STATE RESERVE - THE BASIS OF STABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY
© 2015
D. V. Baldov, the post-graduate student, the senior teacher of the chair «Informational systems and technologies», S. A. Suslov, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Economics and modeling of business processes»
Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino, Russia
Annotation. The article is devoted to consideration of bases of stable functioning of any state accumulation, storage and distribution of the state strategic reserves. No state can count on a long, stable and efficient operation without the creation of strategic reserves. In the Russian Federation the responsibility of the state reserve of the country and the research Institute of storage. The article presents the history of creation of the state reserve, from the first material reserves in the country to international organizations carrying out humanitarian missions in countries outside the Russian Federation. When providing humanitarian assistance organization works closely with the Ministry of emergency situations of Russia. It is studied legislative acts regulating the activities of the organization. Important role in the organization is paid to storage of products. Institute of Problems of Storage management is continually searching for new methods of preserving and storing food for over the years would be not only safe for consumption, but would not lose their taste. Refreshment is periodically made products at warehouses, the product shelf life is coming to an end go to the sale or destruction, and in their place comes a new batch of food. However, many manufacturers are fighting for the right to be the supplier of state reserve. The purchase of vendor status of state reserve of Russia allows concluding contracts for large volumes of supplies and is one of the quality standards of the manufacturer's products. There is storage on a wide range of products not only food. The lack of any key goods can have irreversible consequences for the state system, as well as to be a danger to people's lives. The article explained the key role of the state reserve Fund in liquidation of anthropogenic catastrophes, including Chernobyl. It is provides a chronological reference for the rendered humanitarian assistance to the state reserve for the last year, which proved again that the key factor affecting the food and national security of the country, significantly affecting the stocks, made for emergencies.
Keywords: state reserve, humanitarian assistance, legislation, inventory, food, food safety, disaster, emergency, stages of development of the state reserve.
УДК 378.1
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
© 2015
Н. С. Батова, преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»
М. В. Шуварин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются структура, особенности и проблемы рынка образовательных услуг. Образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений, больше того, рынок образовательных услуг только формируется. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, разумеется, с учетом специфики данного рынка.
Формирование современного рынка образовательных услуг началось в 90-х годах прошлого века. С переходом страны на рыночную экономику установились два основных сегмента - государственный и негосударственный. Но сейчас это деление не отражает многообразия образовательного рынка. Поэтому специалисты выделяют три основных современных сегмента.
«Белый» сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождения, бухгалтерского учета, программирования, иностранных языков, повышения квалификации и т. п.).
«Серый» сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц, которые не оформляют документы должным образом. Это может быть искажение статистических данных и налоговой отчетности или введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме («добровольных пожертвований») без должного оформления.
«Черный» сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий или распространяющими свою деятельность далеко за рамками, установленными лицензией, а
11
также системой взяток и поборов при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов и т. д., широко распространенной в секторе государственного высшего образования.
Специфика же заключается в сильной зависимости от государства. Главное противоречие менеджмента большинства учреждений системы образования состоит в несоответствии между внутренней системой управления и необходимостью поведения организации как участника рыночных отношений.
Ключевые слова: государственные вузы, образовательные услуги, образовательные учреждения, рынок образовательных услуг, система образования, студент, негосударственные вузы, проблемы, перспективы, услуга, вузы.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.
Российское образование, начав переход к рыночным отношениям, не имело: ни теории образовательного учреждения; ни собственной экономической концепции развития; ни механизмов управления рыночными отношениями в образовании; и что не менее важно не имело корпуса менеджеров-профессионалов, отсутствовали инвестиционные и мотивационные механизмы.
Рынок - это экономические отношения, связанные с обменом товаров или услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На рынке образования товаром выступает образовательная услуга.
В сегодняшних экономических условиях невозможно дать однозначного определения и понятия образовательной услуги. Анализ отечественной литературы и периодики показал, что единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. А обобщенное определение представляется в следующей интерпретации: образовательная услуга - это экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, то есть это - продукт, которым можно располагать для этих целей [13-16].
