ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
43
УДК 338.46:378
Л.В. Соловьева, В.И. Соловьева
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Рассматриваются социальные и экономические предпосылки развития современного российского образования. Анализируются причины деформации традиционной системы образования в условиях рыночной экономики. Освещаются исторические и экономические причины зарождения в России рынка образовательных услуг, его место в общей образовательной структуре страны. Исследуется концептуальная сущность понятий «платные образовательные услуги», «институциональность образования», «рынок образовательных услуг». Отмечается роль государства в модернизации образования, обозначены системные меры, которые в области государственной образовательной политики принимаются для дальнейшего развития учебных заведений всех видов и форм собственности. Констатируется особенность наблюдаемого кризиса образования как мирового явления. Представлены результаты деятельности локального рынка образовательных услуг на примере учреждений образования г. Белгорода. Рынок образовательных услуг Белгорода отличается большим разнообразием учебных заведений различных уровней профессионального обучения. Для данного регионального рынка характерны высокое качество обучения в учебных учреждениях города, требуемая научная и педагогическая подготовленность преподавательских кадров. Населению города присущи требовательность к качеству обучения, готовность семей вкладывать деньги в образование детей, уверенность в том, что хорошее образование будет залогом профессиональной и служебной карьеры. Характерными чертами сферы образования города являются: возможности получения желаемого образования, качество образовательных услуг, персональная подготовленность педагогических кадров. В учебных заведениях города обучается более 50 тыс. студентов из разных регионов страны, из них около 40 % - из Белгородской области. Примерно половина обучается на дневном отделении, 75 % выпускников школ Белгорода поступают в вузы страны и города. Учебные заведения города ориентированы на разные группы абитуриентов. Имеются определенные диспропорции в подготовке нужных специалистов и в выпуске специалистов престижных профессий. Оценки произведены с использованием положений концепции о необходимости удовлетворения образовательных потребностей граждан, учета административно-территориальных и традиционных особенностей региона.
Ключевые слова: экономика образования, концепция, сущность, локальный рынок, функционирование, кризис образования, образовательные услуги, учреждения образования.
В современной России значение образования как одного из стратегических ресурсов страны имеет особую роль, так как благодаря ему должно во многом обеспечиваться успешное, динамичное и гармоничное развитие нашего общества. Постоянное внимание к данному вопросу научной и образовательной общественности, а также рядовых граждан весьма понятен и определен той исключительной важностью, которую образование имеет в системе российского общества, теми перспективами, которые люди к нему соотносят в решении множества общечеловеческих проблем.
Являясь одной из главных жизненных ценностей, важным фактором социальной и экономической стабильности, условием сохранения и устойчивого развития конкретного общества, образование становится также ключевым элементом международной политики. Причем в дальнейшем роль образования в существующем мире с учетом современных глобальных целей будет постоянно возрастать. Потому что оно становится важным механизмом результативного движения государств на высококонкурентных мировых рынках труда и нанотехнологий, одним из главных элементов их геополитики и экономической стратегии.
Эта идея отражена в принятом в июле 2006 г. членами саммита «группы восьми» (0-8) в Санкт-Петербурге заключительном документе «Образование для инновационных обществ в XXI веке». В нем отмечается, что «образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI в. зависит от способностей стран обеспечивать образование всех членов общества с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире» [23].
С переходом России в 90-е гг. прошлого века на рыночные отношения, в том числе в системе образования, резко сократилось государственное финансирование учебных заведений. Снижение экономических затрат на систему образования было связано с переходными социальными и полити-
44 Л.В. Соловьева, В.И. Соловьева
2018. Т. 28, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ческими трудностями того периода в стране. Около 40 ведущих вузов остались на обеспечении государства, остальные перешли на региональное и самофинансирование за счет предоставления платных образовательных услуг. Стремление российских граждан к получению высокопрофессионального образования породило службу, а вернее институт таких услуг, когда за свои деньги люди приобретают необходимые им специальности.
