретных преимуществ компании за счет популярных спортивных событий и интереса к ним ее потребителей;

• получение информационной поддержки со стороны средств массовой информации, подконтрольных органам власти;

• увеличение объема реализации продукции или услуг компании, улучшение финансовых результатов ее дея-

4

тельности .

1 Международный день спорта на благо развития и мира. - https://ru.unesco.org/events/mezhdunarodnyy-den-sporta-na-blago-

ж vitiy a-i-mira-0

2

По данным Всемирного банка. -

http://www.worldbank.org/projects/search?lang=en&searchTerm=&tab=map&countryshortname_exact=China/

3

Киварина М.В., Бадальянц М.В. Взаимодействие власти и бизнеса в индустрии спорта // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. - №. 3 (55). - https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-vlasti-i-biznesa-v-industrii-sporta

4 Там же.

Таким образом, государственно -частное партнерство является эффективным способом концентрации ресурсов на приоритетных направлениях экономического развития страны. Но это требует высокого уровня доверия между государством и бизнесом.

Примером реализации механизма ГЧП в спортивной сфере может быть создание, внедрение и эксплуатация учебно-тренировочных центров в процессе подготовки российских спортсменов.

Мировой опыт по созданию таких центров показывает, что данные центры создаются в первую очередь для подготовки спортсменов с высокими требованиями к уровню подготовки. К наиболее популярным относятся центры по подготовке фигуристов, хоккеистов, горнолыжников и т.д.

С точки зрения органов государственной власти создание тренировочных центров будет способствовать :

• поддержанию и росту авторитета и престижа страны на международной арене;

• созданию благоприятных условий и необходимой инфраструктуры для развития детского, массового и оздоровительно го спорта;

• участию в получении прибыли при коммерческом использовании мощностей центра;

• созданию положительного имиджа власти, поддерживающей и развивающей спорт, прививающей привычки здорового образа жизни;

• стимулированию здорового образа, что оказывает прямое влияние на здоровье нации и способствует росту социально-экономического потенциала страны.

Формирование подготовительных центров в России находится в процессе своего развития. Органы власти не могут заставить бизнес вкладывать собственные средства в спортивную сферу, им необходимо найти убедительные аргументы для налаживания партнерского государственно -частного взаимодействия. Для этого необходимо четко и грамотно формулировать коммерческие предложения для потенциальных инвесторов; демонстрировать привлекательность целевой аудитории конкретных спортивных соревнований; подробно обосновывать ожидаемый эффект и результат для предпринимателя от вложения средств в тот или иной спортивный проект.

Главным условием эффективного партнерского взаимоотношения властных и предпринимательских структур выступает наличие высококвалифицированных кадров, которые обладают профессиональными компетенциями и способностями для эффективного построения деловых коммуникаций. В большинстве спортивных организаций Российской Федерации такие специалисты отсутствуют, что затрудняет убеждение бизнеса в необходимости и целесообразности долгосрочного инвестирования частных ресурсов в индустрию спорта.

Помимо этого, очень важно создание привлекательной инвестиционной среды для долгосрочного участия бизнеса в спортивных соревнованиях и проектах.

В результате участия России в крупных спортивных проектах, таких как Чемпионат мира по хоккею в 2016 году, Кубок конфедерации по футболу в 2017 году, Чемпионат мира по футболу в 2018 году интерес со стороны частного бизнеса к спортивным проектам возрос. Это позволяет рассчитывать на увеличение вложений и осуществление большего количества проектов в сфере спорта. Вместе с тем существует ряд проблем, которые мешают благоприятным взаимоотношениям бизнеса и государства в этой области:

• Отсутствие четкой программы привлечения инвестиций;

• Отсутствие мотивации у частных предпринимателей. Несмотря на то, что интерес к сфере физкультуры и спорта у частного бизнеса растет, государство не спешит предложить конкретные преференции и льготы для частного предпринимательства в сфере физкультуры и спорта.

• Долгосрочная окупаемость инвестиций. На развитие спортивных сооружений необходимы крупные денежные вливания, но период окупаемости вложений имеет довольно длительное время. Так, срок окупаемости стадиона составляет от 10 лет.

