Научная статья на тему 'О перспективных направлениях развития менеджмента в XXI веке'

О перспективных направлениях развития менеджмента в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / СЦЕНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ НАВЫК / КОУЧИНГ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонников В.И.

рассматриваются проблемы повышения качества обучения в области менеджмента. Выявляется ключевое условие эффективной работы менеджера, связанное с формированием политического навыка у студентов. Предлагаются инновационные методы обучения, способствующие формированию политического навыка у студентов: сценарное обучение и коучинг руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективных направлениях развития менеджмента в XXI веке»

РАЗДЕЛ I. ИННОВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ XXI ВЕКА

В.И. Звонников

О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В XXI ВЕКЕ

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF MANAGEMENT IN THE XXI CENTURY

Аннотация: рассматриваются проблемы повышения качества обучения в области менеджмента. Выявляется ключевое условие эффективной работы менеджера, связанное с формированием политического навыка у студентов. Предлагаются инновационные методы обучения, способствующие формированию политического навыка у студентов: сценарное обучение и коучинг руководителей.

Ключевые слова: качество образования, инновационные методы обучения, менеджмент, сценарное обучение, политический навык, коучинг руководителей.

Abstract: the problems of training quality improvement in the area of management are considered. The key condition of manager's effective work connected with formation of political skill comes to light. The innovative methods of training promoting formation of students political skill are offered: and drama-based training and

Keywords: quality of formation, innovative methods of training, management, scenary training, political skill, executive coaching.

В наши дни образование в области менеджмента переживает, пожалуй, наиболее интенсивный период модернизации за всю историю своего существования. Пересматриваются приоритеты в определении целевых ориентиров качества результатов образования, вводятся новые образовательные стандарты, претерпевает изменение политика и миссия учебных заведений, меняется структура систем образования и т.д. Эти реформы особенно сильно затрагивают образование в сфере экономики и управления, поскольку они непосредственно связаны с глобальными переменами в макроэкономических и политических процессах XXI века, заставляя вводить инновации в содержание и методы обучения, контрольно-оценочную систему, взаимодействие вузов с внешней средой, с работодателями и общественностью.

Увеличивающийся спрос на экономическое и управленческое образование определяет в значительной степени отбор хорошо подготовленных абитуриентов, но возникают дальнейшие проблемы. Они связаны с тем, что в XXI веке менеджеры и экономисты составляют растущую и все более влиятельную профессионально-социальную категорию занятого населения, подготовка которой приобретает массовый характер, нередко в ущерб качеству профессионализма управленцев, занятых во всех отраслях производства, в сфере обслуживания и в государственном аппарате.

Своеобразие профессии менеджера - не в предмете, а в характере его труда, который призван обеспечивать органически взаимосвязанное функционирование технологических процессов в единстве их человеческой и формализованной составляющих. В силу всеобщности и важности этой профессии, ведущие политики нашей страны и специалисты в области образования в значительной степени обеспокоены падением доверия работодателей и общественности к качеству управленческого образования. Хотя выпуск дипломированных менеджеров за полтора десятилетия увеличился в несколько раз, но спрос на топ-менеджеров не снижается, а

© В.И. Звонников, 2013

растет. Поэтому вузам России, как и учебным заведениям в других странах, предстоит серьезно пересмотреть основы и принципы управленческого образования, его содержание, структуру и методы обучения.

Руководство нашей страны осознает остроту проблем качества подготовки менеджеров на всех уровнях управления социально-экономическим развитием и принимает соответствующие меры. В целом успешно реализуется президентская программа подготовки управленческих кадров. Реорганизована сеть академий государственной службы в крупных регионах России. Быстро развивается Бизнес-школа «Сколково». На решение проблемы повышения качества управленческого образования направлено введение новых ФГОС, позволяющих усилить прагматическую ориентацию результатов образования на требования экономики и рынка труда.

Для успешности предприятия важно не только эффективное расходование его ресурсов, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает его общественную значимость. Поэтому сегодня говорят о творческой компоненте подготовки менеджеров, хорошо представляющих миссию, стратегию и политику развития организации на фоне принятия оперативных управленческих решений. Эти приоритеты в подготовке управленцев выходят за рамки привычной трактовки менеджмента как средства рационализации процесса принятия решений и организационных механизмов. В наши дни функционер системы управления выступает не только в роли исполнителя. Он должен обладать свойствами адаптации к быстро изменяющейся среде и даже к прогнозированию дальнейших событий в развитии организаций.

