Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития регионального рынка образовательных услуг'

Проблемы и перспективы развития регионального рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савзиханова С.Э.

Дискуссионность и недостаточная разработанность проблематики, а также теоретическая и научно-практическая значимость изучения проблем и перспектив развития рынка образовательных услуг в РФ обусловили необходимость регионализации системы образования, которая приобретает особое значение в условиях развития отечественного рынка образовательных услуг в направлении модернизации и демократизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития регионального рынка образовательных услуг»

Реформа системы образования

УДК 001.895

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

С. Э. САВЗИХАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий E-mail: ssavzikhanova@ yandex.ru Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве Республики Дагестан

Дискуссионность и недостаточная разработанность проблематики, а также теоретическая и научно-практическая значимость изучения проблем и перспектив развития рынка образовательных услуг в РФ обусловили необходимость регионализации системы образования, которая приобретает особое значение в условиях развития отечественного рынка образовательных услуг в направлении модернизации и демократизации.

Ключевые слова: услуга, образование, рынок, конкуренция, модернизация, инновации, информация, технология.

Формирование современной системы организации образовательного процесса поставило перед участниками взаимодействия на рынках образовательных услуг и труда ряд проблем теоретического и практического характера, вызванных необходимостью адаптации к глобальным изменениям в сфере образования и реалиям рыночной экономики.

Рынок образовательных услуг, являясь частью национальной экономики, в научной литературе рассматривается как сложная социально-экономическая система и одновременно как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью [1—3, 5]. Отраслевые особенности рынка образовательных услуг связаны с различиями в их содержании, технологии и условиях оказания в составе субъектов и объектов рынка этих услуг, а

также в характеристиках взаимодействия субъектов в образовательном процессе.

Демографические изменения определяют численность главных потребителей образовательных услуг — детей и молодежи. На протяжении последних десятилетий численность этих групп испытывала значительные колебания, которые происходили на общем фоне тенденции к сокращению численности населения. Такая волнообразная динамика сохранится и в будущем (рис. 1). Самые малочисленные в послевоенной истории России поколения появились на свет в период демографического спада 1990-х гг. Переход этих поколений из одной фазы жизненного цикла в другую во многом предопределит развитие системы образования в ближайшие пятнадцать лет.

Численность дошкольников сократилась по сравнению с 1989 г. практически в два раза — с 16,8 до 9,1 млн, достигнув своего минимума в 2003 г. Увеличение числа рождений в начале 2000-х гг. повлекло за собой и рост числа детей дошкольного возраста. Рост их числа происходит на фоне огромного неудовлетворенного спроса на услуги дошкольных учреждений, и, судя по всему, такая ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем. По данным Росстата, в начале 2009 г. 1,7 млн детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.

30 000

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

/ / \

4 N \ \ \

• / Ч ^ •» -- ' ' \--...•" - ''•••••......... ч ч ч ч л -.

Ч

От 0 до 6 лет

От 18 до24 лет

- От 7 до17 лет

Рис. 1. Динамика основных образовательных контингентов до 2031 г, тыс. чел.

Среднее образование в России стало практически всеобщим. После девятого класса в общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях разного типа учатся более 90 % детей. В настоящее время система среднего образования переживает нелегкие времена. В 2011 г. контингент потребителей ее услуг сократится до исторического минимума — 14,9 млн. Ожидаемый в перспективе рост будет достаточно умеренным (на 2—3 млн чел. к 2025 г.). Система подушевого финансирования школ предполагает конкуренцию между ними за учеников. Но более сильной эта конкуренция будет на следующей ступени обучения — между вузами.

Охват обучением на третьей ступени образования за постсоветский период заметно увеличился и достиг высокого, по мировым стандартам, уровня. В 2009 г. только на очных и вечерних отделениях вузов и средних специальных учебных заведений училось более 35 % молодежи против 25 % в 1990 г. Однако демографические тенденции вносят существенные коррективы в судьбы средних специальных и высших учебных заведений. С конца 1980-х гг. численность их контингента устойчиво увеличивалась до 2007 г. (17,6 млн чел.). Однако в ближайшие десять лет последует ее резкое сокращение до 9,2 млн чел. Сейчас идет процесс быстрой убыли потенциальных абитуриентов. Если в начале

2000-х гг. их ежегодно насчитывалось порядка 2,5 млн, то к 2017 г. их станет меньше в два раза — 1,2 млн. Многие учебные заведения (прежде всего негосударственные платные) могут остаться без необходимого минимума учащихся.