Понятие платных образовательных услуг в советское время в нашей экономической теории отсутствовало, так как все образование в стране для населения было бесплатное. Позже, в 90-е гг. прошлого века, это понятие было заимствовано из западных экономических учений. Проблему институ-циональности образования в своих экономических трудах исследовали или затрагивали зарубежные ученые Г. Беккер, Т. Веблен, Дж. Коммонс, Р. Коуз, Д. Норт, Г. Саймон и другие. Анализу рыночных услуг образования в современных условиях посвящены научные труды многих российских ученых, в их числе - Г.А. Балыхин, Р.И. Бунеева, А.Б. Вифлеемский, Э.Ф. Галямова, Е.А. Давыдова, С.А. Дю-жиков, В.И. Ерошин, Е.В. Исаенко, А. А. Пронин, А.В. Усова и другие. Имеются по этой проблеме публикации авторов данной статьи.
В научных работах российских и зарубежный ученых получили освещение такие аспекты, как реформирование системы образования и оплаты труда в образовании, экономика знаний, вопросы социально-экономического развития системы образования. Исследовались проблемы развития рынка образовательных услуг в регионах России, соотношение экономики, права и управления образованием, рынка образования и рынка услуг.
У каждого ученого прослеживается свое понимание и трактовка основных концептов данной проблемы - современного образования, профессионального обучения, высшей школы, образовательного рынка, локальных особенностей регионов и другое. Это позволяет исследователям выделить концептуальную сущность базовых понятий, обозначить пути их функционирования через устойчивое содержание выполняемого назначения. Разносторонние концепции ученых рисуют объективную картину данного явления, раскрывают природу его зарождения и развития.
Отличие нашего подхода к исследованию концептуальной сущности функционирования локального рынка образовательных услуг раскрывается следующими положениями. Среди разнообразных факторов воздействия на состояние и развитие изучаемого процесса существует особая категория условий, оказывающих базовое влияние на развитие локального рынка образовательных услуг, которые можно систематизировать, несмотря на наличие объективных региональных отличий.
Для доказательства этого предположения будем использовать принцип причинной обусловленности, концептуальные положения сущности функционирования образовательных услуг, познания природы развития локального рынка, происходящие по традиционным правилам в каждом административно-территориальном регионе.
Объектом исследования определен локальный рынок как системное образование, обеспечивающее развитие социально-экономической среды, состоящее из совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных частей, функционалом которой выступает создание условий для повышения качества жизни населения через получение образовательных услуг.
Методологической основой изучаемой проблемы служат законы и принципы дидактики, причинно-следственной связи, детерминизма. Исследование основывалось на общенаучных методах познания сути и природы изучаемого явления, методах установления зависимости его количественных и качественных изменений, методах абстрактного мышления и логических умозаключений, научной обоснованности выводов.
Следует отметить, что при всей сложности нашей жизни состояние дел в области российского образования в последние годы находится в поле постоянного внимания руководства страны. Внимание к проблеме модернизации образования поддерживается государственными мерами, которые правительство России в рамках разработки и претворения национальной политики в сфере образования за последние годы принимает для его возрождения и дальнейшего развития. Причем предлагается и делается в этом направлении немало. Однако не все из того, что рекомендуется, находит ответные отклики понимания и поддержки как в профессионально-педагогическом обществе, так и в российском социуме в целом.
Наблюдаемый кризис российского образования, его отставание от хода развития современных науки и общества, невозможность двигаться в соответствии со временем является не столько прояв-
лением современных отечественных реалий, а скорее его врожденной мировой проблемой. Именно ее подчеркивает А.П. Огурцов, когда отмечает: «В истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования». Более того, «претензии к существующей системе образования всегда и для всех были общим местом. Нет страны и нет времени, которые бы характеризовались благостным отношением к данному вопросу» [14].
