Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРЕБНОЙ ЛИГИ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРЕБНОЙ ЛИГИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРЕБНАЯ ЛИГА / СГЛ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ / ГРЕБНОЙ СПОРТ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СГЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтынцева А. Г., Латыпов И. К., Гоголин В. А., Павлов С. Н.

Цель исследования состоит в определении современного состояния Российской студенческой гребной лиги на 2021 год, рассмотрении основных компонентов концепции, выявлении вовлеченности вузов России в участие в СГЛ, составлении рейтинга лидеров прошедших сезонов. Методы и организация исследования. В работе использовались теоретические методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение. Результаты исследования. Анализ литературных источников и документальных материалов, размещенных на официальном сайте студенческой гребной лиги, показал, что СГЛ в России имеет строго регламентированную базу. Вовлеченность вузов России в участие в СГЛ составляет лишь 11%, а на сайте СГЛ зарегистрированы 3840 студентов из разных регионов России. Заключение. За совсем короткую историю Студенческая гребная лига смогла плотно укорениться в системе студенческого спорта. Для ее создания был использован опыт зарубежных вузов, в которых система студенческого спорта работает на высоком уровне и показывает отличные результаты. В настоящее время в России результаты команд - лидеров СГЛ - не уступают результатам спортсменов уровня высшего спортивного мастерства. Мы выяснили, что календарь соревнований имеет свои особенности, связанные с контингентом участников. СГЛ представляет собой симбиоз успешного совмещения учебы и достижения высоких спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтынцева А. Г., Латыпов И. К., Гоголин В. А., Павлов С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE STUDENT ROWING LEAGUE IN RUSSIA

The purpose of the study is to determine the current state of the Russian Student Rowing League (SRL) for 2021, to consider the main components of the concept, to identify the involvement of Russian universities in participation in the SRL, to compile a ranking of the leaders of the past seasons. Research methods and organization. The following theoretical research methods were used: analysis of literary sources and documentary materials, systematization, classification, analysis and synthesis, generalization. Research results. The analysis of literary sources and documentary materials posted on the official website of the Student Rowing League showed that the SRL in Russia has a strictly regulated base. The involvement of Russian universities in participation in the SRL is 11%, 3840 students from different regions of Russia are registered on the SRL website. Conclusion. In a very short time, the Student Rowing League was able to take root in the Student Sports system. The experience of foreign universities was used, in which the system of student sports works at a high level and shows excellent results. Currently, in Russia, the results of the leading teams of the SRL are not inferior to the athletes of the highest sportsmanship level. We found out that the competition calendar has its own peculiarities related to the contingent of participants. SRL combines a symbiosis of a successful combination of study and achievement of high sports results.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРЕБНОЙ ЛИГИ В РОССИИ»

УДК 796.03 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-49-57

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРЕБНОЙ ЛИГИ В РОССИИ

А.Г. Алтынцева, И.К. Латыпов, В.А. Гоголин, С.Н. Павлов

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия

Аннотация

Цель исследования состоит в определении современного состояния Российской студенческой гребной лиги на 2021 год, рассмотрении основных компонентов концепции, выявлении вовлеченности вузов России в участие в СГЛ, составлении рейтинга лидеров прошедших сезонов.

Методы и организация исследования. В работе использовались теоретические методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение.

Результаты исследования. Анализ литературных источников и документальных материалов, размещенных на официальном сайте студенческой гребной лиги, показал, что СГЛ в России имеет строго регламентированную базу. Вовлеченность вузов России в участие в СГЛ составляет лишь 11%, а на сайте СГЛ зарегистрированы 3840 студентов из разных регионов России.

Заключение. За совсем короткую историю Студенческая гребная лига смогла плотно укорениться в системе студенческого спорта. Для ее создания был использован опыт зарубежных вузов, в которых система студенческого спорта работает на высоком уровне и показывает отличные результаты. В настоящее время в России результаты команд - лидеров СГЛ - не уступают результатам спортсменов уровня высшего спортивного мастерства. Мы выяснили, что календарь соревнований имеет свои особенности, связанные с контингентом участников. СГЛ представляет собой симбиоз успешного совмещения учебы и достижения высоких спортивных результатов.