Наступившее десятилетие можно охарактеризовать, с одной стороны, как период открывающихся возможностей для молодежи — малочисленных поколений, родившихся в 1990-х гг., а с другой стороны, как период усиливающейся конкуренции за молодежь между учебными заведениями, рынком труда и армией. Для учебных заведений жизненно необходимо набрать студентов, при этом высшие учебные заведения получат определенные преимущества перед средними, снижая планку вступительных требований. В условиях сокращающегося предложения рабочей силы неудовлетворенный спрос повлечет за собой рост заработной платы, в том числе для профессий, не требующих высокой квалификации.

В планах Правительства РФ сокращение армии до 1 млн чел. к 2012 г. Ежегодное число призывников вряд ли опустится заметно ниже отметки в 500 тыс. В 2009 г. на военную службу отправилось около 580 тыс. призывников. На дневное обучение в вузы, где предоставляется отсрочка от армии, было принято порядка 730 тыс. чел., из которых примерно половина (около 350 тыс.) — юноши. По прогнозным оценкам, в 2017 г. юношей, окончивших школу, будет насчитываться всего лишь 650 тыс. С учетом приведенных цифр, а также стоящих задач по модернизации экономики становится очевидной неизбежность реформирования как системы образования (в сторону сокращения приема студентов и повышения качества их обучения), так и Российской армии (в пользу набора по контракту). На рынке труда должны распространяться гибкие формы занятости, соответствующие трудовым возможностям учащейся молодежи.

Расширение охвата обучением в системе среднего профессионального и высшего образования в 1990-х гг. отразилось в заметном повышении образовательного уровня населения России (рис. 2). В 2007 г. по доле лиц в возрасте от 25 до 65 лет с уровнем образования третьей ступени Россия была одним из мировых лидеров (54 %). Из них 20 % имели высшее образование. По последнему показателю Россия заметно уступала только США (30 %), Израилю (27 %), Норвегии (31 %), Нидерландам (28 %), Новой Зеландии, Дании и Канаде (по 25 %) [5].

Уровень образования занятого населения еще выше (рис. 3). Более 70 % имеют высшее или профессиональное образование, в том числе 26 % — высшее. Обращает на себя внимание тот факт, что лица, имеющие основное среднее или начальное общее образование, сосредоточены в группе экономически неактивного населения. Все это говорит о происходящем вымывании из российской экономики работников с невысоким уровнем образования и объясняет природу дефицита неквалифици-рованой рабочей силы на российском рынке труда [7].. Значительную часть этого дефицита в последние годы покрывает приток работников из стран СНГ.

Опираясь на тенденции изменения количества учащихся на разных ступенях обучения, изменения уровня образования отдельных возрастно-половых групп, с учетом перспективной трансформации возрастно-половой структуры, в Институте демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» сделали прогноз изменения численности образовательных групп населения России (рис. 4). Главный результат прогноза (средний вариант) состоит в том, что при

сложившемся спросе на высшее образование доля лиц, закончивших вузы, превысит после 2020 г. 30 %. Число экономически активных лиц с высшим образованием может стабилизироваться и даже чуть увеличиться в условиях заметного сокращения населения в трудоспособных возрастах. Это произойдет в первую очередь за счет уменьшения числа лиц со средним и начальным профессиональным, а также полным средним образованием. Доля лиц с уровнем образования ниже среднего как в экономически активном, так и во всем населении будет незначительной.

Существующий в настоящее время дефицит рабочей силы низкой квалификации в ближайшие годы распространится и на работников средней квалификации.

Таким образом, экономика в определенном смысле становится заложницей деформаций, возникающих на рынке образовательных услуг, где предложение намного превышает спрос. Стремление к загрузке имеющихся мощностей

2,7

0,7

100

90

80

70

60 —

50

40

30

20

10

Не имеют начального

Начальное общее

Основное общее

Среднее общее

Начальное профессиональное

Среднее

профессиональное

Неполное высшее

Высшее

1989

2002

1992

2008

Поданным переписей населения (лица в возрасте от 15 лет)

Поданным обследования населения по проблемам занятости (лица в возрасте от 15 до 72 лет)

2020

Прогноз Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Рис. 2. Состав населения Российской Федерации по уровню образования, %

2,7

0,6

0,5

1,5

70 60 50 40 30 20 10 0

Не имеют основного общего

_ | | Основное общее

| | Среднее общее

□Начальное профессиональное

профессиональное

I I Неполное - высшее

Высшее

Все Экономически Занятые Безработные Неактивные активные

Рис. 3. Уровень образования и статус экономической активности населения России в 2008 г. (по данным обследования населения по проблемам занятости для лиц в возрасте от 15 до 72 лет), %

25

20

15

10

4 >>

ч

N ,

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

2000 2005 2010 2015 2020 2025 2030

..... Высшее ...... Неполное высшее

- Среднее профессиональное - начальное профессиональное

- ■ ■ среднее оощее — — Общее

— Начальное

Рис. 4. Динамика изменения численности образовательных групп населения России до 2030 г., млн чел.

