Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития Российской избирательной системы на современном этапе'

Проблемы и перспективы развития Российской избирательной системы на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
572
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВЫБОРЫ / МОНОПОЛИЗМ / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL PARTY / ELECTORAL SYSTEM / ELECTIONS / MONOPOLISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никоненко Сергей Андреевич

В статье автор рассматривает имевший место государственный совет 22-го января 2010 г. как начало открытого обсуждения относительно потребности преобразования политической системы. Автор действительно пытается обобщить ключевые действия и предложения относительно изменения законодательства в области усовершенствования механизмов политического представительства на федеральных и региональных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN VOTING SYSTEM NOWADAYS

In the article author considers the State council on January which took place on 22nd, 2010 as the beginning of open discussion concerning the necessity of political system reforming. The author does attempt to generalize key performances and offers on change of the legislation in the field of improvement of mechanisms of political representation at federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития Российской избирательной системы на современном этапе»

УДК 342.8

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Сергей Андреевич Никоненко

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, аспирант кафедры международных отношений и политологии, e-mail: nikonenko2000@mail.ru

В статье автор рассматривает имевший место государственный совет 22-го января 2010 г. как начало открытого обсуждения относительно потребности преобразования политической системы. Автор действительно пытается обобщить ключевые действия и предложения относительно изменения законодательства в области усовершенствования механизмов политического представительства на федеральных и региональных уровнях.

Ключевые слова: политическая система; политическая партия; избирательная система; выборы; монополизм.

С конца 1980-х гг. и по настоящее время российская партийно-политическая система, а вместе с тем и избирательная система, неоднократно менялась под влиянием внутренней общественно-политической ситуации. В результате накоплен огромный опыт трансформационных процессов, который еще долго будет подвергаться осмыслению и переоценке.

Попытка обсудить состояние и перспективы развития политической системы в России была предпринята на заседании Государственного совета 22 января 2010 г. Открывая заседание, Президент России Дмитрий Медведев предложил обсудить все аспекты данной темы, включая развитие политических и партийных институтов, парламентской демократии, местного самоуправления, судебной и правоохранительной систем. В заседании Госсовета приняли участие не только представители губернаторского корпуса, но и лидеры политических партий: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», а также трех партий, не имеющих представительства в Государственной Думе: «Правого дела», «Яблока» и «Патриотов России».

Принято считать, что политическая система - это система политических институтов, выполняющих властные функции, осуществляющих руководство и координацию политическими процессами, регулирующих отношения между субъектами политической деятельности, социальными группами, нациями, государствами [1]. На заседании Государственного совета Дмитрий Медведев дал более лаконичное определение этому понятию: «Политическая система в совре-

менном понимании - понятие широкое, оно включает в себя все фундаментальные институты государства, в т. ч. суды, органы правоохраны, правительственные учреждения, комплекс федеративных отношений, структуры гражданского общества» [2]. Между избирательной и политической системами имеет место конституционно-правовая связь, основанная на нормах Конституции РФ и федеральных законах, имеющих различный юридический статус.

Государственный совет, по нашему мнению, выявил две основные проблемы в развитии политической системы России: во-первых, это пробелы в проведении голосования; во-вторых, опасность монополизации власти. Эти две проблемы взаимосвязаны. При этом бороться с монополизацией власти возможно только при условии устранения пробелов в избирательной системе.

Избирательный процесс и выборы. На Государственном совете прозвучала вполне справедливая критика процессов, которые происходят при проведении выборов. При этом критика была как со стороны власти, так и со стороны оппозиционных партий. Так, наиболее остро высказался по этому поводу лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Анализируя итоги выборов 11 октября 2009 г., Геннадий Зюганов заметил, что политическая система неэффективна, аргументируя это тем, что 8 из 10 избирателей не пошли на выборы из-за того, что считали выборы не честными [2]. Выход, по его мнению, нужно искать в диалоге всех политических и общественных структур с региональной исполнительной властью: «Руководители

территорий обязаны взаимодействовать с отделениями всех партий, действующих в регионе, даже если эти партии и эти отделения малочисленны, даже если за эти партии голосуют полпроцента избирателей, но эти полпроцента избирателей - это наши граждане, и их мнение должно быть услышано властями» [2].

Данный тезис вполне выглядит убедительным притом, что результатом единого дня голосования, 11 октября 2009 г., стала победа «Единой России» на региональных выборах. Как следствие, победа «Единой России» подтвердила тезис о том, что власть вполне справляется с экономическими трудностями и ведет правильный внутриполитический курс. Но именно последние выборы стали последней каплей терпения оппонентов партии власти. Бурный протест со стороны парламентских партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» стал отправной точкой для рассуждений о несостоятельности и нечестности в проведении выборов и подсчете голосов. Стали выдвигаться мнения о несостоятельности всей партийно-полити-

ческой системы страны. Сторонники «Единой России», а также Центральная избирательная комиссия уверяют, что выборы проведены с соблюдением всех норм и правил.

