Научная статья на тему 'Проблемы деградации, охраны и пути восстановления продуктивности земель сельскохозяйственного назначения'

Проблемы деградации, охраны и пути восстановления продуктивности земель сельскохозяйственного назначения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4556
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хитров Н. Б., Иванов А. Л., Завалин А. А., Кузнецов М. С.

Рассмотрены проблемы деградации и охраны почв. В качестве путей восстановления продуктивности земель сельскохозяйственного назначения предложено: продолжить и углубить фундаментальные и приоритетные прикладные исследования по разработке путей предотвращения и снижения деградации, охраны и восстановления продуктивности сельскохозяйственных земель России учредить единую специальную государственную службу, занимающуюся всеми вопросами землепользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы деградации, охраны и пути восстановления продуктивности земель сельскохозяйственного назначения»

Таким образом, в 1990-2007 годах государством не созданы условия для перераспределения земель, формирования эффективной системы землевладений и землепользований в сельской местности и оформления прав на землю, а также для организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

В ходе земельной реформы государство фактически утратило функцию управления земельными ресурсами, должным образом не осуществляя учет и инвентаризацию земель, планирование развития землепользования, землеустройство, а также контроль за использованием земель и их охраной.

Выполнение данной функции прекратилось полностью с момента разрушения системы «РосНИИЗемпро-ект», многочисленных (12 раз за 15 лет) преобразований и фактической ликвидации государственной землеустроительной службы страны.

В связи с эти предлагается:

- передать полномочия Российской Федерации в области управления земельными ресурсами и регулирования проведения землеустройства Министерству сельского хозяйства;

- образовать Федеральный центр землеустройства с зональными филиалами (восстановить систему «Рос-НИИЗемпроект);

- создать Государственный НИИ земельных ресурсов при Россельхозакадемии;

- усовершенствовать нормативную правовую базу в области землеустройства, установить порядок проведения землеустройства;

- разработать и осуществить ФЦП «Землеустройство на землях сельскохозяйственного назначения (2008-2012 годы)»;

- осуществить полномасштабное изучение и провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения на всей территории Российской Федерации, наладить их достоверный и систематический учёт;

- завершить разграничение государственной собственности на землю;

- провести землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственности;

- оказать землеустроительную помощь хозяйствам, включенным в приоритетные национальные проекты;

- завершить межевание земель (установить на местности границы административно-территориальных образований, территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами, сел, поселков, городов, земельных участков граждан и юридических лиц);

- выявить земли сельскохозяйственного назначения, которые не используются землепользователями и в соответствии с законодательством принять меры по их перераспределению в порядке землеустройства;

- осуществить консолидацию земель запаса и фонда перераспределения земель в границах муниципальных образований с целью обеспечения их эффективного использования путем закрепления в собственность или передачи в аренду на конкурсных условиях.

УДК 632.125:631.6.02

ПРОБЛЕМЫ ДЕГРАДАЦИИ, ОХРАНЫ И ПУТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Н.Б. Хитрое, д.с.-х. н., Почвенный институт им.

В.В. Докучаева,

А.Л. Иеаное, академик РАСХН, вице-президент РАСХН,

А.А. Заеалин, член-корр. РАСХН,

М.С. Кузнецое, академик РАСХН

Россия имеет большое разнообразие почв. Это наше национальное богатство, которое многие века давало силу нашему народу и государству.

К примеру, только черноземы - наиболее плодородные почвы, которые В.В. Докучаев назвал «царем почв», занимают всего 6% общей площади страны, но на ни на одится около половины всей площади па-отны угодий и производится около 80% всей земледельческой продукции. Кроме того, почвы выполняют важнейшие биосферные функции на нашей планете, обеспечивая разнообразие живы организмов и, в целом, внося свой вклад в создание благоприятной окружающей среды для жизни, производственной деятельности, творчества и эстетического наслаждения человека. Ущерб, который наносит почвам деградация, многогранно отражается на всей нашей деятельности. Именно поэтому в решениях Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. отмечено, что охрана и рациональное использование почв должны стать центральным звеном государственной политики.

Деградация поче представляет собой совокупность природны и антропогенны процессов, приводящи к изменению функций почв в геосистеме, количественному и/или качественному ухудшению состава, свойств и режимов почв, снижению природно-озяйственной значимости земель.

