Литература
1. Лебедева Т.Е. Организационная культура и ее влияние на социально-психологический климат в компании/ Т.Е. Лебедева, О.В. Голубева //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 34-39.
2. Жамгарян Г.А. Организационная культура туристской фирмы и её влияние на эффективность работы / Г.А. Жамгарян, Р.Ю. Муллабаев // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58627 (дата обращения: 08.07.2023).
3. Патутина Н.А. Методологические вопросы изучения организационной культуры / Н.А. Патутина, Н.В. Кривошеин // Вестник Евразийской науки, 2018 №5, https://esj.today/PDF/17ECVN518.pdf (доступ свободный)
4. Сущинская М.Д. Актуальные аспекты интерпретации и реализации клиентоориентированности бизнеса / М.Д. Сущинская // Актуальные проблемы развития сферы услуг: сборник статей. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ. - 2017. - С. 100-105.
5. Трофимова Н.Н. Современные аспекты корпоративной социальной ответственности как средства устойчивого развития предприятий / Н.Н. Трофимова // Стратегии бизнеса. - 2020. -№8(9). - С. 235-239
УДК 338.46
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ИНДИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
А.В. Кучумов1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, кан. Грибоедова, д. 30-32.
Статья посвящена изучению основных проблем и перспектив развития сотрудничества России и Индии в сфере туризма. Проанализированы основные показатели туристского рынка стран и приведены предположения об их изменении. Проанализированы причины спроса на путешествия в страны, определено современное состояние туристских рынков. Отражены возможности и факторы разнообразия туристского рынка стран, которые могут повлиять на выбор туриста.
Ключевые слова: выездной туризм, въездной туризм, Индия, Россия, международное сотрудничество, межкультурная коммуникация, международный туризм, экономика, сфера туризма.
PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND INDIA IN IN THE SPHERE OF TOURISM
A.V. Kuchumov
St. Petersburg State University of Economics, Russia, 191023, St. Petersburg, kan. Griboyedov, 30-32.
The article is devoted to the study of the main problems and prospects for the development of cooperation between Russia and India in the field of tourism. The main indicators of the countries' tourism market are analyzed and assumptions about their changes are given. The reasons for the demand for travel to countries are analyzed, and the current state of tourism markets is determined. The possibilities and factors of diversity in the tourism market of countries that can influence the choice of a tourist are reflected.
Keywords: outbound tourism, inbound tourism, India, Russia, international cooperation, intercultural communication, international tourism, economics, tourism.
Туризм и туристская деятельность заключаются не только в одностороннем получении выгоды от развития внутреннего и въездного туризма для того, чтобы обеспечивать действие мультипликативного эффекта и повышения притока финансов в страну или регион. Туризм является важной сферой, на почве которой можно налаживать взаимоотношения на политическом
уровне, определять потенциал страны на международном рынке, обмениваться опытом ведения и развития дел в смежных отраслях, анализировать взаимовыгодные пути решения проблем в сфере. По этой причине изучение проблематики взаимодействия стран с наличием широкого потенциала в развитии туристской отрасли является актуальным..
1 Кучумов Артур Викторович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, тел.: +7(911) 767-55-54, e-mail: [email protected].
В статье рассматривается динамика въездного и выездного туризма, рыночный потенциал, предпочтения туристов, выделяются взаимовыгодные тенденции совершенствования туристской сферы в России и Индии, которые являются популярными направлениями для путешествия. При изучении перспектив развития сотрудничества между странами, особую значимость приобретает оценка динамических показателей, в том числе изменения въездного туризма в России. На рисунке 1 приведены статистические данные, опираясь на информацию Росстата, по третьему кварталу на примере 2022 и 2023 года.
На основе приведенных данных на рис. 1 освещена динамика въездного туризма в Россию,
18 -
16 -
14 -
12 -
10 -
8 6 4 2 0
048
1,41
2,01 1,86
2,67 2,61
£
а?
которая отражает позитивные тенденции развития число туристских поездок с каждым кварталам ежемесячно сначала на 54%, затем на 16%.
Выездной туризм в России и Индии представлен на сайте Росстата данными за второй квартал 2022 и 2023 г. Данные представлены на рисунке 2.По данным представленным на рисунке 2 можно определить целое число выезжавших за пределы России граждан в целях туризма и число граждан, заинтересованных в путешествии в Индию - 17 тыс. в 2022 году и 6 тыс. в 2023 году. Подобная тенденция характеризует Индию, как не самую популярную страну для российских туристов на период с января по сентябрь 2023 года.
