Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная инновационная система / ключевые проблемы / конкурентоспособ-ность / мировые рейтинги / рекомендации / инновации / структура НИС / синергетический эффект / бюджет-ная эффективность / national innovation system / key issues / competitiveness / world ratings / recommendations / in-novations / NIS structure / synergetic effect / budget efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева Анастасия Олеговна, Мостовщикова Ирина Александровна

В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития национальной инновационной системы России, призванной обеспечивать конкурентоспособность страны в привлече-нии ресурсов и развитии инноваций. Санкционное давление на российскую экономику и непростая гео-политическая обстановка в мире заставляют искать нестандартные пути инновационного развития и бы-стро адаптировать текущую инновационную систему к новым условиям. Рост эффективности нацио-нальной инновационной системы является одной из ключевых задач государства. В связи с чем целью исследования стало выявление текущих проблем развития национальной инновационной системы Рос-сии и поиск перспективных методов по их решению. Авторами проведена оценка позиций России в ми-ровых инновационных рейтингах, а также сравнительный анализ с другими странами по значениям ос-новных субиндексов, что позволило выявить ряд ключевых проблем (сложности в привлечении финан-сирования для создания инноваций, низкое качество формируемых человеческих ресурсов, низкий уро-вень нормативно-правовой базы, низкий уровень заработных плат научных сотрудников и преподавате-лей в вузах) и предложить практические рекомендации по их устранению. Определен экономический эффект от предложенных рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мальцева Анастасия Олеговна, Мостовщикова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPING THE RUSSIAN INNOVATION SYSTEM

This article examines the main problems and prospects for the development of Russia's national in-novation system, which is designed to ensure the country's competitiveness in attracting resources and developing innovation. The sanctions on the Russian economy and the international geopolitical situation have forced Russia to look for non-standard ways of developing innovation and adapting the current innovation system. Increasing the ef-ficiency of the national innovation system is a key task for the state. This study identifies current problems in de-veloping the Russian innovation system and promising methods for solving them. An assessment of Russia's posi-tion in global innovation rankings was carried out, and a comparative analysis was carried out with other countries based on the values of the main sub-indices. This made it possible to identify a number of key problems (difficul-ties in attracting financing for the creation of innovation, the low quality of human resources, the poor regulatory framework, and the low wages of researchers and teachers in universities) and to offer practical recommendations for eliminating them. The economic impact of the proposed recommendations was also assessed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»

Научная статья

УДК 338.262.4

DOI: 10.14529^230408

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

А.О. Мальцева1, nmalceva2018@mail.ru И.А. Мостовщикова2, mostovshikovaia@susu.ru

1 Центральное отделение ПАО «Сбербанк» № 8597/0580», Челябинск, Россия

2 Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития национальной инновационной системы России, призванной обеспечивать конкурентоспособность страны в привлечении ресурсов и развитии инноваций. Санкционное давление на российскую экономику и непростая геополитическая обстановка в мире заставляют искать нестандартные пути инновационного развития и быстро адаптировать текущую инновационную систему к новым условиям. Рост эффективности национальной инновационной системы является одной из ключевых задач государства. В связи с чем целью исследования стало выявление текущих проблем развития национальной инновационной системы России и поиск перспективных методов по их решению. Авторами проведена оценка позиций России в мировых инновационных рейтингах, а также сравнительный анализ с другими странами по значениям основных субиндексов, что позволило выявить ряд ключевых проблем (сложности в привлечении финансирования для создания инноваций, низкое качество формируемых человеческих ресурсов, низкий уровень нормативно-правовой базы, низкий уровень заработных плат научных сотрудников и преподавателей в вузах) и предложить практические рекомендации по их устранению. Определен экономический эффект от предложенных рекомендаций.