В настоящее время деградация почв становится одной из важнейши социально-экономически и экологически проблем, которая ставит под сомнение реализацию последних инициатив руководства страны по подъему сельского озяйства, в частности поручения Президента РФ (Саратов, 2004; Ижевск, 2006) и национальный проект развития АПК, а в целом создает угрозу национальной безопасности России.

Наибольший ущерб состоянию почвенного покрова наносят следующие виды деградации:

•водная и ветровая эрозия,

• засоление, осолонцевание,

• локальное переувлажнение и заболачивание,

• затопление и подтопление территорий водо рани-лищами,

• переуплотнение и образование те ногенной глыби-стости па отны горизонтов,

•снижение содержания гумуса (дегумификация),

• подкисление или подщелачивание,

• истощение питательными веществами,

• сокращение численности, видового разнообразия и

нарушение оптимального соотношения различны

видов микроорганизмов, загрязнение почвы патоген-

ными микроорганизмами, ухудшение санитарноэпидемиологически показателей,

• загрязнение тяжелыми металлами, пестицидами, нефтепродуктами, радионуклидами и иными токсическими веществами,

• потеря ценны сельско озяйственны земель при строительстве, прокладке дорог, добыче полезны ископаемы ,

• потеря земель при за ламлении промышленными и коммунально-бытовыми от одами.

По данным государственного доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации на 1 января 2006 г. на долю сельско озяйственны угодий при одится 220,7 млн. га (или 12,9% земельного фонда страны). Водная эрозия распространена на 17,7% площади сельско озяйственны угодий, дефляция (ветровая эрозия) - на 8,4%, переувлажнено и заболочено 11,9%, засоленные, солонцеватые земли составляют 19,5%.

Техногенное загрязнение почв тяжелыми металлами отмечено практически во все промышленно развитых районах России. Более 250 тыс. га сельскохозяйственных угодий имеют уровень загрязнения в 10-100 раз выше фонового, те ногенные выбросы покрывают 18 млн. га, тяжелыми металлами загрязнено 3,6 млн. га. Восточно-Уральский радиоактивный след занимает 25 тыс. км2, в результате аварии на Чернобыльской АЭС территория 18 областей была загрязнена радионуклидами.

Около 100 млн. га в пределах 35 субъектов Российской Федерации подвержены в той или иной степени опустыниванию или засухам. Продолжается процесс опустынивания Черных земель и Кизлярских пастбищ. На территориях, подверженных сильному опустыниванию, осложняются социально-экономическое положение и экологические условия, у удшается демографическая ситуация за счет увеличения заболеваемости населения и усиления его миграции.

Распределение видов деградации по территории России имеет ярко выраженный региональный характер, связанный с комплексом природны (климатически , геологически , геоморфологически , биологически , почвенны ) и социально-экономически особенностей регионов. Для Центрального и СевероЗападного федеральных округов характерна высокая доля заболоченных и переувлажненных земель, в Поволжском - интенсивное развитие водной эрозии, в Южном - ветровая эрозия, засоление.

Развитие деградации почв является закономерной реакцией природны систем на антропогенные воздействия, не учитывающие или игнорирующие законы и строения, функционирования, развития и эволюции.

В частности сельскохозяйственные воздействия направлены часто на создание более однородны (менее разнообразны ) условий для выращивания относительно более просты по строению агроценозов на больших площадях. Именно одинаковое воздействие на ис одно разнообразные природные условия способствует очаговому развитию разны видов деградации почв, как результат подстройки (адаптации) отдельны частей природной системы к антропогенному воздействию или за счет ослабления или уничтожения человеком естественны защитны и регулирующи ме а-

низмов природной системы без создания и поддержания аналогичны искусственны ме анизмов.

Деградированные земли становятся менее продуктивными, поэтому при и использовании требуются дополнительные затраты для получения такого же количества продукции по сравнению с аналогичными землями, не подверженными деградации. Только от эрозии ущерб составляет 18-25 млрд. руб./год, недобор урожая на пашне достигает 36%, на други угодья -до 47%. В результате слабого уплотнения на пашне потери продуктивности составляют 5-10%, при среднем уплотнении - 20-30%, сильном - до 50-60%. При вторичном заболачивании и/или засолении культурные посевы часто полностью погибают.

