ЛИТЕРАТУРА
1. Андросов, А.М. Физические качества как основа профессиональной подготовленности военнослужащих / А.М. Андросов, В.П. Сорокин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 28-30.
2. Ендальцев, Б.В. Адаптационные возможности организма - основа работоспособности человека в экстремальных условиях / Б.В. Ендальцев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2013. - № 2. - С. 55-59.
3. Лубышева, Л.И. Философия спорта в системе физкультурно-спортивного знания / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 93.
4. Сорокин, В.П. Интеграция знаний по биологии учащихся общеобразовательной школы в систему физической подготовки Вооруженных сил Российской Федерации / В.П. Сорокин, Е.А. Андросова, А.М. Андросов // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы». - СПб., 2015. С. 154-158.
5. Физическая подготовка военнослужащих управления соединений на современном этапе / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Н.С. Федюк, И.Ю. Тимофеев, С.Ю. Степанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 266-271.
REFERENCES
1. Androsov, A.M. and Sorokin, V.P. (2014), "Physical qualities as a basis for professional training of military personnel", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 28-30.
2. Endaltsev, B.V. (2013), "Adaptive capabilities of the body - the basis of human performance in extreme conditions", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 2, pp. 5559.
3. Lubysheva, L.I. (2016), "The philosophy of sport in the system of physical culture and sports knowledge", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 93.
4. Sorokin, V.P., Androsova, E.A. and Androsov, A.M. (2015), "Integration of knowledge on the biology of students of secondary schools into the system of physical training of the Armed Forces of the Russian Federation", Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference "Contemporary gymnastics: problems, trends, prospects", publishing house The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, pp. 154-158.
5. Sorokin, V.P., Androsov, A.M., Fedyuk, N.S., Timofeev, I.Yu. and Stepanov S.Yu. (2017), "Physical training of servicemen of the compound control at the present stage", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 266-271.
Контактная информация: a.m.androsov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.10.2018
УДК 769.12
ГРЕБНОЙ СПОРТ В КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ СПОРТА ПО ХАРАКТЕРУ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мария Владимировна Баранова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Александровна Егоренко, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье, не оспаривая существующие классификации видов спорта по характеру совместной деятельности других авторов, вносятся уточнения о месте гребного спорта в них. Анализ таких специфических особенностей гребных экипажей, как цикличность синхронных действий, контакт спортсменов через инвентарь, значимость психофизиологического фактора, не позволяет ставить гребной спорт в один ряд с другими видами лишь по наличию признака совместной деятельности.
Ключевые слова: гребной спорт, классификация, совместная деятельность, гребной экипаж, спортивная команда.
REQUEST OF ROWING IN CLASSIFICATION OF SPORTS ON THE CHARACTER
OF JOINT ACTIVITY
Maria Vladimirovna Baranova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Aleksandrovna Egorenko, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In the article, without disputing the existing classifications of sports by the nature of joint activities of other authors, corrections are made about the place of rowing in them. Analysis of such specific features of rowing crews as the cyclist of synchronized actions, the contact of athletes through inventory, the importance of the psychophysiological factor, does not allow rowing to be combined with other species only on the basis of the presence of a sign of joint activity.
Keywords: rowing, classification, joint activity, rowing crew, sports team.
Классифицирование видов спорта нельзя рассматривать однозначно. Наряду с педагогической классификацией, существуют физиологические, психологические классификации, основанные на различных принципах и закономерностях [8]. А разделение видов спорта на коллективные виды и индивидуальные уже давно считается условным [7], поскольку любая спортивная деятельность осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия людей на разных уровнях.
Из 14 Олимпийских классов академических лодок 12 являются командными, к ним добавляются еще другие командные классы, участвующие в мировых чемпионатах и первенствах, на соревнованиях различного уровня. Поэтому изучение гребных экипажей (за исключением работы гребца в одиночке) всегда базируется на положении о том, что изучается совместная взаимосвязанная деятельность гребцов. И гребной спорт традиционно считается командным видом, обладая рядом специфических особенностей, зачастую не принимаемых во внимание общепринятыми классификациями, основанными на взаимодействии партнеров.
