■ Отслеживание внутренних коммуникаций;
■ Преподаватели: думающие практики, исследователи, профессиональные преподаватели и консультанты, журналисты;
■ Материальная база - УКП на базе передовых хозяйств, учебные центры, местные администрации, фирмы поставщики
При этом создается сеть фирменного консультирования с участием ведущих аграрных ВУЗов, крупны региональны и федеральны сетевы операторов аграрного рынка и базовы предприятий АПК.
Система ИКС органично встраивается в систему общефедерального и регионального управления АПК, сопряжена со смежными организациями. Типичным примером можно назвать взаимодействие с Приволжским филиалом ФГУ «Центр рыночной информации АПК», расположенным на имущественной базе нашего института.
Такое взаимодействие привносит синергетику и повышение качества информационно- консультационны услуг.
В итоге формируется инновационная модель экономики озяйства, условно состоящая из сле-дующи частей: цели, стратегии, экономического потенциала и структуры, где определяющими являются: развитие и капитализация знаний, инновации, экономический потенциал, те нологии и мобильные ресурсы, формируемые на основе использования знаний.
С этой целью институтом уже сделаны практические шаги. Разработана концепция кадрового обеспечение стратегического развития агропромышленного комплекса Нижегородской области (анализ 1990-2005 гг., прогноз 2006-2020 гг.).
Наработан и издан ряд научно-методических пособий и научны статей по актуальным вопросам развития АПК в свете реализации национального приоритетного проекта «Развитие АПК».
Для создания региональной сети ИКС принято решение и подписан меморандум, позволяющий использовать материальную базу учебных заведений (около 60), на одящи ся в района области, приближенны к потребителям консультационны услуг.
Уже в 2007 году проводятся мастер-классы по подготовке консультантов эти учебны заведений.
Литература
1. Букович, У. Управление знаниями: руководство к действию: пер. с англ./ У.Букович, Р.Уильямс -М.: ИНФРА-М, 2002.- XVI, 504.
УДК 332.3:63
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Н. Волков, академик РАСХН, ректор Государственного университета по землеустройству
Развитие и эффективность сельскохозяйственного землепользования в Российской Федерации в перспективе напрямую зависят от состояния и использования земель сельско озяйственного назначения, а также от те изменений структуры земельного фонда страны, которые произошли за годы земельной реформы (1990-2007г.г.)
Земли сельскохозяйственного назначения выступают как территориально- и производственнообразующий фактор существования и обеспечения занятости сельского населения, а также как основное средство производства в сельском озяйстве, главный источник получения собственны продуктов питания и сельско озяйственного сырья для промышленности. Это определяет их геополитическую ценность, приоритет в использовании, особый правовой режим, необ одимость о раны, направленной на со ранение площади земель сельско озяйственного назначения, предотвращение развития негативны процессов и повышение плодородия почв.
По состоянию на 1 января 2007 года площадь земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации равнялась 402,6 млн. га, в том числе 195,1 млн. га сельскохозяйственных угодий (88,4% от площади всех сельскохозяйственных угодий страны и 48,5% от площади категории) и 115,4 млн. га пашни (94,9% от общей площади пашни страны и 28,7% от площади категории).
В составе других категорий земель Российской Федерации имелось также 25,5 млн. га сельско озяйственны угодий (11,6% и общей площади), включая 6,2 млн. га пашни (5,1%).
Согласно действующему земельному законодательству в субъектах Российской Федерации в составе категории земель сельско озяйственного назначения формируется фонд перераспределения земель, который на 1 января 2007 года равнялся 43,6 млн. га, включая 11,3 млн. га сельскохозяйственных угодий. Только за 2005-2006 годы фонд перераспределения земель увеличился на 8,7 млн. га (в т. ч. 2,6 млн. га сельско озяйственны угодий).
Изменение общей площади земель фонда перераспределения, в основном, было вызвано ликвидацией сельско-озяйственны государственны унитарны предприятий на территории Таймырского автономного округа, Республики Саха (Якутия), Алтайского края, Томской и Кемеровской областей, Еврейской автономной области, занимаю-щи ся северным оленеводством (4,8 млн. га).