Процессы деградации почв усугубляются неблагоприятной социально-экономической обстановкой в сельском озяйстве в целом. Государственная поддержка АПК сократилась в 19 раз, в 7 раз уменьшен объем инвестиций, зарплата работников АПК не превышает 35% средней по промышленности. Диспаритет цен ведет к свертыванию сельскохозяйственного производства в ряде регионов.

Усиливается истощение почв питательными веществами в результате сокращения применения удобрений. При этом объем агрохимических работ в стране находится сейчас на очень низком уровне. По сравнению с периодом до 1990 г. он сократился в 10 раз.

За последние 16 лет площадь орошаемых земель уменьшилась с 6,1 млн. га до 4,5 млн. га, осушаемых земель - с 5,4 до 4,6 млн. га. Практически прекращена реконструкция оросительны и осушительны систем, снижены объемы мелиоративны мероприятий (в 5-8 раз), приостановлены работы по противоэрозионным, лесомелиоративным, культуртехническим (до 30 раз) и природоохранным мероприятиям. Степень износа ос-новны фондов на мелиоративны и водо озяйствен-ных системах достигла 60%.

В ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, как национального достояния России на 2006-2010 годы», предусмотрены частичные меры по финансированию реконструкции и ввода в эксплуатацию относительно небольших площадей орошаемых и осушаемых земель, строительство и реконструкцию отдельных мелиоративных объектов (насосные станции, крупные каналы и водозаборы). Однако уровень и порядок финансирования программы не позволяет рассчитывать на модернизацию основных фондов мелиоративного комплекса в достаточных объемах.

Бесспорно, одним из наиболее значимых общественно-политических и экономических событий последних двух лет является утверждение и реализация национального проекта «Развитие АПК».

Однако уже сейчас, в связи с развитием животноводства, как одного из направлений этого проекта, можно ожидать загрязнение почв и природны вод большим количеством органически от одов крупны и даже мелки ферм. Для предотвращения негативны последствий целесообразно предусмотреть разработку экологически безопасны , экономически эффективны те нологий утилизации значительной части таки от-одов для различны целей, выполнение землеустроительного, мелиоративного и адаптивно-ландшафтного проектирования, а для экстремальны ситуаций - раз-

работку те нологий восстановления загрязненны земель вокруг ферм.

Существующие законы по охране природных объектов не обеспечивают в полной мере со ранения благоприятной для человека окружающей среды и не позволяют стабилизировать сложившуюся ситуацию по развитию деградации почв.

Произошло разрушение действовавшей ранее государственной системы землеустройства, ликвидация проектно-изыскательски и научно-исследовательски институтов и предприятий системы «РосНИИЗемпро-ект», институтов по мониторингу земель. Государственные органы по сути утратили функции управления, организации, проведения землеустройства и контроля над его осуществлением.

Свертывание в этот период землеустроительных работ по изучению и о ране земель, а также рониче-ское недофинансирование эти мероприятий привели к качественному у удшению земельно-ресурсного потенциала страны. С 1991 по 2005 гг. площадь пашни в Российской Федерации сократилась на 10,5 млн. га, многолетних насаждений - на 0,1 млн. га, посевные площади - на 40,2 млн. га. При этом в ряде случаев из оборота изъяты ценные и особо ценные сельско озяй-ственные угодья.

В настоящее время вместо государственных учреждений появились частные саморегулируемые предприятия и организации. Они образуют стихийный рынок землеустроительны услуг, который не обеспечивает в полной мере те ническую правильность, юридическую грамотность и экономическую обоснованность решения землеустроительны вопросов, затрудняя реализацию национального проекта «Развитие АПК».

Мероприятия по предупреждению разны видов деградации почв, как правило, окупаются только через несколько лет. В среднем прибыль можно получить через 5-10 лет. По этой причине необходима целенаправленная социально-экономическая политика государства, ориентированная на длительное почвозащитное (а, в целом, природоо ранное) землепользование.