Ключевые слова: студенческая гребная лига, СГЛ, студенческий спорт, академическая гребля, гребной спорт, современное состояние СГЛ.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE STUDENT ROWING LEAGUE IN RUSSIA

A.G. Altyntseva, nasta.373@mail.ru, ORCID 0000-0002-8232-9699.

I.K. Latypov, latypov56@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1505-5632.

V.A. Gogolin, akbars1949@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-8299-8959.

S.N. Pavlov, pavlov-sergej@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5250-5671.

Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

Abstract

The purpose of the study is to determine the current state of the Russian Student Rowing League (SRL) for 2021, to consider the main components of the concept, to identify the involvement of Russian universities in participation in the SRL, to compile a ranking of the leaders of the past seasons.

Research methods and organization. The following theoretical research methods were used: analysis of literary sources and documentary materials, systematization, classification, analysis and synthesis, generalization. Research results. The analysis of literary sources and documentary materials posted on the official website of the Student Rowing League showed that the SRL in Russia has a strictly regulated base. The involvement of Russian universities in participation in the SRL is 11%, 3840 students from different regions of Russia are registered on the SRL website.

Conclusion. In a very short time, the Student Rowing League was able to take root in the Student Sports system. The experience of foreign universities was used, in which the system of student sports works at a high level and shows excellent results. Currently, in Russia, the results of the leading teams of the SRL are not inferior to the athletes of the highest sportsmanship level. We found out that the competition calendar has its own peculiarities related to the contingent of participants. SRL combines a symbiosis of a successful combination of study and achievement of high sports results.

Keywords: student rowing league, SRL, student sports, rowing, current state of SRL.

ВВЕДЕНИЕ

Студенческая гребная лига — это сообщество спортсменов-студентов, занимающихся гребным спортом, университетских гребных клубов и вузов, культивирующих гребной спорт [3]. Студенческая гребная лига России была презентована как проект 24 сентября 2016 года в Санкт-Петербурге. Ее основатель — министр юстиции России, президент АСБ, председатель попечительского совета Ассоциации любителей гребного спорта Александр Коновалов. В СГЛ входят студенты — непрофессиональные гребцы, чаще переориентированные из других видов спорта или предрасположенные к занятиям греблей по антропометрическим данным. Участие высококвалифицированных спортсменов не запрещается в отдельных категориях соревнований. Занятия греблей дисциплинируют студентов, учат работать в команде, для студентов это не только отличная возможность добиться успехов в спорте, но и применить полученные навыки в дальнейшей профессиональной деятельности после окончания вуза. После проведения презентации студенческая гребная лига провела первые тестовые соревнования в 2016 году; в них участвовали 17 вузовских команд России. Целью соревнований являлось формирование рейтинга вузов, обеспечение первоначального опыта сотрудничества организаторов и участников. Спортсмены соревновались в гонке на 5000 метров на реке Фонтанке и на 200 метров на озере Сестрорецкий разлив (г. Санкт-Петербург). В рамках мероприятия состоялась также матчевая встреча лидеров, в которой приняли участие команда СПбГУ (г. Санкт-Петербург) и команда университета Павии (г. Павия, Ломбардия, Италия); выиграли петербуржцы. Таким образом, в 2010 году СПбГУ первым среди российских вузов сформировал студенческую команду по академической гребле.

Основными задачами студенческой гребной лиги являются:

1) предоставление студенческим командам по гребле возможности выступления на соревнованиях, совместных тренировок для общения и обмена опытом;

2) содействие развитию спортивной инфраструктуры вузов, подготовке тренерских кадров, распространению и развитию волонтерского движения, студенческого самоуправления в университетских гребных клубах [2, 6].

Студенческая гребная лига культивирует шесть основных принципов, таких как честное спортивное соперничество, верность здоровому образу жизни, совмещение занятий спортом с учебой в вузе (при безусловном приоритете образовательного процесса), самофинансирование университетских гребных клубов и их участие в соревнованиях, проводимых СГЛ; самоуправление гребных клубов, активное участие студентов в обеспечении деятельности университетских клубов и студенческой гребной лиги на основе во-лонтерства [1, 2, 7, 10].

