НАУКИ О ЗЕМЛЕ
УДК 332.37 С.А. Тимонина
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК
В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Рассмотрены научно-практические подходы по совершенствованию сельскохозяйственного землепользования на основе произошедших изменений правового, экономического и социально-политического фона системы управления земельными ресурсами в РФ.
Ключевые слова: устойчивое сельскохозяйственное землепользование, межевание земельных участков, целевое использование земель, земельная доля, землеустроительный проект, эффективность землепользования.
Введение
Функционирование современного российского агропромышленного комплекса требует не только повышения конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных продуктов, качества экспортируемой продукции в соответствии с международными стандартами качества, но и в первую очередь - обеспечения продовольственной безопасности страны, которые невозможны без эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и формирования устойчивого сельскохозяйственного землепользования.
Объект исследования
К объектам земельных правоотношений в АПК РФ относятся территории земель сельскохозяйственного назначения - 386,1 млн га (22,6% от общей площади земель в РФ), в составе которых 196,2 млн га сельскохозяйственных угодий, включая 115,1 млн га пашни. Земли данной категории выступают в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных почвенных процессов и повышение плодородия почв. Кроме того, 24,3 млн га сельскохозяйственных угодий находятся в составе других категорий земель.
Общее число земельных участков (землевладений, землепользований), находящихся в составе земель сельскохозяйственного назначения, оценивается в количестве 55,6 млн единиц, а число отдельных контуров угодий - в 100 млн единиц (по данным Государственного университета по землеустройству, г. Москва). Земельными отношениями в сельской местности охвачено примерно 60 млн граждан страны [1].
Для сельскохозяйственного землепользования как пространственной основы функционирования производства в системе аграрных отношений характерны площадки земель, ис-
© Тимонина С.А., 2014
пользуемых для сельскохозяйственного производства (состав и структура угодий, их качественное состояние, плодородие почв), а также территориальные характеристики (местоположение, компактность, удаленность, деление на отдельные земельные и хозяйственные участки, обустроенность производственной, инженерной и социальной инфраструктурой).
Параметры землепользования должны обеспечивать каждому хозяйствующему субъекту устойчивость и долговременность нормального и экономически эффективного ведения хозяйства.
Отсюда следует, что устойчивое сельскохозяйственное землепользование предполагает такое использование земель, при котором сохраняются площади сельскохозяйственных угодий, не допускается снижение их плодородия, соблюдаются требования законодательства по целевому использованию земель, отвечающие природно-климатическим, географическим и экологическим свойствам конкретных земельных участков и одновременно достигается получение максимальной экономического дохода с единицы площади.
Факторами формирования устойчивого сельскохозяйственного землепользования являются: неизменность границ и территориального размещения, устойчивость земельных прав, экологическая устойчивость.
Результаты исследования
В настоящее время устойчивость сельскохозяйственного землепользования значительно снизилась. Большинство сельскохозяйственных организаций не оформили свои права на землю в соответствии с требованиями земельного и гражданского законодательства и не имеют точных площадей земельных участков, используемых для производства сельскохозяйственной продукции. Товарное производство ведется ими на землях различных форм собственности: находящихся в собственности организации как юридического лица, в собственности граждан - собственников земельных долей, на землях, переданных им в пользование или аренду органами местного самоуправления.
Сильное негативное влияние на формирование современного устойчивого землепользования на сельскохозяйственных землях оказало возникновение права долевой собственности на сельскохозяйственные угодья. Это привело к тому, что в состав земельной площади одной сельскохозяйственной организации вместо единого юридически оформленного землепользования стали входить земли собственников земельных долей. Условия использования этих земель устанавливаются по согласованию с владельцами. В основной массе земельная доля представляла условную единицу, имеющую лишь усредненное количественное выражение в праве общей долевой собственности. В законе РФ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» созданы правовые основы для развития рыночного оборота земельных долей.
По состоянию на 2013 г. на территории Российской Федерации имеется 8229,3 тыс. земельных долей на площади 418,1 млн га, количество земельных долей, права собственности на которые не зарегистрированы, составляло 3055,7 тыс. шт. В отношении невостребованных земельных долей (20,9 млн га) органами местного самоуправления проведено 20718 собраний участников долевой собственности, оформлено 165,8 тыс. отказов от права собственности (6,5 млн га), подготовлены проекты межевания 472,6 тыс. земельных участков на площади 14,8 млн га. Кадастровые работы по образованию состоялись в отношении 116,6 тыс. земельных участков на площади 11,8 млн га.
Для формирования устойчивого эффективного землепользования в границах сельских поселений актуальна реализация комплекса мероприятий:
1. Введение в хозяйственный оборот 21 млн га сельскохозяйственных земель в счет невостребованных земельных долей органами местного самоуправления при поддержке областных органов власти.
