УДК 338
ЯВ. Журенкин ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО
БИЗНЕСА В СФЕРЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы сотрудничества государства и частного бизнеса на основе применения механизмов ГЧП в спорте. По мнению автора, для ускорения данного процесса необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, создав четкую и понятную структуру взаимодействия, которая позволит инвесторам и государству видеть преимущества и выгоды сотрудничества, осознавать долю своей ответственности при реализации проектов.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), институты развития, инновационная экономика.
Yaroslav Gyurenldn PARTNERSHIP OF THE STATE AND PRIVATE
BUSINESS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT: PROBLEMS AND PROSPECTS
Annotation. The article considers the issues of cooperation of the state and private business on the basis of PPP mechanisms in sports. According to the author, to accelerate this process it is necessary to improve the regulatory framework, creating a clear-cut structure that will allow investors and the state to see the advantages and benefits of cooperation, be aware of your responsibility when implementing projects.
Keywords: public-private partnerships (PPP), development institutions, innovative economy.
Современный процесс становления социально-ориентированной рыночной экономики определяет необходимость и потребность ускоренного развития ее отраслей и сфер. Повышенное внимание, проявляемое к спорту со стороны общества, государства и представителей бизнеса, позволяет, с одной стороны, решать конкретные экономические, социальные и организационные задачи, с другой - развивать в России виды предпринимательства, основанные на взаимодействии со спортом [1].
В стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г. одной из задач является привлечение населения к здоровому образу жизни. Без взаимодействия с частным бизнесом государству будет очень сложно реализовать поставленные в документе задачи, а бизнес без государственной поддержки не сможет создать приемлемых ценовых предложений для широкого круга населения, желающего получать физкультурно-оздоровительные услуги [2].
На данный момент в связи с тем, что Россия принимает участие в крупных спортивных проектах (Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 г., Чемпионат мира по хоккею в 2016 г., Кубок конфедераций по футболу в 2017 г., Чемпионат мира по футболу в 2018 г.), интерес к сфере физкультуры и спорта со стороны частного бизнеса увеличивается. А это позволяет рассчитывать на увеличение инвестиций и осуществление большего количества проектов в данной сфере. Однако, несмотря на возможные перспективы развития отношений между государством и частным бизнесом в сфере физкультуры и спорта, существует ряд проблем, которые мешают благоприятному сотрудничеству.
Во-первых, нет четкой программы привлечения инвестиций в физкультуру и спорт. Существующая стратегия развития до 2020 г. предлагает разработку и реализацию инвестиционных программ в сфере физической культуры и спорта в условиях современной рыночной экономики, но в чем именно заключается данная мера и за счет каких ресурсов она будет выполняться, в стратегии не указано. Для улучшения финансового обеспечения физической культуры и спорта стратегия предполагает предусмотреть в бюджете выделение самостоятельного раздела «Физическая культура и спорт», а также создать национальный бренд спортивной одежды и инвентаря [3]. Но эти меры не предусмат-
© Журенкин Я.В., 2014
ривают работы с инвесторами. Финансирование также предлагается выделять из государственных средств, а создание бренда не приведет к привлечению достаточного количества денежных средств без продуманной маркетинговой политики и целевой направленности развития бренда.
Во-вторых, отсутствие мотивации у частных предпринимателей. Несмотря на то, что интерес к сфере физкультуры и спорта у частного бизнеса растет, государство не спешит выделять четкие преференции и льготы для частного предпринимательства в сфере физкультуры и спорта.
В-третьих, долгая окупаемость вложенных средств. На развитие спортивных сооружений требуются крупные денежные вливания, однако период окупаемости вложений имеет достаточно длительный период. Например, срок окупаемости спортивного стадиона составляет от 10 лет.
В-четвертых, нет плана работы с конечным потребителем (населением) услуг физкультуры и спорта. Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г. предполагает увеличение количества людей, занимающихся спортом с 15 % до 40 %, но плана, как именно будет достигнут данный показатель, нет. Государственная политика по привлечению к занятиям спортом выражена пока лишь в двух крупномасштабных проектах: «Лыжня России» и «Кросс Наций». Но эти массовые проекты проводятся только раз в год и, естественно, не могут обеспечить необходимый рост интереса населения к регулярным занятиям спортом.
В-пятых, отсутствие квалифицированных менеджеров, способных эффективно управлять спортивными объектами. В России спортивный менеджмент достаточно недавно приобрел популярность, а специалистов, способных быстро адаптироваться к новому экономическому рынку спортивных услуг, не так много.
В-шестых, нет четкого экономического механизма взаимодействия государства и частного бизнеса. На текущий момент государство и частный бизнес в сфере физкультуры и спорта действуют разрозненно, что не может обеспечить эффективного использования ресурсов для увеличения прибыли в данной сфере.
В-седьмых, отсутствует единая законодательная база, регулирующая отношения между государством и частным предпринимательством в физкультуре и спорте.
