УДК 332
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ
EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE
RUSSIA AND REGIONS
Л.В. Соловьева, В.И. Соловьева L.V. Solovyeva, V.I. Solovyeva
Белгородский университет кооперации, экономики и права, Россия, 308023, г. Белгород, ул. Садовая, 116А
Belgorod University of Cooperation, Economy and Law, 116A, Sadovaya Str., Belgorod, 308023, Russia
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod State National Research University, 85, Victory St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация. Экономическое развитие многих стран и регионов в последние годы сопровождается изменением структуры общественного производства. Социально-экономическое развитие включает в себя ряд аспектов. Основной целью социально-экономического развития для большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Целесообразно выделять долгосрочные, краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Образование представляет собой систему общественных отношений по передаче знаний, информации, умений и навыков (отношений по поводу оказания образовательных услуг). Образовательные услуги - это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности, по поддержанию ее нормальной жизнедеятельности. Механизм формирования регионального рынка представляется как механизм взаимодействия спроса и предложения на образовательные услуги в конкретной территории. Значение системы образования в социальном и экономическом развитии общества и повышении благосостояния его граждан трудно переоценить.
Resume. The economic development of many countries and regions in recent years, accompanied by a change in the structure of social production. Socio-economic development includes a number of aspects. The main goal of the socio - economic development for the majority of countries and regions is to improve their quality of life. It is advisable to allocate long-term, short-term objectives and corresponding criteria for the economic development of the country. Education is a system of public relations for the transfer of knowledge, information and skills (relations on the provision of educational services). Educational services - services to meet the moral and intellectual needs of the individual, to maintain her normal life. The mechanism of formation of the regional market is presented as a mechanism of interaction between supply and demand for educational services in a particular territory. The value of education in the social and economic development of society and welfare of its citizens cannot be overestimated.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, качество жизни, образование, образовательная услуга, рынок образовательных услуг, региональный рынок образовательных услуг.
Key words: social and economic development, quality of life, education, educational services, educational services market, the regional market of educational services.
Введение
Экономическое развитие многих стран и регионов в последние годы сопровождается изменением структуры общественного производства, всё большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве. Каждый новый уровень, который достигает страна в результате своего экономического развития, означает не только соответствующий количественный рост общественного производства, доходов и потребления населения, но и существенные качественные изменения в развитии производительных сил общества в целом. Повышение уровня экономического развития страны является отражением возросшей степени общественного разделения труда - процесса, обусловливающего возникновение новых субъектов хозяйствования со специфическими экономическими функциями
и потребностями, усложняющего взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов в хозяйственной структуре страны. С выходом на более высокий уровень экономического развития появляется необходимость переориентации в технической, экономической и социальной политике со стороны всех хозяйствующих в обществе субъектов.
Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики страны, развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого государства или региона.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития стран всегда предполагает определенную цель или же их совокупность.
Развитие страны - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.
Социально-экономическое развитие включает в себя следующие аспекты:
- рост производства и доходов;
- перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
- перемены в общественном сознании;
- перемены в традициях и привычках.
Постановка проблемы
В настоящее время основной целью социально-экономического развития для большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения.
Под качеством жизни обычно понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье), безопасность доступность медицинской помощи, возможности для получения образования и развития способностей, состояние природной среды, социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические отношения [5;47].
В связи с этим можно добавить, что социально-экономическое развитие включает в себя также три важнейшие составляющие:
1) повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
2) создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
3 увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Вторая и третья составляющие не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.
В качестве основных целей социально-экономического развития страны обычно используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.
Соответственно целям развития государства строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям.
Исходя из концепции Целей развития тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году, возможно осуществлять международные сопоставления качества жизни по 48 индикаторам, связанным с показателями человеческого развития. Анализ содержания этого документа показывает, что 6 целей, 8 задач и 24 индикатора, на основе которых предлагается оценивать степень достижения целей и задач человеческого развития, непосредственно характеризуют состояние здоровья населения, уровень его образования, уровень жизни, экологическое благополучие.
Исследование и основные результаты
В концепции Целей развития тысячелетия методология оценки качества жизни населения базируется на расчете интегральных индикаторов уровня жизни: индекса развития человеческого потенциала, индекса интеллектуального потенциала, индекса человеческого капитала, коэффициенте жизнеспособности населения.
