Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития региональной составляющей единого информационного пространства России'

Проблемы и перспективы развития региональной составляющей единого информационного пространства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития региональной составляющей единого информационного пространства России»

Российского фонда фундаментальных исследований и с 1995 года получает фантовую поддержку фонда и Минпромнауки. Вузы и научные организации Омской области активно работают по проекту создания корпоративной библиотечной сети региона. Создана библиотека Омского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук. Теперь богатейшие информационные ресурсы Сибирского отделения, ведущих зарубежных издательств доступны омским ученым, аспирантам и студентам. Формируются электронные картотеки и каталоги библиотеки им. A.C. Пушкина, базы данных по учету предметов коллекций в музее изобразительных искусств, свод памятников археологии и архитектуры.

На каждом этапе развития организации необходима информационная поддержка, поэтому информационные ресурсы рассматриваются как важнейшая часть проектов. Думаю, что мы подошли к осознанию необходимости разработки и реализации проекта единого регионального информационно-аналитического центра. Информационно-аналитический центр должен объединить федеральные, региональные, ведомственные и внутрифирменные информационные потоки. Главной задачей такого центра должна стать организация социального мониторинга, который нужен не сам по себе, а имеет смысл как информационная база для принятия управленческих решений. Основными задачами такого центра могут быть комплексный анализ и модельное решение проблем, характеризующих состояние социальной сферы региона; моделирование возможных сце-

нариев и последствий принимаемых решений; подготовка комплексных проблемных докладов.

Реализация такого проекта - сложная организационная и техническая задача, требующая значительных финансовых инвестиций, поэтому необходимы последовательные шаги в решении этой проблемы. Один из них - создание комитета по социальной политике, располагающего единой информационной базой для принятия решений в социальной сфере.

Назрела необходимость построения систем, позволяющих предоставлять доступ к информации по социальным направлениям не только органам государственной власти, но и общественным организациям, населению. Этой цели на начальном этапе развития могут отвечать электронные страницы, размещенные в глобальной сети Интернет. Дальнейшее развитие предполагает создание информационной базы, позволяющей вести не только предоставление данных, но и их сбор, используя электронную почту, опросы, голосование и другие средства.

Завершая выступление, хочу ещё раз отметить, что перед нами стоит задача формирования информационной системы, объединяющей ведомства социального блока и взаимодействующей с органами государственной власти. Такая система станет существенной частью единого информационного пространства Омской области. Для решения этой задачи необходимы целенаправленные усилия по созданию единой системы сбора, накопления и анализа статистической и иной информации о ходе и тенденциях развития социальных процессов.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

В. В. РАДУЛ, заместитель губернатора Омской области

Развитые страны связывают ближайшее будущее человечества со становлением информационной цивилизации, которая открывает новые возможности для развития общества, культуры, науки и производства. По мнению ведущих отечественных и зарубежных экспертов и аналитиков, уже сегодня происходит смена источников экономического роста, ведущее место занимают интеллектуальные ресурсы производства, возникает новая форма капитала, в качестве которого выступают знания, информация. Одновременно возрастает роль культурных ценностей, потребностей и интересов. Доминирующей становится идея равной ценности каждой личности, потенциал которой должен развиваться, а права и свободы гарантироваться всеми институтами общества и государства.

Если исходить из такой перспективы развития общества, то главным ресурсом станет человек, а основную экономическую ценность - наибольший источник богатства - будут представлять информация, информационные системы и технологии, телекоммуникационная среда - в общем, все то, что органически входит в так называемое информационное пространство.

Формирование и развитие региональной составляющей единого информационного пространства России неразрывно связаны с уровнем развития экономики, степени решения социальных вопросов. Безусловно, необходимо учитывать наличие достаточного числа специалистов с соответствующим уровнем квалификации и успешно развивающихся предприятий, организаций, остро нуждающихся в информационных системах, технологиях и услу-

гах, готовых инвестировать средства в информационно-коммуникационные технологии.

Проблемы, существующие в настоящее время при развитии информационного пространства, можно подразделить на политические, образовательные, экономические и технологические.