э*
3,65
4,4 5,27
4,67
5,75
Л
г у /
ж
6,81
7,32 7,76 8,24
■ 3 кв. 2022 "3 кв. 2023 Рисунок 1 - Въездные поездки в Россию, тыс., 3 кв. 2022 г. - 3 кв. 2023 г. [9]
120,000 100,000 80,000 60,000 40,000 20,000 0,000
Январь-март
7,966 Январь-июнь
Январь-сентябрь 2 кв. 2022 (В целом) ■ 2 кв. 2022 (Индия) 2 кв. 2023 (В целом) ■ 2 кв. 2023 (Индия) Рисунок 2 - Выездной туризм за 2 квартал 2022 и 2023 г. [9]
Изучая ситуацию с развитием въездного проанализирована актуальная информация на пе-туризма в Индии, нужно подчеркнуть, что была риод 2019-2021 г. (рис. 3).
0
Если рассматривать статистику по имеющимся данным, то на 2021 год туристский поток иностранных туристов не достиг показателя того же уровне, что в 2019 году. Такие показатели связаны с медленным восстановлением рынка и продолжительными ограничениями по передвижениям за границу страны проживания. Изучая показатель иностранных прибытий в Индию за последний год, удалось привести информацию, отраженную на официальном интернет-ресурсе Министерства по туризму Индии. Важно пояснить, что данные по иностранным туристским прибытиям по местным оценкам FTAs - foreign tourist arrivals, приведены в процентах по странам Европы, Америки и Азии в зависимости от интереса со стороны граждан этих государств к путешествиям в Индию.
Оценив показатель, можно сделать выводы, что Индия считается самым популярным направлением для граждан Бангладеша и США. Российские туристы относятся к категории наименее заинтересованных в путешествиях в Индию - этот подтверждается недостаточной осведомленность о преимуществах путешествия в страну и большое количество информации о минусах пребывания в стране, которые зачастую определяются шумным образом жизни местных жителей, отсутствием толерантности к туристам, низким качеством жизни и высоким уровнем бедности населения, загрязнением атмосферы из-за процветания разных форм промышленной сферы [4,8,10]. Подчеркивая эту информацию, можно привести статистические данные, которые представлены пограничной службой Федеральной службы безопасности России на рисунке 5. Рассмотрев показатель за период 2019, 2022 и 2023 года, можно сказать, что наибольшее число россиян, путешествующих в Индию приходится на время до наступления эпидемии. Затем спустя два года наблюдалось заметное сокращение прибытий россиян в Индию, что может быть вызвано усугублением санитарно-гигиенической обстановки в стране, акцентом в сторону вопросов безопасности и медицины, а соответственно, снижением внимания к развитию туристской отрасли, поддержанию состояния инфраструктуры, отслеживанием качества сервиса в гостиничных компаниях.
Освещение проблемы нашло отражение в других аспектах, например, в интервью Алексея Зарецкого - основателя туристского сервиса Trav-elata на сайте «Welcome times», на котором было высказано мнение о том, что индийские туристы очень требовательны и выдвигают специфические запросы по питанию, проживанию, поэтому многие турагентства не воспринимают туристов из Индии как выгодную аудиторию [5].
Туристический рынок Индии имеет потенциал для роста, так как представители правительства страны инициативны, поддерживают культурно-историческую базу и концепцию устойчивого развития туризма. Тем не менее, в развитии сферы туризма в Индии присутствуют пробелы, связанные с тем, что инфраструктура развита на минимальном уровне и в наиболее цивилизованных городах. Особенность проблемы в том, что вместимость предприятий размещений и количество мест в общественном транспорте не соответствует объему прибытий, из-за этой проблемы снижается доступность популярных направлений, таких как штат Гоа, Нью-Дели, пляж Радханагар. Несмотря на это, рынок путешествий и туризма в Индии оценивается в сумму около 18,92 млрд. долларов США на 2023 год. По прогнозам специалистов наблюдается устойчивый рост туристской отрасли в стране и совокупный среднегодовой темп роста к 2029 году дойдет до уровня в 13,45% [11].
В то же время, говоря о российском рынке, он обладает особенностью разделения на производственный и потребительский. Вопросу исследования потребительского рынка отводится наибольшее внимание, потому как он отличается турбулентным характером и большим количеством изменчивых показателей [2]. Туристская отрасль в России - сочетание производственной и непроизводственной сфер, где прослеживается рынок товаров и услуг, предприятий разных юридических форм, разделенных на предприятия по разработке туристских продуктов (туроператоры) и их продаже (турагентства). Рынок туризма в России, как и индийский, значительно пострадал в период эпидемии COVID-19, но в отличии от Индии он показывает более скорые изменения. Несмотря на проблемы геополитического характера, российский рынок развивается и повышает потенциал. Рынок внутренних туристских предложений растет за счет того, что специалисты научились анализировать и использовать ресурсы в трудный для рынка период.
