Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПРОДАЖ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПРОДАЖ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ / РЫНОК / ПРОДАЖИ / МУЛЬТИРОЗНИЦА / ОНЛАЙН-РИТЕЙЛ / ОФЛАЙН-РИТЕЙЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Н.В., Владимирова А.С.

Статья посвящена исследованию в отрасли продаж бытовой техники и электроники на 2015 год. В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития в области розничной торговли электроникой, определяются основные тренды развития данной отрасли в 2015-2016 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПРОДАЖ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ»

Использованные источники:

1. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: конспект лекций / Г.Я. Гольдштейн.- Таганрог: ТГРТУ, 2013.

2. Гончарук, В.А. Развитие предприятия. [электр. ресурс] / В.А. Гончарук. -режим доступа: http://www.aup.ru/ (дата обращения: 15.06.2015).

3. Источники информации финансового менеджера. [электр. ресурс]. -режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php (дата обращения: 15.06.2015).

4. Евстигнеева, О.А. О финансовой политике предприятия / О.А. Евстигнеева // Вектор науки ТГУ.- 2014.- №8 (30).

5. Роль финансовой информации, пользователи и решения. [электр. ресурс]. - режим доступа: http://consulting.ru/econs_art_361617020 (дата обращения: 14.08.2015).

Васильева Н. В., к э. н.

доцент

кафедра Менеджмента и Бизнеса Поволжский Государственный Технологический Университет

Владимирова А. С. магистрант факультет «Управления и права» Россия, г. Йошкар-Ола ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПРОДАЖ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ Статья посвящена исследованию в отрасли продаж бытовой техники и электроники на 2015 год. В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития в области розничной торговли электроникой, определяются основные тренды развития данной отрасли в 2015-2016 гг.

Ключевые слова: отрасль, рынок, продажи, мультирозница, онлайн-ритейл, офлайн-ритейл

Любой рынок, в том числе и бытовой техники тесно связан со многими социально-экономическими показателями страны. Чем выше доходы населения, тем выше оборот ритейлов рынка бытовой техники. На долю бытовой техники приходится примерно 54% российского рынка продаж бытовой техники (крупной и малой) и электроники [7].

По данным аналитической компании GfK, продажи бытовой техники и электроники в России будут падать еще два года, а до прошлогоднего уровня восстановятся только в 2019 году. До этого момента крупнейшие игроки будут расширять ассортимент товаров и занимать место ушедших компаний, сообщает газета «Ведомости» [6]. В 2014 году из-за падения рубля и ажиотажного спроса в четвертом квартале рынок продаж техники и электроники вырос до 1,3 трлн рублей, свидетельствуют данные GfK. Наибольшее падение аналитики прогнозируют в 2016 году — до 1,1 трлн

рублей, а к 2019 году рынок вырастет до 1,34 трлн рублей. Доля онлайн -продаж будет расти постоянно — с 14,79% в 2014 году до 26,44% в 2019 году [5].

На долю крупных сетей России («Техносила», «Эльдорадо», «М.Видео» и другие) приходится порядка 70%. Среди крупных иностранных ритейлов на российском рынке выделяется «MediaMarkt». Рынок бытовой техники России продолжает оставаться быстрорастущим и наиболее перспективным в Европе [7].

Сегодня рынок торговли электроникой можно разделить на несколько сегментов. Это сегменты гипермаркетов электроники и бытовой техники, телеком (или сотового) ритейла, цифрового ритейла. Все они сформировались более 10 лет назад, и сегодня претерпевают существенные изменения.

Приметой «нового времени» является появление сегмента «мультирозница»: бытовая техники и электроника занимают значимую долю, но есть и другие товарные группы. Специализированные магазины нравятся покупателям, но сохранять узкую специализацию в ухудшающейся экономической ситуации может быть опасной игрой.