• Отсутствие плана работы с конечным потребителем услуг физкультуры и спорта;

• Отсутствие квалифицированных менеджеров, способных эффективно управлять спортивными объектами. В России спортивный менеджмент относительно недавно стал популярным, а специалистов, способных быстро адаптироваться к новому экономическому рынку спортивных услуг, не особо много.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить ряд мер по решению этих проблем.

Организация на региональном уровне грантовой системы поддержки развития частного бизнеса в сфере физкультуры и спорта. С 2011 года Алтайский край использует систему грантов. Это позволяет предпринимателям строить простейшие сооружения, что помогает увеличить число людей, которые активно участвуют в спортивной жизни страны.

Предоставление предпринимателям в спортивных комплексах помещений для ведения бизнеса. Спортивные сооружения имеют достаточно большие площади, поэтому их можно предоставлять в аренду частным предпринимателям и соответственно увеличить доход от спортивного объекта.

Предоставление инвесторам возможности размещения рекламы внутри спортивного объекта и на прилегающей территории.

Продажа имени спортивного объекта. Этот способ является одним из самых крупных возможных источников дохода от спортивного объекта. В России первым, кто использовал этот способ, был Московский «Спартак», который подписал соглашение с банком «Открытие». Стадион называется «Открытие Арена».

Обеспечение престижности работы в сфере физкультуры и спорта. Молодое поколение в возрасте 13-15 лет -главный потенциальный потребитель спортивных услуг. Регулярная работа со школьниками позволит выработать у молодежи желание и привычку участвовать в спортивных событиях, увеличит количество людей, активно занимающихся спортом.

Таким образом, развитие сотрудничества между государством и частным бизнесом в сфере физкультуры и спорта является перспективным направлением для увеличения доходов как государства, так и частных предприним а-телей. Совместное управление спортивными объектами позволит максимально эффективно использовать ресурсы обоих участников партнерства, уменьшит риски и даст возможность минимизировать издержки.

Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в спорте: зарубежный опыт

В 1990-х годах началось интенсивное развитие ГЧП в Великобритании. В этот период времени был принят закон, который позволял инвесторам строить совместные с государством объекты спортивной инфраструктуры. С 2001 по 2007 года в Великобритании подписали и запустили более 500 контрактов ГЧП на сумму 42 млрд. евро. А в континентальной Европе за это время было реализовано 200 контрактов ГЧП на 3 0 млрд. евро. Самыми продуктивными оказались Франция, Испания, Италия.1

Одним из ярких примеров государственно -частного партнерства в спортивной сфере являются Олимпийские Игры 2012 года в Лондоне. Организационный комитет Олимпийских и Параолимпийских Игр в Лондоне, финансируемый из частных источников, был ответственным за планирование, подготовку и проведение Игр в 2012 году. Организационный комитет получал финансирование от Международного Олимпийского комитета, а также от доходов с продажи билетов, товаров и спонсорских программ. Сторону государства представлял Комитет по подготовке и проведению Олимпиады, отвечающий за разработку и строительство новых объектов и инфраструктуры для Олимпийских Игр и их дальнейшее использование. Финансирование данного комитета происходило за счет Министерства по культуре, СМИ и спорту, Администрации Большого Лондона и Олимпийской Лотереи.

В 1984 году на Играх в Лос-Анджелесе была создана система финансирования Олимпийских Игр, которая была основана на разделении партнеров на три группы: спонсоры, поставщики и лицензиаты. Данная система используется до сих пор. Так, например, в 2012 году на Играх в Лондоне участвовали несколько групп партнеров: 11 Всемирных Олимпийских партнеров, 7 домашних Олимпийских партнеров Лондона, 7 компаний - официальных сторонников Игр в Лондоне и 28 Олимпийских поставщиков. Помимо того, что партнеры предоставляли техническую поддержку, продукты и услуги, они также содействовали рекламе Игр за счет своих маркетинговых программ.

Без участия частного сектора было бы невозможно представить организацию Игр в Лондоне. К примеру, компания «Acer» поставила более 16 тысяч компьютеров, ноутбуков и планшетов, а также группу технической поддержки, которая насчитывала примерно 425 человек. Круглосуточные Интернет-кафе были созданы для спортсменов и журналистов. Компания «Атос» была ответственна за IT -технологии, за передачу ключевой информации, включая результаты соревнований. Эта компания отвечала за создание системы аккредитации и портал волонтеров. Компания «General Electric» обеспечила электроснабжение и отопление Олимпийского Парка и Олимпийской Деревни.

