Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития управленческого образования'

Проблемы и перспективы развития управленческого образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ФАКТОРЫ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / MANAGEMENT EDUCATION / MANAGEMENT / INTEGRATION / FACTORS / BUSINESS EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звонников Виктор Иванович

Рассматриваются проблемы развития образования в области менеджмента и факторы, влияющие на этот процесс. Анализируется процесс формирования новой управленческой парадигмы. Выдвигаются предположения относительно будущего управленческого образования. Рассматривается новое понятие «бизнес-образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems and development perspectives of management education

The problems of development in the area of management education and the factors influencing this process are considered. The process of new administrative paradigm development is analyzed. The assumptions concerning the future management education are put forward. The new concept "business education" is considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития управленческого образования»

УДК 338.46

Звонников Виктор Иванович

Государственный университет управления (г. Москва)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются проблемы развития образования в области менеджмента и факторы, влияющие на этот процесс. Анализируется процесс формирования новой управленческой парадигмы. Выдвигаются предположения относительно будущего управленческого образования. Рассматривается новое понятие «бизнес-образование». Ключевые слова: управленческое образование, менеджмент, интеграция, факторы, бизнес-образование.

Проблема смены парадигм и перехода от менеджмент-образования к новому уп-. равленческому образованию возникла в первом десятилетии XXI века. Появление управленческого образования обусловлено существованием ряда контекстных и ключевых факторов, способствующих введению расширительной инновационной трактовки задач управления. К числу контекстных факторов относится, во-первых, становление рыночной экономики в нашей стране, протекавшее на рубеже ХХ и XXI веков. Рост масштабов производства и числа хозяйственных связей усложнил процессы управления и потребовал новых подходов к организации управленческих систем. Поиск этих новых подходов в рамках классического аппарата менеджмента не принес желаемых результатов. В этой связи можно утверждать, что необходимость введения инновационного управленческого образования в наши дни связано с индустриальной фазой развития рыночной экономики, требующей повышения эффективности и профессионализации управленческой деятельности всех сфер производства и рынка. На этой фазе индустриального развития функция капитала неизбежно отделяется от функции управления, а само управление приобретает новый статус полноправного, а не вспомогательного участника экономических и хозяйственных процессов.

Вторым контекстным фактором можно считать возросшее влияние на сферу управления научнотехнического прогресса и развития научного знания, в том числе в области информационных систем, теории моделирования структурными уравнениями, эконометрики и прогнозирования, которые, в целом, принесли с собой новые средства и методы для решения управленческих задач, сместив акценты с принятия оперативных решений на выработку обоснованных стратегических решений.

В-третьих, к числу контекстных факторов, повлиявших на становление идей управленческого образования, следует отнести процессы интеграции, охватившие общественные, политические и хозяйственные процессы в XXI веке. Сам термин «интеграция» используется с нарастающей интенсивностью в наши дни, обозначая тенденцию к объединению, в основу которого могут быть положены любые процессы как в экономике, так и в образовании.

Интеграция означает не простое объединение, а такие изменения, которые связаны с усложнени-

ем процессов или систем. Поскольку любое усложнение предполагает введение структуры, то идея интеграции неразрывно связана с понятием «система», которая применительно к управленческому образованию предполагает системное объединение ряда направлений подготовки: менеджмента, управления персоналом и государственного и муниципального управления. Структурирование означает необходимость введения определенных связей и иерархии ключевых целей по перечисленным направлениям образования, обеспечивающих целостность и функциональность системы. Таким образом, под интеграцией применительно к управленческому образованию надо понимать системную организацию ключевых направлений подготовки управленцев на более глубоких по сравнению с менеджментом теоретических основаниях, выражающих общность закономерностей развития этих направлений в соответствии с требованиями современной экономики и общества.

Помимо перечисленных факторов, вызвавших к жизни необходимость перехода к управленческому образованию, можно выделить ряд специфических требований, непосредственно регламентирующих формирование концепции нового управленческого образования. К числу таких требований необходимо отнести общность целей, зафиксированных в ФГОС. Несомненно, что выпускники вузов, получившие управленческое образование по направлениям подготовки: менеджмента, управления персоналом и государственного и муниципального управления - должны иметь одинаковые общекультурные компетенции и инвариантное ядро, выделенное в профессиональных компетенциях. На сегодняшний день, как показывает анализ перечней компетенций ФГОС по этим трем направлениям, данные требования не реализованы. Также несомненно, что необходимо выделение инвариантного содержательного ядра в базовой части структуры ФГОС по трем направлениям подготовки, общность понятийного аппарата, унификация названий дисциплин, создание интегративных междисциплинарных курсов и т.д. Таким образом, работа по становлению содержательных и методических инноваций в рамках управленческого образования только начата, но она носит не надуманный характер, а диктуется современными интеграционными процессами в образовании.