Индекс развития человеческого потенциала (1рчп) представляет собой среднюю арифметическую трех индексов (ожидаемой продолжительности жизни (1ж), уровня образования (1о) и внутреннего валового продукта (ВВПн) в расчете на душу населения (в долларах, по паритету покупательской способности)):
1рчп = ((1ж + 1о + ВВПн)) / 3 ( 1 )
Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются: уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП.
Индикатором качества жизни является также индекс человеческого капитала, отражающий уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения.
Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения; измеряется по пятибалльной шкале. Кризисный порог значения этого коэффициента установлен на уровне 1,5, ниже которого делается вывод о падении уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения [15;120-121].
Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона или страны. Среди них:
- национальный доход на душу населения;
- уровень потребления отдельных материальных благ;
- степень дифференциации доходов;
- продолжительность жизни;
- уровень физического здоровья;
- уровень образования;
- степень счастья населения.
Целесообразно выделять долгосрочные, краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей - становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем месяце, квартале, году и т.д. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условий успешного развития. Среди таких тактических целей развития страны можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие промышленности; развитие местного производства, как альтернатива принятым санкциям; развитие сферы услуг (в том числе образовательных); повышение уровня занятости страны; развитие города.
Особое значение в определении уровня экономического развития страны имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ, а также рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход, валовой внутренний продукт, реальный валовой национальный доход на душу населения, темпы роста этих показателей).
Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в стране: темпы роста душевого дохода, производительности труда, темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и для её регионов.
Чисто экономические показатели, какими являются валовой внутренний продукт, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие страны. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных
изменений в производстве и обществе. В понятие социально-экономическое развитие страны входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития страны возможна лишь при условии обогащения культурной жизни населения данной страны. Решить эту проблему, в первую очередь, призвано образование.
В связи с тем, что уровень образования населения оказывает все большее влияние на процесс социально-экономического развития страны, остановимся на нем более подробно.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования - повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Образование, с одной стороны - это совокупность знаний, умений, навыков, которыми обладает индивид. Образование является одновременно основой и инструментом для получения определенной экономической выгоды в виде личных доходов для обладателя этой совокупности информации; прибыли для работодателя, использующего указанные профессиональные качества работника на производстве или в иной хозяйственной деятельности; экономической выгоды для национального хозяйства, развивающегося за счет использования в производственной и непроизводственной сфере интеллектуального богатства национального человеческого капитала. Также в этом смысле образование имеет огромное социальное значение, обеспечивая индивиду, его получающему, определенный уровень жизни и определенное место в социуме, а обществу в целом дальнейшее развитие в экономической, социальной, культурной, научной и политической сфере.
С другой стороны, образование - это особая сфера деятельности, в ходе которой человека обучают, тренируют, прививают навыки, то есть формируют у него указанную выше совокупную систему подготовки к жизни и труду.
Наконец, образование представляет собой систему общественных отношений по передаче знаний, информации, умений и навыков (отношений по поводу оказания образовательных услуг), то есть некое пространство, в котором регулярно встречаются продавцы и покупатели образовательных услуг, организуется процесс торговли. Другими словами это рынок образовательных услуг.
Согласно ГОСТ Р50646-94, образовательные услуги - это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности, по поддержанию ее нормальной жизнедеятел ь-ности [15].
B.А. Долятойский и О.А. Мазур определяют образовательную услугу как «неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребностей человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации; обеспечивающие удовлетворение спроса на рынке труда» [12].
C.Г. Борисова разделяет данную точку зрения, определяя образовательную услугу как процесс предоставления знаний, формирования умений и навыков в определенной профессиональной области. При этом результат образовательных услуг, по сравнению с любыми другими, имеет слабо определенный характер, поскольку обусловлен способностями, предыдущей подготовкой и интеллектуальными возможностями их непосредственных потребителей [3].
Некоторые авторы считают, что образовательная услуга - это процесс передачи определенного набора знаний, умений, навыков, компетенций, утвержденного в образовательной программе.