Позиция же президента по прошедшим выборам достаточно ясная и, по нашему мнению, не требует дополнительных комментариев: «В целом итоги региональных выборов отражают реальное соотношение политических сил в стране и общественных настроений, это непреложный факт» [2]. Премьер РФ, председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин считает, что несогласные с итогами любых выборов должны идти в суд. Об этом много говорилось и раньше. Но проблема в том, что рассмотрение исков в судах тянется очень долго и зачастую до вынесения вердикта дело не доходит. Здесь, конечно, говорит и тот факт, что обвинения в фальсификациях и нарушениях зачастую бывают бездоказательными.

По нашему мнению, правомочно говорить о совершенствовании судебной системы и системы досудебного расследования. Например, идея создания комиссий парламентского контроля за выборами и изменение состава ряда избирательных комиссий (по мнению ряда парламентариев, непонятно, поче-

му туда входят чиновники, которые зависят от своего руководства). Поэтому тезис сопредседателя партии «Правое дело» Георгия Бовта о формировании избиркомов напрямую партиями считаем справедливым [2].

Не только оппозиционные партии выразили свое мнение о путях реформирования политической системы. Например, председатель Высшего совета партии «Единая Россия», председатель Госдумы Борис Грызлов считает, что «важным достижением развития нашего государства является то, что политическая система у нас создана, она есть, и эта система далеко не самая худшая среди передовых стран мира» [2]. Можно сделать вывод, что «Единую Россию» существующая политическая система устраивает и кардинальных перемен не требует. Это косвенно подтверждает и тот факт, что участники «круглого стола», состоявшегося после Государственного совета, в котором участвовали политические клубы «Единой России», обвинили оппозиционные партии «в не умении достучаться до избирателей. При этом заметных злоупотреблений на последних региональных выборах не было» [3]. В упрек оппозиции поставлен тот факт, что она почти не участвует в муниципальных выборах, а значит оппозиционные партии далеки от реальных запросов россиян. С таким утверждением сложно не согласиться в виду того, что многие оппозиционные партии игнорируют муниципальные выборы.

Проблема монополизации власти. Многие эксперты и политики говорят о возможной монополизации власти в Государственной Думе, а также в законодательных органах субъектов федерации. В частности, о такой опасности говорит лидер ЛДПР Владимир Жириновский [2]. Действительно, рейтинг многих парламентских партий в ряде регионов не растет, а уменьшается. Например, поддержка ЛДПР в Тамбовской области снижается. Об этом свидетельствуют итоги голосования за ЛДПР на выборах в Государственную Думу по Тамбовской области: 1993 г. - 35,3 % [4], 1995 г. - 12,4 % [3], 1999 г. - 5,9 % [6], 2003 г. - 11,1 % [7], 2007 -7,7 % [5]. Мы связываем это со спадом популярности личности Жириновского в обществе. Возможно, что на следующих выборах ЛДПР как в Тамбовской области, так и по

всей России не сможет преодолеть семипроцентный барьер.

Превращение «Единой России» в КПСС косвенно отметил Зюганов, который заявил, что «КПСС была умнее, сильнее, грамотнее, заслуженнее «Единой России» и не удержалась на одном крыле без нормального диалога, когда приказ одного человека выполняли все не раздумывая» [2]. Думаем, что «тень прошлого», а именно «превращение «Единой России» в КПСС», заставляет власть думать и обсуждать вопросы снижения электорального барьера. Существует опасность, что семипроцентный барьер на выборах 2011 г. в Государственную Думу сможет преодолеть лишь КПРФ и «Единая Россия».

Заместитель председателя партии «Патриоты России» Надежда Корнеева считает, что уже в 2010 г. необходимо снизить электоральный барьер с 7 до 5 %. Примечательно, что ряд губернаторов выступили также за снижение электорального барьера до 5 %. В частности об этом говорят губернаторы Петербурга, Валентина Матвиенко [8], и Калининградской области, Георгий Боос [2].

Одной из мер поддержки непарламентских партий могла бы стать отмена сбора подписей на федеральных, региональных и местных выборах. Действительно, об этом открыто говорят «Патриоты России», «Яблоко» и «Правое дело». Нет ответа на вопрос, поставленный Бовтом на Государственном совете: «Почему партия, получившая регистрацию, должна снова доказывать наличие своего электората?» [2]. Данный вопрос существует, и некоторые ответы дают право многим экспертам и политологам рассуждать о несправедливом и недемократическом решении Избирательной комиссии [8-10].