Политические проблемы, в первую очередь, обусловлены длительным отсутствием эффективной деятельности государства в сфере информационных ресурсов, систем и технологий. С этим напрямую связана неопределенность в стратегии развития территориальных информационных систем, а также недостаточно проработанная на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовая база регулирования информационных процессов, вопросов использования информационных ресурсов, систем и технологий. Надо признать наличие отраслевой и ведомственной разобщенности ряда федеральных структур и их неготовность совместно решать общие проблемы в сфере информатизации территории (особенно в сфере создания инфраструктуры и взаимодействия систем). При этом хронически устарели или отсутствуют стандарты в области информационных ресурсов, систем и технологий. Повсеместно используются нелицензионное программное обеспечение в информационных и компьютерных системах. Существенно различаются возможности использования информационных технологий разными группами регионального сообщества.

Образовательные проблемы вызваны, во-первых, недостаточным уровнем компьютерной грамотности руко-

водителей организаций и предприятий и связанной с этим "боязни компьютера", непониманием стратегической роли информационно-коммуникационных технологий в современном обществе, неспособностью сформулировать свои информационные потребности. Недостаточно оснащены средствами вычислительной техники и связи учреждения высшей и средней школы. Низкий уровень преподавателей информационных технологий и информатики в вузах и школах, не хватает специалистов, особенно способных концептуально проектировать, а затем создавать информационные системы территорий, ведомств, организаций.

Экономические проблемы обусловлены тем, что развитие информационных технологий финансируется по остаточному принципу. Требуются существенные первичные затраты на создание полноценной информационной инфраструктуры. Зачастую у субъектов информатизации нет собственных средств на ее создание. Существует высокая по отношению к зарплате стоимость оборудования и лицензионного программного обеспечения. Средства информационно-коммуникационных технологий не всегда воспринимаются как необходимый атрибут рабочего места, а информационные ресурсы пока выступают как товар. Локальный рынок информационных ресурсов и технологий на территориях ограничен, поэтому недостаточны возможности для развития местных отраслевых компаний.

Технологические проблемы вызваны большим количеством морально устаревшего оборудования и систем, отсутствием на территории, особенно в сельской местности, современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, недостаточным количеством информационных ресурсов в электронном виде, отсутствием единых общегосударственных классификаторов информации.

Исходя из сказанного, необходимо выделить стратегические направления деятельности Администрации Омской области по формированию и развитию региональной составляющей в едином информационном пространстве России:

- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, отвечающей всем современным требованиям;

- обеспечение доступа к социально значимой информации и базовым информационно-телекоммуникационным услугам всем жителям области независимо от возраста и социального положения;

- содействие созданию и внедрению эффективно используемых информационно-коммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической и культурно-нравственной жизни жителей Омской области.

В 1998 г. ОАО «Электросвязь Омской области» начало строить волоконно-оптическую сеть передачи данных, через которую сегодня выходят в Интернет предприятия, организации, вузы, школы и индивидуальные пользователи. Уже сегодня в Омской области имеются сетевые скорости, которые необходимы для работы таких информационно емких приложений, как кадастровые и коммунальные системы, базы данных регионального масштаба. Сегодня практически решены технические вопросы связи для предприятий и структур, заинтересованных в построении своих корпоративных сетей.

Экономическая целесообразность развития в Омской области цифровых коммуникаций не вызывает сомнений. В 2002 году планируется организовать цифровые каналы связи под передачу данных в более чем 13 сельских районах области. Социальную и экономическую значимость этого проекта для Омской области можно сравнить лишь с проектом газификации села для населения.

В соответствии с государственной программой "Электронная Россия" развитие информационно-телекоммуникационной среды Омской области направлено на обеспечение эффективности коммуникации и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и граж-

данами на основе использования современных информационных технологий; формирование необходимой инфраструктуры для обеспечения работы органов государственной власти и местного самоуправления, единой образовательной информационной среды; содействие развитою инфраструктуры доступа жителей Омской области, предприятий, организаций к телекоммуникационным сетям.

