Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в современных условиях'

Проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок / гостиничная услуга / туризм / Москва / market / hotel service / tourism / Moscow

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илясова Анастасия Сергеевна

В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в современных условиях на примере г. Москвы и Московской области. С помощью сравнения и анализа выявлены особенности рынка гостиничных услуг и его перспективные направления развития. Помимо этого, были рассмотрены проблемные зоны индустрии, что позволило сформулировать и предложить эффективные решения в области совершенствования деятельности столичных гостиничных предприятий. Результатом исследования стали выявленные ключевые проблемы и тенденции развития гостиничного бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Илясова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and perspectives in the development of the hospitality market in modern conditions

In this article the problems and prospects of development of the market of hotel services in modern conditions on the example of Moscow and the Moscow region. By means of comparison and analysis the peculiarities of the hotel services market and its promising directions of development were revealed. In addition, the problem areas of the industry have been considered, which allowed to formulate and propose effective solutions to improve the activities of the capital's hotel enterprises. The result of the study was identified key problems and trends of development of the hotel business

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в современных условиях»

Проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в

современных условиях Problems and perspectives in the development of the hospitality

market in modern conditions

Илясова А.С.

A.Ilyasova

В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в современных условиях на примере г. Москвы и Московской области. С помощью сравнения и анализа выявлены особенности рынка гостиничных услуг и его перспективные направления развития. Помимо этого, были рассмотрены проблемные зоны индустрии, что позволило сформулировать и предложить эффективные решения в области совершенствования деятельности столичных гостиничных предприятий. Результатом исследования стали выявленные ключевые проблемы и тенденции развития гостиничного бизнеса.

In this article the problems and prospects of development of the market of hotel services in modern conditions on the example of Moscow and the Moscow region. By means of comparison and analysis the peculiarities of the hotel services market and its promising directions of development were revealed. In addition, the problem areas of the industry have been considered, which allowed to formulate and propose effective solutions to improve the activities of the capital's hotel enterprises. The result of the study was identified key problems and trends of development of the hotel business.

Ключевые слова: рынок, гостиничная услуга, туризм, Москва Keywords: market, hotel service, tourism, Moscow

В настоящее время гостиничный бизнес является одной из самых значимых отраслей сферы услуг г. Москвы. Благодаря ежегодному росту качества оказываемых услуг индустрия гостеприимства вносит значительный вклад в экономическое развитие столицы РФ в целом. Правительством РФ уделяется серьезное внимание вопросам развития туризма и гостеприимства.

Для развития массового туризма необходимо развивать туристскую и транспортную инфраструктуру, повышать качество услуг, создавать привлекательные туристские пространства. Развитая туристская инфраструктура безусловно облегчит процесс предоставления гостиничных, ресторанных услуг, а также проведение крупномасштабных мероприятий.

В свою очередь, гостиницы и рестораны создают множество возможностей активизации экономической деятельности страны и повышения доходов отдельных регионов. Этот сектор имеет потенциал для создания рабочих мест на территории России и внесения значительного вклада в экономический рост. Поэтому правительство постоянно создаёт необходимые условия и стимулы для развития роста туризма в своем регионе. На примере Москвы и Московской области можно сделать выводы об очень плодотворной работе ответственных за туристическую составляющую структур.

Можно утверждать, что гостиничный бизнес в регионе Москвы и Московской области лидирует по финансовым и прочим показателям среди прочих регионов России. В определенной степени развитие гостиничного бизнеса напрямую зависит от качества и количества туристических объектов на рассматриваемом объекте. [5]

Так на Рисунке 1 сайт федеральной службы государственной статистики приводит пять самых посещаемых туристами регионов России -Москва находится на втором месте, лишь немногим уступая Краснодарскому краю.

Самые посещаемые регионы России (кол-во человек, млн.)