Но по своей социально-экономической природе образование является товаром общественным и наряду с наукой, культурой и здравоохранением относится к смешанному сектору народного хозяйства. Оно оказывает положительное воздействие на социальноэкономические процессы в обществе: содействует повышению общей эффективности трудовых ресурсов страны, возрастанию их конкурентоспособности. В настоящее время не прекращаются дискуссии о сущности образовательной услуги. Но общее мнение все же сводится к тому, что образовательная услуга - это специфический товар, отличный от всех других видов услуг. Чтобы эту выявить эту специфичность кратко обозначим сущность понятия «услуга» вообще.
Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению
чем-либо» [13]. Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара, и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:
1. Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.
2. Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.
3. Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.
4. Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.
В этой связи А. Панкрухин выделяет ряд особенностей образовательных услуг как таковых:
1. Они не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря «на слово». Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
2. Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя, тьютора может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие - обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более - образовательных. Особенность последних - в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, «педагогика сотрудничества»).
3. Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей, а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на про-
12
цессы и результаты оказания услуг. Непостоянство образовательной услуги имеет еще одну причину -изменчивость «исходного материала» - обучающегося.
4. Услуги несохраняемы. Для образовательных услуг несохраняемость имеет две ипостаси. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у образовательных услуг эта черта выглядит смягченной, т. к. по крайней мере учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для них действует другая сторона несохраняемости - естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды.
Согласно мнению М. А. Лукашенко, под конечным образовательным продуктом понимается образованность индивида, а промежуточный образовательный продукт рассматривается как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образовательных товарах и услугах.
Исследователи по-разному трактуют данное понятие. Так, А. М. Стрижов под образовательной услугой понимает «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности». При этом Р. Джапарова под образовательной услугой подразумевает «деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым». Таким образом, образовательная услуга представляет собой систему взаимоотношений между производителем и потребителем по оказанию и приобретению данного блага.
Существует еще одна точка зрения, рассматривающая образовательную услугу как процесс передачи определенной информации для усвоения, с целью получения определенного результата. Так, Е. Д. Липкина дает следующее определение образовательной услуги: «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, использующиеся для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков».
С. А. Зайчикова разделяет данную точку зрения и в качестве образовательной услуги рассматривает «систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индиви-
да, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала».
Согласно мнению Н. Н. Терещенко, образовательная услуга определяется как «целый комплекс действий: воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления, которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков».
Весьма интересное определение предлагает В. Н. Зотов: «образовательная услуга - это объем учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе».
Некоторые авторы рассматривают образовательную услугу как деятельность образовательного учреждения, направленную на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств, реализуемых в дальнейшем в процессе трудовой деятельности. Так, Т. А. Сон утверждает, что «образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы, спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации».
И. Б. Романова под образовательной услугой понимает «трудовую деятельность экономической единицы, направленную на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании (т. е. в приобретении систематизированных знаний, умений и навыков), осуществляемая с предварительного согласия данного субъекта».
Таким образом, можно сделать вывод, что и сам рынок образовательных услуг имеет ряд особенностей, и не только в связи с уникальностью выносимого товара - образовательной услуги.
Формирование целей статьи
Проанализировать современную систему российского образования, а также выявить факторы, влияющие на ее развитие.
Изложение основных материалов исследования
В поисках дополнительных источников поступления денежных средств вузы открывают новые направления подготовки, количественный приём на которые, как, впрочем, и методика обучения, не всегда бывают продуманными и обоснованными. В результате значительное число студентов-выпускников, в том числе престижных сегодня юридических и экономических направлений, остаётся невостребованным, а государственные вложения в образование не всегда используются рационально. Затраченные на обучение бакалавров и магистров бюджетные средства не воз-
13
вращаются в бюджет в виде прибавочной стоимости и налогов, поскольку выпускники невостребованных специальностей не задействованы в процессе воспроизводства [5]. Поэтому Министерство образования и науки РФ периодически проводит проверки с целью определить качество подготовки бакалавров и магистров, в результате которых закрываются некоторые направления подготовки.
В первую очередь при рассмотрении факторов, влияющих на развитие кризисной ситуации на рынке образования, и при разработке комплекса шагов по её разрешению необходимо учесть то, что высшее образование должно сохранить статус государственного, а частный капитал должен быть ограничен в своём участии в образовательной системе разумными квотами с тем, чтобы обеспечить стопроцентную доступность образования, вплоть до высшего, всем категориям населения.