Таким образом, перечисленные проблемы являются серьезным препятствием развития эффективного взаимодействия между частным предпринимательством и государством. На основе выявленных проблем в сфере физкультуры и спорта можно предложить ряд мер по их решению.
Организация на региональном уровне грантовой системы поддержки развития частного бизнеса в сфере физкультуры и спорта. Внедрение такой системы развивающих грантов с 2011 г. использует Алтайский край. Они позволяют предпринимателям, в первую очередь сельским, строить простейшие спортсооружения, что увеличивает число людей, активно участвующих в спортивной жизни, и благотворно влияет на физическое здоровье граждан [4].
Предоставление предпринимателям в спортивных комплексах помещений для ведения бизнеса. Спортивные сооружения кроме основных площадок, где проводятся соревнования и другие спортивные мероприятия, имеют достаточно большие площади, которые можно предоставлять в аренду частным предпринимателям и таким образом увеличить доход от спортивного объекта.
Предоставление инвесторам возможности размещения рекламы внутри спортивного объекта и на прилегающей территории. В мировой практике реклама, размещенная на различных носителях, таких как световые табло, билборды, афиши, щиты, перетяжки, производит значительный эффект. Рекламодатели и спонсоры, заинтересованные в такой целевой аудитории, как болельщики, всегда с готовностью размещают свои логотипы, торговые марки и рекламные сообщения, таким образом, обеспечивая максимальную узнаваемость своего бренда среди зрителей [5].
Продажа имени спортивного объекта. Это уникальный и вместе с тем один из самых крупных возможных источников дохода от спортивного объекта. Чаще всего в Европе продажа имени
спортивного объекта связана с футбольными стадионами. Например, стадион футбольного клуба «Манчестер Сити» с 2011 г. и вплоть до 2021 г. будет носить имя абу-дабийской авиакомпании Etihad, которая заплатила за покупку имени 625 млн долл. В России этот опыт перенял пока только Московский «Спартак», который подписал соглашение с банком «Открытие». Строящийся стадион клуба, который по плану должен быть введен в строй летом 2014 г., будет носить название «Открытие Арена». За шесть лет клуб получит от банка 1 208 млн руб. (всего более 40,2 млн долл.; более 6 млн долл. в год) [6]. Учитывая, что в 2018 г. в России состоится крупнейшее мировое футбольное событие, строительство современных стадионов будет одним из приоритетных направлений в развитии объектов физкультуры и спорта, и продажа имени стадиона может стать основой для максимально эффективного сотрудничества государства и частного предпринимательства.
Расширение функциональности спортивного объекта. Увеличение возможности использования спортивного сооружения в различных отраслях бизнеса позволит увеличить прибыль и сократить сроки окупаемости.
Повышение зрелищности для привлечения большей аудитории. Современные тенденции в предпочтениях болельщиков таковы, что многие из них не просто приходят смотреть спортивное событие, но и хотят принимать в нем активное участие, выплескивать эмоции, поддерживать свою команду или спортсмена аплодисментами. Активное участие, а не пассивное дает зрителям возможность превратиться в азартных болельщиков, которые приобретают специальную одежду, шарфы и шляпы, используют символику национальных флагов, раскрашивают лица «фирменными» цветами любимой команды. Все это ведет к увеличению интереса к спорту, а также обеспечивает этой сфере дополнительный доход.
Привлечение квалифицированного персонала в сферу физкультуры и спорта за счет сотрудничества с европейскими специалистами, успешно работающими в этой области. Использование европейского опыта в сфере управления спортивными объектами позволит уменьшить издержки и увеличить качество предоставляемых потребителю спортивных услуг.
Обеспечение престижности работы в сфере физкультуры и спорта. Молодое поколение в возрасте 13-15 лет - главные потенциальные потребители спортивных услуг. Постоянная работа со школьниками позволит выработать у молодежи желание и привычку участвовать в спортивных событиях, увеличит количество людей, активно занимающихся спортом.
Снижение административных барьеров для частных предпринимателей, участвующих в управлении объектами физкультуры и спорта, разработка программы по предоставлению льгот частным компаниям, инвестирующим средства в сферу физкультуры и спорта.
Таким образом, видно, что развитие сотрудничества между государством и частным бизнесом в сфере физкультуры и спорта является перспективным направлением для увеличения доходов как государства, так и частных предпринимателей. Совместное управление спортивными объектами позволит максимально эффективно использовать ресурсы обоих участников партнерства, уменьшит риски и даст возможность минимизировать издержки.
Но, несмотря на возможности, предоставляемые управлением спортивным сооружением, еще одним важным вопросом, который предстоит решить, является вопрос создания механизма экономического сотрудничества, который позволит максимально эффективно использовать ресурсы участников экономических отношений - государства и бизнеса. Одним из таких механизмов может стать государственно-частное партнерство.
В странах Европы, где механизмы ГЧП применяются уже свыше 20 лет, доля инвестиций бизнеса в спорте составляет более 50 %. На Западе отношения государства и бизнеса не ограничиваются созданием или реконструкцией спортивных объектов с применением частного капитала, а распространяются также на подготовку специалистов в спортивной сфере, профессиональных спортсме-
нов и тренеров, разработку национальных спортивных стандартов, организацию спортивных мероприятий, производство спортинвентаря.
