Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг'

Проблемы и перспективы развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
236
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / RECREATIONAL SERVICES / РЫНОК / MARKET / ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вязикова Г.В.

В статье представлены результаты исследования рынка физкультурно-оздоровительных услуг страны и Оренбургской области, проведенного в 2011-2015 годах. Сделаны выводы о дальнейшем развитии данного рынка услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФИЗКУЛЬТУРНО-

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Вязикова Г.В.

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования рынка физкультурно-оздоровительных услуг страны и Оренбургской области, проведенного в 2011-2015 годах. Сделаны выводы о дальнейшем развитии данного рынка услуг.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные услуги, рынок, физкультура и спорт. Keywords: recreational services, market, physical culture and sport.

В настоящее время проблема физического здоровья населения страны стоит достаточно остро, во многом это связано с увеличением умственной нагрузки на человека, с одновременным снижением ориентации на здоровый образ жизни у большинства населения. В целом в России более 50 % детей в возрасте от 3 до 14 лет не посещают спортивных секций и занятий, а доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом (ФКиС), среди трудящихся (работающих) в 2015 году по России составляет 20,3% [1].

В таких условиях развитие рынка физкультурно-оздоровительных услуг (ФОУ), стимулирование спроса на занятия ФКиС является необходимым.

Рынок ФОУ является рынком свободной конкуренции, но есть значительное влияние на рынок со стороны государства при оказании населению социально-значимых услуг в занятиях ФКиС. Для изучаемого рынка характерны черты рынка «продавца» - в отношении услуг, финансируемых из госбюджетов различных уровней, и черты рынка «покупателя» -для коммерческих услуг.

В последние годы развитию ФКиС в России уделяется самое пристальное внимание. Выделяются средства на строительство и реконструкцию спортивных объектов, проводятся спортивные мероприятия, направленные на популяризацию занятий физической культурой, ведется активная пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации. Все эти меры способствуют повышению спроса на ФОУ, появлению новых видов услуг и организаций, их предоставляющих. Показатели состояния и развития ФКиС по России и по Оренбургской области представлены в таблице 1.

Сравнение и оценка показателей ФКиС по России и по области позволяет сделать вывод, что уровень развития ФКиС в Оренбургской области соответствует общим положительным тенденциям в этой сфере по стране.

Один из главных показателей развития ФКиС в регионе и стране - доля населения страны, систематически занимающихся спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельностью. В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» была поставлена задача к 2015 году довести количество систематически занимающихся ФКиС россиян до 30%, а к 2020 году до 40%. На 2011 год по статистическим данным этот показатель по России равен 20,6%, по Оренбургской области -23,58%. Следует отметить, что удельный вес, систематически занимающихся граждан, в целом по России к 2015 году превысил плановый и составил 31,9%, по области - 32,4% [2].

Таблица 1 - Показатели состояния и развития ФКиС по России и по Оренбургской области

за 2011-2016 гг.

Показатель Охват 2011 2012 2013 2014 2015 Абсо- Темпы

лютное роста,

отклоне %

ние

2015 / 2011 2015 / 2011

Число спортивных сооружений, всего, шт. область 4683 4577 4623 4693 4709 26 100,56

страна 253927 261756 265942 276652 281842 27915 110,99

Численность населения, тыс. чел область 2024 2016 1799 1865 1859 -165 91,85

страна 143056 143347 128572 135916 136085 -6971 95,13

Число лиц, систематически занимающихся ФКиС, тыс. чел область 477 521 559 584 601 124 126

страна 29439 32237 35315 39040 43464 14025 147,64

Количество спортив-ных сооружений на 100 тыс.чел. населения(ед.) область 231,41 227,02 256,95 251,64 253,3 21,89 109,46

страна 177,7 182,84 206,84 206,24 207,1 29,4 116,54

Доля лиц, систематически занимающихся ФКиС, % область 23,58 25,9 31,1 31,3 32,4 8,82 137,40