В 2005-2006 годах повсеместно отмечался также добровольный отказ сельско озяйственны предприятий, крестьянски (фермерски ) озяйств и други производителей сельско озяйственной продукции от предоставленны им ранее земель, связанный с и неудовлетворительным экономическим состоянием. Кроме этого, сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) озяйства ликвидировались в оде проведения процедуры банкротства. При этом часто не решённым оставался вопрос дальнейшей судьбы земельных участков. Вследствие этого, в
Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ) сведения о таки земельны участка продолжали учитываться в категории земель сельско озяйственного назначения, используемы юридическими и физическими лицами для сельскохозяйственного производства. По данным «Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2006 году» общая площадь земельны участков сельско озяйственны предприятий, ликвидированны в результате банкротства, но числящихся за этими предприятиями в ЕГРЗ, на 1 января 2007 года составила 11,2 млн. га.
Количество таких земель продолжает расти. Только в течение 2006 года и площадь увеличилась на 5 млн. га.
Фактически данные площади выведены из активного экономического оборота, в зона инвестиционной привлекательности скуплены недобросовестными землевладельцами и не используются в сельском озяйстве.
За 1990-2006 годы площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась с 639,1 млн. га до 402,6 млн. га, то есть на 236,5 млн. га или на 37,0%.
Данное сокращение было обусловлено передачей части эти земель в ведение местны администраций с последующим включением в состав земель поселений, переводом участков в лесной и водный фонды, земли запаса, а также изъятием земельны участков для нужд промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения.
По данным государственного земельного учета за 19902006 годы площадь сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации снизилась на 1,8 млн. га, площадь пашни - на 10,7 млн. га, многолетних насаждений - на 0,1 млн. га, посевные площади - на 40,2 млн. га. При этом из оборота изымались ценные и особо ценные сельско озяй-ственные угодья.
За 2006 год общая площадь сельскохозяйственных угодий, на одивши ся у производителей сельско озяйствен-ной продукции, сократилась на 1077,1 тыс. га, площадь пашни при этом уменьшилась на 687,6 тыс. га. В стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия почв в целом по Российской Федерации имелось 505,7 тыс. га сельско озяйственны угодий.
Уменьшение площади сельскохозяйственных угодий в 2006 году было зафиксировано в 70 субъектах Российской Федерации. Значительное уменьшение площади продуктивных земель было отмечено в Кемеровской области (144,1 тыс. га), Алтайском крае (121,2 тыс. га), Ростовской области (67,5 тыс. га), Курганской области (51,7 тыс. га), Амурской области (49,3 тыс. га), Челябинской области (44,0 тыс. га), Красноярском крае (41,4 тыс. га), Самарской области (39,6 тыс. га), Еврейской автономной области (38,4 тыс. га), Республике Саха (Якутия) (37,4 тыс. га), Оренбургской области (36,0 тыс. га.) и Псковской области (35,7 тыс. га).
Основной причиной сокращения площади сельскохозяйственны угодий, используемы для производства сель-ско озяйственной продукции, явилось прекращение деятельности предприятий и организаций, крестьянских (фермерски ) озяйств и перевод освободивши ся земельны участков, в большей своей части, в фонд перераспределения земель. Другая причина - истечение срока права аренды земель (или временного пользования) и невозобновление его производителями сельско озяйственной продукции. Случаи прекращения действия соглашений по аренде (временному пользованию) на сельско озяйственные угодья чаще наблюдались на земля поселений.
Отмечались факты перевода продуктивных земельных участков в категорию земель запаса. Ранее переведённые в земли запаса сельско озяйственные угодья продолжали зарастать кустарником и мелколесьем, теряя свою сельско-озяйственную ценность.
Площадь сельскохозяйственных угодий с негативными проявлениями за 1990-2006 годы возросла на 41,2 млн. га, в том числе за счет роста эродированных земель - на 4,7 млн. га; засоления, заболачивания, переувлажнения - на 4,6 млн. га; зарастания древесно-кустарниковой растительностью - на 19,6 млн.га; ухудшения технологических свойств и мелкоконтурности угодий - на 12,2 млн. га. Площадь оврагов в настоящее время превышает 900 тыс. га, а их ежегодный прирост достигает 10-15 тыс. га. За время земельной реформы севообороты были нарушены на площади 91,9 млн. га.
