Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайрабеков М.И., Раздроков Е.Н.

В статье выявлены основные проблемы потребительского кредитования и предложены мероприятия по решению проблем.In the article the main problems of consumer credit and proposed measures to address the problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 336.77

Гайрабеков М.И. студент 4 курса кафедра «Финансы и банковское дело»

Раздроков Е.Н., к. э. н. доцент, заведующий кафедрой «Финансы и банковское дело»

Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация: в статье выявлены основные проблемы потребительского кредитования и предложены мероприятия по решению проблем.

Abstract: In the article the main problems of consumer credit and proposed measures to address the problems.

Ключевые слова: кредит, потребительский кредит.

Key words: credit, consumer credit.

Уровень развития государства зависит от общего благосостояния граждан, проживающих на его территории. Определяющим фактором благосостояния является возможность удовлетворения своих потребностей, посредством приобретения материальных благ и услуг для обеспечения своей жизнедеятельности. В условиях перехода к рыночной экономике в России существенно изменились состав и структура денежных доходов населения. В частности, увеличился временной интервал, необходимый для накопления определенной суммы сбережений, достаточной для приобретения населением товаров и услуг. В связи с этим, возросла актуальность потребительского кредита, призванного устранить временной разрыв между потребностью в получении товаров или услуг и возможностью их оплаты. Проблему развития и совершенствования кредитования потребительских нужд населения следует считать одной из наиболее актуальных в современных условиях.

Потребительский кредит - это кредит, который предоставляется физическим лицам на приобретение потребительских товаров длительного пользования и услуг и который возвращается в рассрочку. Казалось бы, потребительский кредит — одна из наиболее удобных форм кредитования граждан, желающих приобрести те или иные товары и услуги. В то же время существует целый ряд довольно значительных сдерживающих факторов, способных существенно снизить рост данного сегмента рынка и даже спровоцировать кризис банковской системы в целом.

Необходимо провести анализ объемов выдачи потребительских кредитов и выделить основных лидеров потребительского кредитования.

Таблица 1- Объемы потребительского кредитования.

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год Отношение 2015 года к 2013 году, %

Объемы 7 736 724 9 956 849 11 329 087 146,43

кредитов,

выданных

физическим

лицам, всего,

млн.рублей

в том числе:

Сбербанк 2 528 285 3 332 837 4 069 342 160,95

ВТБ24 793 890 1 145 802 1 395 125 175,73

Газпромбанк 174 130 256 219 303 417 174,25

Альфа-Банк 155 905 222 700 280 623 180,00

Россельхозбанк 197 929 247 250 276 676 139,79

Росбанк 215 423 234 895 241 822 112,25

Хоум Кредит 237 340 296 491 241 479 101,74

Банк

Русский 192 995 269 574 222 457 115,27

стандарт

Райффайзенбанк 123 455 175 045 207 927 168,42

Таким образом, объемы потребительского кредитования с 2013 по 2015 год выросли на 46, 43 % и составили 11 329 млрд.рублей. Данный спрос связан прежде всего с тем, что потребительские кредиты являются одними из самых дешевых на кредитном рынке. Не смотря на нестабильную экономическую ситуацию в 2014-2015 годах и небольшое, по сравнению с другими видами кредитования, увеличение процентных ставок, спрос на потребительские кредиты не сократился. Основным лидером потребительского кредитования остается на протяжении нескольких лет «Сбербанк», объемы кредитования которого выросли на 60, 95 %. Объемы потребительского кредитования в банке ВТБ24 в 2015 году составили 1 395 млрд.рублей, что на 75,73 % больше, чем в 2013 году. В 2015 году наибольшее увеличение объемов потребительского кредитования в Альфа-Банке на 80 %. Наименьший спрос в данном рейтинге лидеров потребительского кредитования имеет Райффайзенбанк 207 млр.рублей. На протяжении трех лет вышеназванные банки остаются лидерами, предоставляя выгодные программы потребительского кредитования.

Рынок потребительского кредитования стремительно развивается на протяжении нескольких лет. Не смотря на то, что потребительский кредит -одна из наиболее удобных форм кредитования граждан, желающих приобрести те или иные товары и услуги, существует целый ряд проблем, которые способны существенно снизить рост данного сегмента рынка.

Ввиду экономических проблем и низкого уровня доходов населения основной проблемой потребительского кредитования является

невозвратность кредитов. Это может быть связано с просчетами человека в своих возможностях при возврате кредита, нарастанию процентов по просрочке и ,в результате, невозможность произведения расчета по кредиту. Иногда, заемщики берут кредит, с изначальным планом не выплачивать кредит. Для этого часто используются утерянные документы, но в последнее время банки требуют присутствия непосредственно получателя кредита и наличие второго документа, удостоверяющего личность. Часто бывает, что кредитор, при невозврате кредита, заставляет получателя взять новый кредит в новом месте, или приобрести какую-нибудь ценную вещь в собственность.