Однако некоторые отмечают социальную роль негосударственного образования:
- оно оттягивает на себя значительный контингент учащихся, способных оплачивать свое обучение, тем самым, давая возможность другим получать образование бесплатно;
- оно предоставляет возможность учиться тем, кому государство не может дать такой возможности (большие конкурса на пользующиеся спросом специальности);
- негосударственное образование создает конкурентные отношения на образовательном рынке, заставляя государственные вузы быть более мобильными, инновационными [19].
Сам процесс создания платного сектора в образовании был обусловлен насущными потребностями рынка, когда российская высшая школа оказалась в тупике в начале 90-х гг. Благодаря огромному вниманию к системе образования со стороны государства, во времена СССР образовательные структуры выступали как наиболее стабильные элементы государственной системы. Мало можно было найти областей, где труд был столь престижен и хорошо оплачивался. Свои функции государство осуществляло через жесткую систему планирования: оно делало системе образования плановый заказ на выпуск кадров определенных профессий и в определенных количествах. Советское высшее образование было практически идеальным для плановой экономики, действующей в СССР.
В 80-е годы прошлого столетия известные политические события, приведшие к распаду СССР, передвинули проблемы образования на задний план государственной политики Российской Федерации. Материально-технические базы образовательных учреждений устарели, а государство оказалось не в состоянии финансировать образовательные учреждения в тех объемах, которые были необходимы.
В 90-е годы образовательному сектору России приходилось жить в условиях, когда:
- происходило снижение реального внутреннего валового продукта в течение десяти лет;
- строились новые взаимоотношения бюджета центра и регионов, что привело к дестабилизации источников финансирования системы образования;
- у вузов не хватало возможностей для удовлетворения спроса на подготовку специалистов, необходимых рыночной экономике.
Все это привело к ряду проблем: необходимости реструктуризации системы высшего образования в короткие сроки, как не соответствующую общим экономическим тенденциям; недостаточности и нестабильности финансирования системы образования и не соответствия навыков и знаний выпускаемых специалистов реальным запросам рыночной экономики.
Государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы путем оказания платных услуг. В статье 45 Закона «Об образовании», принятого в 1992 году, сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги...» [12]. Причем виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в области образования.
В период становления этих отношений большинство образовательных учреждений, оставаясь в государственном секторе экономики, по инерции продолжало надеяться на заботу государства, скорую стабилизацию и прежнюю государственную финансовую поддержку. Эти условия нестабильности существенно подорвали уверенность преподавателей в завтрашнем дне, за несколько лет из вузов ушли способные и энергичные специалисты, а приток новых кадров не компенсировал их утрату.
Российское образование, начав переход к рыночным отношениям, не имело: ни теории образовательного учреждения; ни собственной экономической концепции развития; ни механизмов управления рыночными отношениями в образовании; и что не менее важно не имело корпуса менеджеров-профессионалов, отсутствовали инвестиционные и мотивационные механизмы.
Но в результате открытия множества экономических специальностей в негосударственных вузах рынок образования получил еще более многочисленную армию экономистов, менеджеров, специалистов по связям с общественностью и т. п. Для ряда регионов, находящихся на стадии экономического подъема, специалисты в области экономики и управления будут востребованы, однако не секрет, что значительная доля этих специалистов в настоящее время не востребована.
14
Конечно, это не самая главная причина кризиса российской системы образования. Многие вузы выпускают специалистов, которые востребованы на рынке труда Запада и которые впоследствии успешно работают во многих иностранных фирмах. Но опять же, когда выпускник предъявляет диплом, показывающий уровень его знаний, фирмы не верят тому, что отражено в дипломе, и проверяют качество знаний специалиста. Выпускник-специалист доказывает высокий уровень своих знаний, которые иногда выше, чем у студентов иностранных университетов, но почему-то на Западе сложилось такое мнение, что получение высшего образования в России является не столь престижным, как на Западе.
Это обусловлено рядом проблем, стоящих перед российской системой образования, в числе которых: недостаток бюджетных средств на развитие образования; слабая разработка организационно-правовой и финансово-экономической базы развития образования и, прежде всего, высшей школы; существующие противоречия в самой образовательной системе: между возрастающим спросом населения на образовательные услуги и возможностями его удовлетворения.