Ш.З.Валиев определяет образовательную услугу, как целенаправленный, организованный учебным заведением в рамках отдельной образовательной программы творческий процесс передачи и накопления определенной суммы знаний, умений и компетенций потребителю, преобразующий самого потребителя [4].
Наиболее полное определение образовательной услуги дает В.Б. Банслова. Она предлагает определение, учитывающее следующие аспекты:
- с позиции личности - это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе;
- с позиции предприятия - это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития персонала в постоянно изменяющихся рыночных условиях и в планах на перспективу;
- с позиции государства - это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества [2].
Подводя итог сказанному, можно предложить следующее определение образовательной услуги. Образовательная услуга - это экономическая, образовательная и социально значимая категория, представляющая собой действие или деятельность, в процессе которой одно лицо (продавец
услуги) передает другому лицу (потребителю услуги) комплекс информации и знаний, направленный на развитие личности, его духовный и интеллектуальный рост, овладение профессиональными умениями и навыками, приобщение к мировому опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях.
В настоящее время сфера образования в России переживает момент реформирования. Все более расширяется рынок образовательных услуг. Место, которое занимает этот рынок в рыночном пространстве, обусловлено тем, что образование традиционно выполняет две очень важные функции, осуществление которых непосредственно влияет на социально-экономическое и политическое развитие региона и общества в целом.
Одна из них - экономическая, поскольку образование является необходимым условием и одновременно практически единственным средством для подготовки кадров требуемой квалификации для общественного производства.
Другая функция - идеологическая, так как образование является основным эффективным инструментом воспитания народонаселения в соответствии с национальными интересами, традициями, культурными и духовными ценностями.
Эти функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и в итоге направлены на решение общей задачи - воспроизводство (или формирование) совокупности социально-экономических, политических и иных отношений общественного строя, сохранение (или, наоборот, замену) сложившихся общественных устоев.
Основными субъектами рыночных отношений на рынке образовательных услуг являются: производители образовательных услуг (образовательные учреждения и физические лица, оказывающие образовательные услуги в индивидуальном порядке), потребители образовательных услуг (отдельные физические лица, фирмы, предприятия, организации, органы управления) и посредники ( включая службы занятости, биржи труда). Каждый из перечисленных субъектов играет свою определенную роль в механизме формирования и функционирования регионального рынка образовательных услуг, обусловленную выполняемыми ими функциями.
Современная система образования должна обеспечивать рост уровня квалификации, социальной и профессиональной активности граждан, регистрацию и сохранность знаний в сфере образовательных услуг, воспроизводство и целенаправленное развитие информационной образовательной среды, международное сотрудничество в мировом информационном пространстве.
Переход к рыночным отношениям в России повлек за собой появление платных услуг в сфере образования, доля которых с каждым годом увеличивается.
С современных научных, экономических и образовательных позиций категория цены в сфере экономики образования представляет собой денежное выражение стоимости услуги по образовательному процессу и общественной полезности его результата. При этом, стоимость образовательной услуги должна не только покрывать издержки образовательного учреждения по обеспечению доступа желающих к образованию, но и осуществлять компенсацию необходимых инвестиционных издержек, направленных на организацию, проведение и развитие образовательного процесса в учреждении.
Взаимодействие субъектов рыночных отношений на региональном рынке образовательных услуг определяется механизмом его функционирования. В основу этого механизма должна быть положена объективно формирующаяся совокупность общих принципов и правил организации рыночных отношений, определяющих стратегию и тактику поведения на рынке производителей, посредников и потребителей образовательных услуг, обеспечивающих свободный выбор приоритетов в сфере образования и способствующих наиболее эффективному удовлетворению потребностей всех заинтересованных субъектов рыночных отношений. Набор этих принципов, обусловленных спецификой образовательных услуг, определяет реальный механизм функционирования регионального рынка образовательных услуг.
Одна из особенностей механизма регионального рынка состоит в том, что в силу общественной и социальной значимости образовательных услуг он не может быть ориентирован исключительно на рыночные ценности и рыночные критерии эффективности. Главную роль при формировании такого механизма в государствах с развитой рыночной экономикой отводят реализации критериев социальной справедливости и социальной эффективности, поскольку они являются основным проявлением степени цивилизованности и демократичности общества. Поэтому региональный рынок образовательных услуг, создавая предпосылки для расширения набора предлагаемых услуг и свободы их выбора, призван обеспечивать их доступность.
