REFERENCES
1. Kuzmin, A.M. and Fedorova, A.O. (2018), "Model of formation of motivation to occupations physical culture and amateur sport at students of technical college", East European Scientific Journal, No. 2 (30), part 4, pp. 33-37.
2. Fedorova, A.O., Biktina, S.Ya. (2018), "The need to take into account the psychological characteristics of junior students in the formation of motivation for amateur sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 279-283.
3. Fedorova, A.O. and Kuzmin, A.M. (2018), "Results of skilled and experimental work on formation of motivation to occupations physical culture and amateur sport", Online journal the World of science, No. 2, available at: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN218.pdf.
4. Fetisov, V.A. (2005), On the criteria and indicators of the development ofphysical culture and sports in foreign countries, Soviet Sport, Moscow.
5. Kolyamina, N.V. (2019), "Difficulties in the formation of motivation for physical education and sports among progressive youth", Actual problems of modern science, technology and education: abstracts of the 77th international scientific and technical conference, Magnitogorsk, Vol.2, pp. 402.
Контактная информация: alen4ik17@bk.ru
Статья поступила в редакцию 02.12.2019
УДК 797.085.8
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ЭКИПАЖА 8+ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ
Владимир Владимирович Феофанов, преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев,
старший преподаватель, Марк Вячеславович Алексеев, преподаватель, Марат
Валерьевич Купреев, старший преподаватель, Балтийский государственный
технический университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова Санкт-Петербург
Аннотация
Актуальность работы обусловлена повышением конкуренции на соревнованиях Студенческой гребной лиги, а также спецификой студенческого спорта в общем и в техническом вузе, в частности. Для повышения результативности выступлений команды необходимо искать способы оптимизации тренировочного процесса. В статье представлена методика отбора перспективных гребцов в крупный класс лодки 8+ (восьмерка с рулевым) путем отбора через мелкие классы 2- (двойка без рулевого). Разработанная методика на достоверном (р <0,05) уровне подтвердила свою эффективность.
Ключевые слова: академическая гребля, студенческий спорт, методика отбора, студенческая гребная лига.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.330-333
FORMATION METHODS OF 8+ STUDENT CREW IN ROWING
Vladimir Vladimirovich Feofanov, the teacher, Aleksandr Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Mark Vyacheslavovich Alekseev, the teacher, Marat Valerievich Kupreev, the senior teacher, Baltic State Technical University "Voenmeh " named after D.F. Ustinov, St. Petersburg
Abstract
The relevance of the study is due to increased competition in the competitions of the Student rowing League, as well as the specifics of student sports in general and in the technical university, in particular. To improve the performance of the team, it is necessary to look for ways to optimize the training process. The article presents a method of selecting promising rowers in a large boat class 8+ (eight with steering) by selecting through small classes 2- (two without steering). The developed method at a reliable (p<0.05) level confirmed its effectiveness.
Keywords: rowing, student sport, selection methodology, student rowing League.
ВВЕДЕНИЕ
Увеличение конкуренции на соревнованиях по академической гребле в рамках Студенческой гребной лиги ставит перед тренерами задачу по оптимизации подготовки команды 8+ (восьмерка с рулевым). Наряду с подбором методик по совершенствованию технической и физической подготовки необходимо искать пути повышения эффективности взаимодействия студентов-спортсменов, составляющих один экипаж. При этом стоит учитывать специфику студенческой команды технического вуза, заключающуюся в ограниченности выбора студентов по уровню технической и физической подготовленности. Также стоит отметить отсутствие должной материально-технической базы, помогающей тренерам при формировании экипажей. Поэтому хорошо зарекомендовавшие себя метод тензо-метрической регистрации усилий на весле и гомео статический метод комплектования экипажей применяются в студенческом спорте крайне редко. В связи усложненными условиями тренеры в большинстве случаев применяют педагогические и экспертные характеристики.
Академическая гребля - командный вид спорта, который требует четкости и синхронности действий, взаимопонимания между всеми членами экипажа. Неизменный ритм движений спортсменов необходим для высокой результативности. В противном случае лодка теряет скорость хода, а гребцы, прилагая усилия не синергично, быстро подвергаются утомлению. Поэтому в тренировочном процессе крайне важно уделять внимание выработке естественного и свободного общего ритма движений всей группы, в котором найдут должное место особенности движений и ритма отдельных гребцов.