Также в числе этих проблем необходимо назвать материально-техническое состояние учебных заведений образовательной системы в России. Основные фонды требуют обновления и модернизации, но особенно явно прослеживается недостаточное развитие информационной структуры. Так выход в Интернет имеет только 3 % российских школ, тогда как в США и Западной Европе к 2001 г. таких школ было 90 - 95 %, не говоря уже о высших учебных заведениях. Для превращения информационных ресурсов в общедоступное средство получения знаний необходимо масштабное государственное участие, во много раз превышающее нынешнее. Так, в Японии за 1996-2000 гг. на эти цели было выделено около 93 млрд долл. Важным компонентом является наличие высококачественных природных материалов, учебников и оборудования. В целом для России характерна качественная неоднородность материально-технической базы, что требует дифференцируемого подхода к управлению образовательными учреждениями. На систему образования как сферу подготовки кадров непосредственно воздействует сложившаяся структура национальной экономики (как территориальная, так и отраслевая), детерминирующая потребности в рабочей силе соответствующей квалификации и специальности. Структурный фактор проявляется в том, что работодатели, ориентируясь на текущую конъюнктуру рынка, предъявляют свои требования к системе, которая как поставщик образовательных услуг реагирует на них. Но такое положение дел чревато определенной опасностью, а потому здесь, безусловно, необходимо вмешательство государства.
Государственное управление образовательной системой должно базироваться на перспективных вариантных прогнозах социально-экономического развития страны, отдельных регионов и территорий, учитывающих приоритетные с точки зрения конкурентоспособности страны направления. Однако этот принцип не реализуется в надлежащей мере, и зачастую текущие тенденции экстраполируются на будущее. Попытки привлечь предприятия для выработки мер по корректированию образовательной системы дают только временный эффект, поскольку рыночные субъекты исходят из своих частных интересов (что естественно) и текущей конъюнктуры.
При рассмотрении структурных ограничений важно учесть следующее. Задача российской экономики - преодолеть отставание от развитых стран и выйти на высокий уровень развития, обеспечивающий соответствующее качество жизни населения. В настоящее время передовые страны находятся в пятом технологическом укладе, характеризующимся активным использованием электроники, информационнокоммуникационных технологий, оптоволоконных систем связи, развитием биотехнологии, который продлится еще 20-30 лет. Постепенно произойдет переход к шестому укладу, который будет определяться широким применением микро- и наноэлектроники, генной инженерии, нетрадиционной энергетики и информационных сетей следующего после Интернета поколения, и человечество вступит в эпоху коэволюции общества и биосферы, т. е. в эру ноосферы. Для российской же экономики сегодня характерны лишь элементы пятого уклада, а основная часть народного хозяйства носит признаки четвертого и даже третьего укладов. Поэтому преодолеть отставание можно только разработав стратегию инновационного прорыва, базирующегося на развитии элементов пятого и шестого укладов. Для этого надо определить базовые приоритеты и сосредоточить на них материальные и интеллектуальные ресурсы, чему должно способствовать совершенствование государственного прогнозирования и программирования [11].
Несомненно, модернизация системы образования должна вестись с учетом этих процессов, а меры по ее реформированию войти составной частью в такие программы. Нужно признать ключевую роль высшего профессионального образования в образовательной системе, которое, во-первых, осуществляет подготовку рабочей силы высокой квалификации, в том числе для самой системы, а также для органов государственной власти и управления; во-вторых, формирует новые знания в различных сферах, включая инновационнозначимые; в-третьих, создает возможности широкого использования информации и ее адаптации. Высшее образование в отношении качества и масштабов должно опережать потребности современного эта-
15
па развития экономики и ориентироваться на показатели, характерные для постиндустриальных стран, только после этого западные страны признают престижность нашего образования. Другой причиной кризиса российской системы образования является нынешняя реальная «модернистская» деятельность, когда только ленивый не ищет себе «пропитание» в гущах образовательных новаций.
Подавляющее большинство научных и практических исследований, выполняемых в области образования (особенно педагогических), касаются частных, узких вопросов: совершенствования методик преподавания конкретных предметов; изменения содержания учебных дисциплин, формирования опять же определённых навыков и умений. Особенно популярны в последнее время исследования, посвящённые формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, компетентность обучаемых (от детей дошкольного возраста до студентов и специалистов, проходящих профессиональную подготовку). Само по себе сказанное, казалось бы, доказывает, что проблемы образования научной среде не чужды, если бы не одно «но»: все эти исследования и предложения, направленные, вроде бы, на улучшение положения дел в данной сфере, мягко говоря, имеют весьма косвенное отношение собственно к повышению образовательного уровня населения. Смысл большинства из них -поиск путей облегчения «жизни» самой образовательной системы (как легче научить, как сэкономить педагогические усилия и т. д. и т. п.).