Для устранения отмеченны недостатков в области землеустройства целесообразны следующие меры:

- необ одимо создать единую государственную земельную службу в системе МСХ РФ;

- усовершенствовать нормативно-правовую базу в области землеустройства, установить порядок проведения землеустройства для разработки адаптивно-ландшафтны систем земледелия и агроте нологий;

- провести инвентаризацию земель по качеству и количеству и определить характер их дальнейшего использования;

и ряд други мер, которые существенно улучшат использование земельно-ресурсного потенциала страны, обеспечат охрану почв от деградации и вернут государству функции управления земельными ресурсами.

В связи с все возрастающим антропогенным воздействием почвоведы и агрохимики постоянно обеспокоены проблемами деградации почв и земель. Поэтому к настоящему времени уже создана серьезная научная теоретическая база, отражающая причины и ме аниз-мы возникновения, способы картографирования раз-ны видов деградации, модели и развития и прогноза. Разработаны практические рекомендации и обширный арсенал приемов предупреждения, борьбы и ликвида-

ции разны видов деградации почв, а также приемов восстановления продуктивности и други биосферны функций деградированны почв.

Создана Почвенно-эрозионная карта России в масштабе 1:2,5 млн. Разработаны принципы противоэро-зионной организации ландшафта, включающие агролесомелиоративные системы контурно-полосную организацию территории. Создана карта засоления почв России в масштабе 1:2,5 млн. и ее электронная версия. Существуют технологии мелиорации засоленных и солонцовых почв. Разработан специальный ГОСТ, регламентирующий требования к ходовым системам существующей и вновь создаваемой с/ те ники с целью предотвращения уплотнения почв. Созданы образцы техники, удовлетворяющие требованиям ГОСТа. Созданы научные основы агропромышленного производства и применяется на практике система защитны и реабилитационных мероприятий в зоне аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

В настоящее время Россельхозакадемия разрабатывает адаптивно-ландшафтные системы земледелия. Т акие системы в комплексе учитывают, во-первых, все значимые природные условия конкретного поля, включая экологические ограничения, во-вторы , агроэколо-гические требования и средообразующее влияние сель-ско озяйственны культур, в-третьи , социальноэкономические условия и ресурсы, уровень интенсификации производства и требования рынка. Проектирование адаптивно-ландшафтны систем земледелия включает меры по предотвращению деградации почв и обеспечение устойчивости агроландшафтов за счет экологизации те нологически процессов. Этот под од предполагает, что не может быть одной лучшей те но-логии. По сути, разнообразие природных и социальноэкономически условий предполагает адекватное разнообразие агроте нологий, которое может быть основано на сравнительно ограниченном наборе базовы элементов. В частности, поскольку много земель подвержено деградации нужно разрабатывать проекты адаптивно-ландшафтны систем земледелия для товаропроизводителей, ведущи производство на таки земля .

Учеными Россельхозакадемии при поддержке Мин-сельхоза России разработано «Методическое руководство по агроэкологической оценке земель, проектированию адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий». Оно может служить основой реализации поручений Президента РФ по итогам работы Президиума Госсовета в Саратове (2004) и в Ижевске (2006 г.).

Подготовлены «Методические указания по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельско озяйственного назначения», которые необ одимы для проведения периодически повторяемого комплексного почвенно-агро имического обследования на всей площади сельско озяйственны земель России.

Перспективы совершенствования агроэкологиче-ского мониторинга земель в большой мере связаны с развитием ландшафтного планирования и проектирования агроландшафтов. Наиболее общие задачи планирования ландшафтов включают:

- определение функций ландшафтов в целом, отдельных их частей и компонентов, ресурсного потенциала, выявление пригодности и ценности земель для различных целей;

- выявление интересов природопользователей, разработка мер, необходимых для достижения согласованных целей с приоритетом долговременных интересов общества;

- определение буферной емкости, пределов устойчивости, установление фактической и оптимальной антропогенной нагрузки;

- определение очагов и причин деградации;

- выработка требований, предъявляемых к проектам освоения и использования ландшафтов, при условии сохранения средовоспроизводящих и ресурсовоспроизводящих функций ландшафта;

- установление режимов охраны;

- обеспечение высокой эстетической привлекательности ландшафтов;

- содействие устойчивому развитию и повышению качества жизни.

Этот список можно долго продолжать.

В заключение отметим, что необходимо продолжение и углубление фундаментальны и приоритетны прикладны исследований по разработке путей предотвращения и снижения деградации, о раны и восстановления продуктивности сельско озяйственны земель России.