Прежде всего, необходимо понять, как и какими методами можно сформировать у менеджера эти способности, частично отраженные в совокупности компетенций ФГОС. Сводить требования к менеджеру XXI века к разговорам о креативном образовании, значит превращать все нововведения в теоретические рассуждения, поскольку пока никто не научился формировать творческие способности человека, его установки на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности, самопознание индивидуальности и превращения знаний в потенциал саморазвития в повседневном учебном процессе. Хотя принято говорить о креативном образовании, как о некоторой желательной альтернативе образованию репродуктивному, традиционные методы обучения и содержание образования продолжают доминировать в современном учебном процессе.

Что делать, если не знания и умения становятся решающим фактором в подготовке менеджера, а креативность остается на уровне идей и пожеланий? Что должно быть главным в подготовке современного менеджера и обеспечивать ему успех в сложных условиях изменяющейся экономической конъюнктуры, в ситуации ускорения технологического прогресса и уплотнения времени? Ответы на эти вопросы ищет все мировое сообщество профессионалов в области подготовки управленцев.

Многие обращаются к технологическим новшествам в образовании по менеджменту, базирующимся на интернет-технологиях и других новых медиа-технологиях, создании виртуальных сообществ и продвижении дистанционного обучения. Хотя нет никаких гарантий в том, что эти новшества способствуют развитию творческого потенциала управленцев. Другие проводят анализ тенденций в образовании по менеджменту, изыскивая потенциал развития в сравнительных исследованиях деятельности управленцев в различные периоды времени и строя стратегические подходы к развитию образования по менеджменту на основе критического анализа истории его развития, либо делают акцент на отраслевом менеджменте и корпоративных университетах. И, наконец, третьи, представляющие собой международную группу выдающихся ученых и экспертов, лидеров в экономике и управлении, пытаются заново осмыслить приоритеты в образовании по менеджменту в 21-м столетии.

Среди инноваций, предлагаемых представителями третьей группы, следует отметить повышенный интерес к формированию политических навыков, являющихся залогом высокой коммуникабельности, которой часто пренебрегают в формировании компетенций менеджера. В классической трактовке принято считать, что коммуникабельность сводится к способностям слушать собеседника, убеждать его, выступать публично, ясно и четко излагать свои мысли в устной и письменной формах, вести деловую переписку с разными категориями людей, общаться и дискутировать на разные темы и т.д. Из приведенного списка ясно, что этот термин достаточно многогранен, поэтому специалисты в области образования по менеджменту предпочитают другой термин «политический навык», четко выделяющий именно тот набор коммуникативных качеств менеджера, который необходим для его успешной работы в современных условиях.

На самом общем уровне политический навык трактуется как уникальная форма социальных навыков, на основе которых менеджеры, особенно топ-менеджеры, должны влиять и управлять другими, чтобы достигнуть целей в деятельности предприятия или организации. Сам по себе политический навык является сложной структурой, включающей целую совокупность новообразований в личности будущего специалиста: способность к самоанализу, социальную проницательность, способность оказывать влияние на сотрудников и осуществлять контроль их деятельности, способность подавать информацию как подлинную и демонстрировать искренность в отношениях с сотрудниками и подчиненными. Нередко в современной литературе политический навык рассматривается как важнейшая компетенция менеджера XXI века, а многие ученые теперь полагают, что эффективность межличностного общения - это первичный детерминант успеха менеджера в организационных действиях.

Некоторым, очень немногим студентам политический навык присущ с детства и дается при рождении, у подавляющего большинства студентов его необходимо формировать и развивать, обеспечивая тем самым эффективность работы будущих менеджеров в сегодняшних очень сложных и динамических условиях окружающей среды. Поскольку менеджеры являются носителями определенной иерархии в организации, осуществляя управленческие воздействия, политический навык становится наиболее важной компетенцией, необходимой для менеджера при мобилизации сотрудников для выполнения работы. Менеджеры (а особенно топ-менеджеры), обладающие сформированным политическим навыком, умеют влиять на других и управлять другими, чтобы достигнуть политических и организационных целей своей организации, как на стратегическом, так и на оперативном уровнях. Они проявляют проницательность в понимании социальных ситуаций, искренность в межличностном взаимодействии и другие качества лидера.

