Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL INCOME TAX / SELF-EMPLOYED CITIZENS / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гребнева Екатерина Андреевна

В статье рассмотрены проблемы и перспективы введения налога на профессиональный доход. В настоящее время большое количество граждан осуществляют приносящую доход деятельность нелегально, они не хотят регистрироваться в качестве самозанятых, так как боятся «поборов» со стороны государства. Эксперимент по введению налога на профессиональный доход направлен на предоставление физическим лицам возможности начинать свою деятельность законно. Автор анализирует насколько введение данного налога повлияло на количество зарегистрированных в качестве самозанятых лиц, а также даёт оценку положительным моментам в Федеральном законе о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход и тем моментам, которые целесообразно внести в данный Федеральный закон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTRODUCING TAX ON PROFESSIONAL INCOME

The article discusses the problems and prospects of introducing a tax on professional income. Currently, a large number of citizens carry out income-generating activities illegally, they do not want to register as self-employed, as they are afraid of “extortions” by the state. The experiment on the introduction of a tax on professional income is aimed at providing individuals with the opportunity to start their activities legally. The author analyzes how much the introduction of this tax has affected the number of self-employed persons registered as well as evaluates the positive aspects of the Federal Law on the experiment on the introduction of tax on professional income and those points that are appropriate to introduce into this Federal Law.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД»

Гребнева Екатерина Андреевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Юридический факультет e-mail: katusha19998.grebneva@yandex.ru Научный руководитель: Васильева Оксана Николаевна, к.ю.н., доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ

Проблемы и перспективы введения налога на профессиональный доход

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и перспективы введения налога на профессиональный доход. В настоящее время большое количество граждан осуществляют приносящую доход деятельность нелегально, они не хотят регистрироваться в качестве самозанятых, так как боятся «поборов» со стороны государства. Эксперимент по введению налога на профессиональный доход направлен на предоставление физическим лицам возможности начинать свою деятельность законно. Автор анализирует насколько введение данного налога повлияло на количество зарегистрированных в качестве самозанятых лиц, а также даёт оценку положительным моментам в Федеральном законе о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход и тем моментам, которые целесообразно внести в данный Федеральный закон.

Ключевые слова: налог на профессиональный доход, самозанятые граждане, предпринимательская деятельность.

Grebneva E.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Faculty of Law e-mail: katusha19998.grebneva@yandex.ru Scientific adviser: Vasilyeva Oksana Nikolaevna, Candidate of Law, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation

Problems and prospects of introducing tax on professional income

Abstract. The article discusses the problems and prospects of introducing a tax on professional income. Currently, a large number of citizens carry out income-generating activities illegally, they do not want to register as self-employed, as they are afraid of "extortions" by the state. The experiment on the introduction of a tax on professional income is aimed at providing individuals with the opportunity to start their activities legally. The author analyzes how much the introduction of this tax has affected the number of self-employed persons registered as well as evaluates the positive aspects of the Federal Law on the

experiment on the introduction of tax on professional income and those points that are appropriate to introduce into this Federal Law.

Keywords: professional income tax, self-employed citizens, entrepreneurial activity.

С 2016 года остаётся актуальной дискуссия касательно статуса самозанятых граждан, ключевым моментом в которой является проблема налогообложения этой категории населения. 1 декабря 2016 г. В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул существование данной проблемы и необходимость уточнения правового статуса самозанятых [1]. Поэтому было принято решение о начале «налоговых каникул» для лиц, осуществляющих уход за несовершеннолетними и престарелыми (нянь и сиделок), а также для уборщиц, репетиторов и некоторых других категорий. И с 1 июля 2017 года указанные граждане получили возможность зарегистрироваться в качестве самозанятых. Численность зарегистрированных самозанятых в РФ на 1 января 2018 года - 936 человек, по состоянию на середину 2018 года - 1289 человек, а по данным на 1 июля 2019 года -3914 человек [2]. Приведенные цифры свидетельствуют об увеличении числа самозанятых, зарегистрированных в налоговых органах и легально осуществляющих предпринимательскую деятельность, тем не менее подавляющее большинство самозанятых не готовы регистрироваться и осуществлять свою деятельность легально, так как боятся столкнутся с бюрократией, постоянными проверками и «поборами», которые будут избыточными для осуществляемой ими деятельности.