страна 20,6 22,5 27,5 29,0 31,9 11,3 154,85

Единовременная пропускная способность (ЕПС) материально - спортивной базы, % от норматива область 32,53 30,8 36,1 35,1 35,4 2,87 108,82

страна 24,5 25,1 28,6 29,0 29,9 5,4 122,04

Число специалистов ФКиС (кадры), чел. область 3802 3859 4009 4186 4 155 353 109,3

страна 319339 330728 337097 349893 361741 42402 113,3

Число жителей на 1 специалиста по ФКиС, чел. область 532 522 449 446 447 -85 84,04

страна 448 433 381 388 376 -72 83,98

Расходы на развитие ФКиС, млн.руб. область 1902,6 2735,8 4101,1 4100,6 3427,1 1524,5 180,13

страна 206490 277389 292006 326902 408763 202273 197,96

Финансирование ФКиС на 1 жителя, руб. область 940,22 1357,0 2279,5 2198,6 1843,8 903,58 196,1

страна 1443,4 1935,1 2271,1 2405,2 3003,7 1560,3 208,1

В то же время обеспеченность населения спортивными сооружениями в Оренбургской области и стране ниже нормативных требований. Снижение количества спортивных сооружений в Оренбургской области в 2012 году произошло из-за слабого учета наличия плоскостных спортсооружений и из-за закрытия спортивных залов общеобразовательных учреждений малокомплектных школ [3,4].

В 2015 году «материальная база и инфраструктура спортивной отрасли в Оренбургской области не удовлетворяют в полной мере ежегодно возрастающей потребности населения в спортивно-оздоровительных услугах, особенно в сельской местности, по месту жительства и учебы», отметил в своем докладе министр физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области О.И. Пивунов. В среднем по области на одно спортивное сооружение приходится 425 жителей. В сельских районах этот показатель равен - 263 человека на 1 спортивное сооружение, в городах области на одно спортивное сооружение приходится 762 жителя [5]. Наличие платных физкультурно-оздоровительных организаций, различных фитнес-клубов в городах и районах области делает эту проблему не столь острой.

Ощущается и недостаток квалифицированных тренеров и инструкторов для работы в физкультурно-оздоровительных комплексах и ДЮСШ области. Учителей физического воспитания и инструкторов лечебной физкультуры готовит только одно учебное заведение в регионе - Институт ФКиС Оренбургского государственного педагогического университета. Из-за низкой заработной платы молодые специалисты выбирают иные сферы деятельности, не связанные с ФКиС, или работают в фитнес-клубах.

Необходимо отметить и снижение финансирования из областного бюджета на строительство и реконструкцию спортивных сооружений, и как следствие, в 2015 году область не принимала участие в реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [5].

На развитие сферы ФОУ оказывают влияние такие факторы как уровень жизни населения, развитие предприятий альтернативного проведения досуга, экономические и политические процессы, происходящие в стране и регионе, отношение потребителей к занятиям физкультурой и спортом. В 2015 году Министерством спортом России был проведен мониторинг по выявлению интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения к ведению здорового образа жизни, занятиям ФКиС. В опросе приняли участие более 3 тыс. человек в возрасте от 18 лет и старше из 45 субъектов РФ.