Ключевые слова: национальная инновационная система, ключевые проблемы, конкурентоспособность, мировые рейтинги, рекомендации, инновации, структура НИС, синергетический эффект, бюджетная эффективность

Для цитирования: Мальцева А.О., Мостовщикова И.А. Проблемы и перспективы развития национальной инновационной системы России // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2023. Т. 17, № 4. С. 87-96. DOI: 10.14529^230408

Original article

DOI: 10.14529/em230408

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPING THE RUSSIAN INNOVATION SYSTEM

A.O. Maltseva1, nmalceva2018@mail.ru

I.A. Mostovshchikova2, mostovshikovaia@susu.ru

1 Additional office of "Sberbank" No. 8597/0284, Chelyabinsk, Russia

2 South Ural State University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. This article examines the main problems and prospects for the development of Russia's national innovation system, which is designed to ensure the country's competitiveness in attracting resources and developing innovation. The sanctions on the Russian economy and the international geopolitical situation have forced Russia to look for non-standard ways of developing innovation and adapting the current innovation system. Increasing the efficiency of the national innovation system is a key task for the state. This study identifies current problems in developing the Russian innovation system and promising methods for solving them. An assessment of Russia's position in global innovation rankings was carried out, and a comparative analysis was carried out with other countries based on the values of the main sub-indices. This made it possible to identify a number of key problems (difficulties in attracting financing for the creation of innovation, the low quality of human resources, the poor regulatory framework, and the low wages of researchers and teachers in universities) and to offer practical recommendations for eliminating them. The economic impact of the proposed recommendations was also assessed.

© Мальцева А.О., Мостовщикова И.А., 2023

Keywords: national innovation system, key issues, competitiveness, world ratings, recommendations, innovations, NIS structure, synergetic effect, budget efficiency

For citation: Maltseva A.O., Mostovshchikova I.A. Problems and prospects of developing the Russian innovation system. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2023, vol. 17, no. 4, pp. 87-96. (In Russ.). DOI: 10.14529/em230408

Введение

Одним из факторов конкурентоспособности любого развивающегося государства являются инновации. Понятие «инновация» имеет множество трактовок. В теории экономического развития Й. Шумпетера «инновация» рассматривается как новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом [15]. В философии под инновацией понимается общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий и технологий [12]. В международных стандартах, в статистике науки, техники и инноваций (1993) под инновациями понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, технологических процессов, способов производства и организации [7]. В российском законодательстве под инновацией понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [14].

Целью научно-исследовательской статьи является выявление текущих проблем развития национальной инновационной системы России и поиск перспективных методов по их решению. Актуальность данной темы велика в условиях санкци-онного давления на российскую экономику и непростой геополитической обстановки в мире.

В стремительно меняющееся, непростое для всего мира время инновационному развитию стран уделяется все большее внимание. Инновационная среда формируется под действием двух сил: внешних и внутренних. Внутренние факторы, обеспечивающие создание и реализацию нововведений, находят выражение в инновационном потенциале страны, т. е. возможности создавать инновации. А внешние условия, благоприятствующие инновационному развитию, т. е. внедрению и коммерциализации инноваций, образуют национальную инновационную систему государства (рис. 1).

Национальная инновационная система (НИС) - это комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [6].

Основными элементами, которые составляют национальную инновационную систему, являются: наука, бизнес, образование и государство. На рис. 2 представлены структурные элементы НИС России.

Поэтому для оценки проблем и перспектив развития НИС РФ стоит проанализировать эффективность работы всех ее структурных элементов (науки, бизнеса, образования и государства).

Теория и методы

В качестве подходов к оценке национальной инновационной системы России было выбрано 3 мировых индекса, прямым назначением которых является сравнительная оценка уровня инновационного развития государств (табл. 1).

Одним из наиболее популярных подходов к оценке инновационного развития стран является Глобальный инновационный индекс (The Global Innovation Index), рассчитываемый с 2007 года. Методику расчета индекса разработала Парижская Международная школа бизнеса INSEAD, позднее к ней присоединились Корнельский университет и Международная организация по интеллектуальной собственности (WIPO).

Глобальный инновационный индекс состоит из двух субиндексов: ресурсы и результаты.

На основе восьмидесяти одного показателя рассчитывается итоговый индекс, представляющий собой интегральный показатель, по значению которого можно сопоставлять страны между собой (табл. 2).