Компетенция политического навыка не является полностью отличающимся от других общекультурных компетенций, представленных во ФГОС. Однако она выводит на первый план эффективность межличностного общения, хотя, во многом, связана с различными аспектами формирования интеллекта студента.. В ее основе лежит ряд качеств личности обучаемого, к которым можно отнести способность понимать других людей, проявлять теплоту и заботу в отношениях с окружающими, быть открытым к новому, знать социальные правила поведения и обладать способностью к социальной адаптации, хотя некоторые специалисты в управленческих науках расставляют иные акценты. Например, при описании характеристик эффективно работающих менеджеров 1аека11 (2008) выделяет следующие особенности личности управленца:

1. Способность быть публичным человеком и динамично адаптировать свое поведение применительно к обстоятельствам.

2. Способность быстро и правильно реагировать на различные социальные ситуации.

3. Наличие самоконтроля эмоций и способности правильного их проявления.

В противовес ему некоторые другие ученые утверждают, что стиль поведения в большей степени, чем приведенные выше характеристики личности человека, позволяет дифференцировать эффективных и неэффективных менеджеров. В целом, можно утверждать, что политический навык описывает совокупность взаимосвязанных переменных (способность обеспечивать себе поддержку на любом организационном уровне общения, умение анализировать различные точки зрения, стрессоустойчивость, способность контролировать кризисные ситуации, умение предотвращать конфликты и эффективно решать их, способность к конструктивному взаимодействию с оппозицией, толерантность и т. д.), среди которых, в первую очередь, следует выделить: способность к самоанализу, социальную проницательность, способность осуществлять межличностное общение и влияние/контроль, способность устанавливать связи с окружающими, демонстрируя искренность своих убеждений (Ferris, Kolodinsky, Hochwarter, &: Frink, 2001).

Поскольку по своей природе политический навык является одной из компетенций, которые нельзя сформировать на основе традиционного обучения в аудитории, то необходимы активные методы обучения, основанные на практическом опыте и связанные с активным участием студентов. Поэтому для формирования и развития политического навыка у студентов используют различные инновационные методики и методы обучения. На сегодняшний день специалисты выделяют сценарное обучение и коучинг для высшего руководства компании. В числе других менее важных методов обучения называют самооценку посредством выявления интересов и индивидуальных предпочтений студента, проведение сессий критического анализа и самоанализа при разборе различных профессионально-ориентированных ситуаций, ролевые игры с обратной связью, формирование качеств лидера и т. д. Несмотря на множество методов, самыми эффективными при формировании политического навыка у студентов все же считают сценарное обучение, рассматриваемое как современный вариант активных методов обучения, и коучинг для руководителей и менеджеров высшего звена.

Сценарное обучение не является аналогом ролевых игр. Оно предназначается для формирования ряда личностных качеств менеджера, которые входят в компоненты политического навыка, в то время как ролевые игры, имитирующие ситуации будущей профессиональной деятельности, способствуют формированию профессиональных компетенций. Первые упоминания об активных методах обучения менеджеров и руководителей относят к концу 80-х годов ХХ века. В наши дни отдельные инициативы обрели форму массовости, когда многие учебные заведения и компании обращаются к сценарному обучению менеджеров и служащих, рассматривая их как альтернативу традиционным методам обучения.

Сценарное обучение не исключает, а скорее предполагает возможность включения ролевых игр, чтобы обучать сложному человеческому взаимодействию на примерах имитационного моделирования профессиональных ситуаций для студентов путем обращения к практике менеджмента. Однако нередко сценарное обучение организуют на примерах из области литературы, музыки или живописи, привлекая эстетические способы познания в образовании по менеджменту. Расширение практики использования сценарного обучения менеджменту для формирования политического навыка на основе материалов из области искусства не ограничивается Соединенными Штатами. Можно привести примеров подобного обучения, проводимого, например, в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, что позволят преподавателям по менеджменту формировать кросс-национальные компетенции у студентов.

В целом, вне зависимости от используемой основы в сценарном обучении после постановки проблемы центр внимания сосредотачивается на анализе поведения участников, которые должны убедительным способом продемонстрировать способность контролировать свои эмоции, проявлять правильные невербальные реакции,

модулировать тон голоса и т.д. Формирование политического навыка методом сценарного обучения обладает глубокой реалистичностью, поскольку студенты в рамках разработанного сценария погружаются в реальные роли, которые моделируют ежедневные социальные взаимодействия, с которыми каждый менеджер сталкивается на работе. Выделяют различные уровни сценарного обучения, зависящие от его целей. Например, если необходимо уделить повышенное внимание специфической проблеме, связанной с конфликтами между членами рабочего коллектива (например, сексуальное домогательство; неэтичные методы работы), то необходимо учебное содержание для сценарного обучения, направленное на минимизацию конфликтов. В других случаях сценарное обучение помогает развивать способность к самопознанию, чтобы исследовать собственные мысли у присутствующих в аудитории студентов, их эмоции и побуждения. Возможна организация наиболее интенсивных и эффективных форм сценарного обучения, когда его проводят специальные тренеры.