© Звонников В.И., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

103

В целом, можно сделать вывод о том, что всеобъемлющий характер тенденций к интеграции в наши дни вызывает к жизни целостное восприятие и переплетение смежных направлений подготовки в профессиональном образовании, определяя неизбежные изменения в содержании образования, взаимодействии направлений подготовки специалистов, связях профессионального образования с рынком труда. В частности, стремление к целостности диктует системность подхода к формированию теории нового управленческого образования. К числу факторов прямого воздействия на процесс становления управленческого образования можно отнести поставленные Министерством образования и науки цели модернизации образования, связанные с повышением его качества, доступности, непрерывности, инвестиционной привлекательности в интересах личности, общества, государства.

Однако в развитии любой образовательной системы неизбежно появление неустойчивости, возникновение многообразия при выборе путей обновления, поэтому существующая в наши дни структура системы образования и содержание подготовки управленцев со временем придут в неизбежное противоречие с изменившимися социально-экономическими и культурными условиями. В целом, в развитии новых направлений подготовки можно выделить ряд этапов. Сначала идет этап накопления вновь появляющихся образовательных программ, дробление и углубление специализаций, которые приводят к расшатыванию устоявшихся направлений подготовки. Типичный пример, подтверждающий эту тенденцию, наблюдался в менеджменте в первое десятилетие XXI века, где даже поверхностный анализ многочисленных трудов и учебников по менеджменту свидетельствует о разнообразии существующих на сегодняшний день подходов: «пульсирующий менеджмент», «инновационный менеджмент», «преобразующий менеджмент», «самоменеджмент», «антикризисный менеджмент» и т.п.

Затем наступает этап структурирования, роста упорядоченности и начало периода устойчивого развития. В определенной мере уменьшается многообразие, и появляются устойчивые формы новых связей и новые структуры, связывающие разнородные, но смежные по целям направления подготовки в образовательном пространстве. На этом этапе закладываются предпосылки статусного закрепления реализующихся направлений подготовки, стандартов, включающих целевые требования к их качеству, и образовательных программ. Этот этап вполне уместно соотнести с настоящим периодом, когда экстенсивные и интенсивные изменения в промышленности, переструктурирование экономики, научно-технический прогресс и внедрение его достижений, реформирование государственной

политической системы и экономической политики, интеграция в мировой рынок привели к многообразию менеджмент-образования, и возникла необходимость определения форм новых связей и новых структур. Роль такой структуры в наши дни отводится управленческому образованию.

Однако неизбежен и следующий этап развития образовательных структур, когда достижение определенного предела упорядоченности устойчивости развития придет в рассогласование с реальными потребностями общества, экономики и рынка труда. Несмотря на стремление к демократичности, характерное для нашей существующей образовательной системы, наступит критический момент, когда, к примеру, то же самое управленческое образование станет тормозом на пути развития управленческих структур. Таким образом, возникает вопрос о будущем управленческого образования.

Сейчас трудно ответить на вопрос о том, какое оно должно быть. Со временем трансформировавшееся общество потребует от специалистов в управлении новых подходов к реализации управленческих отношений, которые возникнут в результате взаимодействия и взаимовлияния изменившегося общества и системы образования. На сегодняшний день нельзя получить ответы на многие другие вопросы. Каков будет характер отношений между обществом и системой образования? Какие факторы будут оказывать наибольшее влияние на развитие управленческого образования в новых условиях? Что будет представлять собой структура субъектов управления на различных уровнях? Как изменится состав и свойства объектов управления в будущих предприятиях и социальных организациях? Какие мотивы будут определять деятельность управленцев? Что изменилось в их ценностных установках, жизненных стратегиях в связи с новыми политическими и экономическими обстоятельствами? Какие основания будут заложены в фундамент будущей управленческой парадигмы?

