Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций менеджеров и экономистов в кризисной экономике'

Формирование профессиональных компетенций менеджеров и экономистов в кризисной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева В. В.

Статья посвящена анализу педагогического опыта преподавателя высшей школы по обучению студентов в рамках компетентностного подхода. Автор обобщил результаты своей работы по формированию универсальных компетенций, позволяющих студентам овладеть навыками и умениями в организации учебной деятельности. В статье рассмотрены проблемы и трудности формирования специальных профессиональных компетенций при изучении экономических дисциплин. Преподавание экономики в высшей школе с использованием компетентностного подхода позволит усилить интерес к изучению экономики России и мира, положительно скажется на повышении качества знаний у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мезенцева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций менеджеров и экономистов в кризисной экономике»

УДК 338

В. В. МЕЗЕНЦЕВА,

канд. ист. наук, доцент кафедры экономики СФГА,

филиал в г. Омске

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРОВ И ЭКОНОМИСТОВ В КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Статья посвящена анализу педагогического опыта преподавателя высшей школы по обучению студентов в рамках компетентностного подхода.

Автор обобщил результаты своей работы по формированию универсальных компетенций, позволяющих студентам овладеть навыками и умениями в организации учебной деятельности. В статье рассмотрены проблемы и трудности формирования специальных профессиональных компетенций при изучении экономических дисциплин. Преподавание экономики в высшей школе с использованием компетентностного подхода позволит усилить интерес к изучению экономики России и мира, положительно скажется на повышении качества знаний у студентов.

Formation of professional capacity of managers and economists in crisis economy

The article covers the analysis of pedagogic experience of a higher school teacher on training the students within the bounds of competence approach.

The author generalized the results of her work on universal competences formation enabling the students to master skills and abilities in organization of educational work. Problems and difficulties of special professional competences formation by the study of economic disciplines are considered in the article. Teaching economics in a higher school with the use of competence approach will make it possible to increase the interest in the study of Russian and world economy, will have a positive impact on the students' knowledge quality growth.

В преподавании дисциплин «Региональная экономика и управление», «Регионоведение», «Маркетинг территории», «Экономические теории» и других в условиях экономического кризиса важно сформировать у студентов компетенцию экономического мышления, которая позволит разобраться в экономике при капитализме. Многие студенты с удивлением узнают о длительном существовании капитализма на мировой арене (с XVII в.), о том, что он имеет этапы развития.

На последнем этапе развития капитализма (постиндустриальном) находится «золотой миллиард населения мира» (20 стран), а большинство населения мира - 5,7 млрд человек (в 180 странах) остаются на более низких стадиях развития капитализма.

Об экономическом кризисе представления студентов вузов чаще всего абстрактны. Они не понимают сути кризиса перепроизводства, изобилия товаров и услуг, которые не востребованы, хотя нужны потребителям. Поэтому, преподавая экономические дисциплины, педагог должен представлять мыслительный процесс современной молодежи и заполнить его достоверными и объективными знаниями, которые будут востребованы в профессиональной деятельности.

Определенную сложность в этом плане создает учебная и научная литература, в которой присутствует облегченный подход к пониманию экономического кризиса, занижаются цифры падения производства, не даётся анализ и сравнение за 15 лет, не обосновываются планируемые показатели, не учитываются возможности российской

экономики, нет достоверной информации о темпах роста инфляции и безработицы. Поэтому так важны для преподавателей экономики научные взгляды, объективно оценивающие экономический кризис, подтверждённые фактами, цифрами. В этом плане интересна статья С.В. Казанцева из Института экономики РАН, который, анализируя экономический кризис в нашей стране, приходит к выводу: «Наша экономика тоже переживает неведомый ей по силе кризис. Темпы роста промышленного производства падают, потребность в работниках сокращается, безработица растет. В одних регионах дела обстоят немного лучше, в других - хуже. Нас тоже ждут трудные времена» [1, с. 227].

В научной литературе подведены первые итоги влияния экономического кризиса на экономику России (2008): «Наиболее сильно ощутили кризис пять субъектов РФ -Калининградская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий АО, Республика Ингушетия, Ханты- Мансийский АО - Югра; для 31 субъекта РФ последствия кризиса были сильными; для 43 субъектов - умеренными и для четырех - слабыми (Краснодарский и Приморский края, Калужская и Амурская области). Из 83 субъектов РФ кризис охватил почти все и в большей степени серьезно» [2]. Важно, что в это трудное время, когда отсутствовали чёткие ориентиры на развитие политической и экономической жизни России, появилась статья Д. А. Медведева «Россия, вперёд!» (сентябрь, 2009 г.) и Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации (ноябрь 2009 г.). Президент РФ Д.А. Медведев признал: «Глобальный финансовый кризис ударил по всем странам, но в России экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран» [3, с. 3]. Появилась возможность объективно оценить ситуацию в экономике, и это положительно скажется на преподавании экономических дисциплин.