5

0

системы образования высоких уровней приводит к искусственному поддерживанию спроса за счет снижения требований к образованию, в силу чего возникает его инфляция, развивающаяся наряду с дефицитом труда относительно более низкой квалификации.

Перечисленные факторы служат мощным стимулом для интеграции системы образования в рыночную среду. Они же предъявляют более высокие и абсолютно новые требования к сфере образования. Назрела необходимость ее качественного обновления как по форме (виды учебных заведений, технологии обучения), так и по содержанию (учебные планы и программы). Возможно, интеграция системы образования в рыночное хозяйство может обусловить его ценность на рынке труда.

Очевидно, что сфера образовательных услуг в России вслед за другими сферами производственной и непроизводственной деятельности все острее ощущает давление рынка. При этом, с одной стороны, возможности будущих абитуриентов выбирать тот или иной вуз на платной или бесплатной основе значительно выросли. С другой стороны, рынок труда предъявляет все более жесткие требования к квалификации выпускника, т. е. к качеству образования. Очевидно, что молодежь при поступлении в вуз будет теперь еще больше уделять внимания тому, сможет ли она получить образование, позволяющее быть конкурентоспособной как с точки зрения его качества,

так, соответственно, и конъюнктуры рынка по характеру специальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим перед руководством вузов всерьез встает проблема повышения престижности своего учебного заведения, создания таких условий его деятельности, которые бы гарантировали высокое качество образования своих выпускников.

В последние годы при обсуждении проблемы качества в сфере высшего образования руководители государственных вузов часто пытаются свести все проблемы в этой сфере к проблемам качества образования в негосударственных вузах и в филиалах вузов. Поэтому необходимо рассмотреть эту проблему более подробно.

Политика государства, нацеленная на расширение филиальной сети вузов в перестроечный период, была оправдана и позволила сделать высшее образование более доступным для населения, а также решить серьезную социальную проблему по обеспечению занятости молодежи. Все студенты, которые поступали в то время в филиалы, были обречены остаться на улице. Государство эту задачу решило без материальных затрат.

Вузам было выгодно без особых усилий и затрат иметь дополнительный контингент обучающихся и дополнительные внебюджетные средства [3, с. 98].

Когда открывались филиалы, подразумевалось, что они, используя потенциал головного вуза, в том числе и научно-педагогический, будут организовывать на своей территории образовательный процесс на высоком уровне. Однако на практике этого не произошло, и филиалы вынуждены были выживать самостоятельно.

В условиях экономического кризиса положение филиалов государственных вузов еще больше усугубилось [4, с. 115]. В этой ситуации государством должны быть приняты комплексные меры по обеспечению условий для развития филиалов государственных вузов.

Для решения этих проблем предлагается принять меры, обязывающие вузы обеспечивать уровень организации образовательного процесса и качества образования в филиале не ниже, чем в головном вузе, определив вузам:

- разрабатывать программы развития своих филиалов на среднесрочную перспективу и обеспечивать их реализацию;

- выделять необходимое количество бюджетных мест и обеспечивать по ним финансирование по всем статьям расходов;

- отменить обязательность осуществления от-

числений филиалом в головной вуз или установить предельную ставку отчислений;

- отсрочить перечисление средств в головной вуз на период экономического кризиса;

- разрешить филиалам устанавливать стоимость обучения на уровне, установленном государственными вузами на территории, где располагается филиал.

Кроме того, целесообразно включить в показатели, учитываемые при лицензировании и аккредитации вузов, уровень организации образовательной деятельности и качество образования в имеющихся филиалах.

В сложившейся в настоящее время ситуации важно предоставить филиалам возможность использования научно-педагогического потенциала головного вуза на основе сетевого взаимодействия, а также электронных учебников, в том числе и видеоучебников, имеющихся в межвузовской корпоративной библиотеке и др.