В литературе принято классифицировать командные виды спорта по характеру совместной деятельности на следующие подгруппы [3, 9]:
1) Совместно-последовательная деятельность, характерная для эстафет в легкой атлетике, плавании и т.п.;
2) Совместная одновременно-параллельная деятельность (гребля, парное фигурное катание и т.п.);
3) Совместно-взаимосвязанная деятельность (баскетбол, хоккей, волейбол и т.п.).
Г. Д. Бабушкин [1] дополнил и конкретизировал эту классификацию:
1) Последовательно выполняемая совместная деятельность, характерная для спортивных игр (командных и парных) и других видов спорта;
2) Синхронно выполняемая совместная деятельность (бесконтактная). Этот вид деятельности характерен для отдельных элементов парного фигурного катания, спортивной акробатики; художественной гимнастики (командные упражнения), синхронного плавания, синхронных прыжков на батуте, командной гребли и т.п.;
3) Одновременно выполняемая совместная деятельность (контактная). Этот вид деятельности имеет место в спортивной акробатике (пары, тройки, четверки), в отдельных элементах фигурного катания (поддержки, броски).
Психологическая классификация Т. Т. Джамгарова предлагает разделение видов спорта, учитывающее взаимодействие людей, на две группы - с проявлением соперничества и с проявлением сотрудничества. Сотрудничество обусловлено разными типами совместной деятельности партнеров по команде: совместно-взаимосвязанная деятельность, совместно-синергические действия, совместно-последовательная деятельность. И выделяется совместно-индивидуальная деятельность, когда индивидуальный вид программы входит в командные соревнования [8].
Согласно этим классификациям командная гребля относится к совместной одновременно-параллельной деятельности с синхронно выполняемой работой гребцами бесконтактного типа. И входит в группу видов спорта с совместно-синергическими действиями, наряду с парным батутом, синхронными прыжками в воду, синхронным плаванием.
Однако при таком подходе, в группе видов спорта с синхронными действиями, гребля оказывается единственным циклическим видом, предъявляющим требования к устойчивости мышечно-двигательных ощущений, а также к совместимости партнеров на психофизиологическом уровне.
Наряду с цикличностью совместной деятельности, одним из ведущих отличительных признаков командной гребли от других видов спорта с совместной деятельностью, является имеющийся контакт гребцов друг с другом через инвентарь, также не учитываемый в рассмотренных классификациях. Единая гребная механическая система (ГМС) «гребец-весло-лодка», становится сложной биосоциальной механической системой «гребцы-весла-лодка», когда рассматриваются командные классы судов. Система динамическая, управляемая и одновременно замкнутая.
При этом однозначное определение гребного спорта в группу видов с синхронными совместными действиями не учитывает, что, несмотря на внешнее подобие двигательных действий гребцов, в экипаже наблюдается целый ряд внутренних процессов сотрудничества, имеется ролевое распределение. А также не учтена возможность выступления гребцов в экипажах одиночек.
Л.К. Серова (2018) представила модель психологической классификации видов спорта [8], в которой выделяет 3 группы - контактные виды, художественные, рекордные. Совместная деятельность в соревновательном упражнении отмечена, как в контактных видах спорта (имеются в виду команды в спортивных играх), так и в некоторых художественных (например, групповые программы в гимнастике). Гребной спорт попадает в группу рекордных видов, прежде всего, как циклический вид. Автор отмечает, что в борьбе с соперниками, временем и пространством, спортсмены этой группы должны быть сосредоточены на своих ощущениях и чувствах. Но в гребном спорте в процессе обучения, наряду с приобретением знаний, умений и навыков, формируется целый комплекс специфических ощущений, одним из которых является «чувство партнеров по команде».
Изучая команды гребцов, М. А. Новиков еще в 1967 году показал [6], что к особенностям академической гребли относится не только одновременность действий партнеров, требующая стереотипности двигательных актов, но и постоянная готовность ломки этого стереотипа при изменении соревновательной ситуации. Такое сочетание стандартности и мобильности предъявляет повышенную нагрузку нервной системе спортсмена. С этой точки зрения высокому взаимопониманию в лодке соответствует принцип острой психофизиологической совместимости, также отличающий гребные экипажи от других спортивных команд.