Еще одной важной мерой могло бы стать законодательное закрепление состязательности партий в межвыборный период и в период агитационной борьбы. Каждая партия должна представлять свою программу действий на ближайшую перспективу, а также оспаривать программные пункты оппонентов в режиме дискуссии. Так, партия не сможет ввести избирателя в заблуждение. Партийные функционеры будут отстаивать свои позиции перед оппонентами в режиме «онлайн», т. е. «защищаться» и «нападать» в «прямом эфире». В частности, Зюганов считает, что «без открытого диалога в эфире, без

соперничества лидеров партий и программ не может быть нормального политического процесса» [2].

Выводы. Государственный совет выявил «болевые точки» современной политической системы России. А именно: пробелы в проведении голосования и опасность монополизации власти. Государственный совет выявил разные точки зрения по этим и другим проблемам. Главное, что была предпринята попытка поиска путей решения тех острых противоречий, которые накопились у различных партий.

Партия представляет собой эффективный инструмент взаимодействия между обществом и государством. Поэтому проблемы партий «перерастают» в проблемы взаимодействия общества и государства. То, как общество будет услышано государством, зачастую зависит от партий. Таким образом, считаем необходимым и справедливым введение некоторых законодательных инициатив, прозвучавших на Государственном совете. А именно:

- уменьшить электоральный барьер для партий с 7 % до 5 %;

- формировать избирательные комиссии напрямую партиями;

- отменить сбор подписей для выдвиженцев от политических партий на федеральных, региональных и местных выборах.

Для усиления мониторинга избирательных процедур нужны новые технологии. Центральная избирательная комиссия понимает, что нужны новые методы контроля и мониторинга избирательных процедур. Как заявил глава ЦИК Владимир Чуров, к выборам 2011 г. 10 % избирательных участков страны оборудуют веб-камерами. Кроме того, среди инноваций введение в эксплуатацию комплекса оптического сканирования бюллетеней, а также комплекса электронного голосования. Мы считаем, что этот комплекс мер лишь отчасти усилит контроль на избирательных участках. Нужно больше уделять внимание вопросам подсчета голосов, фиксирования конечных данных, а также следует ужесточить контроль и мониторинг за незаконными махинациями на избирательных участках и вне избирательных участков.

Таким образом, совершенствование избирательного законодательства РФ на современном этапе должно стать серьезной теоре-

тической и практической задачей государственного демократического строительства. Решение этих задач может быть осуществлено в направлении стабилизации избирательного законодательства и закрепления в Конституции РФ основных принципов избирательной системы и системы избирательных комиссий.

1. Бакеркина В.В. Краткий словарь политического языка. М., 2002.

2. В Кремле состоялось заседание Государственного совета иКЬ: news.kremlin.ru/

1гап8спр18/6693. Загл. с экрана.

3. Итоги голосования на выборах в Государст-

венную Думу второго созыва в Тамбовской области. иКЬ: http://izbirkom.tmb.ru/?page

=е1есйош/1995/ Мех95_1. Загл. с экрана.

4. Итоги голосования на выборах в Государст-

венную Думу первого созыва в Тамбовской области. иКЬ: http://izbirkom.tmb.ru/?page

=е1есйош/1993/ Мех93_1. Загл. с экрана.

5. Итоги голосования на выборах в Государственную Думу пятого созыва в Тамбовской

области. иКЬ: http://izbirkom.tmb.ru/?page= е1ес1іоп8/2007/ index07_5. Загл. с экрана.

6. Итоги голосования на выборах в Государст-

венную Думу третьего созыва в Тамбовской области. иКЬ: http://izbirkom.tmb.ru/?page

=е1есйош/1999/ іМєх99_1. Загл. с экрана.

7. Итоги голосования на выборах в Государственную Думу четвертого созыва в Тамбовской области. иКЬ: http://izbirkom.tmb.ru/? page=e1ections/ 2003/іМєх03_1. Загл. с экрана.

8. Матвиенко внесет в ЗакС Петербурга предложение о снижении проходного барьера на выборах в парламент. иКЬ: www.ba1tinfo.ru/ news/Matvienko-vneset-v-ZakS-Peterburga-pred 1ozhenie-o-snizhenii-prokhodnogo-barera-na-vyborakh-v-par1ament-126335. Загл. с экрана.

9. Политическая система со здоровой степенью консерватизма. иКЬ: cskp.ru/c1auses/2/c/4110. Загл. с экрана.

10. Холодковский К.Г. К вопросу о политической системе современной России // Полис. 2009. № 2. С. 7-21.

Поступила в редакцию 18.Q3.2Q1Q г.

UDC 342.8

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN VOTING SYSTEM NOWADAYS Sergei Andreevich Nikonenko, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Postgraduate Student of the International Relations and Politology Department, e-mail: nikonenko2000@mail.ru

In the article author considers the State council on January which took place on 22nd, 2010 as the beginning of open discussion concerning the necessity of political system reforming. The author does attempt to generalize key performances and offers on change of the legislation in the field of improvement of mechanisms of political representation at federal and regional levels.

Key words: political system; political party; electoral system; elections; monopolism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.