Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ СТАВРОПОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ СТАВРОПОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полушковский Борис Викторович, Белова Анна Валерьевна

Цель. В статье представлен анализ проблем и перспектив обеспеченности и доступности дошкольного образования в г. Ставрополе. Городская система дошкольного образования испытывает существенную напряженность: существующие сады укомплектованы на 140 %, а очередь в детские сады составляет более 12 000 человек. В ходе исследования с использованием геоинформационных технологий была проанализирована территория города и выявлены основные территориальные диспропорции размещения объектов дошкольного образования. Методы. При помощи методов геоинформационного анализа изучены районы расположения дошкольных образовательных учреждений г. Ставрополя, выявлены зоны пешеходной и транспортной доступности. Применение геоинформационных технологий позволило с помощью картографического метода оценить районы города, и выделить те из них, которые не имеют достаточной плотности размещения детских садов. Результаты. По итогам исследования сформирована база данных дошкольных учреждений города, что позволило подготовить актуальный картографический материал и выявить наиболее благополучные районы по размещению детских садов: это центральные районы города, массовая застройка которых велась в 60-70 гг. XX века. Центр г. Ставрополя соответствует градостроительным нормативам по размещению объектов образования, здравоохранения и социальной сферы. Выявлены проблемные городские территории, которые располагаются в Юго-Западном, Северо-Западном районах города, на Ташле и Мамайке. Это районы с новой застройкой, где проектирование микрорайонов часто осуществлялось и осуществляется с нарушением градостроительных требований. Вывод. Г. Ставрополь испытывает значительные трудности в социально-экономическом и градостроительном развитии. Проблемы совершенствования системы дошкольного образования можно решить путем первоочередного строительства новых детских садов в недостаточно благополучных районах города. Эти районы можно выявить и впоследствии проводить адресный мониторинг с целью отслеживания социально-экономического развития. Предложенную методику исследования с использованием картографического метода и геонформационных технологий можно использовать для других территорий с целью более полного исследования социально-экономического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полушковский Борис Викторович, Белова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SOCIO-ECONOMIC AND URBAN PLANNING DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN STAVROPOL

The aim of the paper is to presents an analysis of the problems and prospects for the provision and accessibility of preschool education in Stavropol. The city's preschool education system is experiencing significant tension: the existing kindergartens are 140 % staffed, and the queue for kindergartens is more than 12,000 people. In the course of the study, using geoinformation technologies, the territory of the city was analyzed and the main territorial disproportions in the placement of preschool education objects were identified. Methods. Using the methods of geoinformation analysis, the areas of preschool educational institutions location in Stavropol were studied; zones of pedestrian and transport accessibility were identified. The use of geoinformation technologies made it possible, using the cartographic method, to assess the districts of the city, and to highlight those of them that do not have a sufficient density of kindergartens. Results. Based on the results of the study, a database of preschool institutions of the city was formed, which made it possible to prepare up-to-date cartographic material and identify the most prosperous areas for the placement of kindergartens: these are the central districts of the city, which were massively built up in the 60-70 years of 20th century. The center of Stavropol complies with urban planning standards for the placement of educational, healthcare and social facilities. The problematic urban areas were identified, which are located in the South-West, North-West districts of the city, on Tashla and Mamaika. These are areas with new buildings, where the design of microdistricts has often been carried out and is being carried out in violation of urban planning requirements. Conclusion. Stavropol is experiencing significant difficulties in socio-economic and urban development. The problems of improving the system of preschool education can be solved through the priority construction of new kindergartens in insufficiently prosperous areas of the city. These areas can be identified and subsequently targeted monitoring can be carried out to track socio-economic development. The proposed research methodology using the cartographic method and geo-information technologies can be used for other territories in order to more fully study the socio-economic state.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ СТАВРОПОЛЕ»

15. Zimmerer K. S., Cordova-Aguilar H., Mata-Olmo R., Jimenez-Olivencia R., Vanek S. Mountain ecology, remoteness, and the rise of agrobi-odiversity: tracing the geographic spaces of hu-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Онищенко Вячеслав Валентинович, доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой экологии и природопользования, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия; e-mail: ovv333@mail.ru