М. А. Новиков [6] впервые ввел понятие «гомфотерной» группы в гребле академической. По его мнению, «гомфотерность» может быть обеспечена при правильном подборе спортсменов по техническим, антропометрическим и психологическим показателям в комплексе. Таким образом, он включил технические и антропометрические параметры в психологическое понятие гомфотерности. В проведенных экспериментах [5, 6] была обнаружена корреляция между взаимодействием гребцов на установке «гомеостате» и ощущением хода лодки. Это позволило автору говорить о связи психофизиологической совместимости гребцов в командной лодке с комплексом командных ощущений, как одного из параметров эффективности техники.
Результаты исследования гребных команд юных спортсменов [2] позволяют заключить, что гребные экипажи, являясь едиными биосоциальными и одновременно биомеханическими системами, обладают не только специфичным двигательным компонентом в совместной циклической работе, но и устойчивой социально-психологической
структурой, сохраняющей свои внешние и внутренние параметры вне экипажа, при других видах деятельности на суше.
Гребной экипаж легко автономизируется. В нем формируется сложная коммуникативная структура, складывающаяся из разнообразных связей: эмоциональных, информационных, деятельных и т.п., которая и обеспечивает целостность реагирования группы. Вторжение в группу влечет за собой деформацию коммуникативной системы и вызывает напряжение. Для группы не безразлично, если в ее состав вводится новый партнер, изменяется рассадка гребцов в лодке [4].
Необходимо учитывать, что гребной экипаж - система изолированная. Во время прохождения соревновательной дистанции не может быть произведена замена спортсменов, члены экипажа не могут покинуть его. Спортивный результат целиком и полностью зависит от всей системы «команда-инвентарь», партнеры по команде ориентированы исключительно на общий вклад в совместную работу, индивидуализация деятельности не видна зрителю.
Таким образом, в рассмотренных классификациях [1, 3, 7, 9] гребной спорт ставится наравне с другими видами по общим признакам, таким как: количество участников и синхронность одновременных двигательных действий. Либо выпадает из групп командных видов, являясь циклическим [8]. В то же время у гребного спорта есть ряд перечисленных специфических признаков в характере совместной деятельности, позволяющий внести уточнения и отнести его в отдельную подгруппу командных видов. А по характеру организации совместной деятельности спортсменами, можно выделить 3 большие группы: индивидуальные виды, комбинированные и командные (таблицы 1-3).
Таблица 1 - Индивидуальные виды спорта по характеру деятельности спортсмена
Личные Непостоянно-личные
Пример Индивидуальная программа в беге, плавании, гимнастике, фигурном катании, борьбе Отбор в эстафеты и команды через индивидуальные программы. Отбор в гребные экипажи через выступление в одиночках
Количество спортсменов, задействованных в соревновательном упражнении 1 1
Восприятие деятельности «Главную задачу выполняю Я»
Характер деятельности Спортсмен выступает за свой результат Спортсмен выступает один за себя, но завтра он может войти в команду
Внутреннее отношение к деятельности Спортсмен сам работает для себя Спортсмен сам добивается своего результата, который может быть интересен для команды
Внешнее отношение к деятельности Зритель может оценить деятельность своего кумира Зритель может оценить деятельность своего кумира
Основные критерии оценки спортивного результата Личное время, очки, баллы Личное время, очки, рейтинг
Греблю в одиночке рационально считать индивидуальным видом с непостоянным характером.
Переходное место между индивидуальными и командными видами спорта занимают виды, в которых основное соревновательное упражнение выполняет один спортсмен лично, но при этом входит в команды различного уровня.
Таблица 2 - Комбинированные виды спорта по характеру деятельности спортсмена
Лично-командные Эстафетные
Пример Все личные при вхождении спортсмена в сборную команду (клуба, города, региона, страны), командные упражнения в гимнастике Эстафеты в легкой атлетике, плавании, лыжных гонках
Количество спортсменов, задействованных в соревновательном упражнении 1 1
Лично-командные Эстафетные
Количество спортсменов, влияющих на общий результат 2 и более 2 и более
Восприятие деятельности «Я-МЫ»
Характер деятельности Спортсмен выступает за свой результат, но и приносит очки своей команде Каждый спортсмен выполняет главные действия (одинаковые или разные), но оценивается общий результат
Внутреннее отношение к деятельности Спортсмен работает один, но своим результатом входит в команду, на него надеются другие, есть поддержка команды, общий результат для спортсмена тоже важен Спортсмен работает один, как часть команды
Внешнее отношение к деятельности Результат отдельных участников и команды в целом Результат отдельных участников и команды в целом
Основные критерии оценки спортивного результата Личный результат (время, очки) + очки команде Время личное на круге + время командное
Общими признаками для всей группы командных видов спорта будет количество участников (два и более) и восприятие спортсменами своей деятельности по отношению к главной цели, «к цели иду не я, а мы».
