Научная статья на тему 'Развитие профессионального образования в России: оценка, эвалюация, управление'

Развитие профессионального образования в России: оценка, эвалюация, управление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭВАЛЮАЦИЯ / ЦЕЛИ ЭВАЛЮАЦИИ / ФУНКЦИИ ЭВАЛЮАЦИИ / ЭТАПЫ ЭВАЛЮАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального образования в России: оценка, эвалюация, управление»

дельно взятого муниципального служащего, а также обеспечить обратную связь, учитывая и интересы хозяйственных субъектов в городе. При этом немаловажную роль играет мотивация муниципальных служащих на качественный труд, удовлетворяя при этом не только личные материальные потребности, но и, что более предпочтительнее, важнейшие потребности по сопричастности к достижению целей всей администрации города [1]. Важно понять, что ССП не должен заканчивается на этапе внедрения. Чтобы система эффективно работала, необходимо регулярно отслеживать изменения в ней, вносить коррективы.

Таким образом, ССП позволяет улучшить качество общественно значимых функций. Внедрение ССП на региональном и муниципальном уровне позволит изменить принципы государственной службы. Измерителем работы станет ее конечный результат, рассчитанный заранее и измеряемый качественно и, что еще важнее, количественно.

Литература

1. Каплан Р., Нортон Д. «Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей »: «Олимп-Бизнес», 2009..

2. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. Эксмо, 2010. — 160 с

3. Кови Ст. Р. Восьмой навык: От эффективности к величию. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 422 с

4. Нортон Д., Каплан Р.. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — Олимп-Бизнес, 2010.

5. Нортон Д., Каплан Р.. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Олимп-Бизнес, 2012 - 325 с

6. Савельева М.В. Сбалансированная система показателей как инструмент повышения эффективности деятельности организации // Наука управления: новые ориентиры в развитии. Сборник статей. Под ред. А.Л.Гапоненко д.э.н. Москва: 2007 г.

7. Анисимов А.С. От стратегии развития до оценки труда каждого муниципального служащего на примере городского округа «город Хабаровск» // URL: http://www. forumstrategov.ru/upload/documents/Anisimov_Tez.pdf

8. Байдаков С. Модернизация управления мегаполисом // URL; http://www.lawinrussia. ru/modernizatsiya-upravleniya-megapolisom.

М.В. Гуськова В.И. Звонников

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОЦЕНКА, ЭВАЛЮАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ

Ключевые слова: управление качеством образования, модернизация образования, эвалюация, цели эвалюации, функции эвалюации, этапы эвалюации.

В начале XXI века в обществе утвердилось понимание того, что экономическое и социальное будущее страны в значительной степени зависит от уровня образованности

© Гуськова М.В., Звонников В.И., 2013

ее населения, в том числе, от качества подготовки специалистов в системе профессионального образования. В этом, достаточно новом для России контексте, на фоне современной политики и экономической среды, в профессиональном образовании пришлось отказаться от прежних административно-командных методов регулирования масштабов подготовки выпускников вузов, системы их распределения и обратиться к анализу структуры и потребностей рынка труда, определяющего возможности трудоустройства выпускников, к серьезному, научно-обоснованному исследованию проблем качества и модернизации профессионального образования.

На модернизацию, связанную, в первую очередь, в наши дни с введением уров-невой подготовки и новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе высшего профессионального образования, вузы отреагировали неоднозначно. Во многих вузах осуществлена серьезная перестройка образовательных программ и структуры подготовки специалистов. В основном, это произошло там, где руководство и профессорско-преподавательский состав осознали, что компетентностный подход ориентирован на современные запросы общества, а потому неизбежен. Он требует отказа от разобщенной дисциплинарной логики построения программ обучения и перехода к интегрированному применению междисциплинарных знаний на основе новообразований - компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Другие вузы не до конца приняли нововведения и формально реализовали потребность в существенных изменениях внутренней структуры, содержания, методов обучения и организации учебной деятельности, начав работу по модификации существующих учебных программ на основе компетентностного подхода.