Студенты-управленцы, экономисты, изучая экономическое развитие страны, смогут вычленить проблемы экономики и наметить реальные пути их решения. Критично отнесутся к данным о том, что в 2020 году 60% населения страны будет жить на уровне среднего класса, как это зафиксировано в концепции «Социально-экономического развития России до 2020 года». Студенты умеют считать и понимают, что за 11 лет третья часть населения страны (45 млн человек), живущая на грани нищеты, вряд ли станет средним классом. На семинарских занятиях, при подготовке учебных проектов по развитию отдельных федеральных округов и отраслей нашей экономики, анализируя современное состояние ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства, проблемы и пути их решения, студенты приходят к выводу, что в условиях, когда более 50% техники морально устарело, невозможно выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию. С 1993 года мы не можем решить главную проблему экономики - осуществить модернизацию, хотя и Президент, и Правительство РФ понимают, что это главное. Студенты-управленцы предлагают очевидный путь -израсходовать часть нефтедолларов на закупку за рубежом новых технологий, оборудования и т.п., но, к сожалению, это не делается.

Важно в данный исторический момент, когда у России не осталось времени на рассуждения о модернизации, претворить её в жизнь, не на бумаге улучшить состояние россиян, занять достойное место по уровню экономического развития в мире (сейчас 5759-е места). Правильные слова Президента РФ Д. А. Медведева: «Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. Это вопрос выживания нашей страны в современном мире» [4] - должны стать девизом для реального воплощения модернизации в нашу жизнь.

При подготовке студентов-управленцев важно, чтобы произошли изменения в их мировоззрении: «Существующие проблемы должно решать не только государство, а каждый из нас на своём рабочем месте» [5, с. 4].

Воспитание выпускников вуза, имеющих объективные взгляды на различные стороны жизни в России, умеющих применять знания, навыки, способности в быстро меняющихся экономических условиях, принимать грамотные и эффективные решения -

задача высшей школы на перспективу. Эта задача выполнима в рамках перехода высшей школы на компетентностный подход образования. Для высшей школы в новых экономических условиях важен не объем усвоенных знаний или алгоритмы их воспроизведения по образцу, хотя и это остается в новой системе образования, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных и жизненных проблем, умение самостоятельно приобретать знания и применять их в нестандартных ситуациях, близких к будущей профессиональной деятельности.

В мае 2009 года на базе Омской гуманитарной академии прошло совещание Совета УМО по проблеме: «Оценивание результатов обучения студентов в рамках компетентностного подхода», в ходе которого преподаватели получили возможность ознакомиться с наработками специалистов московских и омских вузов по обозначенной проблеме, принять участие в обсуждении вопроса. Компетентностный подход позволит сформировать у студентов универсальные и профессиональные компетенции.

Универсальные компетенции, связанные с профессиональной деятельностью выпускников:

• компетенция в области родного языка;

• компетенция в сфере иностранных языков;

• математическая и фундаментальная, естественнонаучная и техническая компетенции;

• компьютерная компетенция;

• учебная компетенция;

• межличностная компетенция, межкультурная и социальная компетенции, гражданская компетенция;

• компетенция предпринимательства;

• культурная компетенция [6, с. 304].

Универсальные компетенции формирует каждый преподаватель вуза. Профессиональные компетенции по каждому предмету должны быть четко обозначены, и преподавателю необходимо содержание предмета наложить на формирование основных компетенций [7, с. 102]. Мы согласны с учёным В. И. Звонниковым, который имеет свои взгляды на компетентностный подход в образовании и предполагает, что для экономических дисциплин важно сформулировать следующие компетенции:

умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;

знание современных систем управления качеством и обеспечения конкурентоспособности;

• способность разрабатывать бизнес-планы;

• способность оценивать воздействие макроэкономической среды;

• проводить оценку инвестиционных проектов;

• способность проводить анализ рыночных и специфических рисков;

• умение применять качественные и количественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;

• наличие представлений об экономическом образе мышления;

• знание основных этапов эволюции экономической мысли [8, с. 20].

Для развития профессиональных компетенций у студентов высшей школы целесообразно использовать следующие виды педагогической деятельности:

• подготовка и защита дипломного проекта (работы);

• прохождение производственной практики;

• выполнение кейс-стади;

• участие в деловых играх; проектная деятельность.

Педагоги-новаторы успешно используют перечисленные виды учебной деятельности, но с внедрением компетентностного подхода процесс обучения в данном ключе будет осуществляться всеми педагогами высшей школы. Это позволит готовить специалистов, имеющих знания, умения, навыки по профессии, способных адаптировать их к новым условиям, быть ответственными за будущее страны и делать все, чтобы Россия заняла достойное место в мире, а люди реально повысили уровень своего экономического и духовного благосостояния.

Библиографический список

1. Казанцев, С. В. Некоторые экономические результаты [Текст] // Регион: экономика и социология. - 2009. - № 2. - С. 227-235.

2. Там же. - С. 234.

3. Медведев, Д. А. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 13 ноября 2009. - № 214. - С. 1-6.

4. Там же. - С. 4.

5. Медведев, Д. А. Россия, вперёд! [Текст] // Российская газета. - 11 сентября 2009. - С.

3-6.

6. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании [Текст]. - М. : Юрайт, 2007. - 357 с.

7. Технология формирования и развития общих учебных умений и навыков студентов [Текст]. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 108 с.

8. Звонников, В. И. Результаты анкетирования участников годичного совещания Совета УМО по направлению Менеджмент [Текст]. - Омск : Изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», 2009. - 118 с.

© Мезенцева В. В., 2009 Рецензент: Н. В. Немцова, канд. экон. наук, доцент, завкафедрой экономики, директор Омского филиала СФГА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.