УДК 32
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ЛИДЕРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОБЕДЫ НА ВЫБОРАХ
© Сергей Андреевич Никоненко
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры международных отношений и политологии, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается один из ключевых компонентов имиджа партии - имидж лидера. Автор считает, что партии добиваются успеха на выборах именно благодаря грамотной и продуманной стратегии позиционирования своего лидера. Автор приходит к выводу, что в ходе избирательной борьбы все большую значимость приобретает имидж лидера. В перспективе технологический прорыв в области формирования имиджа политической партии будет достигнут благодаря более тщательному и более глубокому изучению психологии масс.
Ключевые слова: имидж партии; имидж лидера; Владимир Путин; Владимир Жириновский; избирательная кампания.
Популярность и узнаваемость политической партии среди населения зависит от многих факторов и условий. С психологической точки зрения важнейшим является имидж. Именно образ политической структуры зачастую определяет мотив выбора избирателя в пользу той или иной партии.
Интерес к проблемам имиджа в политике и его восприятия велик. Западные и российские ученые и политические технологи занимаются этим вопросом не первый год. Эта тема все больше приобретает не только теоретическое, но и прикладное звучание. Так, выборы в Государственную Думу Федерального Собрания России V созыва наглядно продемонстрировали как можно «разыграть» имидж популярного политика в интересах отдельной партии.
По нашему мнению, прошедшие выборы можно охарактеризовать как яркое проявление имиджмейкерских ходов и технологий. Напомним, что эффективный имидж политической партии является важным фактором привлечения голосов избирателей, формирования сторонников, а следовательно, и ее политического влияния [1].
Имидж - это эмоционально окрашенный образ, сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа [2]. В самом общем виде имидж политической партии включает следующие составляющие: имидж лидера, идеология партии, имидж членов партии и ее сторонников, политические и иные ресурсы партии, история партии, особенности партийно-политической риторики, особенности политического РЯ, имидж и
стереотипы, психологические и социальноэкономические предпочтения электората партии, политическая символика.
В ходе избирательной борьбы большую значимость приобретает имидж лидера. Успех на выборах в первую очередь зависит от узнаваемости лидера партии. Наиболее показательными примерами здесь выступают Владимир Путин («Единая Россия») и Владимир Жириновский (ЛДПР). У данных партий на выборах 2007 г. в Государственную Думу стояли кардинально противоположные задачи. Для ЛДПР главным было объединить и «нарастить» свой электорат, т. к. партия могла не преодолеть 7 %-ный барьер. В отличие от ЛДПР «Единая Россия», по прогнозам социологов, без особых проблем попадала в Государственную Думу. Но для этой партии было необходимо набрать как минимум 60 % голосов избирателей для того, чтобы сформировать в нижней палате парламента конституционное большинство. Как же решили свои задачи партии?
«Единая Россия». Решение возглавить список партии принял тогдашний Президент России Владимир Путин, став единственным кандидатом в общероссийской части списка партии «Единая Россия». Главным политическим фактором, оказавшим существенное влияние на ход избирательной кампании в целом и ее агитационной части в частности, стало предстоящее окончание второго президентского мандата Путина: на третий срок подряд, согласно Конституции России, он баллотироваться не имел права. Кроме того, парламентские выборы в Российской Феде-
рации традиционно рассматриваются как определенная репетиция президентских.
В таких условиях Путиным было принято решение возглавить список партии «Единая Россия» лично. Выступая на партийном съезде, он обусловил возможность в дальнейшем занять пост премьер-министра убедительной победой «Единой России» на парламентских выборах и последующей победой поддержанного им кандидата на президентских выборах [3]. Именно это провозглашалось залогом сохранения стабильности и «продолжения курса Путина».
В этих условиях агитационная кампания «Единой России» строилась вокруг идеи поддержки данной партии именно с целью добиться того, чтобы в дальнейшем Владимир Путин смог в том или ином качестве остаться в высшем руководстве страны [4]. При этом сам лидер продолжал исполнять обязанности Президента страны и явно участвовал в агитационной кампании в пользу партии только в виде своего визуального образа и в агитматериалах партии. Публично он несколько раз напоминал общественности о своей поддержке партии в ходе ярких выступлений (в частности в ходе визита в Красноярск и на форуме его сторонников 21 ноября 2007 г. в «Лужниках»).