Падение маржинальности привычных товарных категорий, вызванное усиливающейся конкуренцией между производителями и между продавцами, - ключевая проблема рынка. Для мультирозничных операторов бытовая техника и электроника все больше становятся «крючком для ловли потребителей», но не источником заработка. Чтобы иметь возможность предлагать низкие цены, магазины должны быть прибыльными за счет других категорий: аксессуаров, электроинструментов, детских товаров или спорттоваров.

В частности, «Эльдорадо» планирует добавить в каталоги детские товары и кухонные принадлежности, а «Юлмарт» — одежду, автокомпоненты и запчасти. Другие компании, например, «М.Видео», намерены открывать новые магазины, занимая тем самым места уходящих с рынка игроков — в 2015 году ритейлер намерен открыть 25 магазинов против 39 в 2014 году [5].

Традиционным операторам, чтобы представить максимальный ассортимент, нужны большие площади или онлайн. За последние два года в сеть вышли все крупнейшие операторы, создав свои собственные онлайн-магазины или связку «классическая розница плюс интернет-проект» (пример «ДНС», «ТехноПоинт», «М.Видео», «Эльдорадо»). Маркетологи таких компаний считают, что для того чтобы быть лидером рынка и наращивать свою долю, нужно быть интересным и для тех, кто привык покупать традиционным способом, так и для тех, кто хочет покупать в интернете. Иначе покупатели будут уходить к конкурентам, у которых развита сеть онлайн-продаж.

При этом появляется новая проблема: работающим «по-белому» игрокам приходится сталкиваться с компаниями-однодневками,

торгующими «серым» товаром, так как в сети люди ищут не сервис, а самые низкие цены. Как для традиционных операторов, так и для крупных интернет компаний, интернет - работа на перспективу, игроки здесь не зарабатывают или зарабатывают мало. Настоящая конкуренция, по мнению участников опроса, начнется, когда рынок избавится от серого товара, доля которого в сети составляет как минимум 50%.

Но издержки классических операторов выше, чем у игроков, изначально ориентированных на работу в онлайн, так как проблема компаний, которые пришли в онлайн из офлайна, в том, что их модель была построена под другой формат продаж. Так, у «Юлмарт» и «Ситилинк» витриной магазина служит сайт, а вот забрать товар можно в удобном для покупателя месте. Обе компании активно идут в регионы, открывая в крупных городах распределительные центры и небольшие точки вывоза в отдаленных городах и поселках [9].

«М.Видео» уже давно уделяет большое внимание интернет -торговле. Покупатель может заказать товар в интернете и прийти получить его в обычном магазине. Это самое динамичное направление. Таким образом, есть вероятность того, что он купит что-то и офлайн. В 2013 и 2014 гг. «Эльдорадо» активно открывала пункты выдачи заказов, что помогло компании стать лидером в области интернет-торговли в своем сегменте. За девять месяцев 2014 года доля онлайн-торговли компании в общей доле рынка увеличилась с 6,4 до 9%, а выручка от продаж в интернете по сравнению с 2013 годом выросла на 57,6%, до 10,2 млрд руб [4].

В тоже время количество традиционных магазинов, особенно крупных форматов, во многих регионах сокращается, они становятся убыточными. Сокращают площади магазинов, настраивая формат под условия конкретного города, «М-Видео», MediaMarkt и другие игроки [1].

Наиболее гибкими оказываются сети с небольшими торговыми точками, им проще не только выживать, но и находить подходящие площади. Это сотовый ритейл, а также компания «ДНС», которая открывает небольшие офлайн точки продаж даже в городах с населением от 50 тыс. человек. При этом местные операторы либо покупаются, либо уходят, не выдержав ценовой конкуренции.

Сокращая площади и, соответственно, выставленный на полках ассортимент, традиционные игроки делают «расширенную витрину» в онлайне. Среди офлайн операторов первый шаг сделал «М-Видео», за ним потянулись другие игроки.

На таком рынке выигрывает тот, кто быстрее реагирует на постоянно меняющиеся условия окружающей среды, при этом каждый ход должен быть продуман, а ошибки чаще всего фатальны. Рынок бытовой техники и электроники является одним из наиболее развивающихся. В игру вступает и научно-технический прогресс, появляются новые виды девайсов, которые могут серьезно сократить спрос на целые категории товаров.