Проблемы модернизации вызвали к жизни острую потребность в повышении эффективности управления системой образования, формирования развернутой информационной базы, структура и наполнение которой способно обеспечить информацию для принятия не только оперативных, но, в первую очередь, стратегических управленческих решений по модернизации образования. На эту потребность откликнулись многочисленные структуры, создав различные центры и службы для ведения федерального и регионального статистического наблюдения за процессом и результатами деятельности образовательных учреждений, численностью и заработной платой работников. В настоящий период накапливается многочисленная описательная информация о текущем состоянии системы высшего профессионального образования в России, составе выпускников по уровню полученных дипломов, самостоятельном трудоустройстве выпускников, численности штатного профессорско-преподавательского персонала вузов и его возрастной структуре. Выявляются объемы спроса со стороны работодателей на молодых специалистов различных направлений подготовки, но не анализируются и не прогнозируются тенденции этого спроса.

Собранные данные зафиксировали снижение уровня сотрудничества предприятий и вузов еще до кризиса 2008 г., а также нарастание и укрепление этой негативной тенденции в кризисный период. Согласно накопленной информации, сейчас не более 30% предприятий основных секторов экономики поддерживают связи с профессиональными образовательными учреждениями в форме заключения договоров на подготовку кадров. Однако пока без ответа остаются многие вопросы, связанные с выявлением причин развития этих негативных тенденций. Огромный объем информации, полученный в форме отчетности по качеству обучения и процессам его совершенствования при комплексной проверке деятельности вузов, также не получает должного обобщенного анализа и интерпретации на уровне региона или всей страны.

Печальный опыт пренебрежения современной практикой научного анализа ценности и достижений проектов и программ модернизации образования у России уже имеется. Например, благодаря ЕГЭ получены многочисленные данные по качеству подготовки абитуриентов вузов, осмысление которых ограничивается дескриптивной статистикой в регионах, констатирующей, но не прогнозирующей влияние ЕГЭ на качество профессионального образования. В условиях отсутствия научно-обоснованной достоверной информации о влиянии ЕГЭ на качество отечественного образования отдельные представители общественности либо пользователи выдвигают как позитивные, так и негативные, зачастую абсурдные аргументы. Как правило, эти аргументы основаны на анализе отдельных фрагментов, выхваченных из общей цепочки, и получены вне системного анализа.

Таким образом, в данный момент накоплена объемная и разнообразная, далеко не всегда позитивная, информация по качеству процесса и результатов профессионального образования, а также по ряду факторов, оказывающих на него как прямое, так и контекстное влияние. Но должная работа с этой информацией не проводится, поскольку сам аппарат для анализа этой информации с целью ее интерпретации для принятия обоснованных управленческих решений и координации политики вузов в России пока еще не сложился. Во многих странах, обладающих высокоразвитыми системами образования, такой аппарат основывается на эвалюации программ и проектов модернизации образования, обладающей эффективным научным базисом, основанной на теории педагогических измерений и включающей в себя, в том числе, теорию принятия управленческих решений.

В общем случае эвалюация трактуется как системный научно-обоснованный процесс сбора и анализа данных для выявления ценности результатов проекта или программы [1]. На основании собранной информации, полученной путем измерений и удовлетворяющей требованиям высокой надежности, валидности и аутентичности, принимаются управленческие решения по программе модернизации образования: одобрить результаты, приостановить осуществление или переориентировать программу на новые цели. Саму область решений также относят к сфере эвалюации. В целом, можно считать, что при современном понимании этого термина в образовании в понятие «эвалю-ация» вкладывается весь спектр теоретико-методологических и практических работ по системному исследованию ценности и позитивности воздействия проектов и программ при достижении поставленных целей. Это воздействие анализируется по совокупности показателей на основе единой методологии, сочетания количественных и качественных методов для отслеживания характера и динамики изменений.

К обобщенным целям эвалюации можно отнести содействие:

- эффективному осуществлению единой государственной политики в области образования и подготовки кадров;

- защите прав граждан на получение образования, соответствующего по своим характеристикам требованиям, установленным государством в нормативных докумен-

- повышению качества образования, процесса обучения и его результатов;

- получению управленцами обоснованной информации для принятия прогностических решений по развитию системы образования.

Частные цели эвалюации, ориентированные на выполнение отдельных программ и проектов, включают:

- предоставление всем субъектам и пользователям системы образования объективной информации о фактическом уровне выполнения проектов и программ развития образования;

- защиту исполнителей проектов и программ от проявлений субъективизма и связанной с ним несправедливости при оценке результатов их работы;

- совершенствование системы конкурсного отбора перспективных программ и проектов в соответствии с актуальными направлениями развития образования;

- выявление и осмысление слабых сторон и нерешенных проблем по результатам выполнения программ и проектов, их коррекцию.