Анализ состояния и перспектив развития информационно-коммуникационных технологий в Омской области показал, что в настоящее время уже не существует технических проблем коммуникаций для построения региональной составляющей единого информационного пространства Сибири.

В целевых государственных программах, принятых в Омской области и реализуемых в 2001 -2002 годах, существенное внимание уделяется использованию и развитию информационных систем, ресурсов и технологий. В 2001 году Администрацйя Омской области выступила инициатором создания на территории ОАО "Система электронных сделок". Эта "компьютерная торговая система", позволяющая безопасно и достоверно заключать сделки в электронном виде, удаленно организовывать денежные и товарные расчеты, доставку и страхование грузов по условиям электронных сделок. Система электронных сделок разработана в соответствии с проектом закона «Об электронной цифровой подписи» и направлениями работ Федеральной целевой программы "Электронная Россия".

Мы считаем, что в ближайшее время интернет-технологии трансформируют всю работу и организационную структуру промышленных предприятий, коммерческих предприятий и государственных институтов. Мы понимаем, что региональным органам государственной власти и местного самоуправления необходимо существенно повысить активность внедрения Интернет в сферу управления, что бы не отстать от жизни в условиях технологической революции. Мы также знаем, что пользователи Интернет сегодня ожидают и желают более скорого удовлетворения своих потребностей в информации и сервисе, который предоставляет эта сеть. Они уже привыкли к новостным лентам, базам и банкам данных, находящимся в свободном доступе. Они хотят совершать электронные покупки, делать электронные платежи, отчитываться перед налоговыми органами.

С учетом изложенного мы и пытаемся выстроить региональную информационную политику, которая опирается на такие базовые принципы, как открытость, равенство интересов всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе и форм собственности, социальную ориентацию, когда основные мероприятия информационной политики направлены на обеспечение социальных интересов всех жителей Омской области, государственную поддержку информационного развития социальной сферы.

Сегодня в Омской области в сфере телекоммуникаций, Интернет, сборки и продажи компьютеров, разработки программного обеспечения работают достаточно крупные компании. Лидерами в сфере проводной связи являются ОАО «Электросвязь Омской области», включающая 34 филиала и представляющая все виды проводной связи.

В секторе беспроводной связи крупнейшими региональными операторами являются компании: «Мобильные системы связи» (сотовая связь стандарта GSM), «Сибирская сотовая связь» (сотовый оператор сети Би Лайн), «Омский пейджер» и «Радиовызывные системы» в области пей-джинговой связи. Примерное количество пользователей сотовой связи составляет 30000 абонентов, пейджинго-вой - 9000 абонентов.

Крупнейшими провайдерами Интернет являютсяч«До-кументапьная электрическая связь», «Коммед-инфо», «КоКоС», «Сот-Лайн». Общее количество омских постоянных

пользователей Интернет по оценкам экспертов составляет около 30000.

Среди поставщиков интеграционных решений в области информационно-коммуникационных технологий явными лидерами являются компании «Коммед», «Сибирский медведь», «Лаборатория систем 321», «Б-Графф», «Альфа-Ком», «Инсист-компьютер», «НТП ВТИ».

Сертификаты на сборку компьютеров под собственной торговой маркой имеют 8 компаний. Крупнейшими розничными компаниями по продаже компьютерной и оргтехники являются фирмы: «ВИСТ», «Надежда», «Бизнес-

техника», «Компьютерная галерея», «Компьютер-трейд», «Инфорсер-трейд» и «Альянс-компьютер».

По экспертным оценкам объем омского рынка информационно-коммуниккационных технологий (без учета сотовой и пейджингоаой связи) составляет более 4 млн. $.

Таким образом, реализация основных идей и практических мероприятий региональной информационной политики позволит активно формировать региональную составляющую единого информационного пространства России.

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В. В. ЛЕНДИКРЕЙ, генеральный директор ОАО "Электрическая связь" Омской области

Акционерное общество "Электросвязь" Омской области традиционно является активным участником мероприятий, посвященных информатизации нашего региона. Нам, работающим в сфере связи, уже давно стало ясно, что участник процесса информатизации-это основной заказчик на современные средства телекоммуникаций. Это подтверждает наша ближайшая история.

