Научная статья на тему 'Анализ современного уровня инновационного развития России'

Анализ современного уровня инновационного развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / инновационная политика / Глобальный инновационный индекс / национальная экономика / innovative development / innovation policy / Global Innovation Index / national economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердышев Александр Валентинович, Коровкина Юлия Николаевна, Сергеева Валерия Дмитриевна

В современном мире инновации являются ключевым фактором экономического и социального прогресса. Осуществление национальной инновационной политики и создание условий для развития инноваций было официально признано приоритетным направлением государственной стратегии развития России до 2030 года. Анализ современного уровня инновационного развития России имеет важное значение для принятия решений в области инновационного развития и формирования долгосрочной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT LEVEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA

In today’s world, innovation is a key factor of economic and social progress. Implementation of the national innovation policy and creation of conditions for innovation development was officially recognized as a priority direction of the state strategy of Russia’s development until 2030. Analyzing the current level of Russia’s innovation development in the digital economy is important for decision-making in the field of innovation development and the formation of long-term innovation policy.

Текст научной работы на тему «Анализ современного уровня инновационного развития России»

Анализ современного уровня инновационного развития России

Бердышев Александр Валентинович,

к.э.н., доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: AVBerdyshev@fa.ru

Коровкина Юлия Николаевна,

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: korovkina.ul@yandex.ru

Сергеева Валерия Дмитриевна,

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: valeriya_s17@bk.ru

В современном мире инновации являются ключевым фактором экономического и социального прогресса. Осуществление национальной инновационной политики и создание условий для развития инноваций было официально признано приоритетным направлением государственной стратегии развития России до 2030 года. Анализ современного уровня инновационного развития России имеет важное значение для принятия решений в области инновационного развития и формирования долгосрочной инновационной политики.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационная политика, Глобальный инновационный индекс, национальная экономика.

в

Обеспечение конкурентоспособности национальной экономической системы на мировом рынке инновационных и технологических товаров и услуг в условиях глобализации и жесткой конкуренции требует создания хорошо продуманной, скоординированной в масштабах всей страны и сбалансированной инновационной политики. Чтобы достичь этой цели и избежать отклонений, крайне важно оценить результаты современного уровня инновационного развития национальной экономики.

Национальная инновационная система (НИС) каждой страны развивается в соответствии с национальной политикой и под воздействием уникальных государственных институтов управления. Несмотря на особенности общественно-экономических структур различных стран, существуют общие инструменты, которые позволяют оценить их уровень развития и результативности. Global Innovation Index (GII), разработанный Cornell University, INSEAD и World Intellectual Property Organization, является одним из таких инструментов. Этот индекс позволяет анализировать особенности и закономерности инновационного пути развития государств и является признанным международным инструментом для измерения уровня инновационности стран. Международная бизнес-школа INSEAD проводит комплексную оценку уровня развития НИС каждой страны по методике INSEAD и ежегодно публикует Global Innovation Index Report, который представляет рейтинг национальных экономик мира на основе индекса GII. Рейтинг включает два субиндекса: потенциал инновационного развития и уровень коммерциализации в сфере высоких технологий. Он охватывает такие показатели, как законодательство, человеческий капитал, инфраструктура, рынок и бизнес-структуры, затраты на научные исследования, количество патентов, цитируемость ученых, соотношение инновационных товаров в экспорте и т.д. Публикуемый рейтинг позволяет сравнить уровень инновацион-ности стран мира и выявить их сильные и слабые стороны.

Согласно GII-2022, по уровню инновационного развития Россия занимает 47-е место среди 132 стран-участниц [1]. На основе данного индекса и его отдельных показателей рассмотрим состояние инновационного развития России.

Обращая внимание на индикаторы институциональной среды, можно отметить низкие показатели качества регулирования (regulatory quality), а также верховенства закона (rule of law). Показатель качества регулирования GII измеряет эффективность, прозрачность и качество среды для бизнеса и инноваций в стране. Показатель верховенства закона GII измеряет силу и независимость судеб-

ной власти, эффективность законодательной базы в разрешении споров и защиту прав собственности. Низкие баллы по этим показателям могут свидетельствовать о сложной и часто меняющейся нормативно-правовой базе в сфере инновационного предпринимательства. Коррупция и бюрократическая неэффективность также могут способствовать низкой оценке качества регулирования и верховенства закона.

Подтверждением существования данной проблемы может стать тот факт, что, согласно данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за последние 5 лет прослеживается четкая тенденция увеличения экономических преступлений, связанных с коррупционными схемами и получением взяток (рис. 1).

7000 --

6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 1. Динамика преступлений по ст. 290 УК РФ (Получение взятки) Источник: составлено авторами по данным [2].