Россия в этом не исключение. Однако, считая это очевидным, все знают, что без совершенствования современной системы образования нет будущего страны, не будет накопления человеческого капитала. Вклады в человеческий капитал, возрастание ценности человеческого труда становятся важными условиями реформирования экономики. Человеческий капитал сегодня рассматривается как своеобразный банк, который накапливает научный интеллект и может быть источником значительного дохода общества в перспективе. Образование не только дает возможность усвоить уже накопленную информацию, но и помогает приобретать новые знания, создает возможности для разработки и внедрения передовых технологий. Следовательно, развитие образования, особенно высшего, сегодня идет вперед и создает реальные предпосылки для будущего прогресса [8].
В обстоятельствах зачастую неоправданной межвузовской конкуренции высшая школа вынуждена постоянно развивать свою специфическую деятельность, рекомендуя образовательному рынку не только новые, но и значительно улучшенные профессиональные программы. Одним из общих понятий рынка, как мы знаем, является суммарность сделок между покупателями и продавцами. На рынке образовательных услуг покупателями являются люди, которых движет потребность в определенных знаниях и навыках, продавцами - образовательные учреждения, рекомендующие профессиональные программы обучения. Так как рынок образования является компонентом сферы услуг, то для него типичны частные особенности. Услуги имеют продолжительный и многоступенчатый характер. Образовательные услуги нельзя хранить, но результаты обучающей деятельности сохраняются в течении значительного времени жизни человека. Учебная деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями, имеет правовую защищенность, для этого она лицензируется.
Некоторые услуги оказываются бесплатно на основе конкурса (за счет государственного бюджета), но большая - платно (за счет покупателей). Исследование образовательного рынка услуг актуально и важно не только для вузов, но и для потребителей/покупателей - абитуриентов и их родителей. Ректорат учебного заведения отслеживает рейтинг данного образовательного учреждения, что дает возможность увеличения конкурса на бюджетные места и привлечения желающих поступать на платную основу, чем обеспечивает вуз работой на ближайшие годы. Постоянно текущими обзорами и анализом вузовской статистики занимаются РОССТАТ, ФОМ, ВЦИОМ, журналы «Эксперт РА», маркетинговые центры и иные учреждения, работающие в этом направлении [1].
Рассмотрим функциональные особенности локального рынка образовательных услуг на примере города Белгорода, - одного из ведущих областных центров Центрально-Черноземного региона. Рынок образовательных услуг города Белгорода отличается значительным разнообразием учебных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Для рынка характерен качественный уровень обучения, предлагаемый учебными заведениями города, высокая степень подготовки кадров.
Население города Белгорода отличает требовательность к уровню образования, готовность семей вкладывать деньги в развитие и обучение детей, уверенность в том, что качественное образование будет надежным залогом будущей профессиональной и служебной карьеры. Каково состояние местного рынка образовательных услуг, где границы и объемы его роста, спроса и предложений на услуги образования в регионе, а также ведущие тенденции и будущие перспективы развития такого рынка - главные вопросы, которые встают перед потребителями образовательных услуг Белгорода.
Основными характеристиками современного состояния сферы образования города являются:
- возможность получения образовательных услуг городским детям и молодежи, что позволяет улучшить состояние структуры учебных учреждений и их финансовое обеспечение;
- качество услуг, предлагаемых образовательными организациями различных уровней и форм собственности;
- персональный состав педагогических кадров и других работников образовательных учреждений.
Всего в территориальных границах Белгорода работает более 200 организаций разнообразных
форм собственности и уровней образования. В социальную деятельность с детьми и молодежью
46_Л.В. Соловьева, В.И. Соловьева_
2018. Т. 28, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
включены городские и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики [19].
В Белгороде обучается более 50 тыс. молодых людей из разных регионов России, среди них около 40 % - из Белгородской области. При этом 48 % студентов белгородских вузов получают образование по программам очного обучения. Фактически 75 % бывших старшеклассников общеобразовательных школ города Белгорода поступают в вузы (с учетом поступающих в старшем возрасте - почти 90 %) [22].