Ещё одним подходом к оценке национальной инновационной системы является оценка индекса глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), который рассчитывается с 2004 года в рамках подготовки к Всемирному экономическому форуму. Последнее исследование было выпушено в 2020 году, в непростое для всех стран время. В условиях неопределенности сложно проводить точные исследования конкурентоспособности стран, поэтому расчет данного индекса был приостановлен.

Структура индекса представлена в табл. 3.

Третьим подходом к оценке инновационного развития страны можно считать расчет индекса свободы экономики (Index of Economic Freedom). С 1995 года с его помощью оценивают уровень свободы экономической деятельности в разных странах мира [1]. Индекс ежегодно разрабатывается американским Фондом наследия (The Heritage Foundation) и The Wall Street Journal. Уровень свободы экономики измеряется по 12 критериям (табл. 4).

Рис. 1. Основные уровни инновационной среды

Структура национальной инновационной системы

Источники идей

Фундаментальная и прикладная наука (академии. НИИ, научные лаборатории компаний)

Образование (вузовская наука и подготовка кадров)

Предпринимательский сектор

Крупные, средние и малые компании, предприниматели (в т.ч. в научно-технологической сфере)

Государство

Инновационная инфраструктура

Технопарки, центры трансфера технологий, бизнес-и нкубаторы, стартап-студии и др. Финансовые структуры (институты развития, коммерческие и инвестиционные банки, венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.) Экспертно-консалтинговые центры, оценщики и др.

Рис. 2. Структура национальной инновационной системы России [5] Подходы к оценке эффективности национальных инновационных систем

Таблица 1

Подход (год создания) Страна и организация исследования Оценка Критерии оценки Кол-во стран Место России

Глобальный инновационный индекс (ГИИ) (2007) Парижская бизнес-школа «INSEAD»; Корнельский университет; Всемирная организация интеллектуально собственности (ВОИСС) 0-100 баллов 81 132 47

Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) (2004) Швейцария, Всемирный экономический форум 1-7 баллов 12 141 43

Индекс свободы экономики (Index of Economic Freedom) (1995) Американский фонд наследия (The Heritage Foundation) и The Wall Street Journal 0-100 баллов 12 184 125

Таблица 2

Структура глобального инновационного индекса [13]

Глобальный инновационный индекс (81)

Ресурсы Результаты

1. Учреждения (7) 1. Результаты в области технологий и знаний (14)

2. Человеческий капитал и исследования (12) 2. Творческие результаты (13)

3. Инфраструктура (10) -

4. Сложность рынка (10) -

5. Сложность ведения бизнеса (15) -

Таблица 3

Структура индекса глобальной конкурентоспособности (GCI)

1. Качество институтов 2. Инфраструктура 3. Макроэкономическая стабильность 4. Здоровье и начальное образование

12. Инновационный потенциал Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) 5. Высшее образование и профессиональная подготовка

11. Конкурентоспособность компаний 6. Эффективность рынка труда

10. Размер внутреннего рынка 9. Уровень технического развития 8. Развитость финансового рынка 7. Эффективность рынка товаров и услуг

Таблица 4

Критерии для расчета индекса свободы экономики [9]

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА РАЗМЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА

1. Право собственности 2. Судебная эффективность 3. Добросовестность правительства 4. Налоговое бремя 5. Государственные расходы 6. Финансовое здоровье

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТКРЫТЫЕ РЫНКИ

7. Свобода ведения бизнеса 8. Регулирования труда 9. Денежная свобода 10. Свобода торговли 11. Свобода инвестиций 12. Свобода финансов

Критерии индекса характеризуют национальную инновационную систему с разных сторон и могут способствовать выявлению слабых и сильных сторон НИС страны.

Результаты

На основе суммарной оценки критериев по каждому индексу составляется мировой рейтинг стран. Каждая страна занимает определенную позицию в рейтинге в зависимости от уровня развития экономики и различных институтов. Стоит заметить, что по результатам проведенного анализа позиции России в обозначенных рейтингах далеко не лидирующие.