Изобретение российской педагогики, отраженное в исторически устоявшейся формуле: «образование = воспитание + обучение» (в последние десятилетия, правда, появилось и третье сказуемое - развитие), привело к тому, что многие, похоже, искренне поверили в то, что развитие образования можно обеспечить путём совершенствования его слагаемых (процессов воспитания, обучения, развития) средствами обучения. В то время как во всём мире само это понятие («образование») включено в более широкий контекст и имеет более сложную композицию, мы с удивительной настойчивостью продолжаем придерживаться своего «ноу-хау». Если к тому же учесть, что большинство россиян искренне убеждены в том, что наше «образование - лучшее в мире!», ожидать значительных, востребованных сегодняшним днем перемен в образовательной системе, вообще в образовании молодого поколения не приходится [1].
Развивающемуся обществу нужны образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора; прогнозировать возможные их последствия, будут отличаться в своих действиях мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Отечественная система образования является
важным фактором сохранения места России в ряду будущих стран мира, её международного престижа страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Современный рынок образовательных услуг в России сложился за достаточно короткий промежуток времени, и рыночные отношения в образовании только начинают приобретать цивилизованные формы. Предложение образовательных услуг за последние годы сделало колоссальный скачок. Во многих случаях сегодня оно даже превышает спрос. Поэтому в последнее время во главу угла ставится студент и его потребности в образовании. К студенту теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг. Соответственно, вузы пытаются занять свое место в бизнесе.
Обострение конкуренции связано с появлением большого количества негосударственных вузов, которые ориентированы на подготовку студентов по профилю наиболее востребованных населением специальностей.
Кризисные явления в стране привели к более жесткой привязке населения к вузам своего региона. А количество выпускников школ в последнее время резко сократилось и в своем регионе его можно прогнозировать. И, наконец, абитуриенты начали интересоваться не только ценой, но и качеством образования в целом.
Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следствием этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно обменивается учащимися, профессорско-
преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы неизбежно проникают в наше образовательное пространство.
В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.
Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Высшее образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становится главной ценностью общества. И именно конкуренция способна
16
стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть высшее образование к качественно новому витку развития.
Вузам необходимо проводить оценку уровня конкурентоспособности и на ее основе разрабатывать стратегии повышения конкурентоспособности, а это требует проведения вузом постоянного мониторинга внешней среды в части содержания и структуры образовательных услуг. Такой мониторинг и будет являться базой повышения конкурентоспособности. Эта работа может быть осуществлена на базе стратегического управления вузом, и вузы, которые смогут ее правильно и своевременно организовать, в перспективе будут конкурентоспособны на рынке образовательных услуг.
В современных условиях вузам придётся значительное внимание уделить своему имиджу, в том числе подтверждению своей привлекательности на рынке образовательных услуг, обеспечению конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда. Рассмотренные же ограничения в развитии образовательных систем носят объективный характер и обусловлены особенностями современного этапа развития российской экономики. Модернизация образовательной системы должна проводиться с учётом этих ограничений и возможных проблем, поскольку только в этом случае Россия сможет реализовать качественные параметры роста, связанные с человеческим капиталом, и создать конкурентоспособную на мировом уровне экономику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акинфеева Н. Социально-целесообразные стратегия изменений в российском образовании // ВВШ. 2005. № 4. С. 23.
2. Батыргишиева А. А. Адаптация выпускников учебных заведений на рынке труда в депрессивном регионе [Текст] // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 96-101.
3. Филоновича С. Р. Бизнес-образование / М. : 2004.С. 133.
4. Борисова Н. Российское образование в системе рыночных отношений [Текст] // Труды российских ученых. 2008. № 3. С. 7-11.
5. Васильченко Н., Бурлюкина Е., Секерин В. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе // Маркетинг. 2002. № 6. С. 12.
6. Волгин Н. А. Социальная политика: учебник 3-е изд., стереотип. М. : Издательство «Экзамен», 2006. 734 с.