Дега Наталья Сергеевна, кандидат географических наук, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией геоэкологического мониторинга, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия; email: dega999@mail.ru

Принята в печать 02.06.2021 г.

man-environment knowledge. Annals of the American Association of Geographers. 2017. Vol. 107. Iss. 2. Pp. 441-455.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Vyacheslav V. Onishchenko, Doctor of Science (Geography), Professor, Head of the Department of Ecology and Environmental management, U. D. Aluiev Karachay-Cherkess State University, Karachaevsk, Russia, E-mail: ovv333@mail.ru

Natal'ya S. Dega, Ph.D (Geography), Associate Professor, Head of the Research Laboratory of Geoecological Monitoring, U. D. Aluiev Kara-chay-Cherkess State University, Karachaevsk, Russia, е-mail: dega999@mail.ru

Received 02.06.2021.

Науки о Земле / Earth Science Оригинальная статья / Original Article УДК 911.375.4: 711.57 DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-2-91-100

Проблемы и перспективы социально-экономического и градостроительного развития дошкольного образования в городе Ставрополе

© 2021 Полушковский Б. В., Белова А. В.

Северо-Кавказский федеральный университет Ставрополь, Россия; e-mail: boris_pol@rambler.ru; gis_anna@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье представлен анализ проблем и перспектив обеспеченности и доступности дошкольного образования в г. Ставрополе. Городская система дошкольного образования испытывает существенную напряженность: существующие сады укомплектованы на 140 %, а очередь в детские сады составляет более 12 000 человек. В ходе исследования с использованием геоинформационных технологий была проанализирована территория города и выявлены основные территориальные диспропорции размещения объектов дошкольного образования. Методы. При помощи методов геоинформационного анализа изучены районы расположения дошкольных образовательных учреждений г. Ставрополя, выявлены зоны пешеходной и транспортной доступности. Применение геоинформационных технологий позволило с помощью картографического метода оценить районы города, и выделить те из них, которые не имеют достаточной плотности размещения детских садов. Результаты. По итогам исследования сформирована база данных дошкольных учреждений города, что позволило подготовить актуальный картографический материал и выявить наиболее благополучные районы по размещению детских садов: это центральные районы города, массовая застройка которых велась в 60-70 гг. XX века. Центр г. Ставрополя соответствует градостроительным нормативам по размещению объектов образования, здравоохранения и социальной сферы. Выявлены проблемные городские территории, которые располагаются в Юго-Западном, Северо-Западном районах города, на Ташле и Мамайке. Это рай-

оны с новой застройкой, где проектирование микрорайонов часто осуществлялось и осуществляется с нарушением градостроительных требований. Вывод. Г. Ставрополь испытывает значительные трудности в социально-экономическом и градостроительном развитии. Проблемы совершенствования системы дошкольного образования можно решить путем первоочередного строительства новых детских садов в недостаточно благополучных районах города. Эти районы можно выявить и впоследствии проводить адресный мониторинг с целью отслеживания социально-экономического развития. Предложенную методику исследования с использованием картографического метода и геонформационных технологий можно использовать для других территорий с целью более полного исследования социально-экономического состояния.

Ключевые слова: градостроительное развитие, дошкольное образование, доступность, обеспеченность, проблемы образования, геоинформационные системы.

Формат цитирования: Полушковский Б. В., Белова А. В. Проблемы и перспективы социально-экономического и градостроительного развития дошкольного образования в городе Ставрополе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2021. Т. 15. № 2. С. 91-100. DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-2-91-100_