В тройку лидеров глобального инновационного индекса входят Швейцария, США и Швеция. Россия в период с 2017 по 2022 год занимала 4547 позиции в рейтинге. К 2022 году позиция России ухудшилась на 2,3 ед. и составила 34,3 балла (47 место) (табл. 5).

В рейтинге стран по индексу конкурентоспособности Россия с 2018 по 2020 год устойчиво занимала 43-ю позицию (табл. 6).

Место России в рейтинге стран с 2004 по 2020 год менялось. К 2020 году по сравнению с 2004 годом позиция России улучшилась (табл. 7).

Страна 2019 2020 2021 2022

Швейцария 67,2 (1) 66,08 (1) 65,5 (1) 64,6 (1)

США 61,7 (3) 60,56 (3) 61,3 (3) 61,8 (2)

Швеция 63,7 (2) 62,47 (2) 63,1 (2) 61,6 (3)

Великобритания 61,3 (5) 59,78 (4) 59,8 (4) 59,7 (4)

Нидерланды 61,4 (4) 58,76 (5) 58,6 (6) 58,0 (5)

Республика Корея 56,6 (11) 56,11 (10) 59,3 (5) 57,8 (6)

Сингапур 58,4 (8) 56,61 (8) 57,8 (8) 57,3 (7)

Германия 58,2 (9) 56,55 (9) 57,3 (10) 57,2 (8)

Финляндия 59,8 (6) 57,02 (7) 58,4 (7) 56,9 (9)

Дания 58,4 (7) 57,53 (6) 57,3 (9) 55,9 (10)

Россия 37,6 (46) 35,63 (47) 36,6 (45) 34,3 (47)

Таблица 5

Место и балл топ-10 стран мира и России в глобальном инновационном индексе (2019-2022 гг.) [3]

Таблица 6

Рейтинг стран по ГИК за 2019-2020 гг., в долях единиц [2]

№ Страна Индекс № Страна Индекс

1 Сингапур 84,8 9 Великобритания 81,2

2 США 83,7 10 Дания 81,2

3 Гонконг 83,1 11 Финляндия 80,2

4 Нидерланды 82,4 12 Тайвань 80,2

5 Швейцария 82,3 13 Южная Корея 79,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Япония 82,3 14 Канада 79,6

7 Германия 81,8 15 Франция 78,8

8 Швеция 81,2 43 Россия 66,7

Таблица 7

Место России в ГИК по годам [2]

Год 2004 -2005 2005 -2006 2006 -2007 2008 -2009 2012 -2013 2016 -2017 20172018 20182019 2019 -2020

Место 75 53 62 51 67 43 38 43 43

Количество стран 117 117 125 134 144 138 137 140 141

Позиции России в рейтинге стран мира по уровню экономической свободы еще более неутешительные (табл. 8).

В данном рейтинге Россия занимает 125 позицию и характеризуется как страна с преимущественно несвободной экономикой. Данной позиции способствует целый ряд выявленных проблем: высокий процент коррумпированности власти, низкий уровень независимости судебной системы и слабое законодательство в области защиты прав частной собственности, высокие риски инвесторов.

Таким образом, с опорой на значения соответствующих субиндексов описанных выше рейтингов были выявлены ключевые проблемные зоны НИС России (табл. 9).

Таким образом, в ходе проведенного исследования обозначились четыре основополагающие проблемы НИС России, требующие незамедлительного принятия мер:

- сложности в привлечении финансирования для создания инноваций;

- низкое качество формируемых человеческих ресурсов;

- низкий уровень нормативно-правовой базы;

- низкий уровень заработных плат научных сотрудников и преподавателей в вузах.

Авторами был проведен анализ существующих тенденций в рамках решения выявленных проблем и предложен ряд рекомендаций, способный существенно скорректировать инновационную среду в стране.

Что касается сложностей в привлечении средств для развития бизнеса, то в ходе исследо-

вания было выявлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) недополучают выделяемое государством льготное финансирование через органы микрофинансирования за счет их изъятия самими микрофинансовыми организациями (МФО) и последующей выдачей по более высоким ставкам (табл. 10).