Государство не обладает информацией о том, чем заняты порядка 20 миллионов трудоспособных граждан, но очевидным является тот факт, что эти граждане осуществляют какую-то деятельность, приносящую доход [1]. По данным Росстата, во втором квартале 2018 года в неформальном секторе трудилось 20,3 % всех занятых россиян — 14,6 млн человек. В 2017 году таких было на 300 тысяч меньше [3]. Таким образом, для того, чтобы самозанятые граждане смогли начинать бизнес легально и прозрачно, с 1 января 2019 г. на территории ряда субъектов Российской Федерации начался эксперимент по установлению специального налогового режима для определенной категории граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно Федеральному закону «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» [4] (Далее - Федеральный закон № 422-ФЗ), который и ввёл в действие данный эксперимент, применять специальный налоговый режим вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность, при которой они

не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также извлекающие доход от использования имущества. Таким образом, Федеральный закон № 422-ФЗ не содержит определения субъекта налога на профессиональный доход, но определяет те признаки, которым этот субъект должен соответствовать:

а) осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом либо индивидуальным предпринимателем;

б) отсутствие у лица наемных работников и работодателя;

в) годовой доход менее 2,4 млн. рублей в год;

г) осуществление деятельности на территории Москвы, Московской и Калужской областей, а также в Республике Татарстан;

При этом, указанные лица не должны заниматься теми видами деятельности, которые указаны в п. 2 ст. 3 Федерального закона № 422-ФЗ.

Стоит подчеркнуть, что цель инициаторов проведения данного эксперимента состоит не в том, чтобы увеличить объем собираемых налогов, а в том, чтобы предоставить самозанятым физлицам возможность выйти из зоны теневой экономики. Более того, средства, полученные в результате уплаты налога на профессиональный доход, будут зачисляться в региональный бюджет по месту осуществления деятельности. Так, регионы смогут распределить эти средства и направить часть этих доходов в муниципалитеты, что, определенно, является преимуществом для региональных бюджетов, поскольку сегодня регионы за неработающее население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5 % от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить уже не будет [3].

На данный момент эксперимент по внедрению налога на профессиональный доход осуществляется почти год, поэтому можно выделить ряд плюсов и минусов перехода на данный особый налоговый режим для самозанятых лиц и ряд последствий реализации эксперимента для государства.

По данным социологических опросов [5], проведенных в марте 2019 года порядка 40 % граждан относятся отрицательно к введению данного налога, суммарно 30 % граждан относятся к налогу положительно, либо положительно, но убеждены в необходимости внесения поправок в Федеральный закон № 422-ФЗ. В качестве основных положительных моментов введения налога на профессиональный доход были выделены: низкая налоговая ставка, статус ответственного налогоплательщика, а также официальная занятость. Действительно, согласно ст. 10 Федерального закона №422-ФЗ налоговая ставка на доходы от реализации товаров и оказания услуг физическим лицам составляет 4 %, а юридическим лицам - 6%. Более того, в п.3 ст. 1 данного закона устанавливается категорический запрет на увеличение налого-

вых ставок в течение 10 лет проведения эксперимента, а также на уменьшение предельного дохода самозанятых граждан, который указан в п. 8 ст. 4 -2,4 млн. руб. в год. Кроме того, к плюсам можно отнести отсутствие обязанности предоставления в налоговый орган налоговой декларации, а также сам механизм регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход и процесс уплаты налога. Благодаря мобильному приложению «Мой налог» данные процедуры не занимают много времени и значительно упрощаются.

К преимуществам налога на профессиональный доход для государства можно отнести: в первую очередь, увеличение региональных и федерального бюджета, а также получение более точной информации об уровне дохода и количестве самозанятых граждан. По данным Федеральной Налоговой службы [6] с момента введения налога на профессиональный доход (1 января 2019 г.) к маю 2019 года с профессиональных доходов самозанятых граждан было удержано порядка 144 млн руб. Таким образом, информация о количестве самозанятых граждан и дополнительный доход в бюджет для государства определенно являются положительным моментом введения налога на профессиональный доход с одной стороны, а с другой стороны, индивидуальные предприниматели и работодатели могут подменять трудовые отношения с сотрудниками на гражданско-правовые, переводя их в статус самозанятых для оптимизации налоговой нагрузки, что может привести к сокращению доходов бюджета.