Краснодарский край

Москва

Московская область

Кр

Санкт-Петербург

0

2

4

6

8

10

■ 2021 ■ 2020 ■ 2019

Рис. 1. Самые посещаемые регионы России в период с 2019 по 2021 гг.

В последние несколько лет наблюдается растущий интерес россиян и граждан близлежащих государств к путешествиям внутри России. А Москва, как столица Российской Федерации, представляет особый интерес для приезжающих гостей. В связи с этим в стране начиная с 2012 года наблюдается плавный рост количества гостиничных предприятий: в среднем прирост составлял около 79 новых предприятий в год (только на территории Москвы). Этот рост снизился в 2019 году из-за тяжёлой экономической обстановки в условиях пандемии, но стабилизировался к 2021 году. В современных условиях, благодаря поддержке государства, предприниматели чувствую себя достаточно комфортно для запуска собственного бизнеса. Однако с ростом количества туристов и гостиниц более отчетливы стали проблемы, с которыми сталкивается туристический бизнес на территории России: недостаточно высокое качество работы персонала, недостаток опыта управленческой деятельности у менеджеров, малоразвитые технологии и

связанн е с этим услуги и т.д., из чего возникает потребность в изучении проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг. [8]

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

Рис.2. Динамика роста гостиничного бизнеса в г. Москве и Московской области [7]

На рисунке 2 представлено графическое отображение динамики роста предприятий гостиничной индустрии в г. Москве и Московской области с 2012 по 2022 год. Опираясь на диаграмму, можно сделать вывод, что за последние 10 лет количество гостиниц увеличилось на приблизительно 176%. В том числе почти 1370 гостиничных комплексов размещено только в городе Москве в сумме превышая вместимостью 70 тыс. номеров. Более того, в данное количество не входят отели менее имеющие менее 3-5 звезд, хостелы и прочие аппартаменты.

Для того чтобы понять первоисточники проблем, с которыми сталкивается индустрия гостиничного бизнеса в условиях активного развития рыночной экономики, необходимо рассмотреть как макроэкономические, так и микроэкономические факторы.

Кол-во гостиниц в г. Москве и Мос.обл.

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 ■ Кол-во гостиниц в г. Москве и Мос.обл.

Наиболее важные рыночные реформы, проведенные российским правительством в процессе перестройки на макроуровне, следующие: либерализация цен, демонтаж централизованной системы управления, изменение принципов финансирования и распределения ресурсов, создание новой банковской системы, приватизация. [7]

Эти проблемы не только физически препятствуют развитию туристского комплекса региона, но и придают негативную окраску его имиджу, снижая перспективы развития. В свою очередь, проблемы развития данной сферы в целом напрямую влияют на состояние и тенденции развития рынка гостиничных услуг.

Обобщив изученный материал, можно выделить ряд проблем для рассмотрения:

1) недостаточность прогрессивных маркетинговых стратегий;

2) недостаточность инвестиций;

3) недостаточность внедрения инновационных технологий;

4) недостаточность квалифицированных кадров.

Для решения данных проблем стоит рассмотреть комплексные пути совершенствования существующей системы.

Первоочередное внимание часто уделяется рекламе и разработке маркетинговых стратегий для привлечения потенциальных потребителей. Этот факт вполне обоснован, ведь маркетинг играет одну из ключевых ролей среди факторов, влияющих на прибыльность и общий успех туристического и гостиничного бизнеса. Маркетинг как философия предпринимательства и как концепция бизнеса предполагает определенную культуру управления бизнесом, связывающую воедино внутренние и внешние операции бизнеса и, следовательно, обеспечивающую не только его успех в конкурентной борьбе, но и эффективное удовлетворение рыночного спроса. [5]

Успешная маркетинговая деятельность невозможна без маркетинговых исследований, проводимых на основе получения информации и умения с ней работать. При проведении маркетинговых исследований менеджеры нуждаются в самой разнообразной информации - относительно рынка, клиентской базы, конкурентов, поставщиков и т.д. Российские маркетологи не имеют достаточного опыта в проведении комплексных маркетинговых исследований, стратегическом планировании, работе с информацией с помощью передовых информационных систем.