Уже в 2019 году в статье преподавателей Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.В. Устинова говорилось о повышении конкуренции на соревнованиях Студенческой гребной лиги и необходимости разработки методик повышения результативности выступления команды [4]. Интересные наблюдения отмечены в статье Орловой В.В., доктора социологических наук, профессора кафедры философии и социологии Томского государственного университета, и Халалеевой О.Е., аспиранта кафедры философии и социологии, мастера спорта по академической гребле. В статье проводится анализ современного состояния спорта в России и СССР, авторы делают вывод о том, что в настоящий момент происходит улучшение результатов наших атлетов на международных стартах. Однако до рекордов СССР спортивному представительству России еще далеко, а для того чтобы улучшить ситуацию, необходимы свежие силы и подготовленный резерв, которым в ближайшие годы может стать студенческий спорт. Здесь стоит напомнить о том, что в составе олимпийской команды бывшего СССР всегда успешно выступали студенты-спортсмены, в составе команды было 45-48% студентов, которые, безусловно, вносили огромный вклад в спортивное сообщество [5]. Таким образом,

развитие Студенческой гребной лиги являет актуальным направлением, требующим пристального внимания.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании использовались теоретические методы: анализ литературных источников и документальных материалов, систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате анализа литературных источников и документальных материалов мы выяснили, что календарь соревнований СГЛ имеет свои особенности. Он не подстраивается под календарь ФГСР и международный календарь и является самодостаточным, так как ориентирован на разные категории студенческого гребного спорта. Студенческая гребная лига включает в себя соревнования зимнего и летнего сезонов.

Соревнования зимнего сезона состоят из 4-7 этапов, которые проходят на гребном эргометре. Соревнования летнего сезона включают от двух до четырех этапов, проходящих непосредственно на воде. Каждый из сезонов заканчивается финальным этапом, который обычно проходит в конце гребного сезона с учетом специфики участников СГЛ, так как большинство студентов-участников не могут тренироваться в предсезонье из-за сессии и последующих каникул.

Финальный этап проводится в последние выходные сентября или первые выходные октября. Места распределяются в ходе гонок по олимпийской системе. В категории «Первенство» участвуют только новички — спортсмены,

ранее не имевшие опыта выступлений в соревнованиях и начавшие заниматься греблей не ранее 1 сентября предыдущего года. В категории «Абсолютное первенство» допускается участие спортсменов уровня высшего спортивного мастерства. В качестве стартового этапа выбрана американская модель подготовки новичков в студенческих экипажах, где базовым классом судов является «восьмерка». Система тренировки, при которой новички «обкатываются» и готовятся к гонкам в крупной лодке, а при наличии возможности — в двух экипажах в спарринге с постоянной ротацией составов, подтвердила свою эффективность [11].

Гонки в рамках СГЛ подразделяются на командные, личные, эстафетные. Ведется командный и индивидуальный рейтинг участников. Календарь соревнований включает в себя: локальные регаты, этапы СГЛ по программе гонок гребного сезона, матчевые встречи, многоэтапные соревнования, чемпионат СГЛ.

Описание гонок. Спринтерские гонки проводятся на дистанции 200-500 м с общего старта по нокаут-системе. Марафоны проводятся на дистанции 4-10 км с раздельного старта. Регата «восьмерок» проводится на дистанции 4 и 8 километров с общего старта. Матчевые встречи проводятся в классах «восьмерок» и «одиночек» на различных дистанциях. С момента образования СГЛ в России по настоящее время зарегистрированы 82 команды из разных вузов. На сайте СГЛ зарегистрированы 3840 студентов. Из зарегистрированных команд никогда не принимали участие в соревнованиях 7 команд.

На рисунке 1 представлена динамика вступления команд вузов России в Студенческую гребную лигу с 2016 года по 2021 год.