Из первой проблемы вытекает вторая -высокие процентные ставки, являющиеся гарантом для возврата, а также высокие выплаты за несвоевременную уплату кредита, штрафы. Не смотря на то, что потребительский кредит является самым доступным для заемщиков, процентные ставки по нему, по сравнению с другими странами, достаточно высоки. В первую очередь, высокие процентные ставки обусловлены быстрыми темпами инфляции в России. С 2013 по 2015 год инфляция выросла на 6,46 % и составила 12,91 %. Связь между инфляцией и ставками по кредиту объясняется тем, что н и один банк не может выдавать займы под процентную ставку, которая ниже уровня инфляции в стране, иначе банк начнет работать себе в у быток. Поэтому, чтобы не обанкротиться и получить прибыль, кредитн ые организации стараются установить процентную ставку несколько вы ше, чем уровень официальной инфляции.

Одной из проблем является недоверие потенциальных заемщиков к банках из-за их недобросовестности. В первую очередь, это выражается в оформлении кредитными организациями кредитных договоров, содержащих скрытые комиссии, платежи или штрафные санкции, которые не указываются банками во время рекламных компаний и не оглашаются их сотрудниками при заключении договоров потребительского кредитования. В результате, заемщику приходится выплачивать по такому кредиту суммы, значительно превышающие заявленные изначально, что формирует у населения отрицательное отношение к кредитным структурам и ко всей системе потребительского кредитования в целом.

Также на рынке существует множество недобросовестных компаний, предоставляющих явно невыгодные займы. Некоторые банки сотрудничают с коллекторами, которые нарушают закон, оказывая давления на должников. Доходы населения растут с каждым годом чуть более 10 %, едва покрывая растущую инфляцию. В связи с этим, многие заемщики не могут оформлять крупные потребительские кредиты. По этой же причине с каждым годом возрастает количество должников, что не дает возможности в дальнейшем развитии банков.

Распространенной проблемой является отказ выдачи кредита в связи с отсутствием кредитных историй, невозможности подтверждения доходов, отсутствием залоговой недвижимости, проблемой оценки реальных

возможностей поручителей. Одной из проблем можно выделить насыщение потребительского рынка, то есть практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, либо не хочет по каким-либо причинам брать новые.

В настоящее время уже на государственном уровне идет работа над совершенствованием потребительского кредитования в России. Прежде всего, стабилизация экономической ситуации показала, что вопросы потребительского кредитования требуют значительной доработки и координации, промедление с решением которых может привести к проблемному положению в банковской системе. Основные острые вопросы касаются процентных ставок кредитования и условий предоставления займа.

Одним из эффективных способов снизить процентные ставки по потребительским кредитам является снижение уровня инфляции в стране, а также банковских рисков. Все это должно являться основными задачами руководства страны, так как именно от него зависит определенность экономической ситуации в России, развитие экономики, объемы иностранных инвестиций, величина оттока капитала и другие факторы. При решении данных проблем процентные ставки по потребительским кредитам в стране пойдут вниз.

Совершенствование потребительского кредитования также направлено на улучшение кредитной политики и порядка анализа персональных данных заемщика. Поэтому актуальным становится вопрос о роли кредитной истории в повышении доверия к заемщикам. Разработанный законопроект в данном направлении способствует увеличению значимости и контроля кредитной истории заемщика, как способа гарантирования погашения задолженности. Банки на сегодняшний день стараются учитывать именно этот фактор при рассмотрении заявки на получение банковской ссуды.

Банк должен оперативно отсекать недобросовестных заемщиков, которые привлекали кредиты ранее и не смогли их должным образом вернуть. Именно этот факт приводит к финансовым рискам банков и становится преградой на пути безрисковой выдачи потребительских кредитов. Своевременный мониторинг кредитной надежности заемщика позволяет оценивать кредитные риски уже на этапе рассмотрения заявки клиента.

Стремительному росту рынка потребительского кредитования поспособствовал бы рост доходов населения, стимулирующий потребительскую активность. Данная тенденция на фоне благоприятной экономической ситуации предоставила бы возможность населению планировать свои будущие поступления и расходы. В связи с этим вырос спрос на более капиталоемкие товары и услуги, например, приобретение недвижимости.

Для развития потребительского кредитования в России необходимо:

- повышение доступности кредитов путем проработки различных способов их погашения-равными ежемесячными или

дифференцированными платежами, с обязательным разъяснением клиентам всех возможностей и ограничений того или иного вида платежей;

-помощь клиентам в избегании принятия на себя чрезмерной долговой нагрузки, путем усиления внимания к индивидуальной платежеспособности при выдаче новых кредитов;

-обеспечение повышения финансовой грамотности населения, консультации и разъяснения по всем продуктам и услугам, предоставляемым Банками.

Основной проблемой, по моему мнению, является невозвратность кредитов, в связи, с которой возрастают объемы просроченной задолженности. Основными факторами, влияющими на данный показатель, являются уровень благосостояния граждан, а также уровень инфляции в данном периоде. С помощью корреляционного анализа составим уравнение двухфакторной множественной регрессии, в котором отобразим зависимость между задолженностью по потребительским кредитам, доходами населения и уровнем инфляции.

