ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ольга Юрьевна Соловьева
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ТУ Росимущества в Новосибирской области), 630004, Россия, г. Новосибирск, ул. Революции, 38, тел.(383)218-86-96, специалист-эксперт отдела по распоряжению и управлению государственным имуществом, e-mail: OUSoloviova@mail.ru. O.Solovieva@rosim.ru
Юлия Юрьевна Соловьева
ФГБОУ ВПО Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры производственного менеджмента, (383)361-04-71, e-mail: solovieva77@rambler.ru
В статье говорится о том, что создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности - процесс сложный и многогранный, требующий больших финансовых вложений. Тем не менее, создание единой информационной системы - вопрос жизненно важный для функционирования органов управления в современном мире информационных технологий.
Ключевые слова: градостроительная деятельность; градостроительство; городской округ; землеустройство; информационная система обеспечения градостроительной деятельности; кадастр; муниципальное образование.
INFORMATION SYSTEM FOR URBAN PLANNING:
PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
Olga Yu. Solovyova
Expert, Territorial Board of Federal Agency for State Property Management, Novosibirsk region, 38 Revoutsii St., 630004, Russia, Novosibirsk, phone: (383)2188696,
e-mail: OUSoloviova@mail.ru
Yulia Yu. Solovyova
Ph.D., Senior lecturer, Production Management Department, Siberian State Academy of Geodesy, 630004, Russia, 10 Plakhotnogo St., phone: (383) 3610471, e-mail: pm-ssga@mail.ru
The paper deals with development of information system for city planning. The process being complex, it requires major financial investments . However development of uniform information system is vital for government bodies activities under current conditions.
Key words: city planning, city planning activities, city area, information system for city planning, cadastre, municipal unit.
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Исходя из этого определения, градостроительная политика должна формироваться как политика пространственной организации обустройства территории с целью поддержания ее целостности, повышения эффективности использования земель, создания предпосылок ее устойчивого развития градостроительными средствами.
С появлением нового градостроительного кодекса 2004 года появился термин «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности» (ИСОГД). В соответствии с Градостроительного кодекса РФ, ИСОГД - это систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений
Целью информационного обеспечения градостроительной деятельности является своевременное предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, заинтересованным физическим и юридическим лицам полной и достоверной информации, необходимой при регулировании градостроительной деятельности и защите прав, связанных с ее осуществлением.
Создание системы информационного обеспечения регулирования градостроительной деятельности необходимо для решения таких задач, как формирование банков данных о территории и мониторинг реализации градостроительных решений; соблюдения градостроительных ограничений и регламентов. К основным задачам ИСОГД в области градостроительной деятельности можно добавить также задачи, касающиеся учета и предоставления информации о наличии, составе, категориях и использовании земельных участков.
Процесс создания и ведения информационной системы градостроительной деятельности регулируется нормативно - правовыми актами на уровне Российской Федерации, субъекта РФ и нормативами местного уровня.
Несмотря на великое множество нормативно - правовых актов, определяющих структуру, порядок ведения ИСОГД., устанавливающие правила ведения отдельных видов работ, оформления и содержания отдельных видов документов, входящих в ИСОГД и т.д. они же (нормативные акты) и создают проблемы при создании и реализации системы. Непонимание некоторыми представителями органов государственной власти важности перехода к современным технологиям информационного обеспечения управления развитием территории является едва ли не главной проблемой. Яркий пример некомпетентности - содержимое главы 7 Г радостроительного кодекса, где состав и порядок информационного обеспечения (для муниципального уровня) прописаны столь детально, что места для правового регулирования этих вопросов в регионах не остается. Зато информационное обеспечение на федеральном уровне и на уровне субъекта Федерации вообще не предусматривается. Нет, соответственно, и требований к ИСОГД федерального и субъектового уровней, не говоря уже об их взаимодействии.
При этом существует угроза утери накопленных данных государственного градостроительного кадастра, на муниципальном уровне многократно услож-
нится возможность получения требуемой информации регионального и федерального уровня (формирование которой может быть приостановлено) [1].
Более того, функция по созданию и ведению ИСОГД является функцией муниципального района и городского округа. А функции в области землеустройства и градостроительства распределены между муниципальным районом (и городским округом) и входящими в него муниципальными образованиями (поселениями). Причем большинство функций - в ведении поселений. Количество документов по градостроительству и землеустройству, поступающих и отрабатываемых в поселениях измеряется сотнями в месяц. И все эти документы должны быть переданы и размещены в информационной системе района (округа) в течение 21 дня с момента принятия.
Далее, на основании требований законодательства, муниципальный район (и городской округ) обязан сформировать службу ИСОГД, обеспечить ее помещением, кадрами, оборудованием, документацией. Затраты только на создание этих служб огромны (а ведь в дальнейшем нужно учитывать еще и эксплуатационные расходы), но необходимые средства отсутствуют. В реальных условиях бюджеты подавляющего большинства муниципальных (сельских) районов не позволят осуществить даже минимальные мероприятия по созданию и ведению системы.
Из вышесказанного можно сделать выводы, что «наградив» муниципальный район (и городской округ) полномочиями, федеральные власти не подумали о том, как эти полномочия будут осуществляться.
И тем не менее, хоть сложно и проблематично, но создание единой информационной системы в области градостроительства и землеустройства необходимо. В период расширения базы кадастровых сведений и массовой застройки территорий, эффективное регулирование градостроительной деятельности практически неосуществимо без единой системы ее информационного обеспечения, позволяющей согласовывать градостроительные решения, принимаемые на федеральном, субъектовом и муниципальном уровнях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Павленко В.А., Юхименко Ю.М. Геопространство в институциональном дискурсе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов
в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 149-155.
© О.Ю. Соловьева, Ю.Ю. Соловьева, 2013