Problems and Prospects of Socio-Economic and Urban Planning Development

of Preschool Education in Stavropol

© 202i Boris V. Polushkovskiy, Anna V. Belova

North Caucasus Federal University Stavropol, Russia; e-mail: boris_pol@rambler.ru; gis_anna@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the paper is to presents an analysis of the problems and prospects for the provision and accessibility of preschool education in Stavropol. The city's preschool education system is experiencing significant tension: the existing kindergartens are 140 % staffed, and the queue for kindergartens is more than 12,000 people. In the course of the study, using geoinformation technologies, the territory of the city was analyzed and the main territorial disproportions in the placement of preschool education objects were identified. Methods. Using the methods of geoinformation analysis, the areas of preschool educational institutions location in Stavropol were studied; zones of pedestrian and transport accessibility were identified. The use of geoinformation technologies made it possible, using the cartographic method, to assess the districts of the city, and to highlight those of them that do not have a sufficient density of kindergartens. Results. Based on the results of the study, a database of preschool institutions of the city was formed, which made it possible to prepare up-to-date cartographic material and identify the most prosperous areas for the placement of kindergartens: these are the central districts of the city, which were massively built up in the 60-70 years of 20th century. The center of Stavropol complies with urban planning standards for the placement of educational, healthcare and social facilities. The problematic urban areas were identified, which are located in the South-West, North-West districts of the city, on Tashla and Mamaika. These are areas with new buildings, where the design of microdistricts has often been carried out and is being carried out in violation of urban planning requirements. Conclusion. Stavropol is experiencing significant difficulties in socio-economic and urban development. The problems of improving the system of preschool education can be solved through the priority construction of new kindergartens in insufficiently prosperous areas of the city. These areas can be identified and subsequently targeted monitoring can be carried out to track socio-economic development. The proposed research methodology using the cartographic method and geoinformation technologies can be used for other territories in order to more fully study the socio-economic state.

Keywords: urban development, preschool education, accessibility, security, education problems, geographic information systems.

For citation: Polushkovskiy B. V., Belova A. V. Problems and Prospects of Socio-Economic and Urban Planning Development of Preschool Education in Stavropol. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2021. Vol. 15. No. 2. Pp. 91-100. DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-2-91100 (In Russian)

Введение

В последнее время усиливается роль государства в решении социально-экономических проблем на уровне муниципальных образований. Поэтому содержание и смысл проводимых в стране преобразований требуют изучения сущности, методов и механизмов управления социально-экономическими процессами. В нашей статье мы рассмотрим социально-экономическое и градостроительное развитие системы дошкольного образования города Ставрополя, где составляющими успеха интенсивного развития населенного пункта должны быть продвижение положительного имиджа города Ставрополя в таких сферах, как образование, здравоохранение и другие социальные сферы.

В российском обществе проблемы дошкольного образования приобрели сегодня особую актуальность: с одной стороны, реально вырос спрос на дошкольное обучение детей со стороны родителей, повысился уровень доверия к дошкольным учреждениям, с другой - нехватка мест в детских садах до крайности обострила ситуацию, спровоцировала негативные настроения.

Таблица

Фрагмент базы данных дошкольных учреждений г. Ставрополя

№ п/п Район города Адрес

10 Центр 33 Площадь Орджоникидзе, 2 а

11 Центр 8 М. Морозова, 98

12 Центр 40 Комсомольская, 99

13 Центр 9 Пер. Менделеева, 9

14 Центр 3 Маяковского, 7 а

15 Центр 1 Мира, 295

16 Центр 164 Ползунова, 2

17 Центр 22 Проспект Карла Маркса, 5

18 Центр 27 Дзержинского, 97

19 Центр 16 Дзержинского, 219

20 Ботаника 46 Мира, 467

21 Ботаника 39 Ленина, 397/8

22 Ботаника 56 Проезд Ботанический, 6

23 204 квартал 7 Ул. Серова, 484

24 204 квартал 37 Биологическая, 4

Фокус общественного и экспертного внимания сместился в сторону обеспечения доступности дошкольного образования. Особенно остро вопрос стоит в крупных городах, где большинство дошкольных учреждений работают с перегрузкой [ 1].

Объектом нашего исследования является дошкольное образование города Ставрополя как важнейший аспект социальной сферы города, а предметом - социально-экономический и градостроитель -ный аспекты развития дошкольного образования на территории краевого центра.

В городе Ставрополе в соответствии с Градостроительным кодексом утверждена Программа комплексного развития инфраструктуры города Ставрополя на 20162030 гг., согласно которой планируется строительство 20 детских дошкольных учреждений в рамках комплексного развития территории.

На данный момент в городе функционируют 73 дошкольных образовательных учреждения. На таблице представлена лишь малая часть базы данных, сформированной по г. Ставрополю (табл. 1).

