Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы устранения двойного налогообложения'

Проблемы и перспективы устранения двойного налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1021
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ТИПОВЫЕ КОНВЕНЦИИ / УНИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурганова Регина Шамилевна

Проблема устранения двойного налогообложения является серьезной проблемой не только для компаний, осуществляющих деятельность за рубежом, но и для экономик стран в целом. В статье рассматривается развитие международных договоров, касающиеся устранения двойного налогообложения. Также проанализированы механизмы устранения двойного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы устранения двойного налогообложения»

о

Аннотация. Проблема устранения двойного налогообложения является серьезной проблемой не только для компаний, осуществляющих деятельность за (I) рубежом, но и для экономик стран в целом. В статье рассматривается развитие О международных договоров, касающиеся устранения двойного налогообложения. Также проанализированы механизмы устранения двойного налогообложения.

Ключевые слова: межгосударственные налоговые соглашения,

двойное налогообложение, международное право, типовые конвенции, унификация налоговых систем, мировая экономика.

На современном этапе экономики стран мира сближаются, процессы глобализации охватывают новые регионы, а компании получают возможность расширять свои рынки сбыта посредством работы на зарубежных рынках. Международные организации, которые ведут свою деятельность, сталкиваются с проблемой двойного налогообложения одного и того же объекта сразу в нескольких странах, что может привести не только к экономической нецелесообразности ведения деятельности в нескольких странах, но и, как следствие, препятствовать развитию внешнеэкономических связей государств. Главным способом решения проблем, возникающих в налоговом праве, выступают международные налоговые соглашения, которые устраняют двойное налогообложение.

Международное двойное налогообложение - это обложение сопоставимыми налогами в двух государствах (или более) одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот период времени, в результате чего возникают идентичность налогового платежа, тождественность объекта налогообложения, субъекта налогообложения и сроков уплаты налогов

[5].

о

SCIENCE TIME

Стимулирование инвестиционной активности происходит за счет снижения налоговой нагрузки на физические и юридические лица, которые освобождаются от двойного налогообложения, путем заключения государствами международных соглашений по вопросам налогообложения и внутренних законодательных актов [7, с.92].

Подписание международных соглашений выгодно не только странам, выступающим нетто-импортерами капитала, так как подписание таких договоров связаны с повышением числа иностранных инвесторов и, соответственно, общей налогооблагаемой базой. Но и странам - донорам капитала, с помощью договоров об избежании двойного налогообложения усиливают позиции собственных ТНК на внешних рынках.

Также власти стран - участниц соглашений - стремятся с их помощью противодействовать уклонению от уплаты налогов, в частности исключить возможность трансфертного ценообразования, когда вследствие использования нерыночных цен внутрифирменная прибыль перераспределяется в те филиалы, которые расположены в странах с низкими налогами [7, с.93].

В настоящее время Российская Федерация подписала 87 соглашений с другими странами об избежании двойного налогообложений.

Первый прототип модели созданный в 1928 году усилиями группой экспертов Лиги Наций положил начало сотрудничеству государств в налоговой сфере. Начали заключаться различные налоговые соглашения, большое значение среди которых имели договоренности об избежании двойного налогообложения [6, с.52].

Унификация содержания соглашений выступает одним из ключевых вопросов их эволюций, начиная с создания в 1928 г. первого прототипа модели договоров. Так, в 1963 г. была предложена типовая конвенция ОЭСР, особенность данного стандарта была в том, что он разрабатывался в период доминирования развитых стран в качестве подписантов соглашений и, в первую очередь, учитывал интересы доноров капитала [7, c.94].

В связи с увеличением числа договоров между развитыми и развивающимися странами возникла необходимость адаптации положений типовой конвенции ОЭСР к новым условиям. Так, в 1980 году была опубликована модельная конвенция ООН, которая предполагала изменения в структуре соглашений в пользу стран - импортеров капитала, т.е. развивающихся стран [4, с.35].