По качеству образования белгородские вузы можно разделить на четыре подгруппы:
1) лидеры, ориентирующиеся на элиту российских абитуриентов (42 %);
2) вузы второго эшелона, ориентирующиеся в большинстве на элиту абитуриентов Центрального Черноземья, Крыма и Донбасса (29 %);
3) вузы среднего порядка, ориентирующиеся на платежеспособное население области (18 %);
4) вузы-аутсайдеры (11 %) [17].
При наличии вузов с качественными показателями обучения студентов в городе наблюдается определенное перепроизводство специалистов с высшим образованием, имеющих недостаточно высокую квалификацию для необходимого трудоустройства по профессии. Особенно это наблюдается по таким профилям подготовки, как «юрист», «экономист», «менеджер», а также по некоторым технологическим специальностям. О проблемах качества высшего образования в Белгороде свидетельствуют средние показатели занятости преподавателей и студентов из-за излишнего бумаготворчества в научной и инновационной деятельности. При этом более 1/3 белгородских промышленных предприятий испытывают дефицит высококвалифицированных инженеров, 15-20 % - грамотных экономистов и юристов [22].
Если говорить о перспективах изменения рынка образовательных услуг в городе Белгороде, то можно обозначить следующие:
1. Высокие показатели рождаемости за последнее десятилетие, увеличение переезда мигрантов в область будут способствовать росту потребностей населения областной столицы в образовательных услугах.
2. Усиление конкурентной борьбы между вузами, причем это коснется прежде всего таких показателей, как качество образования и востребованность выпускников на рынке труда.
3. Рост количества негосударственных вузов и в связи с этим увеличение потребности людей в платном образовании. В перспективе, в связи с преобразованием правил поступления в вузы и воздействием экономического кризиса, возможно сокращение образовательного рынка [12].
4. Перспективным вариантом предполагается предоставление платных (образовательных, культурных, досуговых и других) услуг взрослой части населения. На сегодняшний день данные услуги у населения являются востребованными, но не получившими развития в государственных учреждениях, подведомственных городскому Департаменту образования.
5. Одной из современных форм совершенствования образовательных услуг может служить дистанционное обучение, которое дает возможность получить нужное образование, не покидая дома.
Для решения существующих проблем на рынке образовательных услуг в городе Белгороде нам представляется необходимым исследование уровней потребности экономики региона в образовательных услугах, качественных требований к квалификации рабочей силы и рациональной организации ее подготовки, состояния мотивационных стремлений молодежи к профессиональному образованию, а также уточнение причин, препятствующих трудоустройству выпускников высших и средних учебных заведений на предприятиях города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балыхин Г.А. Актуальные вопросы социально-экономического развития системы образования России // Экономика образования. 2004. № 3.
2. Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. Т. V. В 2 кн. Кн. 1. М.: Мысль, 2004. С. 692.
3. Бунеева Р.И. Социально-экономическая роль некоммерческих организаций в развитии региона // Вестн. Белгородского ун-та потребительской кооперации. 2009. №2(30). С. 81-84.
4. Веблен Т. Теория праздного плана. М.: Прогресс, 1984.
5. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: учеб. пособие. В 2 кн. М.: Народное образование, 2013. Т. 1.
6. Галямова Э.Ф., Кудимана Г.О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27, вып. 3. С. 21-26.
7. Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. 2004. № 5.
8. Дюжиков С.А. Рынок образования и рынок труда в России: функциональные связи и отношения / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №3.
9. Ерошин В.И. Экономика, право и управление образованием: проблемы, исследования, решения // Изв. Российской Академии образования. 2002. № 2.
10. Исаенко Е. В. Маркетинг в сфере образовательных услуг / Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие // под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Нагапетьянца. М.: Изд. дом «Вузовский учебник»; ИН-ФРА-М, 2013. С. 244-251.
11. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
12. Невлев В.К., Соловьева В.И. Приспособление образовательных учреждений к рынку услуг // Педагогические технологии в современном образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., 8 апреля 2014 г. Белгород: Изд-во БУКЭП, 2014. С. 349-354.