В целом, эвалюация приносит пользу не только на уровне управленческих решений, но и содействует развитию общения различных профессиональных кругов. Участие в эвалюации создает ситуацию активного социального взаимодействия исполнителей проектов и программ, способствуя интенсивному проведению рефлексивно-аналитической деятельности с нарастающей эффективностью по мере выполнения программы или проекта. Эвалюация придает профессиональную уверенность отдельным субъектам педагогической деятельности. Благодаря ее проведению они получают шанс преодолеть слабые и усилить сильные стороны своей деятельности, представить и учебному заведению, и пользователям образовательных услуг объективный отчет о результатах своей работы.

В целом, эвалюация выполняет следующие функции:

- управленческую функцию, обеспечивающую оптимизацию управления как на уровне отдельно взятого учебного заведения или группы обучающихся, так и всей системы образования в целом на региональном или федеральном уровнях;

- контролирующе-оценочную функцию, помогающую выявить степень реализации задач проекта или программы либо эффективность выполнения образовательным учреждением нормативных целей, предоставляя тем самым информацию для мониторинга качества образования и подведения итогов проектов и программ;

- мотивирующую функцию, побуждающую к совершенствованию преподавательской или управленческой деятельности, новым преобразованиям и очередному этапу модернизации в образовании;

- оптимизирующую функцию, нацеленную на совершенствование всех аспектов выполнения программ и проектов, в том числе финансовых затрат для повышения эффективности расходования средств и ресурсов;

- информационную функцию, позволяющую сделать результаты выполнения программ и проектов достоянием академического сообщества и общественности;

- прогностическую функцию, нацеленную на предсказание тенденций и динамики развития результатов внедрения проектов и программ в практику образования;

- диагностически-корректирующую функцию, предназначенную для выявления проблем при выполнении проектов и программ и принятия мер по своевременной коррекции этого процесса;

- сравнительную функцию, предоставляющую данные для сравнительного анализа качества образования [4].

Диагностически-корректирующая функция эвалюации вытекает из ее самой сущности, нацеленной на выявление проблем в реализации проектов и программ, установление причин этих проблем и коррекцию процесса реализации. Таким образом, диагностическая функция эвалюации характеризуется сознательно поставленной целью отслеживать проблемы в ходе выполнения проектов и программ и искать причины их появления, что возможно на различных уровнях. Преподаватели вуза, например, могут использовать эвалюацию на занятиях, чтобы выявить проблемные области по внедрению компетент-ностного подхода, нуждающиеся в дополнительной коррекции. На уровне региональных

министерств образования эвалюация даст информацию о ходе выполнения проектов и программ регионального масштаба. И, наконец, на федеральном уровне органы управления образованием по результатам реализации диагностически-корректирующей функции эвалюации могут принимать решение о временном приостановлении определенных программ модернизации образования, не приносящих успеха, либо, наоборот, о дополнительном вложении средств в наиболее успешные проекты.

Контролирующе-оценочная функция эвалюации связана с непрерывным отслеживанием промежуточных результатов проектов и программ и с подведением итогов их выполнения в конце. Она реализуется на основе анализа результатов проектов и программ, а также с помощью проведения специальных контрольных мероприятий в форме тестирования обучающихся, проверок документов, углубленного анализа результатов проектов и программ, а также их воздействия на систему образования. Полноценное выполнение контролирующе-оценочной функции эвалюации способствует сокращению ошибок в принятии управленческих решений на любых уровнях их осуществления.

Возможность говорить об информационной, сравнительной, прогностической и управленческой функциях эвалюации в образовании появилась сравнительно недавно в начале XXI века, когда контрольно-оценочная деятельность стала рассматриваться как важнейшая составляющая систем менеджмента качества образования. Информационная функция эвалюации является ведущей, поскольку именно она формирует информационное обеспечение управления качеством образования на всех уровнях выполнения проектов и программ, осуществляемого различными методами, в том числе и прямым административным вмешательством. Информация, получаемая при эвалюации в образовательных учреждениях, может использоваться для идентификации проблем в системе обучения, связанных с недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов учебников и др. Исследование эффективности деятельности образовательных учреждений и преподавателей, проведенное в Великобритании, США и других странах показало, что хорошие учебные заведения имеют свою современную и развитую контрольно-оценочную систему, обучающиеся в них участвуют в международных сравнительных исследованиях качества образования а хорошо работающие преподаватели часто тестируют своих учащихся и подготавливают еженедельные и ежемесячные обзоры их учебных достижений. Выполнение информационной функции эвалюации основано на измерениях, выполняемых для сбора данных, их анализа, структуризации и интерпретации на основе выделенной совокупности показателей качества образования при том условии, если анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер и используется для выработки текущих управленческих решений. Нередко при выполнении информационной функции эвалюации полученные результаты сопоставляются с некоторыми нормами и стандартами.