Таблица 3 - Командные виды спорта по характеру совместной деятельности спортсменов
Игровые командные виды Художественные команды Синхронные ациклические команды Экипажи (биомеханические системы)
Пример Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, хоккей Танцы на льду, парное фигурное катание, акробатические поддержки Синхронное плавание, синхронное фигурное катание, синхронные прыжки вводу, на батуте Циклические: гребные экипажи, велосипедный тандем. Ациклические: двойки и четверки в санном спорте, экипажи яхт
Количество спортсменов, задействованных в соревновательном упражнении Как правило, 5 и более, в зависимости от правил соревнований 2 и более, в зависимости от программы соревнований 2 и более, в зависимости от программы соревнований 2 и более, в зависимости от выбранной системы инвентарь-спортсмены (экипаж)
Восприятие деятельности «МЫ-Я» (Мы группа, коллектив, команда, но сам я много могу сделать для достижения результата) «МЫ» (Мы - это команда, только мы вместе можем чего-то добиться)
Характер деятельности На пути к командному результату, у каждого спортсмена свое амплуа. Есть четкое распределение ролей и функций спортсменов. В каждый момент времени все спортсмены команды могут выполнять различные двигательные действия. Ситуационный характер двигательных действий. Возможно проявить индивидуальность Действия спортсменов взаимодополняют друг друга, могут быть синхронными и нет, носят сложно-координационный характер. Двигательные элементы программы могут быть контактные и нет. Спортсмены связаны художественной программой Действия спортсменов синхронны, двигательные элементы носят сложно-координационный характер, могут будь бесконтактны и в сцеплении. Спортсмены связаны художественной программой. Спортсмены связаны в систему. Могут выполнять в каждый момент времени одинаковые двигательные акты, которые носят циклический характер. Либо взаимодополняющие действия. Значим только общий результат. Имеет место контактность спортсменов друг с другом через инвентарь.
Игровые командные виды Художественные команды Синхронные ациклические команды Экипажи (биомеханические системы)
Внешнее отношение к деятельности Оценивается результат команды и отдельных ее участников. Есть кумиры. Проводится рейтинг отдельных игроков Результат команды, эстетическая значимость. Заметен вклад отдельного члена команды в общий результат. Ошибки одного члена команды могут снизить восприятие командного результата Результат команды, эстетическая значимость Результат выступления экипажа
Основные критерии оценки спортивного результата Счет, командные очки, рейтинг спортсмена Баллы, получаемые командой Командные баллы, очки Время, показанное классом инвентаря (лодкой, санями, яхтой и т.п.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гребной спорт, включающий командную деятельность циклического характера, отличается внешним и внутренним характером от других видов командной спортивной деятельности, несмотря на то что и в гребных, и других спортивных коллективах основная цель - командный результат, к которому стремится социально-организованная педагогическая группа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкин, Г. Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в различных видах спортивной деятельности / Г. Д. Бабушкин // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 10. - С. 28-30.
2. Баранова, М.В. Методика формирования экипажей в гребном спорте на начальном этапе подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Баранова М.В. - Санкт-Петербург, 2016. - 27 с.
3. Бекаури, И.В. Комплектование спортивных команд с различной формой организации совместной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бекаури И.В. - М., 1988. - 24 с.
4. Гиссен, Л. Д. Психология и психогигиена в спорте (из опыта работы в командах по академической гребле) / Л. Д. Гиссен. - М. : Физкультура и спорт, 1973. - 149 с.
5. Новиков, М.А. Некоторые принципы комплектования экипажей в академической гребле / М.А. Новиков, Е.Б. Самсонов // На веслах : (сборник статей по гребному спорту). - М. : Физкультура и спорт, 1970. - С. 21-28.