Однако если все выделенные государством льготные займы будут использоваться только субъектами МСП (плюс будут ориентированы на высокорентабельные отрасли), то бюджетная эффективность от такого финансирования вырастет в 4 раза (табл. 11).

С целью повышения качества формируемых человеческих ресурсов в вузах авторами предлагается введение более гибких схем обучения, формирующих индивидуальные траектории развития студентов, а также активное внедрение программ целевого обучения.

Расчет выгод среднестатистического челябинского предприятия от вложения средств в обучение будущих сотрудников представлен в табл. 12.

Стоит заметить, что стоимость обучения принята по данным 2023 года для технических специальностей ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», а притоки от работы сотрудника оценены исходя из среднего значения выработки на ряде крупных предприятий региона. Срок окупаемости проекта целевого обучения составит семь лет, и он не выходит за рамки горизонта планирования (5 лет обучения и 3 года отработки, итого 8 лет). Таким образом, предприятию выгодно обучать студентов по целевым квотам как с экономической, так и с практической точек зрения.

Таблица 8

Рейтинг стран мира по индексу экономической свободы 2023 года [10]

№ Страна Индекс Группы стран по оценке показателя

1 Сингапур 83,9 страна со свободной экономикой

2 Швейцария 83,8 страна со свободной экономикой

3 Ирландия 82,0 страна со свободной экономикой

4 Люксембург 80,7 страна со свободной экономикой

5 Новая Зеландия 78,9 с преимущественно свободной экономикой

6 Эстония 78,6 с преимущественно свободной экономикой

7 Люксембург 78,4 с преимущественно свободной экономикой

8 Нидерланды 78,0 с преимущественно свободной экономикой

9 Дания 77,6 с преимущественно свободной экономикой

10 Швеция 77,5 с преимущественно свободной экономикой

125 Россия 53,8 преимущественно несвободной экономикой

Таблица 9

Сводная таблица выявленных проблем на основе различных индексов

Методы оценки Выявленные проблемы

1. Глобальный инновационный индекс (ГИИ) 1) низкий уровень качества государственного управления; 2) низкое информационное обеспечение и низкий уровень инновационной культуры; 3) слабая политика и культура предпринимательства

2. Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) 1) слабая нормативно-правовая база; 2) снижение уровня независимости судебной власти; 3) высокий уровень преступности и коррумпированности; 4) снижение качественной профессиональной подготовки кадров; 5) низкое качество трудовых ресурсов и их острый дефицит (вследствие демографической ямы); 6) низкая доступность венчурного капитала

3. Индекс свободы экономики (Index of Economic Freedom) 1) низкая эффективность государственного регулирования; 2) сложности в привлечении финансирования для инновационных проектов; 3) низкий уровень нормативно-правовой базы инноваций

Таблица 10

Расчет суммарной бюджетной эффективности (текущее распределение льготных средств между МФО и МСП),

млн руб.

Год 2022

Объем денежных средств, привлеченных МФО от других МФО по льготным программам финансирования, млн руб. [8] 156 000

Процентный доход МФО (12 %), млн руб. 18 720

Процентные расходы МФО (8 %), млн руб. 12 480

Дополнительная прибыль МФО (с условием привлечения льготного финансирования), млн руб. 6 240

Налог на прибыль МФО (20 %), млн руб. 1 248

Рентабельность продукции МСП (в среднем по России по данным Росстата), % [11] 14,7

Процентные расходы МСП (12 %), млн руб. 18 720

Прибыль МСП до н/о, млн руб. 4 212

Налог на прибыль МСП (15 %) «доходы-расходы», млн руб. 632

Суммарная бюджетная эффективность, млн руб. 1 880

Таблица 11

Расчет бюджетной эффективности (распределение льготных средств между субъектами МСП из высокорентабельных отраслей), млн руб.

