Научная статья на тему 'Досудебное урегулирование налоговых споров - как способ сокращения издержек налогового контроля'

Досудебное урегулирование налоговых споров - как способ сокращения издержек налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобырева А.Р., Шпетер В.К.

Данная статья посвящена рассмотрению проблем досудебного урегулирования налоговых споров. Были проанализированы преимущества, разные варианты урегулирования налоговых споров. Одним из важных моментов является внедрение налогового мониторинга, который сказывается положительно как на налогоплательщиках, компаниях, так и на налоговых органах. В результате снизилось количество жалоб и нагрузка на судебную систему. В настоящее время политика досудебного урегулирования постоянно модернизируется и становится гораздо удобнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Досудебное урегулирование налоговых споров - как способ сокращения издержек налогового контроля»

4. Никулина С.В. Налоговое администрирование: сущность, формы, задачи//Экономические и гуманитарные науки.2011. №8.

5. Никулина С.В. Миссия ФНС России как гарант эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качествапредоставляемых услуг.// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. №2 1 (56).

6. Сайт Федеральной налоговой службы //https://www.nalog.ru

7. http://reg-uk.ru/press-tsentr/53/

УДК 336.225.64 Бобырева А.Р., Шпетер В.К.

ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.: к.э.н., доц. Никулина С.В.

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ - КАК СПОСОБ СОКРАЩЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению проблем досудебного урегулирования налоговых споров. Были проанализированы преимущества, разные варианты урегулирования налоговых споров. Одним из важных моментов является внедрение налогового мониторинга, который сказывается положительно как на налогоплательщиках, компаниях, так и на налоговых органах. В результате снизилось количество жалоб и нагрузка на судебную систему. В настоящее время политика досудебного урегулирования постоянно модернизируется и становится гораздо удобнее.

Ключевые слова: Досудебное урегулирование, налоговый мониторинг, налоговые споры, налогоплательщик, налоговый орган.

В Российской Федерации с 1 января 2009 года был введен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, согласно п.5 ст.101.2 НК. Это обуславливается тем, что многие эксперты в этот период говорили о том, что политика правительства должна быть

284

активной и диверсифицированной.

Субъектами досудебного урегулирования налоговых споров являются: со стороны подконтрольного субъекта - налогоплательщик (налоговый агент); со стороны властного субъекта - налоговый орган, таможенный орган при перемещении товаров через таможенную границу РФ в части налога на добавленную стоимость.

Досудебное разрешение налоговых споров имеет свои преимущества. К ним относятся:

— отсутствие необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов;

— простота оформления жалобы;

— жалоба рассматривается в сжатые сроки;

— сжатые сроки исполнения решения по жалобе.

В соответствии с Федеральным Законом от 04.11.2014 №348часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена разделом 5,2 и с 1 января 2016 года внедрен институт налогового мониторинга как внесудебный способ урегулирования налоговых споров. Суть налогового мониторинга состоит в том, что налогоплательщик до подачи налоговой декларации может разрешить спор вокруг налогообложения, при этом налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к реальному бухгалтерскому и налоговому учёту.

284Магомадов Х.У., Крутова С.Г. //Банковские системы РФ: Проблемные точки в условиях посткризисного периода//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС| №4, стр. 127-132. 2014г.

Плюсом налогового мониторинга для налогоплательщика является отказ от проведения камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков; предоставление налоговым органом мотивированного мнения о порядке налогообложения хозяйственных операций; возможность проведения взаимосогласительной процедуры.

Плюсом для налоговых органов будет: сокращение затрат для проведения проверок, повышение уровня налоговой культуры, возможность

285

своевременно выявлять проблемы в налоговом законодательстве.

В журнале «Вестник Арбитражного суда Московского округа» заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов отметил, что за

последние годы достигнуты поставленные перед Службой задачи по

286

сокращению количества жалоб и налоговых споров .

За счет внедрения обязательного досудебного урегулирования налоговых споров по результатам налоговых проверок за последние три года по данным Высшего арбитражного суда (ВАС) удалось вдвое снизить нагрузку на судебную систему на 01.01.2009 - 50,7 тыс. дел, на 01.01.2013 -24,6 тыс. дел).287

В 2015 году количество жалоб налогоплательщиков снизилось более чем на 5% по сравнению с 2014 годом. Всего же в 2015 году в пользу налоговых органов удовлетворено 79% сумм рассмотренных требований.

285 Черкасова Т.П. Посткризисный экономический рост в современной России: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Волгоградский государственный университет. Ростов-на-Дону, 2012

286Журнал "Вестник Арбитражного суда Московского округа" №4, 2015г.

287НикулинаС.В. Миссия ФНС России как гарант эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставляемых услуг // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 1. 2015г.

Михаил Мишустин на встрече Попечительского совета "Опора России"

25 февраля 2016 года обратил внимание, что количество судебных дел с

288

бизнесом уменьшилось на 32%.

Положительная тенденция последних лет по сокращению налоговых споров в досудебном порядке сохраняется благодаря ряду принятых мер: выработана единая правоприменительная позиция при рассмотрении жалоб и при проведении мероприятий налогового контроля учитывается судебная практика. Кроме того, правовая позиция Службы находится в свободном доступе для налогоплательщиков благодаря интернет-сервисам ФНС России, на сайте nalog.ruможно познакомиться с такими сервисами как: обратиться в ФНС России, узнать о жалобе, решения по жалобам.

В октябре 2014года на заседании Глобального форума в Берлине, форум признал российскую налоговую систему в целом соответствующей стандартам.289

Первые итоги работы налоговых органов и бизнеса в новом формате подведут в конце 2016 года.Модернизация налоговой политики должна перестроить налоговый процесс и налоговые отношения в интересах налогоплательщиков.290

В дальнейшем, Федеральная налоговая служба продолжит применять иные внесудебные способы урегулирования налоговых споров для добросовестных налогоплательщиков. В настоящее время шесть крупных компания в России выбрали для себя новую форму налогового контроля в 2016 году- налоговый мониторинг.

288 Электронный ресурс: http://www.nalog.ru/

289Токмачева Н.В., Мазур Е.В.//Современные особенности развития международного налогового права в условиях экономической глобализации// Журнал: наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. №1/2015г.

290Пономарев А.И., Поноварев М.А., Топов И.В. Налоговая безопасность как компонента экономической безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. № 3230. 2015г.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время политика досудебного урегулирования постоянно модернизируется, тем самым становясь гораздо удобнее как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.Как результат, досудебное урегулирование в будущем будет лишь развиваться и способствовать сокращению в разы конфликтов через суды.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ.Доступ: http://www.consultant.ru/

2. Федеральная налоговая служба. Доступ:http://www.nalog.ru/

3. Российский налоговый портал. Доступ: http://www.taxpravo.ru/

4. Магомадов Х.У., Крутова С.Г. //Банковские системы РФ: Проблемные точки в условиях посткризисного периода// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС| №4, стр. 127-132. 2014г.

5. НикулинаС.В. Миссия ФНС России как гарант эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставляемых услуг // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 1. 2015г.

6. ТокмачеваН.В., Мазур Е.В.//Современные особенности развития международного налогового права в условиях экономической глобализации// Журнал: наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. №1/2015г.

7. Пономарев А.И., Пономарев М.А., Топов И.В. Налоговая безопасность как компонента экономической безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. № 3 230. 2015г.

8. Журнал "Вестник Арбитражного суда Московского округа" №4,

2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.