Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы совершенствования организациии проведения выездных налоговых проверок в налоговых органах РФ'

Проблемы и перспективы совершенствования организациии проведения выездных налоговых проверок в налоговых органах РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2162
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушко О.В., Доровская А.В.

В статье затрагиваются актуальные вопросы и проблемы организации налогового контроля. От успешного механизма проведения налоговых проверокнапрямую зависит экономическое благополучие и финансовая безопасность страны. На основе деятельности уполномоченных органов, а именно на проверках соблюдений требований законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов основывается непосредственно вся система налогового администрирования. Она осуществляется с целью восстановления нарушенных прав и устранении налоговых преступлений, а также недопущения данных нарушений в дальнейшем и принтия последующих решений на основании законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы совершенствования организациии проведения выездных налоговых проверок в налоговых органах РФ»

Глушко О.В., Доровская А.В.

ЮРИУРАНХиГС Науч.рук.: к.э.н.,доц. Никулина С.В.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯОРГАНИЗАЦИИИПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХНАЛОГОВЫХПРОВЕРОКВНАЛОГОВЫХОРГАНАХ РФ

Аннотация: В статье затрагиваются актуальные вопросы и проблемы организации налогового контроля. От успешного механизма проведения налоговых проверокнапрямую зависит экономическое благополучие и финансовая безопасность страны. На основе деятельности уполномоченных органов, а именно на проверках соблюдений требований законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов основывается непосредственно вся система налогового администрирования. Она осуществляется с целью восстановления нарушенных прав и устранении налоговых преступлений, а также недопущения данных нарушений в дальнейшем и принтия последующих решений на основании законов.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, камеральная налоговая проверка, налоговый мониторинг, контрольно-кассовая техника.

Тема организация эффективного налогового контроля и качественного проведения выездных налоговых проверок, несмоненно, является актуальной ,потому что налоговая система России на нынешней стадии представлена как сформированная система налоговых правоотношений,

которые свойственны государству с рыночной экономикой и затрагивает интересы налогоплательщиков.

ВРосссийской Федерации практикуется такой вид налогового контроля,как налоговая проверка. Она включает в себя: выездные налоговые проверки, камеральные налоговые проверки, налоговый мониторинг, проверка применения контрольно-кассовой техники.

К целям выездных налоговых проверок следует отнести: контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов; привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений.

По сообщению руководителя Федеральной налоговой службы Мишустина М.В. на проведенной 25 февраля 2016 года коллегии в России продолжается работа по снижению количества выездных проверок при росте их эффективности. За 2015 год их число снизилось на 14% (с 35,8 тыс. до 30,6 тыс.), эффективность одной выездной проверки выросла на 8% и составила почти 9 млн. рублей, а уровень взыскания доначисленных сумм возрос до 60%.276.

Существует определенные особенности проведения выездных налоговых проверок. Так, например с 2015 года налоговый орган и его должностные лица, не имеют право проводить выездные налоговые проверки впериод проведения налогового мониторинга, за исключением некоторых случаев (ст. 88, ст. 89 НК РФ).

В нынешней системе выездных проверок есть определенный комплекс мероприятий, который повышает эффективность налогового администрирования: узкая направленность должностных лиц налоговой

276Игор ь Шувалов,Антон Силуанов и Михаил Мишустин подвели итоги работы налоговых органов за 2015 год.Новости ФНС России // https://www.nalog.ru

инспекциинапроведениепроверокопределенной отрасли ворганизации; основнойакцентприпроведениивыездной налоговой

проверкиобязанвыполняться по целенаправленному отбору; правовоеобеспечениеналоговогоконтроля; придача особенных значений временным рамкам при проведении выездной налоговой проверки.

Развитию системы налогового администрирования на современном этапе препятствуют перечень проблем: серьезная нагрузка на служащих ФНС;различные схемы снижения налоговой нагрузки налогоплательщиками изначительный теневой сектор экономики;малая эффективность правового

277

регулирование налогообложения277. Решать данные проблемы необходимо, и сделать это можно при взаимодействии и диалоге исполнительных органов,

278

институтов и организаций гражданского общества .

Организация мероприятий по преодолению указанных нами проблем должна носить системный характер, который учитывает специфику условий

279

Российской Федерации в долгосрочной перспективе на их реализацию279.

Федеральной налоговой службой принимаются определенные меры по повышению эффективности мероприятия налогового контроля, влияющие на качество проведения и результативность выездных налоговых проверок.