Для этого филиал должен иметь соответствующую информационную систему. Учитывая, что большинство филиалов не в состоянии создать такую информационную систему, при активном участии автора была создана всероссийская информационная система «Глобальный инновационно-образовательный портал» (ГИОП) [6, с. 18], которая позволяет решать указанные задачи любому филиалу, ставшему участником этой системы. Многие филиалы уже начали активно использовать эту возможность.

Вузовской общественности требуется осознание того, что глобализации российскому рынку образовательных услуг не избежать. Это только вопрос времени, и готовиться к этому надо уже сейчас. Поэтому главным приоритетом современной образовательной политики центра, по мнению автора, должна стать концепция модернизации российского образования, направленная прежде всего на сокращение существующих различий в уровне развития образовательных комплексов регионов, а не создание предпосылок для ускоренного развития элитарной (столичной) высшей школы в ущерб массовой (периферийной).

Наряду с многообразием направлений и подходов в научной литературе к рассматриваемой проблематике следует указать на дефицит системного подхода к исследованию механизмов адаптивной к современным условиям трансформации сферы образовательных услуг, формированию единого информационно-сетевого пространства, использованию современных инновационных технологий.

Регионализация системы образования приобретает особое значение в условиях развития отечественного рынка образовательных услуг в направлении модернизации и демократизации. В целом Россия имеет достаточно высокий инновационный и образовательный потенциал, но он распределен неравномерно.

По мнению автора, регионализация высшей школы приобретает особое значение в период предстоящего демографического спада. Вплоть до 2015 г. в высшей школе будет наблюдаться волна демографического отлива, когда объем потребительского спроса уменьшится практически вдвое, а возможности контрактного приема в лучшем случае выйдут на уровень 2000 г. Если в ближайшее время упустить возможность создания реальных механизмов выравнивания существующей диспропорции в темпах развития высшей школы в регионах, то в период демографического отлива сохранит свой образовательный потенциал только столичная высшая школа, а в период новой волны демографического прилива (тенденция увеличения рождаемости уже наметилась) массовая высшая школа на периферии будет просто неспособна справиться с задачами обеспечения экономик регионов высококвалифицированными кадрами. Неравномерность темпов экономического роста регионов будет неустранима даже в долгосрочной перспективе.

Разработаны и приняты меры по реализации проекта создания инновационно-образовательного комплекса республик Северо-Кавказского региона в форме сетевой виртуальной организации с распределенной структурой, осуществляющей деятельность с использованием традиционной и электронной форм на основе созданной информационно-коммуникационной системы, предусмат-

Список литературы

ривающей формирование единой информационно-сетевой среды в сферах образовательных услуг, науки, инноваций и занятости.

В связи с формированием нового подхода к управлению взаимодействием на рынке образовательных услуг возникает вопрос выбора стратегий, адекватных запросам экономики знаний. Выбор в пользу стратегий активного взаимодействия позволит учреждениям высшего образования предоставить качественные и доступные знания всем участникам рынка образовательных услуг, а органам государственной власти и управления гарантирует качественное выполнение приоритетного национального проекта «Образование» и национальной стратегии в образовании и научной деятельности.

Элементами стратегии активного взаимодействия на региональном рынке образовательных услуг должны выступать:

- активный мониторинг и последующий анализ запросов на образовательные услуги от рынка труда, населения и бизнес-структур, а также мониторинг адекватности вклада образовательных учреждений;

- прогнозирование развития регионального рынка труда и образовательных услуг;

- активное формирование приоритетных направлений развития образовательного пространства, образовательных услуг и современных форм взаимодействия участников рынка.

Таким образом, эффективное взаимодействие на рынке образовательных услуг, использование возможностей ГИОП являются условиями устойчивого развития экономики региона и высокого уровня удовлетворения потребностей всех слоев населения в качественных услугах.

1. Бездудная А. Г. Тенденции развития высшего образования в США и России // Экономическое возрождение России. 2008. № 1.

2. Беляев М. К. Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности // Экономическое возрождение России. 2009. №1.

3. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года / под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995.

4. Грудзинский А. О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1.

5. Капелюшников Р. И. Записка об отечественном человеческом капитале. М.: ГУ — ВШЭ, 2008.

6. Савзиханова С. Э. Формирование единого информационно-коммуникативного пространства системы образования региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 37.

7. Education at a Glance 2009: OECD Indicators. URL: http://viktorvoksanaev.narod.ru/9609068E5.PDF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.