Год 2022

Объем денежных средств, привлеченных МФО от других МФО по льготным программам финансирования, млн руб. 156 000

Рентабельность продукции МСП для высокорентабельных отраслей (в среднем по России по данным Росстата), % 26,8

Дополнительная прибыль МСП (с условием привлечения льготного финансирования), млн руб. 41 808

Процентные расходы МСП (8 %), млн руб. 12 480

Прибыль МСП до н/о, млн руб. 29 328

Налог на прибыль МСП (15 %), млн руб. 4 399

Бюджетная эффективность, млн руб. 4 399

Таблица 12

Изменение денежных потоков предприятия вследствие заключения целевого договора на обучение

(выгода предприятия), тыс. руб.

Период обучения Отработка

Год 1 2 3 4 5 6 7 8

Оттоки, в т. ч.: -158,5 -158,5 -158,5 -158,5 -158,5 - - -

Оплата обучения -158,5 -158,5 -158,5 -158,5 -158,5 - - -

Притоки, в т. ч: - - - - - 1 020,0 1 071,0 1 124,0

Средний чистый доход на 1 раб. - - - - - 1 020,0 1 071,0 1 124,0

Денежный поток (ДП) -158,5 -158,5 -158,5 -158,5 -158,5 1 020,0 1 071,0 1 124,0

Дисконтированный ДП -158,5 -141,3 -126,0 -112,4 -100,2 575,2 538,6 504,0

ДП накопленный -158,5 -299,8 -425,8 -538,2 -638,4 -63,2 475,4 979,4

Проблема недостаточности нормативно-правовой базы должна решаться с помощью пересмотра законодательства в сфере инноваций. Законодатели должны уделить особое внимание защите авторских прав. Требуется введение значительных по сумме и достаточно жестких с точки зрения соблюдения и контроля штрафных санкций, с одновременным опубликованием подробных инструкций по соблюдению требований законодательства, проведением комплексного обучения авторов. Введение данных мер позволят сформировать культуру авторства в России и снизить риски для иностранных инвесторов в долгосрочной перспективе.

Проблема низких заработных плат научных сотрудников и преподавателей при высоком уровне аудиторной и внеаудиторной нагрузки в вузах должна решаться на уровне государства, так как нормируется и финансируется государственными органами. Количество дисциплин, приходящихся на одного преподавателя, с каждым годом растет, при этом растет уровень утомленности и выгорания преподавателей (рис. 3).

Таким образом, существуют две взаимосвязанные проблемы (низкий уровень зарплаты и высокая нагрузка), которые необходимо решать в комплексе. В табл. 13 описаны возможные пути решения обозначенных проблем.

Для стимуляции инновационной активности предприятий мы предлагаем пересмотреть систему финансирования бизнеса и пойти по опыту развитых стран, формируя инновационные экосистемы вокруг крупного бизнеса, при условии вовлечения в инновационный процесс связанных с ним представителей МСП.

За счет возникновения синергетического эффекта эффективность такого финансирования будет выше (рис. 4).

Вторым предлагаемым решением в данной сфере может стать внедрение системы финансирования «по результатам» для среднего и крупного бизнеса наряду с системой финансирования «с нуля» (для предприятий микро- и малого бизнеса). Крупному бизнесу проще и эффективнее компенсировать затраты за уже созданные инновации. Это решает, в том числе, проблему нецелевого

50 40 30 20 10

1 - 2 дисциплины

3 - 4 дисциплины

5 - 6 дисциплин

7 - 8 дисциплин

9 и более дисциплин

2005 2010 2015 2019 2021

Рис. 3. Количество дисциплин, приходящихся на одного преподавателя в динамике с 2005 по 2021 год (в % от числа опрошенных) [4]

Проблемы, выявленные в вузах и способы их решения

Таблица 13

0

Низкая оплата труда Высокий уровень нагрузки на ППС

Решения

1. Увеличение фонда оплаты труда преподавателей и научных сотрудников на уровне государства 1. Пересмотр функционала ППС и научных сотрудников, ликвидация дублирующих функций ППС

2. Пересмотр ставок за выполненную работу и введение дополнительных нормативов учета затраченного времени 2. Увеличение штата сотрудников в вузах за счет выделения дополнительных бюджетных ставок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Увеличение премий и дополнительных выплат 3. Пересмотр нормативов нагрузки и учет в нагрузке дополнительных коммуникаций со студентами

Синергетический эффект (интеграция)

использования денежных средств, поскольку за срок своего создания инновация зачастую претерпевает значительные изменения, подстраивается под требования рынка и зачастую не соответствует изначальным характеристикам.

