_______Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)
УДК 656.2 © Ю. А. Голикова
Ю.А. Голикова
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ
В статье представлено исследование состояния и перспектив развития железнодорожного транспорта в России. Последнее время железнодорожный транспорт функционировал в условиях роста спроса на услуги при повышении конкурентного давления других видов транспорта наряду с низкими темпами развития инфраструктурных мощностей и обновления основных фондов. Решение этих проблем актуально и важно для предприятий железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, транспортная система, грузоперевозки, тарифы, грузооборот, пассажирооборот, подвижной состав, железнодорожная магистраль.
\ I Т елезн0Д°Р0ЖНЬ|й транспорт является сложной производственно-
# I \экономической и социальной системой со своей внутренней, только ей присущей территориально-производственной и функциональной структурой. В этом значении он выступает и как самостоятельная отрасль национального хозяйства, и как отрасль материального производства, продолжающая процесс создания стоимости товаров в сфере обращения [6].
Железнодорожный транспорт исторически является ведущим звеном в транспортной системе России и как основной вид путей сообщения имеет
богатую историю и замечательные традиции. Его доля в ВВП составляет 4,7%, в стоимости основных производственных фондов страны - 13%, в среднегодовой численности работников - 2,7%. По последним данным грузооборот транспорта за 2014 г. составил 5076,7 миллиарда тонно-километров (99,9% к уровню 2013 г.), в том числе железнодорожного - 2298,6 (104,7%), автомобильного - 246,4 (98,5%), внутреннего водного - 72,2 (90,1%), морского - 31,5 (79,8%), воздушного - 5,2 (102,8%), трубопроводного - 2422,9 миллиарда тонно-
километров (96,4%) (рис.1) [4].
Рис. 1. Грузооборот транспорта по видам в 2014 г. в млрд, тонно-километров [4]
Пассажирооборот транспорта общего пользования за 2014 г. составил 488,1 миллиарда пас-сажиро-километров (100,9% к уровню 2013 г.), из него железнодорожного 128,8 (93,0%), автомобильного - 117,3 (98,4%), воздушного - 241,4 миллиарда пассажиро-километров (107,2%) (рис. 2). На сегодняшний день важнейшей составляющей экономики железнодорожного транспорта являются проблемы экономики труда, планирования и научной организации труда, технического норми-
рования и организации заработной платы. В условиях рыночных отношений эти проблемы решаются в большей мере на основе инициативы и предприимчивости трудовых коллективов. А экономика железнодорожного транспорта вооружает их основами научных знаний в области методов управления транспортным производством, планирования, организации и стимулирования труда, обобщает опыт передовых коллективов, обогащая свой научный арсенал руководства экономикой отрасли.
32
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)
□ Автобусный D Водный
□ Железнодорожный
□ Воздушный
Рис. 2. Структура пассажирооборота по видам транспорта (в % к итогу) [4].
Основополагающей проблемой экономики железнодорожного транспорта является приращение научных знаний в сфере совершенствования экономического механизма управления отраслью в целом, ее подразделениями, службами, хозяйствами, линейными производственными структурами с переходом преимущественно к экономическим методам руководства и управления на хозяйственно-правовой основе, к формированию научнообоснованной системы стабильных долговременных экономических нормативов и стандартов как перспективного инструмента планового руководства, в котором гибко сочетаются централизованные и децентрализованные формы управления. Серьезное внимание уделяется разработке современных структур управления с учетом тенденций концентрации, специализации и кооперирования транспортного производства, а также проблемам взаимодействия с отраслями производства, обеспечивающими транспорт необходимыми ресурсами, прежде всего - с отраслью транспортного машиностроения [5].
В целом, все вышесказанное позволяет говорить о том, что в содержании экономики железнодорожного транспорта четко выделяются и разграничиваются две группы приоритетных проблем, характеризующих общественную и внутрихозяйственную (коммерческую) сторону ее деятельности. Первая - проблема удовлетворения потребности в перевозках и транспортном обслуживании грузовладельцев и населения по объему (степени полноты), качеству и структуре; вторая - проблема экономической и коммерческой эффективности работы и развития отрасли.
Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения. В настоя-
щее время в нашей стране реализуется федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2010-2020 годы)», которая призвана решить накопившиеся в результате экономического кризиса 90-х гг. XX века проблемы развития транспортной отрасли: большой износ основных фондов; отставание транспортных технологий и информатизации транспорта от мировых стандартов; рост транспортной составляющей в цене конкурентной отечественной продукции на мировых рынках; несоответствие отечественной транспортной техники ужесточенным стандартам по качеству, экономичности и безопасности; отставание темпов дорожного строительства от темпов автомобилизации страны; слабая реализация выгоды географического положения России для перевозки транзитных грузов [1].
Основными целями Программы являются:
- развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
- повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
- повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
- улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач: развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути); строительство скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения; формирование единой дорожной сети круглого-
33
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_
дичнои доступности для населения; развитие аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты); увеличение пропускной способности российских морских портов; комплексное развитие транспортных узлов, включая терминально-логистические центры; повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров; обновление парков транспортных средств, состава морского и речного флота; обеспечение транспортной безопасности; развитие интегрированной системы контроля безопасности на транспорте; формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями.
Целевая программа предусматривает модернизацию и обновление подвижного состава на всех видах транспорта, новое строительство транспортных магистралей, реконструкцию стационарных объектов (портов, терминалов, вокзалов и т.п.), внедрение новых технологий и автоматизацию отрасли, повышение качества транспортного обслуживания и безопасности движения. Предусмотрены введение в эксплуатацию 1,8 тыс. км новых линий, 1,2 тыс. км дополнительных главных путей, электрифицированы 1,1 тыс. км линий, скорость доставки грузовых отправок в 2020 году достигнет 309,1 км в сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении - 980 км в сутки; сократить долю протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, на 35 % [3].
Включенные в Программу мероприятия сгруппированы в подпрограммы по отраслевому и функциональному признакам с учетом их функциональной однородности, взаимосвязанности и рационального управления реализацией Программы. Программа включает в себя 7 подпрограмм, в том числе подпрограмму «Железнодорожный транспорт».
Для достижения целей подпрограммы должны быть решены следующие задачи: увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети; формирование направлений железнодорожной сети с обращением поездов повышенного веса и нагрузкой на ось, модернизация постоянных устройств и сооружений; строительство железнодорожных линий в районах нового освоения; строительство железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения; обновление парка пассажирского подвижного состава; развитие сети железных дорог по направлениям транспортных коридоров; обновление парка локомотивов и грузовых вагонов; обеспечение транспортной безопасности; строительство обходов железнодорожных узлов; развитие материальной базы учебных заведений.
Для обеспечения возрастающих объемов перевозок на основных направлениях движения грузо- и пассажиропотоков требуется увеличение пропускной способности железнодорожных линий
за счет строительства дополнительных главных путей и открытия разъездов. До 2020 года строительство вторых главных путей необходимо осуществить на участках Мга - Гатчина - Веймарн, Тимашевская - Крымская, Котельниково - Тихорецкая - Кореновск, Волгоград - Котельниково, Трубная - В.Баскунчак - Аксарайская и др. Для развития пассажирских перевозок на Московском транспортном узле должны быть осуществлены масштабные мероприятия по строительству дополнительных главных путей на головных участках большинства пригородных направлений и ряде соединительных линий.
Мероприятия, направленные на модернизацию постоянных устройств и сооружений железных дорог, предусматривают увеличение массы и длины грузовых поездов, скоростей их движения, реконструкцию и строительство новых инженерных сооружений, модернизацию оборудования электроснабжения и электрификацию участков, внедрение современных систем управления перевозочным процессом на основе информатизации отрасли. В первую очередь реализацию указанных мероприятий предполагается осуществить на магистральных направлениях, где выполняется примерно 70 % грузооборота железнодорожного транспорта.