Одним из ярких примеров государственно-частного партнерства в спортивной сфере в Европе являются Олимпийские Игры 2012 г. в Лондоне. Данное спортивное мероприятие оказалось слишком крупным и затратным во всех аспектах с точки зрения технологии, организации, управления, работы со СМИ, строительства спортивных объектов, гостиниц, пунктов питания, объектов транспортной инфраструктуры и т.д. Поэтому игры реализовывались за счет сотрудничества государства и частного сектора. Благодаря этому сотрудничеству частный бизнес получил дополнительный доход от использования спортивных сооружений, а также льготы для дальнейшего развития своего бизнеса на территории Великобритании. Государство, в свою очередь, получило дополнительные инвестиции от частных инвесторов, а также, благодаря сотрудничеству с бизнесом на основе государственного частного партнерства, сократило издержки, что позволило уменьшить государственные затраты на организацию Олимпийских игр. В России государственно-частное партнерство в спорте является достаточно новым явлением, хотя и есть успешные примеры реализации такого рода проектов. В 2012 г. в Калининграде был построен спортивный комплекс, включающий универсальный спортзал, бассейн и ледовую арену. Реализация проекта обошлась в 363 млн руб., из которых 51 % составляют бюджетные инвестиции, а 49 % - частные. При реализации проекта был применен механизм концессионного соглашения. С применением ГЧП реализуются два проекта по строительству ледовых дворцов в Чувашской Республике и Ульяновской области, общей стоимостью 2,5 млн руб. На основе ГЧП в ближайшем времени планируется возобновить строительство нового стадиона ЦСКА в Москве [7]. К началу 2014 г. с применением механизмов государственного частного партнерства в спортивной сфере реализовывалось 10 проектов [8].
Несмотря на первые положительные результаты сотрудничества, до сих пор не сформирована четкая и понятная правовая база, регламентирующая условия сотрудничества государства и частного бизнеса в сфере физкультуры и спорта.
В России в отличие, например, от Греции не существует титульного закона о государственно -частном партнерстве, который бы комплексно регламентировал различные формы и модели государственно-частного партнерства в сфере физкультуры и спорта. Успехи ГЧП проектов настоятельно требуют скорейшего развития законодательной базы распространения государственно-частного партнерства на разные сферы деятельности в нашей стране, в том числе на сферу физкультуры и спорта
Первые шаги на этом пути уже сделаны. В Общественной палате РФ уже прошел федеральную экспертизу проект Федерального закона об организации и проведении чемпионата мира по футболу в 2018 г. Но, к сожалению, из законопроекта пока непонятно, как будут финансироваться строительство и реконструкция стадионов и других объектов. В частности, не ясно, как и в какой пропорции будут распределяться средства из федерального бюджета, а также субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Непонятен и правовой механизм привлечения частных инвесторов к строительству и реконструкции спортсооружений и социальной инфраструктуры, неизвестно, будут ли им предоставляться государственные гарантии или льготные кредитные линии. Не урегулирована также ответственность государства и инвесторов за невыполнение взятых обязательств [9].
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что сотрудничество государства и частного бизнеса на основе применения механизмов ГЧП в спорте могло бы иметь в России значительные перспективы: привлекать частных инвесторов в страну, регионы, в сферу физкультуры и спорта и др., увеличивать количество людей, активно занимающихся спортом, а также интересующихся спортивными успехами отечественных атлетов и пополняющих ряды болельщиков. Для ускорения данного процесса необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, создав четкую и понятную структуру
взаимодействия, которая позволит инвесторам и государству видеть преимущества и выгоды сотрудничества, осознавать долю своей ответственности при реализации проектов.
Библиографический список
1. Власти будут привлекать частные инвестиции для ЧМ-2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ppp-russia.ru/news/item-278.html
2. Государство и фитнес. Пути взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nationalfitness.rU/r/publications/Gosudarstvo_fitnes/
3. Ивент-менеджмент в профессиональном спорте (Часть 3). Организация бизнеса в спортсооружении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-business/event-management-part-3/
4. Инвестиции в чемпионов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/07/03/sports.html
5. Как помочь бизнесу развивать физкультуру и спорт на Алтае? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altaisport.ru/press/6301/
6. Как работают концессии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/img/ newsline/pictures/11/2258641
7. Пути взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nationalfitness.rU/r/publications/ Gosudarstvo_fitnes/
8. Система физкультуры и спорта России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://litirus.ru/ pedagogika/sistema-fizkulturyi-i-sporta-v-rossii.html
9. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ № 1101-р. от 07 августа 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpa.su/ zakon/postanovleniya-pravitelstva-rf/5484-rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-7-avgusta-2009-g-n-1101-r/
10. Что для России «открытие», то в Европе привычка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.championat.com/business/article-153341-chto-otkrytie-dlja-rossii-to-v-evrope-praktika.html