Таблица 2- Исходные данные для корреляционного анализа

Года У (задолженность по потребительским кредитам, млрд.рублей) х1(уровень инфляции, %) х2 (денежные доходы, тыс.рублей)

2012 год 291 6,58 26,6

2013 год 313 6,45 29,8

2014 год 440 11,36 32,5

2015 год 667 12,91 34,0

Система трех линейных уравнений с тремя неизвестными Ь0, Ь1, Ь2 имеет вид:

Ху = пЬ0 + Ы^хН + Ь2£х2;

£хНу = Ь0£хН + Ы£хШ + Ь2£хПх2;

= Ь0£х2; + Ы£хНх2; + Ь2£х2;2

Для удобства проведения расчетов поместим результаты промежуточных расчетов в Таблицу 3.

Таблица 3- Корреляционный анализ с помощью метода наименьших

квадратов.

У Х1 *2 Х12 Х22 х1*У х2*У * Х.2 Г2

291 6,58 26,6 43,3 707,56 1914,78 7740,6 175,03 84681

313 6,45 29,8 41,6 888,04 2018,85 9327,4 192,21 91 969

440 11,36 32,5 129,05 1056,25 4998,4 14300 369,2 193 600

667 12,91 34 166,67 1156 8610,97 22678 438,94 444 889

11711 Х37,3 £122,9 £380,62 £3807,85 £17543 £54046 £1175,38 £821139

427,75 9,33 30,73 95,15 951,96 4385,75 13511,5 293,84 205284,75

Подставив получившиеся значения в систему линейных уравнений, система уравнений примет вид:

1711 = 4Ь0 + 37,3Ь1 + 122,9Ь2

17543 = 37,3Ь0 + 380,6166Ь1 + 1175,378Ь2

54046 = 122,9Ь0 + 1175,378Ь1 + 3807,85Ь2

Решая систему методом Крамера, находим:

Ь0 = -247.654

Ь1 = 39.474

Ь2 = 10.002

Уравнение регрессии примет вид: У = -247,654 + 39,474 Х1 + 10,002 Х2

Теперь можно просчитать прогнозируемый объем просроченной задолженности по потребительским кредитам:

1) При увеличении инфляции и увеличении доходов населения Если инфляция увеличится до 13,5 %, а денежные доходы населения

вырастут до 36 тысяч рублей, то задолженность по потребительским кредитам составит:

У=-247,654+39,474*13,5%+10,002*36=645, 32 млрд.рублей

2) При увеличении инфляции и уменьшении доходов населения Если инфляция увеличится до 14 %, а денежные доходы населения

уменьшатся до 30 тысяч рублей, то задолженность по потребительским кредитам составит:

У=-247,654+39,474*14 %+10,002*30=605,04млрд.рублей

3) При уменьшении инфляции и уменьшении доходов населения Если инфляция уменьшится до 10 %, а денежные доходы уменьшатся

до 30 тысяч рублей, то задолженность по потребительским кредитам составит:

У==-247,654+39,474*10%+10,002*30=447,15 млрд.рублей

4) При уменьшении инфляции и увеличении доходов населения

Если инфляция уменьшится до 10 %, а денежные доходы увеличатся до 36 тысяч рублей, то задолженность по потребительским кредитам составит:

У==-247,654+39,474*10 %+10,002*36=507, 16 млрд. рублей Таким образом, можно сказать, что перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако на данный момент существует множество проблем, сдерживающих развитие потребительского кредитования в России.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (с изменениями и дополнениями)

2. Васильева А.С., Васильев П.А. Особенности потребительского кредитования в России в современных условиях.// Банковское дело. - 2013г

3. Центральный банк Российской Федерации [2000-2016] [Электронный

ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 03.11.2016)

УДК 658.155

Гайрабеков М.И. студент 4 курса кафедра «Финансы и банковское дело»

Зелинская А.Б., к.э.н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доцент

Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ГАЗА ПАО

«ГАЗПРОМ»

Аннотация :в статье проведен факторный анализ прибыли ПАО «Газпром» в период с 2013 по 2015 года, выявлены основные проблемы и предложены рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия.

Annotation: In article the analysis of financial results of activity of the «Gazprom»in the period from 2010 to 2014 is considered. The article reflects the main problems, conclusions are drawn on the main indicators characterizing financial results of activity of the enterprise.

Ключевые слова: финансовый результат, факторный анализ.

Key words: financial results, factor analysis.

Обобщающим показателем анализа и оценки эффективности является финансовый результат. Анализ финансового результата является важнейшей частью информационного обеспечения для принятия управленческих решений руководством предприятия. Он проводится по данным «Отчета о финансовых результатах», в котором находится вся информация о всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Прибыль от реализации в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции ^РПобщ), ее структуры (УдО , себестоимости (Cj) и уровня среднереализационных цен (Ц).

П = ^РПобщ У^ (Ц - Q)

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить , используя данные, приведенные в Таблице 1.

Таблица 1 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации газа._

Показатели Базисный период Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период

Выручка от реализации газа, тыс. рублей ( В). 2 917 451 056 2 085 871 505 3 054 378 800

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.