Опыт проведения сценарного обучения накоплен не только в ряде зарубежных стран. В частности, в Государственном университете управления создана и интенсивно развивается Лаборатория «Мастерская сценического действия в управлении». Международное признание инновационного сценического обучения в управленческом образовании, реализуемого этой Лабораторией, было получено по результатам проведения мастер-классов для бизнес-школ Центральной и Восточной Европы, Всемирной ассоциации бизнеса и технологий (GBATA), Европейского фонда развития менеджмента (EFMD), Нью-йоркского университета (NYU).

В активный запас видов сценарного обучения, реализуемого в ГУУ, входит освоение тела как ресурса действия через работу с восприятием, концентрацией, непосредственным телесным действием; освоение голоса как ресурса действия через работу с интонационной формой, эмоциональной окраской, действием; освоение модели «возможности управления непредвиденным», в результате организации сценического действия по законам искусства и др. Позитивное влияние сценарного обучения связывают также с тем, что оно позволяет выстроить индивидуальные техники самоорганизации в ситуации неопределенности, в результате чего происходит освоение студентами нового ресурса действия в нетипичных ситуациях принятия управленческих решений, изменение стереотипов их действий и снятие психологического барьера при работе с неизвестной информацией. Помимо этого сценарное обучение способствует формированию у студентов способности к самоидентификации, освоению техники самоорганизации, получению навыка самопрезентации, формированию способности позиционирования, освоению и развитию способностей к командной работе через сценический опыт взаимодействия и формированию лидерских качеств.

Второй метод формирования политического навыка основан на коучинге и предназначается, в основном, для обучения топ-менеджеров, поэтому его применение наиболее уместно в магистратуре и аспирантуре. В отличие от метода сценарного обучения, являющегося достаточно редким направлением развития инноваций при подготовке менеджеров в России, коучинг получил значительное распространение в нашей стране. Обучение коучингу для бизнес-образования и управления ведется в Российском университете дружбы народов, в специализированном центре на базе Факультета дополнительного образования МГУ им. М.В. Ломоносова и в ряде других вузов России, а также в многочисленных учебно-методических центрах. Предоставляются услуги по освоению профессии коуча в рамках программы подготовки «Профессиональный коуч» (подготовка на основе стандартов ICN&ICU (ICTA) с выдачей сертификата международного образца «Professional Coach ICU»). Коуч становится востребованной профессией, без которой немыслима работа современного руководителя, осуществляющего эффективное межличностное взаимодействие с сотрудниками. Без него невозможно развитие способностей подчиненных на рабочем месте к целеполаганию, планированию и поиску ресурсов для выполнения поставленных задач.

В самом общем смысле коучинг рассматривается как эффективная технология взаимодействия с другим человеком, содействующая позитивным изменениям в управляемых объектах и раскрывающая их внутренний потенциал. Методы, подходы, техники коучинга должны стать естественным дополнением имеющегося управленческого репертуара современного руководителя. Актуальность обучения коучингу резко возрастает в условиях жесткой конкуренции и неопределенности, когда важно задействовать потенциалы и ресурсы отдельно взятых людей и организации в целом и найти дополнительные ресурсы развития своей организации.

Методы коучинга способствуют развитию тех универсальных и общепрофессиональных компетенций, которые определены во ФГОС по направлению «Менеджмент». Коучинг поддерживает творческую активность менеджера в поисках пути к успеху организации, позволяет преодолеть страх неуспеха, изменить стереотип своего поведения для освоения новых рубежей в своей профессии. Таким образом, коучинг представляет собой набор методик по мобилизации собственного потенциала и возможностей сотрудников для достижения целей, поэтому без него немыслима подготовка топ-менеджеров сегодняшнего дня.