Для того чтобы сформировать положительный имидж России, как привлекательной туристской страны, лидерам индустрии необходимо освоить новейшие методологии ведения бизнеса. Специалистам требуется освоить навыки творческого подхода к, казалось бы, привычной деятельности, а также уделить более заостренное внимание на опыте зарубежных коллег и трансформировать его под нужды своего предприятия. Для дальнейшего развития индустрии туризма и гостеприимства, формирование позитивного информационного поля с акцентом на туризм в Российской Федерации имеет решающее значение. [2]

Еще одним безусловно важным фактором развития индустрии является инвестиции. Инвестиции в туризм и гостиничный бизнес позволяют создавать новые туристические объекты за счет нового капитала, модернизировать или реконструировать существующий фонд, предоставляющий и производящий конкретные виды туристических и гостиничных услуг, а также применять капитал к нематериальным активам (изобретениям, ноу-хау и т.д.). Это возможно только при наличии спроса и предложения на инвестиции, а также при совпадении интересов всех участников инвестиционного процесса. Тем не менее на российском рынке гостеприимства, инвестору достаточно сложно сделать правильную оценку и анализ инвестиционных активов. Следовательно, на национальном уровне целесообразно создать системный подход, обеспечивающий привлечение инвестиций, необходимых для развития

отечественной индустрии гостеприимства в соответствии с миров ми стандартами. [6]

Отсутствие внедрения инновационных технологий - еще одна обширная проблема, стоящая внимания. Данный раздел охватывает технологии, применение которых в российской индустрии гостеприимства находится на начальном уровне. Однако от их внедрения напрямую зависит будущее любой страны с высокоразвитой индустрией услуг.

Нехватка квалифицированных кадров - одна из самых острых проблем в российской индустрии сервиса. Переход к рыночной экономике и тотальная перестройка индустрии гостеприимства в стране требует полного изменения идеологии подготовки кадров. Современным глобальным

компьютеризированным гостиничным бизнесом могут управлять только высококвалифицированные специалисты, обладающие глубокими знаниями в области международного менеджмента гостеприимства и базовых информационных технологий наряду с широким кругозором и практическими навыками, полученными в процессе высшего образования. К сожалению, недостаточное финансирование, увеличение числа частных, зачастую неаккредитованных университетов в постсоветский период подрывают его ценность и качество, а также препятствуют использованию новых информационно-образовательных технологий и международного опыта в образовательном процессе. Международный опыт может оказаться бесценным при подготовке молодых специалистов для туристического и гостиничного бизнеса.

Таким образом в статье были вычленены ключевые проблемы гостиничного бизнеса в России и более сужено в Москве и Московской области, а также намечены возможные пути решения и профилактики. Индустрия гостеприимства в России находится в постоянных испытательных внешних условиях, однако именно эти условия помогают бизнесу не стоять на месте и постоянно развиваться.

Список литературы

1. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997г. №490. Режим доступа: //http://www.kapitan.ru/infoprof/infoprof.html

2. Дурович А., Анасгасова JI. Маркетинговые исследования в туризме: учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2018. - 348 с.

3. Бармаков Б.П. Современные проблемы организационного управления и качества результатов деятельности предприятий. Качество: теория и практика // Академия проблем качества. - 2017. - № 3-4.

4. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

5. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства - М.: Academia, 2008. - 185 с.

6. K.B. Kostin., Assessment of Hospitality Industry Evolution and Development in the Russian Federation// Journal of Eastern Europe Research in Business & Economics 2018:1-17

7. Россия в цифрах. 2021: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2021.

8. Голубева К. Роботизация отелей: «бесчеловечный опыт» в гостиничной индустрии // Фронтдеск., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.