В России уже многие годы применяется контрольно - кассовая техника. Действия ККТ со времени начала её использования по 2015 год позволила снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч (38%). При этом повысила их результативность на 32%. Данные технологии за рубежом используются достаточно давно.Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для

277http ://reg-uk. ru/press-tsentr/5 3 /

278 Никулина С.В. Налоговое администрирование: сущность, формы, задачи.//Экономические и гуманитарные науки.2011 №8.

Голик Е.Н. Налоговые методы стимулирования развития малого предпринимательства.//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 1 (56)

налоговых органов, о чем свидетельствует успешно завершенный эксперимент по применению новой технологии контрольно-кассовой техники с электронной передачей информации о расчетах в адрес налоговых органов. В четырех пилотных регионах - Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях было подключено более 3,5 тысяч единиц ККТ, пробито 49 млн. чеков на сумму 37 млрд. рублей. В 2016 году планируется поэтапное внедрение системы в масштабах всей страны280.

Руководитель ФНС России Мишустин Михаил Владимирович отметил, что в начале 2015 года внедрен первый функциональный блок АИС "Налог-3". Уже в конце 2015 года был запущен второй блок по администрированию имущественных налогов физических лиц, внедрению лицевых счетов и работы с задолженностьюфизических лиц. Создана централизованная федеральная база данных в которой собрана информация о 55 млн. транспортных средств, 35 млн. земельных участков, 70 млн. объектов недвижимости, а так же 254 млн. запесей

о фактах владения объектами собственности и более 180 млн. лицевых счетов

281

по имущественным налогам физических лиц.

В 2016 году планируется поэтапное внедрение третьего функционального блока АИС "Налог-3" по администрированию юридических лиц и предпринимателей. С 1 января 2015 года в рамках камерального контроля деклараций по НДС при заявлении на возмещение налоговые органы получают

право осмотра территории, помещений, а также документов и предметов

282

налогоплательщика282.

Таким образом, все вышеперечисленные принимаемые меры в совокупности отразятся на эффективности проведения выездных налоговых

280Сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru

281Сайт Федеральной налоговой службы.Новости ФНС России 25.02.2016//https://www.nalog.ru

282Никулина С.В. Миссия ФНС России как гарант эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставляемых услуг.//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 1 (56).

проверок. Кроме того, необходимо предпринять следующие меры: разработать и внедрить электронную программу формирования баз данных о нарушениях законодательства о налогах и сборах с целью их анализа и использования в последующих выездных налоговых проверках; создать программы в налоговых органах, при помощи которых, можно будет определить уровень специализации инспекторов; разработать меры поощрения налогоплательщиков, у которых в процессе выездных налоговых проверок не были установлены нарушения налогового законодательства. Данные меры позволят улучшить результаты контрольной работыналоговых органов, поднять престиж государственной службы и повысить собираемость налогов в бюджеты всех уровней, учитывая то, что «налоговое администрирование в настоящее время является одним из основных элементов, служащих основой эффективного и бесперебойного

283

функционирования экономии» .

Список использованной литературы

1. Арсеньева В.А., Буханова Е. «Управление налоговыми отношениями в рамках гармонизации процессов налогового администрирования»// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 12 (55).

2. Саркисян Г. В. //Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок // Молодой ученый.2015.№4.

3. Голик Е.Н. Налоговые методы стимулирования развития малого предпринимательства//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 1 (56).

283 Арсеньева В.А.,Буханова Е. «Управление налоговыми отношениями в рамках гармонизации процессов налогового администрирования»// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 12 (55)

4. Никулина С.В. Налоговое администрирование: сущность, формы, задачи//Экономические и гуманитарные науки.2011. №8.

5. Никулина С.В. Миссия ФНС России как гарант эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качествапредоставляемых услуг.// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. №2 1 (56).

6. Сайт Федеральной налоговой службы //https://www.nalog.ru

7. http://reg-uk.ru/press-tsentr/53/

УДК 336.225.64 Бобырева А.Р., Шпетер В.К.

ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.: к.э.н., доц. Никулина С.В.

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ - КАК СПОСОБ СОКРАЩЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению проблем досудебного урегулирования налоговых споров. Были проанализированы преимущества, разные варианты урегулирования налоговых споров. Одним из важных моментов является внедрение налогового мониторинга, который сказывается положительно как на налогоплательщиках, компаниях, так и на налоговых органах. В результате снизилось количество жалоб и нагрузка на судебную систему. В настоящее время политика досудебного урегулирования постоянно модернизируется и становится гораздо удобнее.

Ключевые слова: Досудебное урегулирование, налоговый мониторинг, налоговые споры, налогоплательщик, налоговый орган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.