2. Упрощение процедуры оформления земельных участков сельскохозяйственного назначения с использованием компенсационных выплат (50% для крестьянских (фермерских) хозяйств).
3. Приобретение в собственность земельных участков в упрощенном порядке без торгов по выкупной цене 15% от кадастровой стоимости или на условиях аренды (арендная плата 0,3% от кадастровой стоимости) эффективными сельскими товаропроизводителями.
4. Объединение усилий различных министерств, ведомств и общероссийских общественных организаций: отраслевые союзы и ассоциации, «Союз комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий», «Ассоциация частных землемеров», «Земельный Союз», НП «Кадастровые инженеры» и др. для выработки и осуществления аграрной и земельной политики РФ на период до 2020 г.
5. Создание и укрепление частно-государственного партнерства в сфере регулирования рынка землеустроительных и кадастровых услуг, на котором сейчас работают более 20 тыс. кадастровых инженеров, 5 тыс. землеустроительных коммерческих организаций и большое число частных геодезистов.
В связи с межхозяйственным характером перераспределения земель и проведением землеустроительных (кадастровых) работ по передаче земель в собственность, пользование, включая аренду, на больших территориях, во избежание возникновения недостатков сельскохозяйственного землепользования (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья и др.), любому перераспределению и отводам земель должна предшествовать разработка землеустроительной проектной документации в виде схем и комплексных проектов на территории муниципальных образований, отражающих зонирование сельских территорий с уточнением правового режима, видов разрешенного использования, ограничений (обремене-ний) хозяйственной деятельности [2].
В разработке землеустроительной документации в первую очередь должны быть заинтересованы Министерство сельского хозяйства РФ и органы местного самоуправления.
Заслуживает внимания актуальность создания автоматизированного комплекса и функционирования информационных систем на базе сайта Министерства сельского хозяйства РФ:
1. Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» (ФП «АЗСН»).
2. Система мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности Российской Федерации (АИС СМ ПБ).
3. Система дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (СДМЗ).
Выводы и рекомендации
Землеустроительная и кадастровая деятельность по формированию устойчивого сельскохозяйственного землепользования должна быть направлена на создание основы для решения задач в области управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений:
1. Реализации земельной политики государства путем научно обоснованного перераспределения земель, формирования рациональной системы землепользования с устранением неудобств в расположении земель и обеспечения социальной справедливости земельных преобразований.
2. Информационного обеспечения правового и экономического механизма регулирования земельных отношений на всех уровнях хозяйствования (федеральном, региональном, муниципальном, межхозяйственном, межотраслевом, внутрихозяйственном):
- при разработке предложений по установлению особого режима и условий использования земель, предоставленных в собственность, владение и пользование, включая аренду (обременений, ограничений, сервитутов);
- подготовке информации о количестве, качестве и местоположении земель для установления их цены, платы за использование, возмещения землевладельцам и землепользователям убытков сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при предоставлении и изъятии земель; выполнении мероприятий по экономическому стимулированию рационального землепользования.
3. Разделения, отграничения (межевания) земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных образований; территорий с особым правовым режимом в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп; территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами, границ городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, границ земельных участков владельцев и пользователей земли по единой государственной системе с правильным юридическим, экономическим и техническим оформлением.
4. Осуществления мероприятий по прогнозированию, программированию, планированию, организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, независимо от форм собственности на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, хозяйственном).
5. Установления границ земельных участков на местности, подготовки документов на право собственности на землю, землевладения и землепользования.
6. Организации территории сельскохозяйственных организаций с созданием пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование сельскохозяйственного производства, внедрение прогрессивных форм организации труда, совершенствование состава и размещения земельных угодий, сельскохозяйственных культур, системы севооборотов, сенокосо- и пастбищеоборотов.
7. Разработки системы мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии.
Список литературы
1. Землеустройство и кадастр недвижимости : учеб. пособие / С.Н. Волков [и др.]. - М., 2010. - 336 с.
2. Тимонина, С.А. Основные направления землеустроительной деятельности по совершенствованию территориальной организации использования земли муниципального образования / С.А. Тимонина // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития : сб. науч. тр. : в 3 ч. - Омск : Наука. - Ч. III. -Омск, 2012. - С. 185-188.
SUMMARY
S.A. Timonina
Building sustainable agricultural land use for the effective functioning of the agricultural
industry in market conditions
Considered scientific and practical approaches to improve agricultural land use on the basis of the changes of the legal, economic and socio-political background of the land administration system in the Russian Federation.
Keywords: sustainable agricultural land use, establishment of land boundaries, the intended use of the land, a land parcel, land project, the efficiency of land use.