13. Норт Д. Институты и институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
14. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.
15. Пронин А. А., Занин М.В. Муниципальный вуз в культурно-образовательном пространстве города: инновации и перспективы // Междунар. журн. экономики и образования. 2016. Т. 2, № 1. С. 62-73.
16. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и наука о поведении // Теория фирмы / сост. В.М. Гальперин. СПб.: Экономическая школа,1995.
17. Соловьева В.И. Институциональные факторы формирования российского рынка образовательных услуг // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27, вып. 2. С. 60-66.
18. Соловьева Л.В. Становление рынка услуг в условиях перехода к рыночной экономике: монография. М.: Социум, 1997. 208 с.
19. Соловьева Л.В., Соловьева В.И. Формирование рынка образовательных услуг в структуре высшей школы // Евразийский юрид. журн. 2016. №5(96). С. 314-318.
20. Усова А.В. Проблемы реформирования системы образования // Изв. Российской Академии образования. 2002. № 2.
21. Commons J. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. Vol. 21.
22. Обзор российского рынка образовательных услуг. URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11586.html (дата обращения: 25.09.2017).
23. Образование для инновационных обществ в XXI веке. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3717.
Поступила в редакцию 13.01.17
L.V. Solovyeva, V.I. Solovyeva
CONCEPTUAL ESSENCE OF THE FUNCTIONING OF EDUCATIONAL SERVICES LOCAL MARKET
The article considers social and economic prerequisites for the development of modern Russian education. The reasons for deformation of the traditional education system in a market economy are analyzed. The historical and economic roots of the Russian market of educational services are highlighted, as well as its place in the general educational structure of the country. The essence of the concepts of "paid educational services", "institutional education", "market of educational services" is explored. The role of the state in modernizing education is noted; systemic measures are defined that are adopted in the field of state educational policy for the further development of educational institutions of all types and forms of ownership. The peculiarity of the observed education crisis as an innate world phenomenon is stated. The results of the functioning of educational services local market on the example of educational institutions of Belgorod are presented. The market of educational services in Belgorod is distinguished by a wide variety of educational institutions of various levels of vocational training. For the given regional market high quality of training in educational institutions of a city, required scientific and pedagogical readiness of teaching staff is characteristic. The population of the city is characterized by exactingness to the quality of education, the willingness of families to invest money in the education of children, the belief that a good education will be a pledge of professional and official careers. Characteristic features of the education sphere of the city are: the opportunities for obtaining the desired education, the quality of educational services, the personal preparedness of teaching staff. More than 50 thousand students from different regions of the country study in the educational institutions of the city, of which about 40 % are from the Belgorod region. Approximately half of them are enrolled in full-time education, 75 percent of graduates of Belgorod schools enter the universities of the country and the city. Educational institutions of the city are oriented to different groups of en-
48 Л.В. Соловьева, В.И. Соловьева
2018. Т. 28, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
trants. There are certain disproportions in the training of required specialists and in the production of specialists in prestigious professions. Estimates have been made using the concept of necessary meeting the educational needs of citizens, taking into account the administrative-territorial and traditional features of the region.
Keywords: economics of education, concept, essence, local market, functioning, crisis of education, educational services, educational institutions.
Соловьева Лариса Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики
АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»
308023, Россия, г. Белгород, ул. Садовая, 116а E-mail: [email protected]
Соловьева Владислава Игоревна, ассистент кафедры мировой экономики
ФГАОУ ВОНИУ «Белгородский государственный университет»
308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: madlenmaс[email protected]
Solovyeva L.V.,
Doctor of Economics, Professor
at Department of Economics
Belgorod University of Cooperation, Economics and Law
Sadovaya st., 116a, Belgorod, Russia, 308023 E-mail: [email protected]
Solovyeva V.I.,
assistant at Department of World Economy
Belgorod National Research University Pobedy st. 85, Belgorod, Russia, 308015 E-mail: madlenmaс[email protected]