Таблица 1 - Модельный календарь соревнований Студенческой гребной лиги Table 1 - Model Calendar of Student Rowing League Competitions

Летний сезон Summer Season Зимний сезон Winter Season

Апрель, май April, May Июнь June Июль July Август Auqust Сентябрь September Октябрь October Ноябрь - апрель November - April

1-2-й этапы Локальные регаты Матчевые встречи Матчевые встречи/ локальные регаты 3-й этап 4-й этап Многоэтапное соревнование на гребном тренажере

Рисунок 1 - Динамика вступления вузов в Студенческую гребную лигу (2016-2021 гг.) Figure 1 - Dynamics of universities' entry into the Student Rowing League from 2016 to 2021

Таким образом, мы видим, что в 2016 году в 3 вузах страны была создана и зарегистрирована в СГЛ команда по гребному спорту, в 2017 году — 21 команда, в 2018 году — 16 команд, в 2019 году 7 команд вступили в СГЛ, в 2020 году — 6 команд. В 2021 году ни одна команда еще не зарегистрировалась. С учетом того что на 2019 год в России насчитывалось 741 высшее учебное заведение, СГЛ охватила 11% вузов от числа всех возможных участников. Необходимо понимать, что далеко не каждый вуз может позволить себе организовать команду по гребному спорту, так как это достаточно затратно и специфично.

Первый официальный сезон зимнего этапа прошел в 2017-2018 году. В нем приняли участие 44 команды. (Зарегистрировано было 52 команды; не приняли участие, но зарегистрировались, 8 команд). Зимний сезон включал в себя 7 этапов:1-й этап — дистанции 1500 м, 4х250 м (эстафета); 2-й этап — 250 м, 1000 м, 4х250 м (эстафета); 3-й этап — 2000 м, 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафе-

та); 4-й этап — 1000 м, 4х250 м (эстафета); 5-й этап — 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета), 4000 м; 6-й этап — 1000 м (командная гонка), 250, 4х250 м (эстафета), 6000 м; 7-й этап — 2000 м, 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета), 2000 м (абсолютное первенство). Первые официальные соревнования летнего сезона прошли в 2018 году. Всего были зарегистрированы 52 команды, и все 52 команды приняли участие в соревнованиях. Добавились еще 12 команд. Из тех команд, которые участвовали в соревнованиях зимнего сезона, лишь семь не смогли принять участие. Летний сезон включал в себя 4 этапа:

1-й этап — дистанции 1000 м, 5000 м, 250 м;

2-й этап — 2000 м; 3-й этап — 200 м, 6000 м; 4-й этап — гонка на 2000 м.

В зимнем сезоне 2018-2019 гг. были зарегистрированы 49 команд, из них приняли участие 47 команд. Не участвовали в этом сезоне и не регистрировались 10 вузов из числа принявших участие в предыдущем сезоне. Летний сезон включал в себя 6 этапов: 1-й этап — дистанции 1500 м, 4х250 м (эстафета);

Таблица 2 - Рейтинг лидеров зимнего сезона 2017-2018 гг. Table 2 - Leaders of the Winter Season 2017-2018

№ Наименование вуза-участника Name of the participating university Очки Points

1 Михайловская военная артиллерийская академия 3575

2 Санкт-Петербургский горный университет 2338

3 Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского 2178,5

Таблица 3 - Рейтинг лидеров летнего сезона 2017-2018 гг. Table 3 - Leaders of the Summer Season 2017-2018

№ Наименование вуза-участника Name of the participating university Очки Points

1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова 443,5

2 Военная академия связи им. Буденного 411

3 Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова 398

Таблица 4 - Рейтинг лидеров зимнего сезона 2018-2019 гг. Table 4 - Leaders of the Winter Season 2018-2019

№ Наименование вуза-участника Name of the participating university Очки Points

1 Михайловская военная артиллерийская академия 14092.5

2 Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского 13720

3 Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова 11910

Таблица 5 - Рейтинг лидеров летнего сезона 2018-2019 гг. Table 5 - Leaders of the Summer Season 2018-2019

№ Наименование вуза-участника Name of the participating university Очки Points

1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма 443

2 Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова 385.5

3 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова 368

Таблица 6 - Рейтинг лидеров зимнего сезона 2019-2020 гг. Table 6 - Leaders of the Winter season 2019-2020

№ Наименование вуза-участника Name of the participating university Очки Points

1 Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского 11133.5

2 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет 8807.5

3 Санкт-Петербургский государственный университет 8601

Таблица 7 - Рейтинг лидеров летнего сезона 2019-2020 гг. Table 7 - Leaders of the Summer Season 2019-2020

№ Наименование вуза-участника Name of the participating university Очки Points

1 Университет ИТМО 225

2 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма 222

3 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова 196

Таблица 8 - Рейтинг лидеров зимнего сезона 2020-2021 гг. Table 8 - Leaders of the Winter Season 2020-2021