Результаты исследования показали, что 68-89% населения всё еще нуждается в дополнительном активном информировании, мотивации, привлечении к занятиям ФКиС, а также в создании необходимых условий для занятий. Авторы исследования выделили стимулы и условия, влияющие на мотивацию респондентов. Внутренние стимулы: ожидания, надежды, цели, связанные с занятиями ФКиС имеют 64,5% респондентов, а вот собственная мотивация к занятиям ФКиС выявлена только 39,9% опрошенных. Внешние стимулы: источники информации о возможностях заниматься ФКиС имеют 64,3% респондентов, поддержку окружающих - 37,8%, мотивацию к занятиям ФКиС со стороны членов семьи имеют 12,4 % людей, принявших участие в опросе. Условия, влияющие на мотивацию респондентов: внутренние - знания о возможностях заниматься ФКиС (имеют 40,7%), уровень здоровья, позволяющий заниматься ФКиС (49,3%), свободное время для занятий (33,1%); внешние - спортивные объекты в шаговой доступности (39,3%), доступную стоимость ФОУ (23,4%), удобное время занятий ФКиС (32,4%), качественный сервис в сфере спортивных услуг (28,5%), современный инвентарь и оборудование (32,3%), квалифицированный тренерский состав (30,8%) [6].

Выявлены следующие проблемы, возникающие на рынке ФОУ[7,8,9]:

- недостаточный уровень интереса населения к систематическим занятиям ФКиС, необходимость дополнительного активного информирования, мотивации, привлечении к занятиям ФКиС;

- недостаточный уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, недостаток квалифицированных тренеров и инструкторов;

- недофинансирование сферы ФКиС на региональном и местном уровне;

- ухудшение общей экономической ситуации в стране, и, как следствие, ограниченная платежеспособность населения при росте числа и удорожании платных ФОУ.

Таким образом, для сохранения положительной динамики рынка ФКиС необходимо:

1) совершенствование механизмов финансирования в сфере ФКиС, привлечение новых спонсоров и инвесторов с целью повышения материально-технического оснащения физкультурно-оздоровительных организаций;

2) проведение грамотной кадровой политики в сфере ФКиС, направленной на привлечение тренерско-преподавательского состава, создание условий для эффективной работы молодых специалистов (увеличение размера заработной платы, мер стимулирования труда инструкторов, создание возможностей совершенствования своих навыков);

3) более активное развитие массового физкультурно-спортивного движения и системы физкультурно-оздоровительных услуг для всех слоев населения (проведение соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения; создание условий в спортивных комплексах для посещения их всей семьей, система льготного абонемента для социально незащищенных слоев населения);

4) создание единой информационной системы на рынке ФОУ, позволяющей получать информацию о предложениях физкультурно-оздоровительных организаций и фитнес-клубов, проводимых спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Литература:

1. Деятельность Минспорта России за период с 2008 по 2015 годы. [Электронный ресурс]: Доклад В.Л. Мутко о результатах работы министерства спорта Российской Федерации за 2008- 2015 гг. - Режим доступа: www.minsport.gov.ru.

2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс].: распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 года № 1101 -р // Консультант Плюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». - Консультант плюс, 1997-2016. - Режим доступа: www.consultant.ru.

3. Официальный сайт министерства спорт РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture.

4. Официальный сайт Министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: minsportturizm.orb.ru/sport.

5. О состоянии и развитии физической культуры и спорта в Оренбургской области за 2015 год [Электронный ресурс]: Аналитический доклад министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области. - Режим доступа: minsportturizm.orb.ru/sport.

6. Тиунова, О.В. Методические рекомендации по использованию различных форм мотиваций к ведению здорового образа жизни, использованию возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, самосовершенствовании, самовоспитании, социальной адаптации для информационно-пропагандистской деятельности [Электронный ресурс] / О.В. Тиунова, Д. А. Фильченков. - М.: - 2015. - 84с. - Режим доступа: www.minsport.gov.ru.

7. Фитина, Л.Н. Особенности разработки стратегической программы развития муниципальной системы физической культуры и спорта / Л.Н. Фитина, Т.К. Хозяинова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 4 (76). -С. 41-58.

8. Устинова, О.В. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства / О.В. Устинова, Л.Н. Бибик // В сборнике: Здоровый образ жизни российской молодёжи Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость - воля народа!». - 2014. - С. 240-245.

9. Якубов, Ю.Д. Основные проблемы региональной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации / Ю.Д. Якубов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 156. - № 1. - С. 242-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.