Относительно тех моментов, которые требуют доработки и внесения поправок в Федеральный закон № 422-ФЗ можно отметить: отсутствие социальных гарантий для самозанятых граждан и системы администрирования налога. Так, уплата налога не приносит пенсионные баллы и не гарантирует оплату больничных и собственно социальная защита сводится к «самостоятельной уплате страховых взносов в обязательные страховые системы, как это предусмотрено законодательством, откладывании части получаемых денежных средств и принятию мер по формированию позитивной социальной среды, способной оказать помощь в случае необходимости» [7]. Но, если учесть, что большинство граждан на данный момент рассматривает самозанятость в качестве варианта дополнительного дохода либо возможности развития дополнительных непрофессиональных навыков, то в данном случае отсутствие социальной защиты не будет для них значительным минусом. Кроме того, в силу специфики самозанятости, гражданин в любом случае должен самостоятельно осуществлять отчисления в социальные фонды, так как при работе по найму данные отчисления осуществляет работодатель [8]. Однако, целесообразным в данном случае будет предоставление самозанятым возможности самостоятельно формировать свои пенсионные накопле-

ния по гибкой схеме, которую нужно разработать и зафиксировать в Федеральном законе № 42-ФЗ. Относительно отсутствия в Федеральном законе системы администрирования налога на профессиональный доход, можно отметить, что если для самозанятых граждан отсутствие необходимости заполнения налоговой декларации является преимуществом, то для государства контроль за неуплатой налога, в силу отсутствия какой - либо отчетности, будет значительно осложнен.

Таким образом, введение налога на профессиональный доход для самозанятых граждан может привести к положительным как для граждан, так и для государства итогам. Пока данный налог введен в качестве эксперимента лишь в ряде субъектов Российской Федерации и от того, насколько его введение в данных регионах окажется эффективным, зависит дальнейшее его введение на всей территории государства. На наш взгляд, опираясь на приведенную статистику, можно говорить об успешном начале реализации данного эксперимента, так как количество зарегистрированных самозанятых граждан за 2019 г. значительно возросло, кроме того, гарантированность неповышения налоговой ставки в ближайшие 10 лет реализации эксперимента повышает доверие граждан. Также можно говорить о востребованности услуг, оказываемых самозанятыми, так как более низкая налоговая ставка позволяет самозанятым устанавливать привлекательные цены, что в итоге оказывается выгодным как для заказчиков, так и для самих самозанятых. Но стоит отметить, что в ряде моментов Федеральный закон № 422-ФЗ нуждается в доработке в части государственного контроля оплаты налога на профессиональный доход, а также социальной защиты самозанятых.

Библиографический список

1. Малис Н.И. Новые правила налогообложения микробизнеса должны способствовать росту налоговых поступлений //Налоги и финансы.

2017. №4 (36).

2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Статистика о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд // [Электронный ресурс] иЯЬ: https://www.nalog.ru/rn77/related_activi-ties/statistics_and_analytics/selfemployed/ (дата обращения: 06.10.2019)

3. Смирнов С. В. Понятие самозанятости. Введение налога на профессиональный доход как налоговый эксперимент // Молодой ученый.

2018. №47.С. 291-293.

4. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на

2019 Т.4 (4)

5.

6.

7.

8.

профессиональный доход " в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, № 49 (часть I), ст. 7494.

Статистика кадрового агенства «Рекадро» Налог на самозанятость. Платить или не платить? // [Электронный ресурс] иЯТ: https://www.rekadro.ru/ (дата обращения: 07.10.2019). Официальный сайт Федеральной налоговой службы Новый налоговый режим позволяет самозанятым начинать бизнес легально и прозрачно // [Электронный ресурс] иЯЬ: https://www.nalog.ru/rn77 /news/activities_fts/8751616/ (дата обращения: 06.10.2019) Жигульский Е.Ю. Социальная защита занятых по найму и самозанятых: объектно-субъектный анализ // Экономика нового мира. 2016. №4.

Васильева О.Н., Дахненко С.С. Самозанятые граждане и их правовое положение в России // В сборнике: Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие. Самозанятость населения: правовое и экономическое регулирование. Сборник материалов межвузовской научной конференции и круглого стола. Научная редакция: И.А. Меркулина, М.А. Пономарева. 2017. С. 235-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.