Начало 90-х - начинается процесс информатизации банков, и в Омской области появляется областная сеть передачи данных. За кратчайший срок мы сумели провести в кахедый район области (а их у нас 30) компьютерную связь по аналоговым линиям связи. Этой связью сразу же стали пользоваться банки, федеральные и региональные структуры власти (ГАС ВЫБОРЫ, Управление статистики, МЧС и т.д.).

Середина 90-х - в России начали бурно развиваться Интернет и Интернет-технологии, что стимулировало "Электросвязь" начать строить в 1998 г. городскую волоконно-оптическую сеть передачи данных, через которую сегодня выходят в сеть Интернет предприятия нашего города. Уже сегодня мы готовы предложить сетевые скорости, которые необходимы для работы таких информационно емких приложений, как кадастровые системы, коммунальные системы и базы данных регионального масштаба. Параллельно, на несколько лет вперед, мы решили технические вопросы связи для городских предприятий и структур, заинтересованных в построении своих корпоративных сетей.

Итак, что мы имеем на сегодняшний день, кроме упомянутых выше сетей?

Практически все городские филиалы "Электросвязи" заняты в производстве услуг доступа в Интернет. Это филиал "Документальная электрическая связь", который позиционирует свои услуги в секторе "Предприятия и организации" и предоставляет "классический" набор услуг передачи данных, филиал "Телеграфно-телефонная станция", внедривший услугу, которую мы называем 8-770 или "Интернет в кредит". Абонент, пользующийся этой услугой, рассчитывается за нее, как за междугородние переговоры. Данная услуга позволила в несколько раз увеличить Интернет-аудиторию за счет населения, причем не только города, но и области. На сегодняшний день мы насчитываем уже несколько тысяч абонентов Интернет, что для нашей области является несомненным достижением,

учитывая ее сельскохозяйственную специфику и большую протяженность границ.

Это и филиал ГТС, который, устанавливая на своих телефонных станциях специальную аппаратуру уплотнения, позволяет организовать недорогой, постоянный и скоростной доступ через линию действующего телефона для небольших коммерческих фирм. Кроме этого, существующий на сегодня бум Интернет ставит перед местной телефонной сетью очень сложные задачи, связанные с увеличением нагрузки на телефонную сеть. И даже наш филиал Городской радиотрансляционный узел готовится к предоставлению услуг доступа в сеть Интернет. Казалось бы, что общего у этого филиала с сетью Интернет? Оказывается, есть общее: провода, которые заведены практически в каждый дом, каждую квартиру. Сейчас проходят испытания нового оборудования, которое позволит строить через эти провода так называемые "домашние сети". У этой услуги, на наш взгляд, большие перспективы.

И, наконец, несколько слов о наших ближайших планах. Мы чувствуем, что наши банки и крупные предприятия начинают переходить на Интернет-технологию, появляются системы электронных платежей, развивается Е-коммерция. Появилась государственная программа "Электронная Россия" и готовится соответствующая законодательная база. Мы не ошиблись, выступив инициатором и активным участником проекта областной Администрации - "Система электронных сделок". Это электронная торговая система, позволяющая безопасно и достоверно заключать сделки в электронном виде, организовывать удалённые денежные и товарные расчёты, доставку и страхование грузов по условиям электронных сделок.

Мы видим, что появляется экономическая целесообразность развивать цифровые коммуникации в области. В 2002 г. мы планируем организовать цифровые каналы связи под передачу данных в 13 районах области. А если не подведут наши партнеры (Ростелеком и ТрансТелеком), то и больше. Социальную и экономическую значимость этого проекта для Омской области трудно недооценить. Значимость компьютерных коммуникаций в районах Омской области для предприятий, которые хотят работать по-новому, можно сравнить с проектом газификации села для населения.

Государственная программа "Электронная Россия" ставит перед нами, связистами несколько задач:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.