Обсуждение и выводы

Таким образом, национальная инновационная система России имеет ряд проблем, которые необходимо незамедлительно решать. Комплекс реше-

ний, предложенных в рамках статьи, кратко представлен в табл. 14.

Таким образом, национальная инновационная система России еще недостаточно сформирована и характеризуется существенными недостатками, часть из которых требует незамедлительного решения. Предложенные в работе рекомендации нельзя считать исчерпывающими, однако они практически применимы и могут оказать значительное влияние на разные секторы НИС России в долгосрочной перспективе.

Таблица 14

Перечень рекомендаций по совершенствованию НИС РФ

Проблема Рекомендация по решению проблемы

Высокий уровень нагрузки профессорско-преподавательского состава и низкий уровень оплаты труда Перераспределение нагрузки между профессорско-преподавательским составом. Учет и оплата всех ненормируемых переработок преподавателей

Снижение качества подготовки специалистов в вузах Формирование индивидуальной траектории обучения для студента (с учетом его интересов и предпочтений), а также внедрение программ целевого финансирования обучения

Недостаточность регулирования инновационной деятельности, обусловленная слабо развитой нормативно-правовой базой Пересмотр нормативно-правового законодательства в сфере инноваций и создание консолидированного закона, который прописывал бы четкие критерии для отнесения товаров, работ, услуг к инновационным

Низкий уровень бюджетной эффективности от распределения льготного финансирования между МСП и МФО Устранение возможности «перефинансирования» МФО и передача этих льготных средств по назначению (субъектам МСП из наиболее рентабельных отраслей)

Проектный подход и необходимость подтверждения целевых расходов Ввести одновременную реализацию проектного финансирования «с нуля» для предприятий микро и малого бизнеса и систему финансирования «по результатам» для среднего и крупного бизнеса

Список литературы

1. Index of economic freedom. The Global Economy. URL: https://www.theglobaleconomy.com/ran-kings/economic_freedom/

2. The Global Competitiveness Report 2019. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_The GlobalCompetiti venessReport2019.pdf

3. Васюта Е.А., Подольская Т.В. Тренды инновационного развития экономик стран мира и приоритетные направления для России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomik-stran-mira-i-prioritetnye-napravleniya-dlya-rossii

4. Заработная плата российских преподавателей и ученых: дифференциация, структура и составляющие эффективного контракта: информационный бюллетень / В.Н. Рудаков; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023. 36 с.

5. Иващенко Н.П. Экономика инноваций / под ред. Н.П. Иващенко. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2021. 194 с.

6. Кирсанов М.Ю. Понятие и сущность национальной инновационной системы Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1; URL: https://science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=18249

7. Кузнецова И.А., Фридлянова С.Ю. Развитие методологии статистического измерения инновационной деятельности в условиях реформирования международных стандартов // Вопросы статистики. 2020. № 27(1). С. 29-52.

8. Обзор ключевых показателей микрофинансовых институтов 2022 год. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43882/review_mfi_22Q4.pdf

9. Официальный сайт Index of economic freedom. URL: https://www.heritage.org/index/country/rus-sia#open-markets %20last

10. Рейтинг стран мира по индексу экономической свободы. URL: https://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom

11. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) и активов организаций по видам экономической деятельности в 2019-2021 гг. // Росстат. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-rowser %3A %2F %2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruNgmzWkVVmzJqyzAHM2cZN97_3ostYR7Z

12. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / пер. с венг. с изм. и доп. авт.; общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова. М.: Прогресс, 1990. 295 c.

13. Сравнительный анализ экономик по показателям глобального инновационного индекса. URL: https://www.globalinnovationindex.org/analysis-comparison

14. Федеральный закон № 254 от 21.07.2011 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

15. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / пер. с нем. В.С. Автономова и др. М.: Прогресс, 1982. 169 с.