В детских садах города сегодня воспитываются свыше 14000 детей, в то время как проектная мощность рассчитана на 11008 мест, фактическая укомплектованность дошкольных учреждений составляет 140 %. Кроме того, очередь в детские сады в Комитете образования админи-

страции г. Ставрополя составляет 12615 детей в возрасте от 0 до 7 лет [4].

Таким образом, доступность дошкольного образования представляет собой серьезную проблему на муниципальном уровне, решение которой напрямую связано с дальнейшим социально-

экономическим и градостроительным развитием г. Ставрополя.

Одним из значимых факторов, определяющих доступность дошкольного образования, наряду с экономическим (наличие/отсутствие денежных средств), социокультурным (качество предоставления услуг, язык обучения и воспитания как ограничитель для детей мигрантов и т. д.), является также и территориальный (город - село, близость к дому) [2].

В рамках исследования мы делали упор именно на территориальный фактор, как наиболее значимый для развития города.

Материалы и методы исследования

Исследование особенностей пространственного расположения и территориальной доступности учреждений дошкольного образования проводилось по официальным данным Комитета образования администрации г. Ставрополя [3].

В качестве исходной информационной основы выступала собранная база данных по государственным (муниципальным) детским садам. Нами сознательно не анализировались частные дошкольные образовательные организации города ввиду их малочисленности, зачастую недоступности для широкого круга населения по материальным причинам. Также очень часта практика наименования частных дошкольных образовательных организаций различными «Центрами развития ребенка», что размывает функционал этих ор-

ганизаций и не позволяет их отнести к классическим детским садам с полным дневным пребыванием детей.

При помощи визуализации данных в ГИС Мар1^о с использованием процедуры геокодирования нами была получена картосхема расположения дошкольных образовательных учреждений на территории города (рис. 1).

На представленном рисунке мы видим, что наибольшее число детских садов расположено в центральной части города, а также в Юго-Западном и Северо-Западном районах - в местах старой и новой застройки.

Необходимо отметить, что дошкольное образование в городе развивается. И если за период с 1990 по 2000 г. число детских садов на фоне спада рождаемости сокращалось, то сейчас наблюдается обратный процесс. Так, в 2020 году в г. Ставрополе открылось 2 новых детских сада № 57 и 30. Оба ДОУ располагаются в районах нового масштабного жилищного строительства на территории города Ставрополя - Юго-Западном районе (мкр. «Перспективный») и 204-м квартале (рис. 2). Это является отражением положительной градостроительной тенденции последних лет, характеризующейся строительством социальных объектов непосредственно в ареалах жилищного строительства.

Рис. 1. Расположение детских садов на территории г. Ставрополя

Естественные и точные науки ••• 95

Natural and Exact Sciences •••

р„,анс«ля улица

/

. • СНЯТОЙ II

'-'•у

■Ч.

N.

1ТОЙ ИСТОЧНИК 1 J

%

» -» „ 'ттшь*

« Д/С N»77 А*

Ц'КРАФИМА САРОВСКОГО

vsX f-

Лесная »

ч\

.....

' -■J-—"-"'

Э ХОЛОДНЫЕ РОДНИКИ

уд/< V

v V"-^

у д/с niSB * д/с ним> „iva Пей*"3

— • * у Д/С N»44

»""""цио»"""0™ Ставрополь

*

я Мира

т

у Д/С »»Si

-■у 4S,ci»,>v ^ «У—

у Д/С N»16

у Д/Ctelf уПИи*<йГ/9?ММ9 ^^ у:

уд/cmi «Д/С А -i ynMWa

Д/СN957

в 5 .„.„с®"» •

Пар« /»обеды (лк ^r.v*»*ibur у лица Серо*3 а

Д/С №30 ^д^Г*

«д/сиН"*ю улиив Ном*

^ ущыв Почемя

•V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уЛ/СН»7*

£ уД/ММ

- уд/сДм

, РОДНИК ЧАША

' о*

* I

I « # »41

5 I «Д/С&75 5 \

5 »*"#' „осс*^

у Д/С N»71

/ I _— / ЯД

,пицп Рол * /

.у0'* ¡^^^ / /

Рис. 2. Новые детские сады на территории г. Ставрополя

Рисунок 2 наглядно демонстрирует, что те районы, в которых появились новые детские сады, нуждались в них. Например, детский сад № 30 построен в новом развивающемся районе города в «Перспективном», где очень остро стоит проблема нехватки мест в детских садах. Если строительство детских садов будет вестись в таких же темпах, то со временем проблема нехватка мест в дошкольных учреждениях не будет стоять так остро. Появление детского сада № 57 было также крайне необходимо в районе 204-го квартала, т. к. этот район характеризуется большим количеством среднеэтажных и многоэтажных новостроек, и, следовательно, высокой плотностью населения. Наличие в 204 квартале только одного детского сада создавало много трудностей для родителей. Многим приходилось отдавать детей в частные детские сады, так как они находились рядом с домом и были более удобны, но с финансовой точки зрения, это значительные затраты.

Результаты и их обсуждение

Проведя геоинформационный анализ данных, с использованием оценки соседства, была разработана картосхема (рис. 3), на которой жёлтым цветом выде-

лены территории г. Ставрополя, в которых нет необходимого количества детских садов. В большинстве своем это районы, которые ранее являлись окраиной города (либо бывшими промзонами), на которых теперь ведется активное жилищное строительство.

Таким образом, можно сказать, что у территориального развития детских садов г. Ставрополя имеются большие проблемы. Только в «старых», наиболее заселённых районах города детские сады распределены с соблюдением всех необходимых норм и правил. В трудном состоянии находятся районы, где преобладает частная застройка и новостройки.

На рисунке 4 показаны ближайшие перспективы территориального развития детских садов г. Ставрополя. Так, в 2020 г. начало свою работу два садика. В 2021 г. также ожидается открытие двух дошкольных учреждений: детский сад на 280 мест на улице Тюльпановой и детский сад на ул. Пирогова (рис. 4). На 2022 г. запланировано окончание строительства и ввод в эксплуатацию детских садов в районе 204 квартала, а также еще двух в северной части города в районе Ташлы.

Рис. 3. Проблемные зоны при территориальном развитии детских садов

Рис. 4. Перспективы ввода в эксплуатацию детских садов в 2021-2022 гг.

Согласно пункту 10.4 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" радиус обслуживания населения детскими дошкольными учреждениями следует

принимать в городах не более 300 м, а в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке -500 м [5].

Естественные и точные науки ••• 97

Natural and Exact Sciences •••

Очевидно, что эти правила наряду с санитарными нормами в условиях современной городской застройки оказались нарушенными, особенно в районах, застроенных индивидуальными малоэтажными домами.

На созданной нами картосхеме показана доступность детских садов (рис. 5), где зеленым цветом показана пешеходная доступность с радиусом в 300 м, а оранжевым - транспортная доступность - 1000 м. Транспортная доступность предполагает организацию процессов подвоза детей на общественном или личном транспорте и

На данной картосхеме видно, что зоны пешеходной доступности фрагментиро-ваны и расположены очень неравномерно. В основном хорошее территориальное обеспечение детскими садами и зоны с пешеходной доступностью наблюдается в центральной части города, ул. Ленина, Мира, Голенева и в Юго-Западном и Северо-Западном районах со старой застройкой (улицы 50 лет ВЛКСМ, Доваторцев, Пирогова и проспект Юности).

Также хорошо видно, что покрытие новых районов города, таких как Северо-Запад и Юго-Запад, например, микрорайон «Перспективный», не достаточное, хотя там строятся новые детские сады. На про-

будет варьироваться в зависимости от типа населенного пункта. Несмотря на то, что многие родители могут и готовы мириться с тем, что детский сад находится за пределами пешеходной, но в зоне транспортной доступности, возникает новая инфраструктурная проблема. Каркас существующих дошкольных образовательных учреждений города создавался по устаревшим нормам градостроительного проектирования, и возле большинства детских садов отсутствуют остановки общественного транспорта, парковки, транспортирные развязки.

спекте Юности почти вся зона находится в ареале доступности 1000 м.

Плохое положение с детскими садами в районах ул. Пригородной, где ведется интенсивное строительство многоэтажных домов и частной застройки.

В нижней части города, в пределах улиц Достоевского, Объездной, Биологической также ведется активное строительство новых многоквартирных домов, и даже уже имеющиеся 4 детских сада не справляются с нагрузкой.