Содержание договоров об избежании двойного налогообложения определяется стандартами конвенций ОЭСР и ООН.

Таким образом, с развитием внешнеэкономической деятельности российских компаний и притоком иностранных инвестиций в Россию, вопросы совершенствования механизма устранения двойного налогообложения в сфере

93

а

о

SCIENCE TIME

международного налогообложения продолжают оставаться чрезвычайно актуальными. Поэтому имеется необходимость подробнее рассмотреть механизм устранения двойного налогообложения в системе налогового планирования.

С помощью анализа международных соглашений можно выделить следующие механизмы устранения двойного налогообложения [4, c.33]:

- установление понятийного аппарата - определение терминов;

- определение схемы устранения двойного налогообложения, при котором каждое государство взимает налог только с конкретного вида дохода;

- установление механизма устранения двойного налогообложения в тех случаях, когда налогообложение всех видов доходов сохраняется за обоими государствами;

- устранения дискриминационного налогообложения налогоплательщика в другой стране;

- обмен информацией между компетентными органами в целях недопущения уклонения от налогообложения или злоупотребления соглашением;

- определение методов устранения двойного налогообложения доходов резидентов.

В разработке механизма устранения двойного налогообложении применяют два основных подхода.

Первый подход основан на территориальные привязки. Под территориальной привязкой понимается, что государство облагает лишь те доходы, которые были получены на ее территории, а все остальные доходы, полученные за ее территорией, налогами не облагаются. Проблема реализации этого подхода заключается в том, что страны используют различные критерии для определения территориальной привязки некоторых видов деятельности и доходов.

Второй подход основан на резидентстве (или по-другому его называют постоянное местопребывание). Согласно этому подходу, резидент определенной страны подлежит налогообложению всех своих доходов, как полученных на территории данной страны, так и за ее пределами. Статус резидентства устанавливается внутренним законодательством страны, в отношении физических и юридических лиц. В свою очередь статус резидентства физические лица получают, как правило, в соответствии со своим гражданством, а юридические лица исходя из места их регистрации, места осуществления основной деятельности и других факторов [4, с.21].

Если бы все страны использовали один определенный подход, то необходимость устранения двойного налогообложения не появлялось. Но, как правило, многие страны сочетают оба подхода, поскольку ни одно государство, в силу неравномерности экономического развития, не откажется полностью от

94

о

SCIENCE TIME

налогообложения, как доходов полученные ее резидентами, так и доходов возникающие на ее территории.

В РФ применяется резидентский подход, исходя из установленных правил, в соответствии с которым организации, созданные по законодательству РФ, уплачивают налог на прибыль в Российской Федерации по своему мировому доходу [1, гл .25].

Существуют также следующие два подхода для основания привлечения иностранных лиц и компаний к налогообложению.

Первый подход основан на наличии постоянного делового учреждения, через которое иностранные компании осуществляют свою деятельность.

Второй подход основан на факте осуществления деятельности, однако в некоторых странах в силу своей неразвитости налогового права, налогообложению подлежит и неприбыльная деятельность, например, общественная, благотворительная деятельность [4, с.23].

Под становлением механизма устранения двойного налогообложения, понимается, что договор, как правило, предоставляет исключительное право на взимание налога в стране местопребывания, либо сохраняет возможность сохранения налогообложения в двух государствах, но при этом ограничивая его размер в одном из государств.

Налоговые власти различных государств, применяют в отношении своих организаций-резидентов, следующие методы устранения налогообложения:

1. Метод освобождения, при использовании территориального подхода, исключает налогообложение дохода, полученный за территорией данного государства. При данном методе государство обеспечивает независимость решения инвестора, вести деятельность на территории страны или за ее пределами [5, с.46].

2. Метод зачета (или метод налогового кредита) заключается в зачете налога, уплаченного с дохода в другом государстве, подлежащего уплате в данной стране.

Однако, сумма, принимаемая к зачету, определяется из [4, c.303]:

- предельная сумма зачета больше уплаченной суммы налога в государстве источника. Сумма, принимаемая к зачету, равна сумме, уплаченной сумме налога в государстве источнике.