Площадь мелиорированных земель сократилась за 1990-2006 годы на 4,3 млн. га, а находящихся в неудовлетворительном состоянии, достигла 3,6 млн. га. На территории 35 субъектов Российской Федерации возникли и стали активно развиваться процессы опустынивания.
По расчетам Г осударственного университета по землеустройству суммарные ежегодные потери, которые понесла наша страна в период с 1990 по 2006 годы из-за ухудшения использования земли, только в сельско озяйственном производстве составляют не менее 123,28 млн. тонн в зерновом эквиваленте. Это равняется 40,8% от уровня производства 1990 года, которое достигало 301,92 млн. тонн.
Учитывая то, что тонна зерна на мировом рынке оценивается в настоящее время в среднем в 300 долларов США, то суммарные потери от у удшения землепользования и землеустройства за этот период составляют не менее 37,0 млрд. долларов США или 906,5 млрд. руб. в год (37,0*24,5=906,5).
Если считать, что недополученный чистый доход с общей суммы ущерба 906,5 млрд. руб. будет составлять 30%, то есть равняться 272,0 млрд. руб. (906,5*0,3=272,0), а процентная ставка, используемая для капитализации ренты (процент капитализации), составит 3%, то снижение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий Российской Федерации за 1990-2006 годы будет равняться 9,07 трлн. руб. или (272,0*100)/3 =9066,7 млрд. руб.
При ставке земельного налога, равной 0,3%, с этой суммы местные бюджеты ежегодно будут недополучать 27,2 млрд. руб. (9066,7*0,003=27,2 млрд. руб.). Учитывая то, что в 2005-2006 годах в России было получено в среднем за год 46,9 млрд. руб. земельного налога, то можно считать, что земельно-ресурсный потенциал России уменьшился за 1990-2006 годы на 58,0 %.
К этому также следует добавить потери продукции, связанные с существенным сокращением внесения органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, объемов известкования, гипсования и фосфоритова-ния почв.
По состоянию на 1 января 2007 года распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности складывалось следующим образом: в государственной и муниципальной собственности находилось 126,0 млн. га (68,7% земель категории), в частной собственности
- 125,8 млн. га, в том числе 120,3 млн. га (29,9% площади категории) в собственности граждан и 5,7 млн. га (1,4%) - в собственности юридических лиц.
Из всех земель Российской Федерации, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 97,1% (126,0 млн. га), из
них 87,4% в общей собственности на землю составили доли граждан.
К государственной и муниципальной собственности относились участки лесных земель, земель под древеснокустарниковой растительностью, под дорогами, под водой, под болотами, а также участки земель фонда перераспределения.
В структуре частной земельной собственности категории земель сельскохозяйственного назначения основную площадь занимали сельскохозяйственные угодья, включая большую часть пашни (около 90%).
Сельскохозяйственное производство в 2007 году вели предприятия, учреждения и организации различных организационно-правовых форм. Большая часть из них - это сельскохозяйственные коммерческие организации. В связи с тем, что приватизация имущества и регистрация новых организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий с 1992 года по настоящее время шли без оформления в установленном порядке прав на землю, в границах сельскохозяйственных организаций земля до сих пор используется на основе различных видов права.
Несмотря на то, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации всё имущество коммерческих организаций должно принадлежать им на праве собственности или аренды, в действительности, вне зависимости от формы хозяйствования, сельскохозяйственные организации использовали землю на праве общей (долевой или совместной) земельной собственности, принадлежащей гражданам, а также основываясь и на иных видах права (аренды, постоянного бессрочного или временного пользования и др.).
По данным Роснедвижимости права на землю не были оформлены на 69,9% площади сельскохозяйственных организаций, в том числе на 74% площади товариществ и обществ, на 83,4% площади производственных кооперативов, на 5,2% площади государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий, на 0,3% площади НИИ и учебных заведений, на 20,4% площади казачьих обществ и на 9,3% площади прочих сельскохозяйственных организаций.