Рассматривая плотность детских садов в Юго-Западном районе, максимальная плотность отмечается в районе ул. Дова-торцев, Пирогова, Тухачевского и Шпа-

Рис. 5. Пешеходная и транспортная доступность детских садов

ковской. Здесь находится 6 детских садов, тогда как в остальных микрорайонах в лучшем случае 1 детский сад.

Однозначным лидером в плотности детских садов является Центральная часть города - микрорайоны застройки 1960-

1970 гг. (рис. 6). Также достаточно высокими значениями плотности отличается район улиц Доваторцев, Пирогова, Тухачевского и Шпаковской. В пределах данного квартала сосредоточено шесть детских садов.

Рис. 6. Плотность расположения детских дошкольных учреждений

Остальная часть Юго-Западного района, характеризуется очень низкими значениями - 1 детский сад на крупный микрорайон. Так, в микрорайоне «Перспективный» располагается детский сад № 15 «Юсишка» на 250 детей.

Для микрорайона, состоящего из более 30 многоэтажных зданий, это позволяет в незначительной степени решать проблему занятости детского населения. Микрорайон «Олимпийский» не обеспечен детским садом, тогда как ближайшее ДОУ № 75 располагается на расстоянии более 1 км от микрорайона.

В Северо-Западном районе также отмечается подобная тенденция. Большинство детских садов сконцентрированы в пределах проспекта Кулакова, улицы Васильева, переулка Шеболдаева и проспекта Юности - 3 детских сада. В соседнем микрорайоне располагается еще два. Это практически все детские сады на значительную многоэтажную часть Северо-Западного района.

Заключение

На основании анализа количественных и качественных данных о процессах социально-экономического и градостроительного развития г. Ставрополя нами были выделены основные проблемы дальнейшего развития дошкольного образования в городе:

- недостаточное количество мест в дошкольных учреждениях, особенно для детей в возрасте до трёх лет;

- недостаточное количество детских садов в «новых» районах города;

- организация подъездных путей, парковок, транспортных развязок к существующим детским учреждениям;

- дефицит опытных сотрудников в связи с небольшой зарплатой в сочетании с огромной ответственностью;

- узкая дифференциация дошкольных учреждений, что нарушает гармоничное развитие ребенка;

- отсутствие единой программы, обеспечивающий одинаковый подход ко всем детям страны. С этим связаны перекосы в развитии детей-дошкольников:

- направленность на раннюю передачу ребёнка в школу - с 6 лет, часто ещё до его физиологической готовности:

- неправомерное замещение дошкольных видов деятельности подготовкой к школе, наличие в детском саду многих преподавателей.

Решение этих проблем невозможно без комплексного социально-экономического и градостроительного развития г. Ставро-

1. Абанкина И. В., Филатова Л. М. Доступность дошкольного образования // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 216-246.

2. Рубцов В. В. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 5-19.

3. Комитет образования администрации г. Ставрополя // Официальный сайт Комитета образования администрации г. Ставрополя [Электронный ресурс]. URL: http://education-26.ru/ (дата обращения: 20.05.2021)

4. О местах в детских садах // Портал органов государственной власти Ставропольского края [Электронный ресурс]. URL:

preschool education. Voprosy obrazovaniya [Issues of Education]. 2018. No. 3. Pp. 216-246. (In Russian)

2. Rubtsov V. V. Current problems of preschool education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2010. No. 3. Pp. 5-19. (In Russian)

3. Komitet obrazovaniya administratsii g. Stavropolya // Ofitsial'nyy sayt Komiteta obrazovaniya administratsii g. Stavropolya [Education Committee of Stavropol Administration. Official Site of the Education Committee of Stavropol Administration]. Available at: http://education-26.ru/ (accessed 20.05.2021). (In Russian)

поля. Для стабильного функционирования городской системы образования нужно создавать условия, которые позволят увеличить количество дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений; увеличить количество мест в образовательных учреждениях всех типов; снизить численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения г. Ставрополя; повысить удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

https://stavregion.ru/govdep/govsk/gov/referen tura/analitika-po-krayu/o-mestah-v-detskih-sadah/ (дата обращения: 20.05.2021)