Развитие новых направлений, безусловно, отражается на структуре

продаж. Но есть ключевые категории, например такие, как бытовая техника, которое является достаточно стабильным.

«М-Видео» оказался одним их немногих «старых» игроков, развивающихся поступательно и равномерно. Отобрав в 2010 г. лидерство по выручке у «Эльдорадо», компания стала «капитаном» отрасли, пример с которого берут остальные.

Четыре крупнейших сети гипермаркетов «М-Видео», «Эльдорадо», «Техносила» и «MediaMarkt» пока сохраняют первые позиции по оборотам, хотя между ними уже сумел вклиниться «ДНС». Каждый пытается сформировать свое конкурентное преимущество, свою «фишку», но стратегически все идут за лидером («М-Видео»), развивая онлайн продажи, сокращая площади магазинов в регионах и настраивая формат.

Важным направлением деятельности компании на отраслевом рынке является оптимизация издержек. Чаще всего оптимизировать издержки игроки начинают в каком-то одном направлении, в результате кто-то имеет конкурентные преимущества в логистике, кому-то удается извлекать большую прибыль с квадратного метра. Кому-то удается стать лидером по качеству и зарабатывать на этом добавочную стоимость. Но давать хотя бы минимальный сервис покупателями сейчас необходимо всем.

Столкнувшись с трудностями, процесс децентрализации бизнеса и перераспределения полномочий в пользу директоров магазинов, лучше понимающих ситуацию «на местах», запустили сразу два крупных игрока -«MediaMarkt» и «Техносила». Если говорить о будущем, выиграют компании с лучшим сервисом и сильной логистикой. Значение логистики будет с каждым годом расти, поскольку именно за счет нее достигается экономия издержек и операционное совершенство. Заручиться поддержкой сильного партнера или создать компанию из нескольких игроков - по этому пути идут многие. Объединение ритейлеров с сотовыми операторами является мировым трендом. Первым нужны ресурсы на развитие, вторым -собственные торговые точки для продвижения бренда, при этом продавать в них только контракты операторам невыгодно. В 2013 г. компания «ИОН» подписала соглашение о партнерстве с «Билайн», и сейчас они совместными усилиями развивают сеть под брендом «Ноу-хау». В сентябре 2014 г. о слиянии объявили сети розничной торговли электроникой и бытовой техникой «Техносила» и «Техношок». Проект Enter развивает группа компаний «Связной». Интернет-магазины sotmarket.ru и utinet.ru - группа IQ OneGroup [7].

В ближайшие несколько лет стоит ждать еще более существенных изменений на поле боя. В сфере очистки интернет-пространства от «серых» игроков операторы связывают свои надежды с поддержкой государства, которое в свое время способствовало обелению офлайн рынка. Например, сократить поток «серого» товара, по мнению экспертов, поможет и введение возможности оплаты банковскими картами.

Избавление от «серого» товара сыграет на руку всем крупным

игрокам. В свою очередь, традиционные операторы уже пытаются влиять на поставщиков, используя в качестве аргумента цены в интернете. В тоже время, конкуренция как в онлайн, так и в офлайн еще больше усилится. Обычная розничная торговля будет лидировать еще долгие годы, но доля офлайн игроков будет уменьшаться.

На сегодняшний день, М.Видео — лидер среди российских розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Кроме того, «М.Видео» — единственная публичная российская непродуктовая сеть [3].

В рамках антикризисного плана 2015 года продавец электроники «М.Видео» пока не планируют обращаться за господдержкой. Так представители компаний прокомментировали ТАСС включение ритейлеров в список системообразующих организаций, которые могут претендовать на господдержку [2].