В результате, с одной стороны, одновременно шла кампания и за «Единую Россию» как партию, которую поддерживает Путин, и в поддержку персонально Владимира Путина (в частности частью этой кампании стало создание при явном содействии региональных властей движения «За Путина!») [3, с. 25].
Содержательной частью избирательной кампании «Единой России» как на федеральном уровне, так и на региональном являлось использование имиджа и высокого рейтинга Владимира Путина как национального лидера и организатора социально-экономических реформ. Практически весь агитационный материал напоминал избирателю о президенте Путине и что именно он возглавляет общефедеральную часть списка кандидатов от партии «Единая Россия» в депутаты Государственной Думы. Партией был выпущен специальный агитационный материал для того, чтобы подчеркнуть, что если избиратель голосует за «Единую Россию», то он голосует «За Путина».
Вся избирательная кампания «Единой России» строилась на популярности Владимира Путина. Происходила вполне определенная и целенаправленная подмена понятий: имидж партии отождествлялся с имиджем ее лидера. Как показали итоги голосования, население отреагировало на такую подмену одобрением. Социологические опросы, которые проводились в сентябре-ноябре 2007 г. Межрегиональным исследовательским центром «Эксперт» в Тамбовской области, наглядно показывали прирост электоральной базы партии на региональном уровне. Как итог на выборах в Государственную Думу «Едина Россия» получила по стране 64,3 % голосов избирателей [5]. В Тамбовской области этот процент был чуть меньше -59,8 % [6].
ЛДПР. Рейтинги и успехи этой партии уже на протяжении без малого двух десятков лет напрямую зависят от популярности и имиджа Владимира Жириновского. По оценке ряда экспертов, населению в первую очередь импонируют его качества оратора, умение играть на публику, актерский талант. В перепалке с оппонентами Жириновский не уступит никому. У него всегда найдется ответ даже на самые острые вопросы.
В период избирательной кампании 2007 г. Владимир Жириновский не терял возможности произвести эффект, запомниться избирателям. Все чаще можно было наблюдать лидера ЛДПР в молодежных и развлекательных программах на телевидении, в ток-шоу. Жириновский активно принимал участие в съемках таких телепередач, как «Comedy Club» (ТНТ), где он принял участие в постановке номера, «Пусть говорят с Андреем Малаховым» («Первый канал»), был в составе жюри передачи «Ледниковый период» и даже участвовал в приготовлении кулинарных изысков в программе «СМАК».
В печатных СМИ можно было встретить интервью Владимира Вольфовича, а также его оценки происходящих событий. Зачастую в семейно-развлекательных журналах можно было прочесть кулинарные рецепты от Жириновского. В среде пользователей Интернета Владимир Вольфович показал себя как блогер, заведя собственный блог, где размещал собственные мнения и переживания по различным темам. Каждый желающий мог задать вопрос Жириновскому и по возмож-
ности получить ответ. Все это, полагаем, сыграло определенную роль в повышении интереса к имиджу лидера ЛДПР. Технологи дошли до того, что на рынке появился одеколон «Жириновский» и мороженное «Жирик». Все новые технологические ходы по продвижению на политический рынок бренда «Жириновский» играли на пользу партии, но у экспертов не было уверенности, что ЛДПР все-таки преодолеет 7 %-ный барьер.
Партия Жириновского в итоге преодолела проходной рубеж, набрав на федеральном уровне 8,14 % [5], сохранив прежнюю электоральную географию с повышенными результатами на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Самые успешные регионы для ЛДПР - Магаданская и Читинская области (примерно по 15 %). Существенный результат получен в Ярославской области (13 %), где была проведена, по мнению экспертов, самая активная и дорогостоящая кампания. В Тамбовской области ЛДПР получила 7,7 % [6].
Другие партии не смогли полностью использовать лидерские качества того же Григория Явлинского («Яблоко»), Сергея Миронова («Справедливая Россия»), Геннадия Зюганова (КПРФ), Геннадия Семигина («Патриоты России»), Андрея Богданова («Демократическая партия России») и др. По нашему мнению, они не смогут стать лидерами общенационального масштаба, как Владимир Путин, и даже такими же одиозными, как Владимир Жириновский. Все дело в психологическом восприятии обществом их образов. Можно предположить, что без очередных новаций имиджмейкеров и политических технологов население не сможет увидеть в них новые качества. И в период думской кампании 2007 г. и сегодня это устоявшиеся образы в сознании электората. Поэтому партии предпринимают иные технологические ходы, нежели общенациональная раскрутка одного человека.