№ Наименование вуза-участника Name of the participating university Очки Points

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 15316.5

2 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма 13367.5

3 Университет ИТМО 13264.5

Таблица 9 - Рейтинг лидеров летнего сезона 2020-2021 гг. Table 9 - Leaders of the Summer Season 2020-2021

№ Наименование вуза-участника Name of the participating university Очки Points

1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма 240

2 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет 205

3 Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого 190.5

2-й этап — 250 м, 1000 м, 4х250 м (эстафета); 3-й этап — 2000 м, 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета); 4-й этап — 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета), 4000 м; 5-й этап — 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета), 6000 м; 6-й этап — 2000 м, 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета), 2000 м (абсолютное первенство). В летнем сезоне 2018-2019 гг. были зарегистрированы 44 команды. Сезон состоял из 4 этапов: 1-й этап — дистанции 5000 м, 250 м; 2-й этап — 2000 м; 3-й этап — 2500 м, 200 м; 4 этап - 2000 м.

В зимнем сезоне 2019-2020 гг. приняли участие 47 команд. Сезон включал в себя 4 этапа: 1-й этап — дистанции 1500 м, 4х250 м (эстафета); 2-й этап — 2000 м, 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета); 3-й этап — 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета), 4000 м; 4-й этап — 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета), 6000 м. Зимний сезон включал также открытый чемпионат, в котором участники соревновались на дистанциях 2000 м, 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета). Впервые были оштрафованы семь команд-участников, нарушивших правила СГЛ. В летнем сезоне 2019-2020 гг. были зарегистрированы 33 команды. Однако в связи с пандемией коронавируса было проведено всего два этапа: 1-й этап — дистанции 2500 м, 200 м; 2-й этап — 2000 м.

В зимнем сезоне 2020-2021 гг. приняли участие 40 команд. Сезон включал в себя шесть этапов: 1-й этап — дистанции 1500 м, 4х250 м (эстафета); 2-й этап — 2000 м, 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета); 3-й этап — 750 м, 250 м, 4х250 м (эстафета); 4-й этап — 1000 м, 250 м, 4х250 м (эстафета), 4000 м; 5-й этап — 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета), 6000 м; 6-й этап — 2000 м, 1000 м (командная гонка), 250 м, 4х250 м (эстафета), 2000 м (абсолютное первенство). В летнем сезоне 2020-2021 гг. на данный момент приняли участие 37 команд. На время написания статьи прошло два этапа: 1-й этап — дистанции 5000 м, 200 м; 2-й этап — 2000 м.

Таким образом, нам удалось вывести общую рейтинговую таблицу за 2017-2021 годы. В нее мы включили первую десятку команд-лидеров.

На первом месте оказалась команда Санкт-Петербургского горного университета; как мы видим из прошлых таблиц, команда СПГУ была в лидерах (второе место) лишь на 1-м этапе зимнего сезона 2017-2018 гг., но стабильно на протяжении всех сезонов занимала окололидерские позиции и таким образом смогла накопить рекордное количество баллов. При этом нужно отметить, что отставание десятого места от первого было колоссальным, что говорит о высоком уровне лидеров первой тройки.

Таблица 10 - Рейтинг команд-лидеров Студенческой гребной лиги (2017-2021 гг.) Table 10 - Ranking of the leading teams of the Student Rowing League from 2017 to 2021

№ Наименование вуза Name of the university Год вступления в СГЛ Year of entry into the SRL Очки Points

1 Санкт-Петербургский горный университет 2016 33987,9

2 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма 2017 31679

3 Санкт-Петербургский государственный университет 2016 28533,3

4 Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского 2016 27504

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет 2016 26253

6 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 2016 25933,5

7 Университет ИТМО 2016 25742,5

8 Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова 2016 25102

9 Михайловская военная артиллерийская академия 2016 21400,5

10 Калининградский государственный технический университет 2016 21347,5

Рисунок 1 - График выступлений команды Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в Студенческой гребной лиге за 2017-2021 год

Figure 1 - Schedule of performances of the team of the Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism in the Student Rowing League for 2017-2021