Вторая особенность регионального рынка образовательных услуг обусловлена его социальной значимостью. Она заключается в том, что действие механизма функционирования ограничено рамками существующей во многих развитых странах системы социальной защиты населения. Определенная мера перераспределения, выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий являются необходимыми факторами успешного развития современных систем, базирующихся на все большем использовании квалифицированного и творческого труда. Кроме этого, свойственная для каждой страны специфика подходов к организации системы соци-
альной защиты накладывает отпечаток на механизм функционирования рынка образовательных услуг.
Третья особенность рынка образовательных услуг обусловлена гибкостью прямых и обратных связей с рынком труда и другими рынками факторов производства. Это проявляется, прежде всего, в оперативном реагировании рынка образовательных услуг на изменение спроса на рабочую силу на рынке труда под влиянием научно-технического прогресса. В настоящее время в развитых странах творческий труд достигает 50-80% действий у рабочих ведущих профессий экономики.
Между спросом и предложением образовательной услуги существует взаимосвязь. Кроме цены на спрос могут повлиять такие факторы, как увеличение (сокращение) доходов потребителей, изменение вкусов и предпочтений, ожидания потребителей по изменению цен и наличию товара (услуги), расходы на рекламу, рост или уменьшение количества покупателей и другие.
Число потенциальных покупателей очень важно для определения объемов образовательных услуг. Демографическая волна, увеличившая число выпускников ко второй половине 90-х годов ХХ века, привела к большему спросу на услуги высших учебных заведений. Это повлекло за собой появление множества негосударственных образовательных учреждений в РФ. Однако низкая рождаемость в начале 90-х годов ХХ века (демографический провал) соответственно сократила количество обучающихся и увеличила конкуренцию между учебными заведениями в начале XXI века.
На предложение кроме цены также влияют различные факторы: цены факторов производства (ресурсов), технологии, ожидания экономических агентов в изменении цен и объемов продаж ресурсов, размеры налогов, субсидий и другие. В условиях рыночной экономики конкурентные силы должны способствовать равновесию цен спроса и предложения.
Механизм формирования регионального рынка представляется как механизм взаимодействия спроса и предложения на образовательные услуги в конкретной территории. Эти процессы происходят на фоне резкого колебания параметров предложений. Очевидно, что на процесс формирования спроса на региональном рынке образовательных услуг влияют общие закономерности развития спроса на образовательные услуги в масштабах страны. Поэтому необходимо выделить основные качественные тенденции параметров спроса. Ими в настоящее время являются: восстановление и рост рейтинга базовых государственных учебных заведений; стабилизация спроса на экономические, юридические и управленческие специальности; переориентация спроса на технические, математические, гуманитарные, естественнонаучные специальности, имеющие выраженную прикладную направленность; уменьшение спроса на педагогические специальности; переориентация спроса на качественную, а не формальную сторону образовательного процесса; формирование спроса на систему непрерывного специализированного среднего (лицей), довузовского среднего специального (колледж), вузовского, а также дополнительного послевузовского образования на базе единого университетского комплекса.
Определить подлинную величину спроса на высшее образование, а тем более предвидеть, предсказывать ее можно, лишь постоянно изучая потребителей (организации, отрасли, регионы и другие.). В идеальном варианте вузы должны выпускать именно тех специалистов и в таком количестве, которых намереваются получить и в которых нуждаются работодатели. В действительности вузам следует использовать различные приемы современного маркетинга для стимулирования спроса на специалистов, предлагаемых высшей школой.
Такое положение может достигаться всевозможными способами, в том числе умелой рекламой, представлением квалификационных характеристик и профессиональных качеств будущих работников. Для этого может быть использована организация в каждом вузе маркетинговых служб, следивших за развитием конъюнктурной ситуации и на рынке образовательных услуг на рынке труда специалистов.
Заключение
Рынок образовательных услуг, особенно среднесрочных и долгосрочных, тесно связан с рынком труда. Взаимное приспособление рынка образовательных услуг и рынка труда зависит от формы обучения. Для обеспечения информацией всех субъектов рынка образовательных услуг о количестве и качестве предоставляемых услуг, о тенденциях изменения спроса на образовательные услуги необходима система мониторинга, главной особенностью которой должна быть доступность и открытость.