Также в качестве примера проекта ГЧП, можно рассмотреть и «Beijing National Stadium», который предусматривал строительство и эксплуатацию стадиона для XXIX летних Олимпийских Игр в Пекине, вмещающего 91 000 зрительских мест и имеющего расчетный срок службы 100 лет.

Основной целью проекта являлось создание спортивного объекта, отвечающего наивысшим требованиям по проведению соревнований различного уровня, однако ориентированных на создание необходимых условий для проведения летних Олимпийских Игр. Также, целью данной кооперации партнеров являлось снижение финансовой нагрузки на публичного партнера в части финансирования строительства и эксплуатации объекта.

Публичный партнер активно способствовал упрощенной процедуре подготовке проектной и прочей необходимой документации для проекта, освобождению от платы за развитие инфраструктуры и в целом взял на себя риски спроса, предоставив гарантии по соучастию в занятии мощностей спортивного комплекса после проведения соревнований Олимпиады.

Частный партнер со своей стороны обеспечил необходимый объем инвестиций в проект и взял на себя все риски, которые могут возникнуть на этапах строительства.

Применение зарубежного опыта реализации проектов ГЧП в спорте

В выше приведенном примере представлена такая форма ГЧП как концессия. В ней используется модель -строительство — эксплуатация — передача. У данной модели есть такое преимущество, как разделение рисков и высокий уровень частных вложений. Если рассматривать реализацию проектов ГЧП на российском рынке, то можно выделить следующую особенность: использование ГЧП для развития спорта высших достижений. Доказательством этого служат Олимпийские Игры в Сочи. Здесь была использована такая же партнерская система, что и в Лондоне -официальные партнеры, поставщики и лицензиаты. Оргкомитет «Сочи-2014» подписал маркетинговые договоры со следующими партнерами: Мегафон, Ростелеком, РЖД, Роснефть, Bosco -sport, Сбербанк, Аэрофлот, Volkswagen, Ингосстрах, PricewaterhouseCoopers и Спортлото, с 31 поставщиком и 46 лицензиатами - компаниями, отчисляющими оргкомитету лицензионные платежи за производство сувенирной продукции с символикой Игр. В число последних входил Центробанк, который отвечал за монетную программу - выпуск памятных монет и купюр. По мнению экспертов, компании-спонсоры Олимпийских Игр-2014 обязались предоставить оргкомитету «Сочи-2014» более 1,2 млрд. долларов денежных средств, товаров и услуг.

1 Петрикова Е. М., Слободянюк Н. В. Финансовые особенности государственно-частного партнерства в спортивной индустрии // Финансы и кредит. 2013. - № 32 (560).

Отметим также несколько проектов ГЧП в области физической культуры и спорта, реализованных на региональном уровне. На территории Нижегородской области было построено 3 физкультурно -оздоровительных комплекса на базе концессионных соглашений между Правительством Нижегородской области и ЗАО «Волга-спорт». По контракту в течение 10 лет ЗАО «Волга-спорт» эксплуатирует объекты, затем они переходят в собственность региона. Инвестиции на сооружение были привлечены за счет облигаций и размещения их на фондовой бирже «РТС». Общее объем инвестиций составил 1461,6 млн. рублей.

Стадион футбольного клуба «ЦСКА» был сдан в эксплуатацию в 2016 году. Финансирование было осуществлено с помощью привлечения средств Внешэкономбанка, объем инвестиций составил около 14 млрд. руб. В 2017 году был заключен договор на использование названия стадиона ЦСКА. Исходя из условий договора, стадион в течение нескольких лет будет носить название «ВЭБ-арена».

Рассмотрение зарубежного опыта показывает, что одним из ключевых моментов дальнейшее использование спортивных объектов, созданных на основе ГЧП. Для этого можно предоставить возможность перенесения или реконструкции спортивной инфраструктуры, а также возможность передать в руки частного сектора для управления.

Главный акцент, по нашему мнению, необходимо сделать на управлении спортивным сооружением, в связи с тем, что именно бизнес может обеспечить наиболее эффективное функционирование спортивного объекта. Особое значение при реализации проектов государственно -частного партнерства в области спорта должно играть разделение рисков и ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.