При отборе спортсменов в команду, важно определение индивидуальной подготовленности, уровня каждого спортсмена относительно других, т.е. в их ранжировании. Это возможно сделать только в мелких лодках, с учетом тестов физической подготовленности (на эргометре). Например, из четырех спортсменов, имеющих рейтинги 1, 2, 3 и 4, составить две равные двойки можно только одним способом: если посадить 1-4 и 2-3. После проведения соревнований и выявления лидирующего экипажа, невозможно будет определить сильнейших спортсменов, ведь выигравшая команда не будет являться сильнейшей комбинацией - за нее выступает более слабый участник (3 или 4). При этом более сильный (1 или 2) из проигравшего экипажа не пройдет отбор. Идентичная ситуация происходит и при отборе в экипаж 8+. В связи с этим следует отбирать студентов в сборную вуза индивидуально и комплектовать из них крупные экипажи. Только так можно обеспечить право каждого спортсмена реализовать свой талант и сделать экипаж, способный показать высокий результат.
Таким образом для повышения результативности выступлений на соревнованиях нами была разработана методика отбора гребцов в команду 8+. Она включает в себя отбор перспективных гребцов в малых классах 2-, научившихся двигаться в максимальном темпе без изменения техники. В рамках методики проводятся тестирования гребцов по темповому прохождению дистанции 2000 м, по результатам которого происходит уменьшение группы и четыре лучшие двойки без рулевого (2-) объединяются в одну лодку 8+.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика отбора гребцов в сборную команду 8+ включает в себя несколько этапов.
1) В начале учебного года для занятий академической греблей были приглашены все желающие.
2) В соответствии с требованиями рабочей программы дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту» было проведено тестирование физической подготовленности студентов. На основе полученных данных были отобраны 50 человек, показавших лучшие результаты.
3) Затем все студенты прошли антропометрическое исследование. В него входили следующие показатели: длина туловища; рост стоя руки вверх; рост; вес; размах рук; длина
ног. Учитывая специфику вида спорта, из общего числа студентов были отобраны имеющие более высокий рост (32 человека).
4) Далее на протяжении 5 месяцев проводились планомерные тестирования технической и специальной подготовленности занимающихся. Оценка производилась методом экспертных оценок и хронометрированием прохождения различных дистанций на тренажере Сопсер1-2. По результатам тестирований студенты были разделены на 2 равнозначные группы - контрольную и экспериментальную (по 16 человек в каждой). В контрольной группе были сформированы два экипажа, которые сразу приступили к тренировкам в 8+. По результатам предварительного тестирования был отобран показавший лучшие результаты. Экспериментальная группа занималась в малых классах 2-, затем по результатам предварительных отборов был сформирован экипаж 8+.
После проведения всех этапов отбора была произведена апробация разработанной методики. Были проведены 2 контрольных тестирования на дистанции 2000 м в лодках. Математико-статистический анализ результатов соревнований проводился с целью выявления лучшей методики отбора студентов для участия в соревнованиях 8+.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таблица 1 - Результаты тестирования контрольной _ и экспериментальной групп
Группа Тест 1 Тест 2 Средний результат р
ЭГ 6:02.7 6:04.2 6:03.5 < 0,05
КГ 6:12.1 6:17.7 6:14.9
Из данных таблицы следует, что сборный экипаж 8+, скомплектованный из двух прошедших предварительный отбор в малых классах 2- (ЭГ) показал достоверно результаты выше, чем экипаж контрольной группы, изначально проходившей подготовку в 8+.
ВЫВОДЫ
Разработанная методика на достоверном (р <0,05) уровне подтвердила свою эффективность. Проведенное исследование доказало целесообразность комплектования экипажей гребцов в студенческом спорте на основе отборов в малых классах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журавский, А.Ю. К вопросу спортивного отбора в гребле на байдарках и каноэ / А.Ю. Журавский // Здоровье для всех : материалы VI международной научно-практической конференции / УО Полесский государственный университет. - Пинск, 2015. - С. 265-269.