В зависимости от вида, в частной собственности находились от 5,9 до 75,5% земель хозяйств граждан, в аренде 2,8-44,5%, постоянном (бессрочном) пользовании - 4,431,5%, безвозмездном срочном пользовании - 0,1-9,4%, пожизненном наследуемом владении - 1,0-9,4%, использовалось без оформления прав от 0,1 до 13% земель хозяйств граждан.
По крестьянским хозяйствам требовалось переоформление прав на землю на 14% площадей, по личным подсобным хозяйствам - на 19,9% площадей, по участкам садоводов - на 31,5%, по участкам огородников - на 49,6%, по участкам для индивидуального жилищного строительства - на 47,1%, по дачным участкам - на 15,8% площадей.
Поэтому примерно 70% сельскохозяйственных организаций и не менее одной трети граждан, а это более 13 млн. землевладельцев, имеющих в собственности земельные участки, по состоянию на 1 января 2007 года не могли реализовать свои земельные права.
Указанная ситуация обусловлена тем, что государство ушло из среды организации и регулирования проведения землеустройства, ликвидировала государственную землеустроительную службу, практически не финансирует и не контролирует проведение землеустроительны работ, передав и выполнение частным землемерным организациям. С передачей Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости в 2007 году в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, функция землеустройства, которая была возложена на агентство, перестала выполняться вообще. В связи с этим на землях сельскохозяйственного назначения не проведена инвентаризация; в граница территорий бывши сельско озяйственны предприятий не осуществлено разграничение земель, используемы сельско озяйственными организациями и гражданами на различном праве, в связи с чем данные участки не поставлены на кадастровый учет и не зарегистрированы; земельные участки фонда перераспределения не выделены в натуре; не проведены землеустроительные работы по передаче в собственность или пользование (аренду) сельско озяйственным организациям или гражданам несельско озяйственны угодий, распо-ложенны между участками продуктивны земель, а также земельны участков, заняты принадлежащими им на праве собственности зданиями, строениями и сооружениями и др.
Это приводит к тому, что:
- не созданы землеустроительные условия для развития ипотеки сельско озяйственны земель и и цивилизованного рыночного оборота, в связи с чем за последние два года в нашей стране Россельхозбанком было оформлено всего 170 ипотечных дел на земельные участки общей суммой всего 5 млрд. руб., в то время как в развиты зарубежны страна доля ипотечны кредитов под залог земли составляет 20-50% от общего числа все кредитов;
- без участия государства затруднена процедура межевания земельны участков физически и юридически лиц, из предполагаемы к постановке на кадастровый учёт дополнительно 10 млн. земельны участков по закону о «дачной амнистии» в 2007 году зарегистрировано 70 тыс. участков, что составило всего 0,7%;
- использование большей части земель сельскохозяйственного назначения и и перевод в другие категории осуществляются необоснованно и часто незаконно, а сельско озяйственные организации и граждане до си пор не знают точны границ свои земельны участков;
- происходит дальнейшее разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры (дорог, лесополос, мелиори-рованны земель) и снижение эффективности использования земель сельско озяйственного назначения.
В данной ситуации государство несет потери за счет снижения общей суммы бюджетны поступлений от платы за землю, регистрации сделок с земельными долями и другими земельными участками; от реализации земельны участков на торга ; от уменьшения госпошлин, взимаемы за юридически значимые действия по сделкам с землей и др.
Отложенный экономический ущерб и упущенную экономическую выгоду из-за отсутствия землеустройства на земля сельско озяйственного назначения государство несёт также за счет разрушения сельско озяйст-венного производства и инфраструктуры, установления организационно-территориальны и земельно-правовы барьеров, препятствующи нормальной инвестиционной политике, ипотеке и обороту земель сельско озяйствен-ного назначения.
Согласно наших расчётов, общую сумму бюджетных поступлений только за счёт осуществления юридически значимых действий по сделкам с землёй и гербовых сборов при осуществлении комплекса землеустроительных работ можно увеличить не менее чем в 8-10 раз, что окупит все затраты государства на землеустройство.
Таким образом, в 1990-2007 годах государством не созданы условия для перераспределения земель, формирования эффективной системы землевладений и землепользований в сельской местности и оформления прав на землю, а также для организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.