6. Новиков, М.А. Психологические аспекты подбора спортивных групп / М. А. Новиков // На веслах : (сборник статей по гребному спорту). - М. : Физкультура и спорт, 1967. - С. 25-42.
7. Румянцева, В. И. Ценностные ориентации спортсменов коллективных и индивидуальных видов спорта / В. И. Румянцева, Г. Е. Леевик // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 1. - С. 9-11.
8. Серова, Л.К. Психологическая классификация видов спорта / Л. К. Серова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2018. - № 1 (155). - С. 302-306.
9. Травина, А.П. Особенности комплектования спортивных команд с различной формой организации совместной деятельности / А.П. Травина // Тез. докл. 10-й Всесоюзной науч.-практ. конф. психологов спорта. - М., 1988. - С. 54-55.
PEFERENCES
1. Babushkin, G.D. (2005), "Psychological compatibility and triggering in various sports activities", Theory and Practice of Physical culture, Vol. 10, pp. 28-30.
2. Baranova, M.V. (2016), The technique offormation of crews in rowing at the initial stage of preparation, dissertation, St. Petersburg.
3. Bekauri, I.V. (1988), Acquisition of sports teams with various forms of organization ofjoint activities, dissertation, Moscow.
4. Giessen, L.D. (1973), Psychology and psycho-hygiene in sports (from experience in teams in rowing), Physical culture and sports, Moscow.
5. Novikov, M.A. and Samsonov, E.B. (1970) "Some principles of manning the crews in academic rowing", On the oars (collection of articles on rowing sport), Physical Culture and Sport, Moscow, pp. 21-28.
6. Novikov, M.A. (1967) "Psychological aspects of the selection of sports groups", On the oars (collection of articles on rowing sport), Physical Culture and Sport, Moscow, pp. 25-42.
7. Rumyantseva, V.I. and Leievik, G.E. (1985) "Valuable orientations of sportsmen of collective and individual sports", Theory and practice of physical culture, Vol. 1, pp. 9-11.
8. Serova, L.K. (2018) "Psychological classification of sports", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. (155), No. 1, pp. 302-306.
9. Travina, A.P. (1988) "Peculiarities of the acquisition of sports teams with a different form of organization of joint activities", Thesis doc. The 10th All-Union Scientific and Practical Conference. Conf. sports psychologists, Moscow, pp. 54-55.
Контактная информация: kaf_greb@lesgaft.spb.ru
Статья поступила в редакцию 01.10.2018
УДК 796.035
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
Евгений Сергеевич Барковский, старший преподаватель, Юлия Андреевна Фисенко, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
В статье представлено теоретическое исследование по созданию условий для занятий физической культурой сотрудников, развитию целевых программ оздоровления. Для этого работодатели всех стран обеспечивают: наличие пешеходных дорожек, спортивных тренажеров и залов; перерывы для выполнения упражнений на рабочем месте; скидки в фитнес-клуб; ведомственные конкурсы, поощряющие участие в спортивной деятельности, а не результаты; здоровые варианты питания; свободу от табачного дыма и др.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура на производстве, целевые программы повышения двигательной активности, спорт для всех.
FOREIGN EXPERIENCE OF INCREASING THE PHYSICAL ACTIVITY AND INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON PRODUCTIVITY
Evgeny Sergeevich Barkovsky, the senior teacher, Yulia Andreevna Fisenko, the teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The article presents the theoretical study on creation of the conditions for physical training of employees, the development of targeted health programs. To this aim, the employers in all countries provide: the availability of footpaths, sports simulators and gyms; the breaks to perform exercises in the workplace; the discounts for the fitness club; the departmental competitions that encourage participation in sports activities, but not results; the healthy eating options; the freedom from tobacco smoke, etc.
Keywords: health, physical culture at work, target programs of increase of motor activity, sport for
all.
Занятия спортом в экономически развитых странах рассматриваются как важное социальное явление, имеющее высокую потребность у населения [1-9]. В результате заинтересованности государственных органов и населения в развитии спорта, в странах, в том числе в истории России, накоплена многолетняя история по его внедрению среди трудового населения. Так СССР спортивные клубы формировались по территориально-производственному признаку: ЦСКА, Спартак, Динамо, Зенит, Трудовые резервы, Буревестник. Однако этот уникальный опыт в настоящее время не получает государственной