График динамики выступлений команды ПГУФКСиТ в СГЛ

за 2017-2021 год

Зимний Летний Зимний Летний Зимний Летний Зимний Летний

сезон сезон сезон сезон сезон сезон сезон сезон

1 5 2017-2018 2017-2018 2018-2019 2018-2019 2019-2020 2019-2020 2020-2021 2020-2021

1 2 2 1

/ 4

9 /6 6

/

13 /

/

17 /

/

21 /

/

25 /

24

Так как участниками нашего исследования являлись спортсмены из Поволжского государственного университета, мы>1 решили уделить веимание этой команде. В Поволжском государственном университете с 22017 года аетивно развивается команда Студенческой гребной лиги под руководством Заслуженного тренера РСФСР Гоголина Владимира Александровича и тренера Горбунова Михаила Александровича. В- состав команды вхедят студенты 1-4-го курса бакалсвриата и 1-2-го курса магистратуры. Средний возраст участников команды — 21 год. Ниже представлен график результатов выступления команды Поволжского университета физической культуры,спорта и туризма. В дебютном зимнем сезоне 2017-2018! гг. спортсмены заняли 26-е ме сто. Все го через 6 месяцев в летнем сезоне 22017-22018 гг. команда заняла 6-е место. В зимнем сезоне 2018-2019 гг. спортсмены удержали свою позицию на 6-м месте. Летний сезон 2018-2019 увенчался успехом, команда Поволжского университета заняла 1-е место. В зимнем сезоне 2019-2020 гг. спортсмены стали четвертыми. На протяжении двух следующих сезонов занимали 2-е место. В летнем сезоне 2020-2021 (на данный момент прошло 2 этапа из 4) команда зани-

мает 1-е место. Из данных графика мы можем аделать вывод о положителаной динамиее выступления команды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование /дает основание для вывода о том, что за совсем короткую историю Студинческая гребная лига смогла плотного укорениться в системе студенческого спорта. Для ее создания был использован опыт зарубежных вузов, в которых система итуденческоао спорта работеет нс высоком еровне и поназьшает оуличные регольтаты [9, 10]. Студенчиская гребнуя лига направлена на формирование здорового образа жизни, культуры регулярных занятий спортом, здорового питанин и профилактики заболеваний, набора полезных для общественной деятельности свойств и качеств личности, а также на создание стабильно и эффективно работающей системы вовлечения студенческой молодежи в регулярные занятия гребным спортом. Она пропагандирует симбиоз успешной учебы и достижения высоких спортивных результатов, а также успешного трудоустройства и успешной карьеры выпускников благодаря тем качествам, которые были заложены на занятиях академической греблей в рамках СГЛ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов, А. С. Исследование внешних и внутренних

психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе / А. С. Болдов, А. В. Гусев, К. Б. Илькевич, В. И. Шарагин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 275-281.

2. Брюховских, Т. В. Студенческий спорт - резерв спорта высших достижений / Т. В. Брюховских, Д.

A. Шубин, О. Г. Матонина // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 134-142. - Текст: непосредственный.

3. Концепция реализации проекта «Студенческая гребная лига». - https://pro100row.rU/files/ff/65/8 94e4806f2d367387ae81b14a05fef1e.pdf (дата обращения 08.06.2021). - Текст: электронный.

4. Методика формирования студенческого экипажа 8+ в академической гребле / В. В. Феофанов, М.

B., Алексеев, М. В. Купреев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 330-332

5. Студенческий спорт как фактор подготовки спортсменов высших достижений / В. В. Орлова, О. Е. Халалеева // Современные исследования социальных проблем, 2015. - № 3 (47). - С. 140-162

REFERENCES:

1. Boldov, A.S. Investigation of external and internal psychological reasons for the lack of motivation of students to physical culture classes at the university / A. S. Boldov, A. V. Gusev, K. B. Ilkevich, V. I. Sharagin // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2017. - No. 4 (146). - S. 275-281.

2. Bryukhovskikh, T.V. Students' sport - a reserve of sports of the highest achievements / T.V. Bryukhovskikh, D.A. Shubin, O. G. Matonina // Bulletin of the Tula State University. - 2014. - No. 4. - S. 134142. - Text: electronic.

3. Concept for the implementation of the "Student Rowing League" project. - https://pro100row.ru/ files/ff/65/894e4806f2d367387ae81b14a05fef1e. pdf (date of access 06.08.2021). - Text: electronic.