Тем не менее, несмотря на многообразие вопросов, не имеющих ответа, уже сейчас можно сделать определенные прогнозы. Возможно, усилится влияние на формирование новой управленческой парадигмы управленческой, политической, экономической элит (элита - совокупность людей, обладающих ценными для выживания в данном обществе качествами, дефицитными по сравнению с остальным населением), а также влияние работодателей на формирование содержания будущего управленческого образования. Возможно, усилится связь между проблемой повышения эффективности деятельности высшей управленческой элиты и проблемой легитимности власти. Скорее всего, становление новой управленческой элиты потребует нетрадиционных подходов к пониманию самой категории «управление» и функций, перераспределению мест и ролей отдельных управленчес-

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

ких групп в новых условиях. Возможно, резко возрастет роль информационных технологий в управлении и изменится сама природа коммуникативных связей.

Опираясь на существующий опыт развития других стран, можно предположить, что в будущем управленческое образование уступит место бизнес-образованию. В мировой практике модель бизнес-образования и ее функциональные элементы уже сформировались, но в России они пока не сложились. В нашей стране образовательное пространство для подготовки управленцев представляет собой эклектическое соединение различных моделей образования - соединение содержания образовательных программ и образовательных технологий советского периода развития управленческого образования с зарубежным опытом, где каждая из составляющих присутствует в самых различных сочетаниях и пропорциях.

Под бизнес-образованием в современном мире понимается процесс формирования у обучаемых глобального рыночного кругозора и управленческих компетенций в рамках глобальной сети образовательных структур, обеспечивающих подготовку выпускников к наиболее эффективному выполнению управленческих функций. Появление понятия бизнес-образования связывают со становлением новой стадии развития рыночного производства, где оперирование на рынке представляет собой важнейшую составляющую предпринимательского успеха. Сам термин «бизнес-образование (Business education)» был позаимствован из англоязычных стран и применяется в настоящее время для нового направления в области послевузовского профессионального образования, главной целью которого является осуществление подготовки специалистов, трудовая деятельность которых связана с развитием бизнеса как на национальном уровне, так на мировом рынке.

Возможно, что со временем сформируется иное название для управленческого образования XXI века, но сам термин не столь важен, как его отличительные черты, связанные с введением инноваций. По различным аспектам развития инновации охватывают перечень, приведенный ниже:

1. Инновации в сфере методологии управления, заключающиеся в появлении новых направлений и ответвлений в теории управления (синергетический менеджмент, гендерный менеджмент, сетевой менеджмент, креативный менеджмент, командный менеджмент, коммуникативный и коммуникационный менеджмент и т.д.).

2. Инновации в теоретических основах общей теории управления, связанные с теоретическим

обоснованием механизма управления (обновление понятийного аппарата, теоретическое обоснование эволюции способов достижения целей организации, управление по результатам на основе сбалансированной системы показателей, новые векторы развития методов самоуправления и самоорганизации, создание систем мониторинга и контроллинга, переход от эффективности к эффициентности и т.д.).

3. Интенсивное развитие брэнд-менеджмента.

4. Интенсивное развитие отраслевых консорциумов (кооперативных структур из нескольких компаний).

5. Усиление ответственности высшего руководства.

6. Селекция и ресоциализация персонала.

7. Широкое применение командных форм организационных преобразований.

8. Инновации во внутренних структурных подвидах (видах) общего менеджмента.

В целом, можно отметить необходимость непрерывного инновационного развития управленческой науки, усиливающего ее способность отвечать на вызовы времени, постоянно меняющиеся потребности общества, быстрое устаревание знаний и т.п. Каждому новому периоду в развитии науки об управлении присущи свои, приходившие на смену прежним подходы, концепции, идеи, в полемической борьбе и противоречивом сцеплении которых выковывались теоретические положения, определяющие общее современное состояние науки об управлении и главный вектор ее движения.

Библиографический список

1. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-изд., испр. и доп. / пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009.

2. Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. - М.: «Бизнес-Олимп», 2006.

3. Стратегия инновационного развития Россий-

ской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 26.04.12).

4. Управление изменениями: хрестоматия / пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой / Высшая школа менеджмента; СбГУ - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009.

5. Управление знаниями: хрестоматия / пер. с англ. под ред. Т.Е. Андреевой, Т.Ю. Гутниковой / Высшая школа менеджмента; СПбГУ. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009.

6. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебник. - М.: Эксмо, 2007.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.