Подводя черту под нашими размышлениями, следует акцентировать внимание на том, что реалии современного избирательного процесса таковы, что население воспринимает в первую очередь человека, личность, лидера, а уже через него - партию. С помощью новых политических технологий партии добиваются невероятных успехов в формировании взглядов современного российского среднестатистического избирателя. Совме-
щая партийный имидж и имидж общенационального лидера, технологи приводят электорат в эйфорию от происходящего процесса. Избиратель действительно чувствует сопричастность к происходящим выборам. Об этом свидетельствуют и данные электоральной статистики: по стране явка составила 69,6 млн избирателей (63,7 %) [5]. Для сравнения: на выборах депутатов Государственной Думы в 2003 г. приняло участие 60,7 млн избирателей (55,75 %) [7]. Прирост очевиден.
Думаем, что, в перспективе, технологический прорыв в области формирования имиджа политической партии будет достигнут благодаря более тщательному и более глубокому изучению психологии, массовых настроений, особенностей политической и правовой культуры электората. Можно предположить, что это может повлиять на выбор лидера партии, в котором нуждается население (как это произошло, к примеру, с «Яблоком» и СПС). Трудно не согласится с высказыванием крупнейшего французского специалиста по предвыборным технологиям Ж. Сигела, который утверждал, что «нужно рекламировать человека, а не партию. Идею, а не идеологию. Будущее, а не прошлое. Проект, а не программу» [8]. Поэтому считаем, что партии будут делать более четкий акцент именно на формировании имиджа лидера. И уже лидер будет выносить на повестку дня существующие проблемы и пути их решения.
1. Зазыкина Е.В. Политический РЯ: символы. М., 2003. С. 7.
2. Политика: Толковый словарь: русско-английский. М., 2001. С. 78.
3. Информационно-аналитический еженедельник о деятельности политических объединений России «Партинформ» / под ред. Ю. Кор-гунюка. М., 2007. № 40. С. 2.
4. Кынев А. Основные тенденции региональной политической жизни в сентябре - декабре 2007. иЯЬ: http://www.monitoring.camegie.ru/ 2007/10/апа1уйс8/а1ек8аМг-купеу-08поупуе-tendencii-regiona1noj -ро1ШЛе8ко] -7Ы7т-1etom-2007-goda. Загл. с экрана.
5. Результаты выборов депутатов Государст-
венной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва. иЯЬ: http://www.vybory. izbir-^ rn.ru/region/ regio п^Ыг^ т? аС:юп= show&ro ot=1 &^=100100021960186&угп=1001000
21960181®ion=0&g1oba1= 1&sub_region=0
&prver=0&pronetvd=null&vibid=10010002196 0186&1уре=242. Загл. с экрана.
6. Итоги выборов депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва на территории Тамбовской области. иКЬ: http://www.izbirkom.tmb.ru/index_old.
php?page_elections/2007/index07_5. Загл. с экрана.
7. Протокол Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов по федеральному избирательному округу и о распределении депутатских ман-
датов между политическими партиями, избирательными блоками избирателей. иЯЬ: http://www.gd2003.cikrf.ru/gd2003/WAY/7679 9135^x^76805049^/1/^/76799124. Загл. с экрана.
8. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. СПб., 2005. С. 276.
Поступила в редакцию 30.07.2010 г.
UDC 32
FORMATION OF IMAGE OF LEADER OF POLITICAL PARTY AS A NECESSARY CONDITION OF A VICTORY ON ELECTIONS
Sergey Andreyevich Nikonenko, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of International Relations and Political Science Department, e-mail: [email protected]
In article one of key components of image of party is considered - the image of the leader. The author considers that parties achieve the success on elections thanks to the competent and thought over strategy of positioning of its leader. The author comes to a conclusion that during selective struggle the increasing importance is got by image of the leader. In the long term, technological break in the field of formation of image of political party will be reached thanks to more careful and deeper studying of psychology of weights.
Key words: image of party; image of leader; Vladimir Putin; Vladimir Zhirinovsky; election campaign.