Очень важна роль коучинга в формировании политического навыка топ-менеджеров, поскольку у руководителей политические и стратегические навыки в наши дни становятся решающим условием достижения успеха. Многие менеджеры терпят неудачу при выполнении своего функционала из-за отсутствия уверенности в своем потенциале McCall, Lombardo, и Morrison (2008) обрисовывали в общих чертах десять фатальных недостатков, которые приводят к кризису управленческих решений руководителя. Больше половины недостатков связаны с такими проблемами, как невосприимчивость других сотрудников, чрезмерное высокомерие, неудача в общении с подчиненными, чрезмерное честолюбие, неспособность приспособиться к совместной работе с вышестоящими сотрудниками и болезненное ощущение сверхзависимости от кого-либо. А лишь один из десяти недостатков связан с проблемами функционального характера при выполнении своей работы. Поэтому методы развития политического навыка становятся решающим условием успеха работы управленца.

Несомненно, что развитие лишь одного политического навыка не является единственным условием успешной подготовки будущих менеджеров. Необходим целостный подход к образованию по менеджменту, однако, в этом целостном подходе должны доминировать активные методы обучения, позволяющие формировать необходимые компетенции управленцев. Поэтому рассмотренные в статье аспекты подготовки современных менеджеров являются не взаимно исключающим выбором, а скорее взаимодополняющими компонентами целостного представления об управленческом образовании. И я, как автор статьи, искренне надеюсь, что каждый вуз, готовящий менеджеров, найдет для себя ценную информацию в рассмотренных методах подготовки управленцев в XXI веке.

Литература

1. Звонников В.И. Качество образования, или кое-что новое о вечной проблеме // Высшее образование сегодня. 2009. № 8.

2. Звонников В.И. Актуальные проблемы высшего профессионального образования: сборник научных статей / Под ред. Е.М. Козакова, проф., д.э.н. -Екатеринбург: УрГУПС, 2010. № 75(158).

3. Звонников В.И Что такое эффективность менеджмента и как её оценивать. -М.: Вестник университета (ГУУ). 2010. № 2.

4. Ростовская А.Е., Толкачева Е.В. Управление непредвиденным: возможности театрально-сценического подхода к бизнес образованию // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. № 3(24).

5. Improving decision making in organizations The opportunity to reinvent finance business partners, Chartered Institute of Management Accountants, 2009.

6. Lennick-Hall M.L, Lennick-Hall C. A Human Resource Management in the Knowledge Economy. San Francisco: Berret -Koehler, 2003.

7. Strategic Management Accounting and Managerial Decision-Making reconceptualised: towards a collaboratively organizational decision enhancement (ODE)/ David Anthony Holloway B. Com, MBA, 2006.

8. Taylor, Amy M. The validity of personality trait interactions for the prediction of managerial job performance (2008). Theses and Dissertations. University of South Florida Scholar Commons.

С.В. Аржанухин

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

HEDONISTIC MODEL OF HIGHER EDUCATION IN POST-INDUSTRIAL SOCIETY IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION

Аннотация: цель данной статьи - рассмотреть счастье как атрибут компетенций выпускника постиндустриального общества.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, высшее профессиональное образование, профессиональные компетенции, счастье, самоактуализация, эффект мультипликатора самоактуализации.

Absrtact: the purpose of this article is to look at happiness as an attribute of the graduate competencies of the postindustrial society.

Keywords: post-industrial society, higher professional education, professional competence, happiness, self-actualization, the multiplier effect of self-actualization.

Общее правило гласит, что система высшего профессионального образования, как и любая другая форма государственного образования, всегда работает по стратегическим целям и тактическим задачам общества. Но современная социально-экономическая сфера России - это многоукладная структура. Здесь представлены в различной степени и пропорции патриархальный, индустриальный и постиндустриальный уклады. Особо неравномерно на карте технологических укладов России выглядит постиндустриальный уклад, который, как правило, доминирует лишь в крупных городах. За каждым из обозначенных укладов стоят свои, далеко не совпадающие друг с другом интересы и потребности, властные амбиции административных элит, разного качества человеческий капитал и особенности его структуры и т.д. И общее правило соответствия образования уровню и качеству социально-экономического развития оказывается не столь простым для исполнения.

В настоящее время происходит резкое усложнение социального управления образованием. Во многом это связано с формационными изменениями в базисных структурах и, прежде всего, с изменением места факторов производства в общей иерархии ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг. К традиционным факторам производства - трудовым, инвестиционным, природным ресурсам -добавляются предпринимательский талант и знания. Постиндустриальный уклад ставит на первое место в иерархии факторов производства предпринимательские компетенции и управление знаниями, т.е. нематериальные активы. В конечном итоге

© С.В. Аржанухин, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.