- предельная сумма зачета меньше уплаченной суммы налога в государстве источника. Сумма, принимаемая к зачету, равна предельной сумме зачета.

Метод зачета ориентирован на экспортный нейтралитет, в соответствии с которым инвестор уплачивает налог по высокой ставке, либо в стране резидентом которого он является, либо в стране - источника дохода.

3. Метод налогового вычета (скидки) заключается в том, что из налоговой базы вычитается уплаченный налог в иностранном государстве.

95

а

о

SCIENCE TIME

Метод налоговой скидки предотвращает вывоз капитала за границу, так как на компании-резиденты ложится большое налоговое бремя, в результате чего происходит реинвестирование национальной экономики.

Российская Федерация применяет в отношении своих резидентов метод налогового зачета.

В целом Российская модель механизма устранения двойного налогообложения соответствует международным принципам, но не все международные принципы учтены в российской налоговой системе (табл.1).

Таблица 1

Сравнение инструментов механизма устранения международного двойного налогообложения в международной практике и применяемой в РФ [4, c.178]

В международной практике В Российской Федерации

Принцип территориальности + ( в отношении иностранных организаций)

Принцип резидентсва + ( в отношении российских организаций)

Понятие «резидент» и «нерезидент» -

Принцип источника дохода +

Правила источников дохода -

Налоговый статус коммерческой деятельности:

Постоянное представительство +

Независимый агент +

По контрактам с местными фирмами +

Методы определения прибыли с постоянного представительства:

Прямой +

Косвенный + (ограничен)

Методы устранения двойного налогообложения

зачет +

вычет -

освобождение -

Механизм международных соглашений тесно связан с методами одностороннего устранения двойного налогообложения, поскольку они дополняют друг друга и не могут быть взаимозаменяемы. Исходя из того, что каждая страна стремится к обеспечению достаточного уровня поступления в

о

SCIENCE TIME

бюджет и созданию условий для экономического развития, решить проблему двойного налогообложения в одностороннем порядке не возможно.

Проблема двойного налогообложения продолжает оставаться весьма актуальной. Ее наличие создает серьезные трудности для российских организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, получающих доходы или имеющих имущество за рубежом. Таким образом, необходимо совершенствовать налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в Российской Федерации, на основе расширения использования принципов международного налогообложения, применяемых в зарубежных налоговых системах. Также с развитием международной деятельности российских организаций следует совершенствовать налогообложение внешнеэкономической деятельности российских компаний.

Таким образом, основными направлениями международного

сотрудничества в налоговой сфере являются следующие:

- устранение двойного налогообложения и гармонизация налоговых систем в соответствии с рекомендованными основами;

- обеспечение благоприятного налогового климата хозяйствующих субъектов, при ведении деятельности в другой стране, путем устранения налоговой дискриминации;

- повышение международной коммерческой активности;

- разработка процедур согласования спорных вопросов налогообложения, возникающих между различными государствами и налогоплательщиками, на основе норм международного права.

Литература:

1. Налоговый Кодекс РФ, Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 10.10.2015 г.

2. Международные договора «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», Информ.- правов. система «КонсультантПлюс»

3. Лапшин П.А. Устранение двойного налогообложения доходов от международных инвестиций/ Экономика и управление: Российский научный журнал.-2010.- №5.- с. 47-52

4. Полежарова Л.В, Механизм устранения международного двойного налогообложения в РФ/ Магистр.-2009.

5. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики: учеб. пособие. М.: ТЕИС, 2010.

6. Абакарова Р.Ш. Основные проблемы двойного налогообложения/ Финансы и кредит.-2014 №2. - с. 52-55

97

о

SCIENCE TIME

7. Лобанов М. Соглашения об избежании двойного налогообложения как фактор трансграничной инвестиционной активности/ Экономическая политика.-2015. -Том 10, №1. - с. 92-111

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

98

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.