Переход к вопросу выгодных аспектов развития туристской отрасли стран в первую очередь отражает анализ взаимных выгод и преимуществ России и Индии, который характеризуется выявлением обоюдно значимых черт, которые могут повлиять на выбор туриста другой страны. Например, в таблице 1 представлены возможности и показатели разнообразия ресурсов, влияющие на интерес путешественника к стране.
20000000 -
16000000 12000000 8000000
4000000 0
■ 2019 2020 И2021 Рисунок 3 - Количество иностранных туристов в Индию, 2019-2021 гг. [12]
Япония 1,20%
Италия ■ 1,20%
Сингапур М 1,50%
Таиланд 1,70%
Непал 1,90%
Франция 2,40%
Германия 2,50%
Российская Федерация ^^^Я 2,70%
Шри-Ланка 2,80%
Малайзия 3%
Австралия 3,70%
Канада 5,80%
Великобритания 11,10%
США 16,40%
Бангладеш 20,30%
0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00%
Рисунок 4 - Процент туристских прибытий в Индию, февраль 2023 г. [15] Таблица 1 - Возможности развития и сильные стороны стран [13,14]
Страна Возможности развития Сильные стороны
Россия - Поддержка отрасли и инициация развития регионального туризма; - Развитие делового туризма и М1СЕ-сегмента; - Подъем внутреннего туризма; - Появление новых видов туризма - пляжный, научно-познавательный, экотуризм; - Популяризация мастер-планирования. - Развитость транспортных артерий; - Разнообразие видов туризма - культурный, курортный, лечебно-оздоровительный, экологический, гастрономический туризм; - Разнообразие направлений; - Доступные цены на проживание, питание и развлечения; - Отсутствие международного роуминга (0,49).
Продолжение таблицы 1.
Страна Возможности развития Сильные стороны
Индия - Географическое разнообразие; - Широкий спектр культур; - Путешествия - крупнейшая отрасль с вкладом в ВВП страны около 178 млрд долларов; - Большая береговая линия и курортный туризм; - Сохранение национального наследия и окружающей среды; - Обеспечение рабочих мест; - Генерация дохода; - Диверсификация экономики; - Повышение межкультурной осведомленности. - Развитие нишевого туризма - культурный, экологический, религиозный/паломнический, природный, медицинский, пляжный, деловой, креативный туризм; - Разноплановая Индийская кухня, зависящая от традиций кулинарии народов и регионов страны; - Развито производство - кашемир и шелк, изделия из дерева, ювелирные украшения, музыкальные инструменты, косметика, медикаменты, специи.
Рисунок 5 - Выезд россиян за рубеж за 1 квартал 2023 г. (по данным пограничной службы ФСБ) [6]
Приведенные в таблице данные помогают определить сильные стороны стран и оценить уровень развития туристской отрасли. Эти возможности и показатели разнообразия ресурсов важны для понимания потенциальной пользы при организации сотрудничества в туризме и выявления интересов потенциального туриста из дружественной страны.
Исходя из приведенных данных и проведенного анализа, важно предложить ряд мероприятий для укрепления взаимовыгодного сотрудничества между странами и повышения интереса со стороны граждан:
1. Стратегическое развитие: Создание стратегии по продвижению направлений на рынках туризма в Индии и России. Важность осведомления населения стран о плюсах путешествия на
В заключении следует отметить, что взаи-
территорию дружественной страны, целях и плюсах выбора этой страны в зависимости от них.
2. Упрощение условий путешествия: Проведение мероприятий по упрощению доступности путешествий в Россию для индийский туристов и в Индию для российских туристов - визовый режим, увеличение числа прямых рейсов, френдли-кампании, ценообразование и др.
3. Информационная поддержка: Туристы из Индии сталкиваются со сложностями понимания культуры и искусства традиций России и создание информационных ресурсов для осведомления индийских туристов об особенностях культуры в России, что поможет облегчению восприятия информации.
4. Продвижение событийного туризма: Продвижение М1СЕ-сферы и делового туризма в сотрудничестве с бизнес-сообществом, создание общих бизнес-сообществ и ассоциаций.
5. Создание массовых туристских продуктов: Развитие туристских продуктов, которые охватывают оба рынка, включают преимущества и альтернативные опции, доступные и ориентированные как на граждан России, так и на индийских туристов.
6. Инвестиционные мероприятия: Выстраивание стратегии по инвестированию капитала на предприятиях стран, повышение доступности использования результатов научно-технического прогресса на базе организаций в Индии.
7. Маркетинговый анализ и планирование: Определение и отслеживание изменяющихся потребностей туристов России и Индии, последующее выстраивание мероприятий по привлечению туристов в страны, а также стабилизация туристских потоков для повышения качества сервиса.