5. Свод правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений": дата введения 2017-07-01 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/456054209 (дата обращения: 20.05.2021)

ganov gosudarstvennoy vlasti Stavropol'skogo kraya [About Places in Kindergartens. Portal of State Authorities in the Stavropol Territory]. Available at: https://stavregion.ru/govdep/govsk/gov/referen tura/analitika-po-krayu/o-mestah-v-detskih-sadah/ (accessed 20.05.2021)

5. Code of rules SP 42.13330.2016 "Urban planning. Planning and development of urban and rural settlements": date of introduction 2017-0701. Elektronnyy fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov [Electronic Fund of Legal and Regulatory Documents]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/456054209 (accessed 20.05.2021)

Литература

References

i. Abankina I. V., Filatova L. M. Accessibility of 4. O mestakh v detskikh sadakh // Portal or-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS

Принадлежность к организации Affiliations

Полушковский Борис Викторович, кан- Boris V. Polushkovsky, Ph.D. (Geography),

дидат географических наук, доцент кафедры Associate Professor, Department of Physical

физической географии и кадастров, Северо- Geography and Cadastres, North Caucasus Fed-

Кавказский федеральный университет, Став- eral University, Stavropol, Russia; e-mail: bo-

рополь, Россия; e-mail: boris_pol@rambler.ru ris_pol@rambler.ru

Белова Анна Валерьевна, кандидат гео- Anna V. Belova, Ph.D. (Geography), Associ-

графических наук, доцент кафедры физиче- ate Professor, Department of Physical Geogra-

ской географии и кадастров, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия; e-mail: gis_anna@mail.ru

Принята в печать 08.06.2021 г.

phy and Cadastres, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia; e-mail: gis_anna@mail.ru

Received 08.06.2021.

Науки о Земле / Earth Science Оригинальная статья / Original Article УДК 550.42+556.531

DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-2-100-107

Ионный состав поверхностных вод Тебердинского государственного биосферного заповедника

в период интенсивного таяния ледников

© 2021 Реутова Т. В., Реутова Н. В., Дреева Ф. Р., Хутуев А. М.

Кабардино-Балкарский научный центр РАН Нальчик, Россия; е-mail: reuttat@yandex.ru; reutova371@mail.ru;

f.dreeva@mail.ru; khutuev.a.m@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования является изучение ионного состава поверхностных вод бассейна р. Теберды на территории Тебердинского государственного биосферного заповедника в период интенсивного таяния ледников. Методы. Объектами исследования являлись водотоки, расположенные на территории заповедника. Пробы отбирали ежегодно с 2016 до 2019 г. Содержание главных ионов и ионов-микропримесей определяли методом капиллярного ионофореза. Результаты. Средний диапазон концентраций может считаться типичным фоновым уровнем для незагрязненных вод высокогорной зоны. Для Са2+ это диапазон 4-6 мг/дм3, для Mg2+ 0,5-1,0 мг/дм3, для Na+ 0,7-0,9 мг/дм3, для К+ 0,5-0,7 мг/дм3, для НСО3" 17-20 мг/дм3, для SO42" 5-6 мг/дм3, для Cl- 0,4-0,6 мг/дм3, для F- 0,04-0,07 мг/дм3. Выводы. Воды данного региона не обеспечивают достаточного поступления в организм человека элементов минерального питания, особенно таких необходимых, как калий, магний, фтор и во многих случаях и кальций.

Ключевые слова: Тебердинский государственный биосферный заповедник, природные воды, главные ионы,ионы-микропримеси.

Формат цитирования: Реутова Т. В., Реутова Н. В., Дреева Ф. Р., Хутуев А. М. Ионный состав поверхностных вод Тебердинского государственного биосферного заповедника в период интенсивного таяния ледников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2021. Т. 15. № 2. С. 100-107. 001: 10.31161/1995-0675-2021-15-2-100-107

Surface Waters Ionic Composition in Teberda State Biosphere Reserve During the Intense Glaciers Melting

© 2021 Tatyana V. Reutova, Nina V. Reutova, Fatima R. Dreeva, Akhyed M. Khutuev

Kabardino-Balkarian Scientific Center, Russian Academy of Sciences Nalchik, Russia; e-mail: reuttat@yandex.ru; reutova371@mail.ru;

f.dreeva@mail.ru; khutuev.a.m@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.