По итогам проектных работ будет дополнительно разработан механизм реализации проекта указанной высокоскоростной железнодорожной магистрали, основанный на принципах государственно-частного партнерства. В рамках решения задачи развития сети железных дорог по направлениям транспортных коридоров намечается развитие Московского транспортного узла.
Обновление парка грузового и пассажирского подвижного состава обеспечит увеличение производительности не менее чем на 15-20 %.
Обеспечение транспортной безопасности становится возможным в результате совершенствования информационных технологий и внедрения цифровых каналов передачи информации, волоконнооптических линий связи, радиосвязи, средств сигнализации и нового поколения компьютерного оборудования на станциях и локомотивах.
Необходимым условием для обеспечения надежной и безопасной работы железнодорожного транспорта является строительство обходов железнодорожных узлов. Намечается строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла с комплексной реконструкцией участка им.М.Горького - Котельниково - Тихорецкая -Крымская. Проведение этих мероприятий позволит обеспечить беспрепятственный пропуск транзитных потоков грузов и пассажиров, повысить транспортную и экологическую безопасность в городах, сократить транспортные издержки и время в пути.
Научно-техническое обеспечение реализации подпрограммы предусматривает проведение работ по исследованию рынка транспортных услуг, ресурсосбережению, формированию полиго-
34
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_
нов движения тяжеловесных поездов, созданию новых видов подвижного состава, развитию скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, разработке методических рекомендаций по определению эффективности инвестиционных проектов и методов оптимизации развития сети железных дорог, исследованию перспектив ее развития, изучению проблем безопасности, совершенствования государственной системы подготовки специалистов, а также по совершенствованию технического регулирования на железнодорожном транспорте.
Указанная выше программа является первым этапом более перспективноориентированного документа - Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» [1].
Прогноз развития железнодорожного транспорта до 2030 года разработан в соответствии со следующими сценариями социально-
экономического развития России:
- сценарий энергосырьевого развития России (далее - энергосырьевой сценарий);
- сценарий инновационного развития (далее - инновационный сценарий).
Приняты 2 варианта развития железнодорожного транспорта до 2030 года: минимальный и максимальный.
Варианты развития Стратегии направлены на решение задачи устранения инфраструктурных ограничений роста экономики. Инерционный вариант, предусматривающий сохранение дефицита транспортной инфраструктуры, в Стратегию не включен, так как не отвечает целевым задачам долгосрочного развития страны.
Максимальный вариант ориентирован на достижение инновационного сценария развития Российской Федерации.
Минимальный вариант основан на энергосырьевом сценарии развития экономики. В рамках данного варианта предусматривается полная модернизация железнодорожной инфраструктуры и развитие необходимых провозных способностей на основных направлениях грузопотоков в соответствии с потребностями экономики и населения в перевозках по энергосырьевому сценарию развития России.
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации.
Российская Федерация несет значительные потери от низкой конкурентоспособности транспортной системы. Основными проблемами реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации на мировом рынке являются:
- недоиспользование транзитного потенциала;
- несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли;
- низкая конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке.
Достижение цели по повышению конкурентоспособности российской транспортной системы и реализации транзитного потенциала предусматривает решение задач по развитию международных транспортных коридоров, транспортнотехнологической инфраструктуры, обновлению парков транспортных средств [3].
Проводимая в последние годы реформа управления железнодорожным транспортом и внедрение элементов рыночного хозяйствования в различных сферах деятельности в определенной степени оздоровили ситуацию на транспорте и позволили сдерживать уровень тарифов. При этом принятые меры вполне вписываются в программу правительства по реструктуризации естественных монополий. Однако исторический и практический опыт организации работы российских железных дорог показывает, что эффективное управление этим специфическим транспортным комплексом в нашей стране возможно только при соответствующей централизации управления перевозочным процессом и при сохранении значительной доли государственной собственности на средства транспорта. В этой связи экономическая политика в области транспорта должна быть направлена на поиск оптимального сочетания централизации и децентрализации, рыночных отношений и регулирующей роли государства. Работа единого транспортного комплекса любой страны (а особенно такой, как Россия) должна осуществляться на строго регулируемой основе, прежде всего в части инвестиционной и ценовой политики.