Они включают исследования закономерностей изменения почв и земель в зависимости от арактера, интенсивности и длительности антропогенны воздействий; совершенствование нормативного обеспечения агроэкологического мониторинга земель; развитие исследований в системе географической сети опытов с удобрениями. Создание проектов адаптивно-ландшафтны систем земледелия, препятствующи развитию деградации, а также специальны проектов для товаропроизводителей, ведущи производство на земля , подверженны различным видам деградации.

Для реализации на практике достижений в области о раны почв необ одимо, прежде всего, принять меры общегосударственного арактера, обеспечивающие законодательную базу, а также полное и своевременное финансирование почвоохранной деятельности. Статья 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского озяйства» создает предпосылки для «реализации государственной политики, направленной на обеспечение экологического равновесия, о рану сельско озяйственны земель, повышение и плодородия ...».

В числе актуальных задач экологии, охраны и рационального использования почвенны ресурсов, повышения плодородия почв, безотлагательного решения требует принятие ФЗ «Об охране почв», проект которого, подготовленный депутатами совместно с известными учеными-почвоведами нашей страны, уже в течение длительного времени на одится на рассмотрении в Государственной Думе.

Необходима единая специальная государственная служба, занимающаяся всеми вопросами землепользования (кадастровая оценка, землеустройство, почвенное и геоботаническое обследование, о рана почв, аг-ро имическое обслуживание, мониторинг почв и земель, и др.).

УДК 338.431.4::631.17

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК

В А. Ефимов, профессор, ректор Санкт-

Петербургского ГА У

«Порок современной экономики - не равнодушие к практическим проблемам, а полная непригодность научных методов с помощью которых их пытаются решать.»

В.Леонтьев [1]

Проблема развития высоких аграрных технологий -многоплановая проблема. Базисом для ее решения безусловно являются достижения современной агрофизики, подготовка кадров соответствующей квалификации. Однако никакие научные достижения не найдут широкого практического применения, если аграрная отрасль будет по-прежнему неплатежеспособна, если будут сохраняться губительные для нее межотраслевые диспропорции цен и порогов рентабельности.

Аграрная экономическая наука будет сколь угодно долго и бесплодно анализировать и предлагать схемы решения тех или иных частных проблем, пока не поймет, что бороться со следствиями дело абсолютно бессмысленное и бесперспективное, пока не выйдет на первопричину всех наших проблем, пока на уровне методологии не разграничит причины и порождаемые ими неизбежные следствия. Я хотел бы привлечь внимание представителей аграрной науки вне зависимости от их научной специализации к единой губящей всех нас проблеме - к несостоятельности методологии государственного управления, к порождаемой вследствие этого губительной финансово-экономической атмосфере, в которой функционирует АПК. Кто-то скажет, что это не совсем наша проблема. Отвечу. А вы что, до сих пор надеетесь, что эти вопросы поставит финансовоэкономический блок нашего Правительства, банковский сектор или газовики, нефтяники или влиятельные торговые компании? Именно для нас сверхактуален тезис: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». В изменении существующего положения дел мало кто заинтересован кроме нас, Министра сельского хозяйства А.В.Гордеева и Президента страны В.В.Путина, который далеко не случайно выделил в национальный проект одну единственную отрасль - АПК.

Президент нашей страны понимает, что проблемы аграрного сектора - это не просто проблемы АПК, это проблемы заселенности и целостности страны, ее суверенитета. Ведь из 24 тысяч наших муниципальных образований 20 тысяч являются чисто сельскими, там нет никаких иных рабочих мест, кроме аграрных. Нерентабельность села эквивалентна эвакуации собственного населения из тысячекилометровых пространств.

Выполнив системный анализ проблем аграрного сектора, мы пришли к выводам, что задающим генератором всех кризисных явлений выступает кредитно-финансовая система с убийственным для аграрного сектора ссудным процентом. Можно доказать математически строго, что институт кредита со ссудным процентом является корпоративным инструментом надотраслевого управления, гарантирующим перетекание платежеспособности от кредитуемого к кредитору при любых стратегиях кредитуемого [2]. Практическое подтверждение этих выкладок можно получить, ознакомившись с офисами и балансами банковских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.