7. Высшие и средние специальные учебные заведения в крае: Стат. сб. Ставрополь : Ставропольстат, 2009. 35 с.
8. Гвозденко А. Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 116-119.
9. Гельвановский М., Жуковская В.,ТрофимоваИ. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях [Текст]// Российский экономический журнал. 2005. № 3. С. 67-77.
10. Герасимов Б. И., Гурова Л. Г. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона [Текст]/ Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 164 с.
11. Заборовская О. Социально-экономические аспекты управления развитием образования в России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 1. С. 57.
12. Закон Российской Федерации «Об образовании», от 10.07.1992 № 3266-1, (ред. от 16.03.2006), КонсультантПлюс.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга: М. : Прогресс, 1990. 736 с.
14. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М. : Интерпракс, 1995. 240 с.
15. Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. 1992. № 6. С. 43-49.
16. Сагинова О. В. Природа и характеристики образовательных услуг: // Маркетинг. 2005. № 3 (82). С.53-63.
17. Свиридов О. А. Теория и методология функционирования образовательных систем // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Йошкар-Ола 2006.
18. Усова А. В. Проблемы реформирования системы образования // Известия Российской Академии образования. 2002. № 2 С. 6.
19. Ушакова М. Российский рынок образовательных услуг и его специфика // Социальногуманитарные знания. 2004. № 5 С. 254.
20. Харитонов Д. Я. Финансирование системы образования. // Финансы и кредит. № 27. 2007. С. 51.
17
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES
N. S. Batova, the teacher of the chair «Labour protection and life safety»
M. V. Shuvarin, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair
«Labour protection and life safety»
Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino, Russia
Annotation. The article discusses the structure, characteristics and problems of the market of educational services. Later, educational institutions, other agencies have found their place in the system of market relations, moreover, the market of educational services is being formed. Educational institutions need a competently organized management and marketing of new solutions, of course, specific to this market.
The formation of modern market of educational services began in the 90-ies of the last century. With the country's transition to a market economy has established two major segments - public and private. But now this division does not reflect the diversity of the educational market. Therefore, experts distinguish three main modern segment.
The white segment shows the paid departments of state universities, private paid schools and universities, various paid courses (driving, accounting, programming, foreign languages, professional development, etc.).
The «grey» segment comprises the services of state and non-state educational institutions, and individuals that do not issue the documents properly. This may be a misrepresentation of statistical data and tax statements, or the introduction of additional fees in cash or in kind («donations») without proper registration.
The «black» segment is submitted by the educational institutions working without registration of necessary licenses, or distributing the activity far behind the frameworks established by the license, and also system of bribes and extortion for admission to universities, at delivery of sessional examinations etc., widely spread in the public higher education sector.
Universities and other educational institutions later on other Russian structures have found their place in the system of market relations, moreover, the market of educational services is still at a formative stage. This explains the large amount of «black» and «grey» market segment. Educational institutions need a competently organized management and marketing of new solutions, of course, specific to this market. Specificity is heavily dependent on the state. The main contradiction of the management of most institutions of the education system is the mismatch between the internal control system and the necessity of conduct of the organization as a participant of market relations.
Keywords: educational services, education system, market of educational services, state universities, private universities, challenges, perspectives, student, educational institutions, services, universities.
УДК 37.01
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ ВУЗА, ПУТИ РЕШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
© 2015
Я. С. Бакулина, ассистент преподавателя, кафедра «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»
А. В. Ведерников, аспирант, старший преподаватель, заведующий кафедры «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»
А. А. Гусев, старший преподаватель, кафедра «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» Институт пищевых технологий и дизайна, Нижний Новгород (Россия)
Аннотация. В последнее время наиболее актуальной стала проблема заинтересованности молодого поколения в занятиях физической культурой и спортом. Необходимо выявить и обозначить проблемы отсутствия заинтересованности, потребности в занятиях спортом молодежи. Найти пути решения, предлагаемые Правительством Российской Федерации и регионов для устранения сложившейся ситуации.
Для решения проблем в сфере физической культуры и спорта на территории всей России, в каждом ее регионе, в каждом городе и областном центре стали функционировать или находятся на стадии строительства физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК).
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека, он не вправе перекладывать ее на окружающих. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены. На территории микрорайонов сле-
18