Глобальная цель структурной реформы в сфере транспорта - обеспечение экономического роста на макро- и микроуровне, создание условий для осуществления инвестиций в высокотехнологичные сферы деятельности при одновременном уменьшении транспортной составляющей в итоговой цене производимой в стране и поставляемой на рынок продукции. Проведение активной инвестиционной и инновационной политики на транспорте в ближайшей перспективе остро необходимо, но будет осуществляться в условиях бюджетного дефицита, т.е. технологический прорыв может быть избирательным, основанным на ключевых точках роста и коммерческого успеха. В качестве основного ограничения выступает государственное регулирование тарифов. Развитие транспортных услуг нового уровня невозможно без внедрения высокоэффективных производственных и информационных технологий, современных устройств связи и телекоммуникаций, автоматизированных систем управления движением поездов.
Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры включает реализацию высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов, обеспечивающих основные межрегиональные связи. Изменение сырьевой специализации регионов будет связано с постепенным перемеще-
35
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)
нием объемов добычи сырьевых ресурсов на север и в восточные регионы Российской Федерации, освоением российской зоны Каспия. Это предполагает строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог с целью расширения возможности транспортировки грузов из этих районов (Кузбасс, Красноярский край,
Иркутская область, Бурятия, Тыва, Приполярный и Полярный Урал) в направлении промышленных центров и портовых комплексов СевероЗападного, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов [2].
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
2. Красовский А.Е., Фортунатов В.В. Прорывные управленческие технологии на железнодорожном транспорте [Текст] / А. Е. Красовский, В. В. Фортунатов. - СПб.: ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения». - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. - 340 с.
3. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ozd.rzd.ru.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Официальная статистика. Цены [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
5. Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uecs.ru.
6. Якунин, В. И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития [Текст] / В. И. Якунин. - М.: Экономика, 2006. - 432 с.
References
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.06.2008 № 877-r «0 Strategic razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v Rossijskoj Federacii do 2030 go da» [About Strategy of development of railway transport in Russian Federation to 2030 year] // Pravovaya spravochno-informacionnaya sistema «Garant».
2. Krasovskij A.E., Fortunatov V.V. Proryvnye upravlencheskie tekhnologii na zheleznodorozhnom transports [Disruptive administrative technologies on a railway transport] / A. E. Krasovskij, V. V. Fortunatov. - SPb.: FGBOU VPO «Peterburgskij gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya». - M.: FGBOU «Uchebno-metodicheskij centr po obrazovaniyu na zheleznodorozhnom transporte», 2012. - 340 s.
3. Oficial'nyj sajt ОАО «RZHD» [Elektronnyj resurs]. - Mode of access: http://ozd.rzd.ru
4. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. Oficial'naya statistika. Ceny[Prices] [Elektronnyj resurs]. - Mode of access: http://www.gks.ru
5. Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami» [Management of economic systems] [Elektronnyj resurs]. - Mode of access: http://www.uecs.ru
6. Yakunin V. I., Politologiya transporta. Politicheskoe izmerenie transportnogo razvitiya [Political science of transport. Political measuring of transport development] / V. I. Yakunin. - M.: Ekonomika, 2006. - 432 s.
36
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)
PROBLEMS AND PROSPECTS OF RAILWAY TRANSPORT IN RUSSIA
Yulia A. Golikova,
professor, Saint Petersburg State Transport University
Abstract. Here presented the study on the current status and development prospects of railway transport in Russia. The last time railways operated in conditions of increase of demand for services with increase of competitive pressure of other modes of transport but characterized by very slow development of infrastructural power and renovation of fixed assets. The solution of these problems is urgent and important for the enterprises of rail transport.
Keywords: railway transport, transport system, freight transportation, tariffs, cargo turnover, passenger turnover, rolling stock, railway highway.
Сведения об авторе:
Голикова Юлия Александровна - доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского университета путей сообщения императора Александра I (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), е-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 15.09.2015.
37