2. Кузьмин, М.А. Развитие студенческого спорта в университетах России / М.А. Кузьмин, Н.А. Зиновьев, П.Б. Святченко // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 10. - С. 60-61.
3. Яковенко, Е. О. Обо снование подхода к формированию экипажей в гребле академической / Е.О. Яковенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013. - № 12. - С. 105-109.
4. Яковенко, Е. Формирование экипажей в гребле академической: современный опыт зарубежных стран / Е. Яковенко, А. Коженкова // Наука в олимпийском спорте. - 2016. - № 1. - С. 84-91.
REFERENCES
1. Zhuravskiy, A.Yu. (2015), "To the question of sports selection in rowing on kayaks and canoes", Health for all materials of the VI international scientific and practical conference, Polessky state University, Pinsk. pp. 265-269.
2. Kuzmin, M.A., Zinoviev, N.A. and Svyatchenko, P.B. (2016), "University sports development in Russia", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 60-61.
3. Yakovenko, E.O. (2013), "Justification of the approach to the formation of crews in rowing academic", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, No. 12, pp. 105-109.
4. Yakovenko, E. and Kozhenkova, A. (2016), "Formation of crews in rowing academic: modern experience of foreign countries", Science in Olympic sport, No. 1, pp. 84-91.
Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.12.2019
УДК 796.011.3
КРИТЕРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ТРЕТЬЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Геннадий Константинович Хомяков, кандидат медицинских наук, Лариса Фёдоровна Наталевич, старший преподаватель, Людмила Николаевна Просвирина, старший преподаватель, Ольга Александровна Шишлянникова, преподаватель, Галина
Геннадьевна Куртиш, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет
Аннотация
Физическая подготовленность студенток Прибайкалья снижена в сравнении с Европейской частью страны, что связано со слабой материальной спортивной базой региона, образовательной загруженностью студенток, низким материальным доходов семей при платных услугах вне учебных занятий физкультурой и спортом, климатическими особенностями региона. Студенток ИРНИТУ, отнесённых к 3 функциональной группе, составляет до 45,6%, которые имеют сниженные тестовые показатели физической подготовленности. Для аттестационной оценки физической подготовленности студенток этой группы проведено исследование уровня физической подготовленности, которая осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах). Оперативная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы по индексу эффективности кровообращения (ИЭК), опосредованно влияющая на переносимость физической нагрузки, связана с бальной оценкой, является актуальной.
Ключевые слова: студентки ИРНИТУ, адаптация, здоровье, физическая подготовленность, индекс эффективности кровообращения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.333-337
EVALUATION OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF THE THIRD FUNCTIONAL GROUP OF THE TECHNICAL UNIVERSITY
Gennady Konstantinovich Khomyakov, the candidate of medical sciences, Larisa Fedorovna Natalevich, senior teacher, Lyudmila Nikolaevna Prosvirina, the senior teacher, Olga Ale-ksandrovna Shishlyannikova, the teacher, Galina Gennadyevna Kurtish, the senior teacher, National Research Irkutsk State Technical University
Abstract
Indicators of physical fitness of students of the Baikal region, including the Irkutsk region, largely depend on the local infrastructure, socio-economic level of development of the territory. Subsidized socio-economics of the area has a decrease in these indicators in comparison with the European part of Russia, which is proved by monitoring surveys of different population groups. Physical fitness correlates with physical health. Students of the Irkutsk national research technical University, assigned to 3 functional group amounts to 45.6%, which have reduced test scores of physical fitness. For the examination assessment of physical fitness of students of this group the study of the level of physical fitness, which is carried out according to the results, shown in the special control exercises (tests) on physical qualities.
Rapid assessment of the functional state of the cardiovascular system on the index of circulatory efficiency (IEC), indirectly affecting the tolerability of physical activity, associated with the score, is relevant.
Keywords: students, adaptation, health, physical fitness, blood circulation efficiency index.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая подготовленность определена мониторинговыми обследованиями различных групп населения [1, 2, 3], которая коррелирует с физическим здоровьем человека