В ходе земельной реформы государство фактически утратило функцию управления земельными ресурсами, должным образом не осуществляя учет и инвентаризацию земель, планирование развития землепользования, землеустройство, а также контроль за использованием земель и их охраной.
Выполнение данной функции прекратилось полностью с момента разрушения системы «РосНИИЗемпро-ект», многочисленных (12 раз за 15 лет) преобразований и фактической ликвидации государственной землеустроительной службы страны.
В связи с эти предлагается:
- передать полномочия Российской Федерации в области управления земельными ресурсами и регулирования проведения землеустройства Министерству сельского хозяйства;
- образовать Федеральный центр землеустройства с зональными филиалами (восстановить систему «Рос-НИИЗемпроект);
- создать Государственный НИИ земельных ресурсов при Россельхозакадемии;
- усовершенствовать нормативную правовую базу в области землеустройства, установить порядок проведения землеустройства;
- разработать и осуществить ФЦП «Землеустройство на землях сельскохозяйственного назначения (2008-2012 годы)»;
- осуществить полномасштабное изучение и провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения на всей территории Российской Федерации, наладить их достоверный и систематический учёт;
- завершить разграничение государственной собственности на землю;
- провести землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственности;
- оказать землеустроительную помощь хозяйствам, включенным в приоритетные национальные проекты;
- завершить межевание земель (установить на местности границы административно-территориальных образований, территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами, сел, поселков, городов, земельных участков граждан и юридических лиц);
- выявить земли сельскохозяйственного назначения, которые не используются землепользователями и в соответствии с законодательством принять меры по их перераспределению в порядке землеустройства;
- осуществить консолидацию земель запаса и фонда перераспределения земель в границах муниципальных образований с целью обеспечения их эффективного использования путем закрепления в собственность или передачи в аренду на конкурсных условиях.
УДК 632.125:631.6.02
ПРОБЛЕМЫ ДЕГРАДАЦИИ, ОХРАНЫ И ПУТИ
ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Н.Б. Хитрое, д.с.-х. н., Почвенный институт им.
В.В. Докучаева,
А.Л. Иеаное, академик РАСХН, вице-президент РАСХН,
А.А. Заеалин, член-корр. РАСХН,
М.С. Кузнецое, академик РАСХН
Россия имеет большое разнообразие почв. Это наше национальное богатство, которое многие века давало силу нашему народу и государству.
К примеру, только черноземы - наиболее плодородные почвы, которые В.В. Докучаев назвал «царем почв», занимают всего 6% общей площади страны, но на них находится около половины всей площади пахотных угодий и производится около 80% всей земледельческой продукции. Кроме того, почвы выполняют важнейшие биосферные функции на нашей планете, обеспечивая разнообразие живых организмов и, в целом, внося свой вклад в создание благоприятной окружающей среды для жизни, производственной деятельности, творчества и эстетического наслаждения человека. Ущерб, который наносит почвам деградация, многогранно отражается на всей нашей деятельности. Именно поэтому в решениях Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. отмечено, что охрана и рациональное использование почв должны стать центральным звеном государственной политики.
Деградация поче представляет собой совокупность природны и антропогенны процессов, приводящи к изменению функций почв в геосистеме, количественному и/или качественному ухудшению состава, свойств и режимов почв, снижению природно-озяйственной значимости земель.
В настоящее время деградация почв становится одной из важнейши социально-экономически и экологических проблем, которая ставит под сомнение реализацию последни инициатив руководства страны по подъему сельского хозяйства, в частности поручения Президента РФ (Саратов, 2004; Ижевск, 2006) и национальный проект развития АПК, а в целом создает угрозу национальной безопасности России.
Наибольший ущерб состоянию почвенного покрова наносят следующие виды деградации:
•водная и ветровая эрозия,
• засоление, осолонцевание,
• локальное переувлажнение и заболачивание,
• затопление и подтопление территорий водо рани-лищами,
• переуплотнение и образование те ногенной глыби-стости па отны горизонтов,
•снижение содержания гумуса (дегумификация),
• подкисление или подщелачивание,
• истощение питательными веществами,
• сокращение численности, видового разнообразия и
нарушение оптимального соотношения различны
видов микроорганизмов, загрязнение почвы патоген-