Мировой портал InternetRetailer составил рейтинг 500 крупнейших онлайн-ритейлеров Европы (ThelnternetRetailer 2014 Europe 500). В список попали 29 российских интернет-ритейлеров. Компания «М.Видео» заняла 138 позицию в списке, опередив большинство своих конкурентов [8].

Таким образом, основными трендами развития рынка продаж бытовой техникой и электроникой в России в 2015 году являются следующие:

1. Переход на онлайн продажи;

2. Сокращение торговых площадей;

3. Объединение с другими компаниями;

4. Появление сегмента «мультирозница».

Использованные источники:

1. БТиЭ ритейлеры сокращают торговые площади [электр.ресурс] / режим доступа: www.rbcdaily.ru / (дата обращения: 29.03.2015)

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [электр.ресурс] / режим доступа: http://www.gks.m/(дата обращения: 16.03.2015)

3. Официальный сайт компании М.видео. [электр.ресурс] / режим доступа: http://www.mvideo.ru/(дата обращения: 14.09.2015)

4. Официальный сайт компании Эльдорадо. [электр.ресурс] / режим доступа: http://www.eldorado.ru/(дата обращения: 14.09.2015)

5. Продажи бытовой техники и электроники в России восстановятся к 2019 году — GfK [электр.ресурс] / режим доступа: https://vc.ru/p/tech-sales-2019 / (дата обращения: 29.03.2015)

6. Продавцы техники и электроники подождут ухода мелких конкурентов

[электр.ресурс]_/_режим_доступа:

http://www.vedomosti.rn/business/artides/2015/03/30/prodavtsi-tehniki-i-elektroniki-podozhdut-uhoda-melkih-konkurentov / (дата обращения: 29.03.2015)

7. Рынок бытовой техники и электроники [электр.ресурс] / режим доступа: http://www.finam.ru/analysis/investorquestion000652F605/v-2015-god-rynok-

bytovoiy-texniki-i-elektroniki-mozhet-pokazat-silnye-poteri-20150119-10300/ (дата обращения: 29.03.2015

8. Топ 500 - Internet Retailer _[электр.ресурс] / режим доступа

https://www.internetretailer.com/top500/#!/_^aTa обращения: 16.09.2015)

9. 20 крупнейших онлайн-магазинов России: рейтинг Forbes [электр.ресурс] / режим доступа: http://m.forbes.ru/article.php?id=251169 / (дата обращения: 25.09.2015)

Васина Е. С. студент 3-ого курса Экономический факультет Яковлева Н.А., к. э. н. научный руководитель, доцент ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет» Россия, г. Орёл

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОСНОВНЫМИ ФОНДАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (НА ПРИМРЕ ОАО «АГРОФИРМА МЦЕНСКАЯ»)

Аннотация: Состояние и использование основных фондов - один из важнейших аспектов аналитической работы. Так как именно они являются главным фактором повышения эффективности любого производства. При проведении анализа обеспеченности предприятия основными средствами необходимо изучить, достаточно ли у предприятия основных фондов, каково их наличие, динамика, состав, структура, техническое состояние, уровень производства и его организация.

Ключевые слова: анализ ,экономический анализ, основные фонды, фондоотдача, фондовооруженность, производительность труда, фондоемкость, выручка, прибыль.

Все основные средства, имеющиеся в хозяйстве должны использоваться эффективно. Экономическую эффективность использования основных фондов (ОФ) характеризуют такие показатели как фондоотдача, фондовооруженность, производительность труда и т.д.

Анализ эффективности использования ОФ проведем на примере ОАО «Агрофирма Мценская». За анализируемое время возьмем период с 2012 по 2014 годы.

Данные об обеспеченности и эффективности использования ОФ представим в таблице 1 и проанализируем их.

Таблица 1 - Показатели обеспеченности и эффективности использования ОФ за 2012-2014 г. На ОАО «Агрофирма Мценская»_

Показатели Годы

2012 2013 2014

Среднегодовая стоимость ОФ, тыс.руб. 384501 437554,5 489804

Фондообеспеченность, тыс. руб. / га 24,4 27,91 31,38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.