References

1. Index of Economic Freedom. The Global Economy. URL: https://www.theglobaleconomy.com/ran-kings/economic_freedom/

2. The Global Competitiveness Report 2019. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_The Global Competitiveness Report2019.pdf

3. Vasyuta E.A., Podolskaya T.V. Trends in Innovative Development of World Economies and Priority Directions for Russia. State and municipal management. Scientific notes [Gosudarstvennoe i municipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski], 2023, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomik-stran-mira-i-prioritetnye-napravleniya-dlya-rossii (In Russ.)

4. Rudakov V.N. Zarabotnaya plata rossiyskih prepodavateley i uchenyh: differentsiatsiya, struktura i sostavlyayuschie effektivnogo kontrakta: informatsionny byuleten [Salaries of Russian Teachers and Scientists: Differentiation, Structure and Components of an Effective Contract: Newsletter]. Moscow, 2023. 36 p.

5. Ivashchenko N.P. Ekonomika innovatsiy [Economics of Innovation]. Moscow, 2021. 194 p.

6. Kirsanov M.Yu. The Concept and Essence of the National Innovation System of the Russian Federation. Sovremennye problemy nauki I obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2015, no. 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18249 (In Russ.)

7. Kuznetsova I.A., Fridlyanova S.Yu. Development of Methodology for Statistical Measurement of Innovation Activity in the Context of Reforming International Standards] Voprosy statistiki [Questions of Statistics], 2020, no. 27(1), pp. 29-52. (In Russ.)

8. Obzor klyuchevukh pokazateley mikrofinansovuh institutov [Review of Key Indicators of Microfinance Institutions 2022]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43882/review_mfi_22Q4.pdf

9. Official website Index of economic freedom. URL: https://www.heritage.org/index/country/russia#open-markets %20last

10. Rating of countries of the world according to the index of economic freedom. URL: https://gtmarket.ru/ ratings/index-of-economic-freedom

11. Rentabelnost prodannyh tovarov, produkzii (rabot, uslug) i aktivov organizatsiy po vidam ekonomicheskoy deyatelnosti v 2019-2021 gg. [Profitability of Goods Sold, Products (Works, Services) and Assets of Organizations by Type of Economic Activity in 2019-2021]. Rosstat. URL: https://docs.yan-dex.ru/docs/view?url=ya-rowser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruNgmzWkVVmzJq yzAHM2cZN97_3ostYR7Z

12. Santo B. Innovaziya kak sredstvo economicheskogo razvitiya [Innovation as a Means of Economic Development]. Translation from Hungarian. Moscow, 1990. 295 p.

13. Sravnitel'nyy analiz ekonomik po pokazatelyam global'nogo innovatsionnogo indeksa [Comparative analysis of economies based on global innovation index indicators]. URL: https://www.globalinnova-tionindex.org/analysis-comparison

14. Federal'nyy zakon № 254 ot 21.07.2011 «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politike» [Federal Law No. 254 of July 21, 2011 "On Amendments to the Federal Law "On Science and State Scientific and Technical Policy"]

15. Schumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya: Issledovaniye predprinimatelskoy pribyli, kapitala, kredita, protsenta i tsikla konyunktury [Theory of Economic Development: A Study of Entrepreneurial Profit, Capital, Credit, Interest and the Business Cycle]. Translation from German. Moscow, 1982. 169 p.

Информация об авторах

Мальцева Анастасия Олеговна, кредитный инспектор управления кредитования, Центральное отделение ПАО «Сбербанк» № 8597/0580», Челябинск, Россия; nmalceva2018@mail.ru

Мостовщикова Ирина Александровна, к.э.н., доцент, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия; mostovshikovaia@susu.ru

Information about the authors

Anastasia O. Maltseva, credit manager, Additional office of "Sberbank" No. 8597/0284, Chelyabinsk, Russia; nmalceva2018@mail.ru

Irina A. Mostovshchikova, PhD (Economics), Associate Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia; mostovshikovaia@susu.ru

Статья поступила в редакцию 22.08.2023

The article was submitted 22.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.