Взаимосвязь и взаимозависимость рынка образовательных услуг и рынка труда дают право утверждать, что спрос и предложение на рынке образовательных услуг находятся под влиянием спроса на специалистов на рынке труда. Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию в выборе профессии и сферы трудовой деятельности.
Очевидно, что геополитическое положение региона определяет структуру и характер рынка труда, и, следовательно, наиболее адекватно отражает региональные запросы потребителей
рынка образовательных услуг. Поэтому анализ геополитического положения региона должен быть положен в основу образовательного маркетинга. Такой анализ является системообразующим подходом, объединяющим наиболее важные характеристики региона, дающим оптимально полное представление о ценностном потенциале его социокультурной среды и определяющим региональные образовательные потребности. На уровне регионов возможно также рекомендовать проведение исследований потребностей экономики в образовательных услугах, требований к качеству рабочей силы и рациональной структуре ее подготовки, мотивационных стремлений молодежи в профессиональном образовании, а также уточнению причин, затрудняющих трудоустройство выпускников учебных заведений.
Таким образом, значение системы образования в социальном и экономическом развитии общества и повышении благосостояния его граждан трудно переоценить. Перед образованием в России сегодня стоят серьезные проблемы, которые необходимо решать: доступность образования, качество даваемого образования, востребованность тех или иных специалистов на рынке труда, налаживание контактов с иностранными вузами, наконец, общие базовые ориентиры дальнейшего развития высшей школы в нашей стране. В современных условиях глобализации мировой экономики образование призвано стимулировать общественное развитие, обеспечивать позитивные социальные и экономические изменения. Социально-экономическая модернизация в России носит рыночный характер, поэтому тотальная переоценка ценностей и хода общественного развития выдвигают новые требования к статусу образования, качеству рабочей силы, ее профессиональному и квалификационному уровню. В процессе эволюции структура образования приобретает ярко выраженный институциональный характер, что находит проявление и в формировании рынка образовательных услуг.
Список литературы References
Абдулкеримов И.З., Эсетова А.М. 2010. Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования. Вестник Дагестанского государственного технического университета: Технические науки, № 4(19): 115-119.
Abdulkerimov I. Z., A. M. Esetova. 2010. Features of management of integration processes in higher education. Bulletin of the Dagestan state technical University: Technical Sciences, № 4(19): 115-119.
Банслова В.Б. 2012. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com /29 NIOXXI 2012/Economics/6 1 l87.4l.doc.hLm (25.04.2016г.).
Banslova V.B. 2012. Evaluation of competitiveness of educational services. [Electronic resource]. - URL: http://www.rusnauka.com /29 NIOXXI 2012/Economics/6 1187.41.doc.htm (25.04.2016).
Борисова С.Г. 2008. Оценка эффективности маркетинговых решений в сфере образования: монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 156.
Borisovа S.G. 2008. Evaluating the effectiveness of marketing decisions in education: a monograph. Novosibirsk, 156.
Валиев Ш.З., Сухочев В.И. 2008. Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты. Уфа: Ди-зайнПолиграфСервис, 84.
Valiev S.Z., Suhochev V.I. 2008. The market of educational services: theoretical aspects. Ufa DizaynPoligraf-Servis, 84.
Генкин Б.М. 2006. Экономика и социология труда. М.: Норма, 47.
Genkin B.M. 2006. Economics and sociology of labor. M .: Norma, 47.
Еременко С.П. 2009. Фундаментальные свойства образовательной услуги. Управление социальными и экономическими процессами, №4: 49.
Eremenko S.P. 2009. Fundamental properties of educational services. social and economic processes management, №4: 49.
Крячко К.С. 2013. Исследование рынка образовательных услуг. Экономическая наука и практика: материалы II международной научной конференции. Чита: Изд-во: Молодой ученый: 55-59.
Kryachko K.S. 2013. Educational services market research. Economic science and practice: proceedings of the II International Scientific Conference. Chita: Publishing house: Young scientist: 55-59.