Для управленцев районного, областного, регионального и федерального уровней анализ данных эвалюации должен проводиться с учетом внешних по отношению к системе образования контекстных факторов, значимо влияющих на качество образования. Поэтому данные педагогических измерений, собираемые при проведении эвалюации, необходимо дополнять качественными характеристиками, социально-экономическими и другими факторами, в том числе не входящими в сферу влияния системы образования. Помимо этого, для более обоснованного анализа эффективности деятельности учебных заведений в процессе эвалюации нужно учитывать входные характеристики в обучение, связанные с начальными способностями обучающихся, квалификацией преподавателей, размерами финансирования и т.д.

Выполнение сравнительной функции эвалюации носит опосредованный характер, проявляющийся в особенностях анализа результатов измерения, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей, выделенных в рамках проектов или программ для регионов, вузов, отдельных преподавателей. Сравнения проводятся либо по вертикали (территории, регионы, образовательные учреждения), либо по горизонтали (рейтинг учебных заведений, рейтинг территорий и т.д.) путем сопоставления количественных оценок по одинаковым показателям и с учетом различных факторов, смещающих оценки по показателям. Специфика анализа данных при проведении сравнений заставляет принимать специальные меры для обеспечения корректной реализации сравнительной функции эвалюации, поскольку на основе результатов анализа нередко принимаются административные решения.

Прогностическая функция эвалюации проявляется при предсказании позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем. Она очень важна для решения управленческих задач в образовании, если одной из важных целей управленческой деятельности считать формирование социального заказа, соответствующего потенциалу системы образования [3]. Ее роль в настоящее время неуклонно возрастает в силу изменений, происходящих в характере управленческих решений на разных уровнях иерархии в образовании. Если раньше приоритет принадлежал оперативным управленческим решениям, направленным на текущее функционирование образовательных структур, то сейчас на первый план нередко выходят стратегические решения, нацеленные на перспективные направления развития системы образования.

Многие из негативных последствий реформаторства можно было предвидеть и принять упреждающие меры на момент осуществления нововведений, если иметь соответствующие информационные условия для разработки стратегии на основе анализа внутрисистемных и межсистемных противоречий. Стратегические управленческие решения, направленные на развитие системы образования, должны основываться на вероятностной оценке тенденций в образовании, которые следует получать с помощью специального анализа, проводимого в эвалюации на основе данных педагогических измерений. Для прогноза обычно широко используются методы регрессионного анализа и другие математико-статистические методы. В качестве измерителей необходимы стандартизированные тесты с высокой прогностической валидностью [2].

В чистом виде отдельные функции эвалюации, конечно, не встречаются. Они существуют в различных сочетаниях с приоритетом одной или нескольких ведущих функций, реализуемых в зависимости от целей эвалюации и их приложения в практике образования. Для выполнения функций можно выделить шесть наиболее типичных для процесса эвалюации этапов действий:

• построение концептуальной модели исследования, логической или математической, в рамках программы или проекта;

• идентификация ключевых пунктов процесса эвалюации;

• определение измеримых результатов эвалюации;

• разработка модели проведения эвалюации;

• сбор данных измерений;

• анализ данных измерения, генерализация, интерпретация данных анализа для получения оперативной и прогностической информации об изменениях в качестве образования.

В целом, расширенная трактовка эвалюации в образовании позволяет связывать ее с процессом развития образовательных учреждений, эффективностью их деятель-

ности, характеристиками качества процесса обучения, т.е. со всеми образовательными объектами, задействованными при выполнении различных образовательных программ и проектов [5]. Ограничения при проведении эвалюации могут быть связаны с отсутствием достаточного количества средств, времени или факторами, связанными с принятием политических решений об изменении приоритетов в распределении финансирования. Политика всегда вовлечена в процесс эвалюации, поэтому ограничения со стороны политики необходимо учитывать на протяжении всего процесса эвалюации. При проведении эвалюации приходится постоянно искать ответы на ряд вопросов: в какой степени действия по программе или отдельным проектам отвечают политическим запросам общества? Были ли эти действия одобрены соответствующими представителями общественности и адекватны ли результаты программы поставленным целям? Эффективно ли управляли ресурсами программы ее исполнители и как расходовали средства ее участники? Достигла ли программа намеченных результатов? Каково совокупное воздействие программы? Какие непредвиденные эффекты (положительные или отрицательные) программа оказала на проблемы или клиентов, для которых она была разработана? Воздействовала ли программа на другие программы, нацеленные на подобную проблему или популяции? Как результаты программы выглядят на фоне альтернативной стратегии для достижения тех же самых итоговых результатов? Получены ли эффекты исключительно благодаря ценности программы, ее финансовым и другим затратам?