мовыгодное сотрудничество стран в сфере ту-
ризма чаще всего зависит от экономических и политических факторов, удобства условий путешествия в страну. Важность проведения постоянного анализа привлекательности стран для туристов, условий оформления документов для организации поездки, простота оформления бронирования и получения услуг, наличие прямых рейсов и общая оценка предполагаемого опыта путешествий для туристов определенной страны.
Литература
1. Матюхина Ю.А. Индустрия туризма: учеб. пособие / Ю.А. Матюхина. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 312 с.
2. Нюренбергер Л.Б., Новгородов П.А., Мальгин А.В., Петренко Н.Е. Российский рынок туристских услуг: современное состояние, проблемы, региональная специфика. Изд-во: Креативная экономика. - Том 16, № 12, 2022.
3. Журнал для предпринимателей «Inc.Russia». Итоги туристического сезона 2023 года: 7 изменений для бизнеса и туристов, 2023. Режим доступа: https://incrussia.ru/understand/tourism-russia-2023/ . (Дата обращения: 13.01.2024).
4. Информационный туристский ресурс «Addicted to travel». Статья «10 причин никогда в жизни не ехать в Индию». Режим доступа: https://addicted2travel.ru/10-prichin-nikogda-v-zhizni-ne-ehat-v-indiyu/?ysclid=lrc34ct0qc424421107 . (Дата обращения: 12.01.2024).
5. Информационный портал «Welcome times». Туризм и гостеприимство: новости, интервью, мнения экспертов. Россия и Индия: перспективы туристического сотрудника. Режим доступа: https://welcometimes.ru/news/rossiya-i-indiya-perspektivy-turisticheskogo-
sotrudnichestva?ysclid=lrc41duobj16370751 . (Дата обращения: 13.01.2024).
6. Новостной онлайн-портал «Rata News». Статья «Статистика выездного турпотока: направлений меньше - туристов больше», 2023. Режим доступа: https://ratanews.ru/news/general/statistika-vyezdnogo-turpotoka-napravlenii-mense-turistov-bolse?ysclid=lrazx177sn219441488 . (Дата обращения: 12.01.2024).
7. Ресурс «РБК тренды». Большие планы: как будет
развиваться туризм в России до 2035 года. Режим доступа:
https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/635bc11b9a7947 7ff93ecfbe . (Дата обращения: 13.01.2024).
8. Ресурс «РБК стиль». Совсем не золото: чего туристы не ждут от поездки в Индию. Режим доступа: https://style.rbc.ru/impressions/571638ee9a79472acdb34e d5?ysclid=lrc34kz8bu329947975 . (Дата обращения: 13.01.2024).
9. Федеральная служба государственной статистики. Въездные и выездные туристские поездки, 2014-2023 г. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm . (Дата обращения: 12.01.2024).
10. Яндекс Дзен. Статья «Индия: 5 главных причин почему жителям России не следует посещать эту страну», 2023 г. Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZEzKPKG-L3EKj2xs . (Дата обращения: 12.01.2024).
11. Business Wire. India travel & tourism markets, competition, forecast and opportunities, 2029 / Research and Markets. [Online]. Available at: https://www.business-wire.com/news/home/20231129926493/en/India-Travel-Tourism-Markets-Competition-Forecast-and-Opportuni-ties-2029F—ResearchAndMarkets.com#:~:text=Over-all%2C%20India%27s%20travel%20and%20tour-ism%20sector%20hold%20im-
mense,global%20travel%20destination%20as%20interna-tional%20travel%20resumes%20post-pandemic. (Accessed 13.01.2024).
12. Government of India Ministry of tourism. Market Research Division. India Tourism Statistics, 2022. [Online]. Available at: https://tourism.gov.in/sites/de-fault/files/2023-01/India%20Tourism%20Statis-tics%20English%202022%20%28Re-vise%29%20%281%29.pdf (Accessed 12.01.2024).
13. Govt. T.Romana College: Alzawl. Service to Mankind / Article «Development and impact of tourism industry in India». [Online]. Available at: https://trcollege.edu.in/arti-cles/74-development-and-impact-of-tourism-industry-in-india . (Accessed 13.01.2024).
14. India brand equity foundation (IBEF). Indian tourism and hospitality industry analysis. Tourism and hospitality industry report. [Online]. Available at: https://www.ibef.org/industry/indian-tourism-and-hospi-tality-industry-analysis-presentation (Accessed 13.01.2024).
15. Ministry of tourism. Foreign tourist arrivals (FTAs). Foreign tourist inflow to India, February 2023. [Online]. Available at: https://tou