Камышанченко Е.Н., Степаненко С.Н. 2014. Факторы инновационного развития субъектов международного рынка образовательных услуг в системе высшего образования. Современные проблемы науки и образования, №6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. —http://www.scienceeducation.ru/120-16628 (дата обращения: 25.12.2014).
Kamyshanchenko E.N., Stepanenko S.N. 2014. Factors of innovative development of the international market of educational services of subjects in higher education. Modern problems of science and education, №6. [Electronic resource]. - URL: http://www.scienceeducation.ru/120-16628.
Ломовцева О.А., Владыка М.В. 2013. Институционально-инновационные изменения системы национального высшего образования: возможности и вызовы современности. Приоритеты России. №2(191): 2-10.
Lomovtseva O.A., Vladyka M.V. 2013. Institutional and innovative changes in the national higher education system: opportunities and challenges. Russian priorities. №2(191): 2-10.
Невлев В.К., Соловьева В.И. 2015. Влияние знаний экономической психологии на качество образовательных услуг. Психологическое знание в научной картине мира: Материалы международных научно-практической и научно-методической конференций (31 марта - 1 апреля 2015 г.). Белгород: Изд-во БУКЭП: 238-244.
Nevlev V.K., Solovieva V.I. 2015. Effect of knowledge of economic psychology in the quality of educational services. Psychological knowledge in the scientific picture of the world: Proceedings of the international scientific-practical and scientific-methodical conferences. Belgorod: Izd BUKEP: 238 - 244.
Невлева И.М., Соловьева Л.В. 2012. Наука - парадигма цивилизации: монография . Белгород. Изд-во БУКЭП, 251.
Nevleva I.M., Solovieva L.V. 2012. Science - the paradigm of civilization: a monograph. Belgorod: Izd BUKEP, 251.
Панкрухин А.В. 1997. Цена образования. Alma Mater, №5: 28.
Pankrukhin A.V. 1997. Price formation. Alma Mater, №5: 28.
Обзор российского рынка образовательных услуг. [Электронный ресурс].— Режим доступа.— http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11586.html (Дата обращения 25.04.2016г.).
Review of the Russian market of educational services. [Electronic resource]. - URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11586.html.
Роздольская И.В. 2011. Инновационное управление социально-экономическими системами: приоритетное развитие и формирование новой парадигмы. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, №4: 23-32.
Rozdolskoye I.V. 2011. Innovative management of socio-economic systems: the priority development and the formation of a new paradigm. Bulletin Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, №4: 23-32.
Соловьева Л.В. 2010. Сфера услуг и качество жизни: взаимосвязь и взаимообусловленность: монография. Белгород: Кооперативное образование, 356.
Solovieva L.V. 2010. The scope of services and quality of life: the interconnection and interdependence: a monograph. Belgorod: Cooperative education, 356.
Соловьева Л.В. 2014. Экономика в научной картине мира. Белгород: Изд-во БУКЭП, 159.
Solovieva L.V. 2014. The economy in the scientific picture of the world. Belgorod: Izd BUKEP, 159.
Соловьева В.И., Шамардин Н.Н. 2015. «Экономика знаний» и «Общество знаний»: некоторые дискуссионные проблемы. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология Право, №20 (217). Выпуск 34: 174-178.
Solovyov V.I., Shamardin N.N. 2015. «Knowledge Economy» and «knowledge society»: some debatable issues. Scientific statements Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology of Law, №20 (217). Issue 34: 174178.
Соловьева Л.В., Соловьева В.И. 2015. Теоретические аспекты регионального рынка образовательных услуг. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, № 2 (54): 8-18 .
Solovieva L.V., Solovyovа V.I. 2015. Theoretical aspects of the regional market of educational-enforcement services. Bulletin Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, № 2 (54): 8-18.
Шахриманьян И.И. 1994. Маркетинг образовательных услуг. Частная школа, №1: 98-101.
Shahrimanyan I.I. 1994. Marketing of educational services. Private school, №1: 98-101.
Шимко П.Д. 2008. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях. Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика», № 3 (22): 337-340.
Shimko P.D. 2008. Management of processes of globalization of higher education at institutional and regional levels. Bulletin ENGECON. «Economy» series, № 3 (22): 337-340.