Ответы на эти вопросы необходимы при выполнении всех программ в образовании, особенно в тех случаях, когда они имеют широкомасштабный характер. Примером тому может быть введение уровневой подготовки и новых ФГОС в системе высшего профессионального образования, создание системы сертификации профессиональной квалификации специалистов или выпускников вузов и множество других менее масштабных программ.

Таким образом, на сегодняшний день эвалюация является необходимым слагаемым современных образовательных систем, без которого не могут быть решены многие актуальные проблемы управления качеством образования. Эвалюация часто приводит к новому пониманию процессов или получению новой информации о них, поскольку сами результаты эвалюации могут включать даже незапланированные направления анализа либо появление, так называемых, «непредвиденных последствий программ». Доминирующие в наше время подходы в управлении качеством образования подчеркивают естественные взаимосвязи между выполнением программ, проектов и эвалюацией, причем последняя не добавляется к проектам или программам при проведении аудита или другой контрольной проверки, а является их частью с самого начала [6]. Проведение эва-люации должно стать непременной составляющей функционирования образовательных систем, поскольку она способствует повышению эффективности управления системой образования.

Литература

1. Звонников, В.И. Гуськова, М.В. Этапы развития эвалюации в образовании [Текст] / Звонников В.И., М.В.Гуськова// Экономика образования.-2011.-№4 - С.8-13-0,5 п.л.

2. Гуськова, М.В. Звонников, В.И. Педагогические измерения в современных системах оценки качества образования [Текст] /М.В. Гуськова, В.И. Звонников // Сборник нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов

«Гарантии качества профессионального образования» М.:РАНХиГС, 2012. - С-90-97. - 0,8 п.л.

3. Гуськова, М.В. Пользователи системы эвалюации в управлении качеством образования [Текст] /М.В.Гуськова// Философия образования.-2012.-№°3(42) -С.109-118-0,8 п.л.

4. Гуськова, М.В. Эвалюация в образовании: Монография. [Текст]/М.В. Гуськова. - М: Издательство ИНФРА-М, 2012. - 153с. - 9 п.л.

5. Гуськова, М.В. Об использовании аппарата эвалюации в ходе модернизации профессионального образования [Текст] /М.В. Гуськова // Инновационное развитие Российской экономики: Материалы IV Международного научно-практического форума. «Инновационное развитие Российской экономики» М.: МЭСИ, 2011. -С.119-123. - 0,4 п.л

6. Гуськова, М.В. Основные модели оценки качества образовательных проектов [Текст] /М.В.Гуськова // Alma Mater Вестник высшей школы.-2012.-Вып.2 - С.54-57-0,4 п.л.

З.Г. Зайнашева О.С. Семкина

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, социально значимые услуги, бизнес-структура, социально ориентированные некоммерческие организации.

В сегодняшней экономической ситуации, когда существенный рост бюджетов всех уровней маловероятен, вопросы взаимодействия государственных (муниципальных) органов власти, некоммерческих и частных коммерческих структур приобретают особую значимость. В сложившихся условиях обеспечить количественный рост и повышение качества услуг социальной сферы населению возможно только с привлечением частного бизнеса и некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги и предлагающих их на рынок. Здесь важная роль принадлежит межсекторному взаимодействию как фактору развития социальных отраслей экономики и, в первую очередь, государственно-частному партнерству - эффективному инструменту модернизации сферы социально значимых услуг.

В контексте комплексного развития национальной экономики государственно-частное партнерство (ГЧП) трактуется как система взаимодействия государства и частного предпринимательства, обладающая особым комплексом социальных, административно-правовых, финансовых и организационно-экономических взаимосвязей и взаимоотношений, направленных на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов и их источников в целях реализации общественно значимых проектов в широких сферах деятельности. Приоритетные сферы для применения механизмов ГЧП в России представлены довольно широко. Смещение акцентов в решении экономических проблем социальной сферы

© Зайнашева З.Г., Семкина О.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.