4. Methodology for the formation of a student crew of

8+ in rowing / V.V. Feofanov, M.V. Alekseev, M.V. Ku-preev // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2019. - No. 12 (178). - S. 330-332

5. Students' sport as a factor in the preparation of top athletes / V. V. Orlova, O. E. Halaleeva // Modern studies of social problems, 2015. - №3 (47). -P.140-162.

6. Яновский, В. С. Регламент чемпионата ассоциации

«Студенческая гребная лига» сезон 2021-2022 / В. С. Яновский. - https://pro100row.ru/files/8c/d2/ 178f925715d25e8c83b8bb24c2844a77.pdf (дата обращения 10.06.2021).

7. Evelyn, S. Jara U.S. Collegiate Athletics: International

Student Athletes Recruiting Process [Электронный ресурс] / Evelyn S. Jara // Режим доступа: https://scholarcommons.sc.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=4114&context=etd (дата обращения: 20.05.2021).

8. Evseev, S.P. Theory and organization of adaptive physical culture: textbook. Moscow, Sport Publ., 201, 616 p

9. Meindel, J. R. Managing to be fair: An exploration of values, motives and leadership // AdBIministrative Science Quarterly. - 2009. - № 34. - P. 252-276.

10. Suffyan, A. Alhadad, Study on Sports Sponsorship Effectiveness International Journal of Academic Management Science Research (IJAMSR) Vol. 3 Issue 2, February. - 2019, p. 46-52

11. W. Timothy Coombs. Ongoing Crisis Communication: Planning, Managing, and Responding - SAGE Publications, Inc; 5th edition, 2019 - 256 p. - ISBN 978-1544331959.

6. Yanovsky, V. S. Regulations of the Championship of

the Association "Student Rowing League" season 2021-2022 / V. S. Yanovsky. - https://pro100row. ru/files/8c/d2/178f925715d25e8c83b8bb24c284 4a77.pdf (date of access 06.10.2021).

7. Evelyn, S. Jara U.S. Collegiate Athletics: International Student Athletes Recruiting Process [Electronic resource] / Evelyn S. Jara // Access mode: https://scholarcommons.sc.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=4114&context=etd (date accessed: 20.05.2021).

8. Evseev, S.P.Theory and organization of adaptive physi-

cal culture: textbook. Moscow, Sport Publ., 201, 616 p.

9. Meindel, J.R. Managing to be fair: An exploration of values, motives and leadership // AdBIministrative Science Quarterly. - 2009. - № 34. - P. 252-276.

10. Suffyan, A. Alhadad, Study on Sports Sponsorship Effectiveness International Journal of Academic Management Science Research (IJAMSR) Vol. 3 Issue 2, February - 2019, p. 46-52

11. W. Timothy Coombs. Ongoing Crisis Communication: Planning, Managing, and Responding - SAGE Publications, Inc; 5th edition, 2019 - 256 p. - ISBN 978-1544331959.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Алтынцева Анастасия Григорьевна - преподаватель кафедры теории и методики циклических видов спорта; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; e-mail: nasta.373@mail.ru; ORCID: 0000-0002-8232-9699.

Латыпов Ильдар Касимович - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики циклических видов спорта; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; e-mail: latypov56@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1505-5632. Гоголин Владимир Александрович - заслуженный тренер России, старший преподаватель кафедры теории и методики циклических видов спорта; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; e-mail: akbars1949@yandex.ru; ORCID: 0000-0003-1291-526X.

Павлов Сергей Николаевич - кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики циклических видов спорта; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; e-mail: pavlov-sergej@mail.ru; ORCID: 0000-0002-5250-571.

Поступила в редакцию 17 июня 2021 г. Принята к публикации 5 августа 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Алтынцева, А.Г. Проблемы и перспективы развития студенческой гребной лиги в России / А.Г. Алтынцева, И.К. Латыпов, В.А. Гоголин, С.Н. Павлов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 3. -С. 49-57. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-49-57

FOR CITATION

Altyntseva A.G., Latypov I.K., Gogolin V.A., Pavlov S.N., Problems and prospects for the development of the student rowing league in Russia. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no. 3, pp. 49-57 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-49-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.