В повседневной жизни такая динамика отражается на уровне доверия граждан к правовой системе. Также стоит отметить, что правовая база в России подвергается критике за сложность и отсутствие ясности, что приводит к трудностям в разрешении споров и обеспечении исполнения контрактов. Это может привести к длительным судебным тяжбам и высоким издержкам для бизнеса, что отпугивает иностранных инвесторов и препятствует экономическому росту. Защита прав собственности в России, особенно в отношении интеллектуальной собственности, также вызывает беспокойство.

Рассматривая сектор инфраструктуры, стоит отметить низкий показатель экологической устойчивости (ecological sustainability) в России. Показатель экологической устойчивости GII измеряет степень способности страны защищать и сохранять свою природную среду, обеспечивая при этом экономический рост. Одной из основных причин такого низкого показателя может быть наследие экологической политики советского периода, в которой приоритет отдавался индустриализации и экономическому росту, а не охране окружающей среды. Такая тенденция в наши дни приводит к значительному экологическому ущербу по всей стране, включая загрязнение воздуха, вод и почв. Кроме того, в России с трудом внедряются эффективные механизмы экологического регулирования, что позволяет предприятиям практически безнаказанно продолжать вредоносную для окружающей среды практику.

Доказательством низкого уровня развития экологической устойчивости России служат данные Федеральной службы государственной статистики, которые показывают специальные затраты, связанные с инновациями, направленными на улучшение экологии (рис. 2).

2021 2019 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010

8,00

12 33

15 098,20

20 315,20

■ 21 979,20 20 914,0)

27 7 4 131,40 Н 26 616

58,70

40

0 5 000 10 000 15 000 20 000 25 000 30 000

Рис. 2. Специальные затраты, связанные с инновациями, направленными на улучшение экологии, млн руб. Источник: составлено авторами по данным [3].

На основе представленных данных можно отметить отрицательную динамику выделения средств для разработок инноваций, направленных на улучшение экологии. Разница между первыми и последними исследуемыми значениями выделяемых средств без учета инфляции составила -23,67%.

Ещё один показатель, значения которого в России ниже среднестатистической нормы - это показатель доли фирм, предлагающих формальное обучение (firms offering formal training,%). Рассматриваемый показатель может включать как внутренние программы обучения, так и внешние возможности обучения, предоставляемые сторонними организациями. Показатель доли фирм, предлагающих формальное обучение, используется для оценки уровня инвестиций в развитие человеческого капитала фирм в стране, который рассматривается как ключевой фактор в продвижении инноваций и конкурентоспособности. Его низкое значение по оценкам GII может быть связанно с невысоким уровнем инвестиций в человеческий капитал в России по сравнению с другими странами, что приводит к ограничению возможностей фирм предлагать формальное обучение своим сотрудникам. Другой причиной низкого значения данного показателя может быть незаинтересованность самих российских фирм в том, чтобы предлагать программы формального обучения своим работникам, так как это приведет к дополнительным издержкам. Многие российские компании предпочитают нанимать работников с уже имеющимися навыками и опытом, а не вкладывать средства в обучение уже работающих сотрудников. Подтверждением этой позиции являются данные исследования в области формального обучения российской стаффинговой группы «ANCOR», по результатам которого определено, что доля компаний, у которых есть программа обучения сотрудников в 2022 году, снизилась на 11% по сравнению с прошлым годом [4].

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

27 073,00

Учитывая вышеперечисленные показатели России по определенным индикаторам, можно сделать вывод, что существуют три основные области проблемных вопросов, препятствующих продвижению России в рейтинге GII, к которым относятся вопросы институциональной среды, экологической отрасли и формального обучения.

В институциональной среде необходимо сделать значительные преобразования, чтобы улучшить правоохранительную систему, а также бизнес-климат в стране. В экологической отрасли необходимо принять меры по борьбе с загрязнением окружающей среды и внедрить технологии для более эффективного использования ресурсов. А для развития бизнеса стоит увеличить долю формального обучения в российских фирмах, чтобы повысить уровень профессиональной подготовки кадров и добиться развития инновационных технологий.

Далее на основе того же рейтинга GII рассмотрим индикаторы России, показывающие наилучшие значения в международном сравнении.

Обратим внимание на показатель GII профессионально образования в России (tertiary education). Данный показатель измеряет доступность и качество профессионального образования в стране, включая количество студентов, обучающихся в средне-специальных и высших учебных заведениях, количество выпускников, а так-

же уровень научно-исследовательской деятельности.

Существует несколько причин, подтверждающих относительно высокий показатель российского высшего образования. Во-первых, в России хорошо развита система образования с устоявшейся традицией получения профессионального образования с советских времен. Именно поэтому Россия может похвастаться большим количеством университетов и техникумов, которые предлагают широкий спектр программ в различных областях знаний. Также стоит отметить, что российское правительство придает большое значение образованию и вкладывает существенные средства в развитие системы профессионального образования, что предполагает финансирование научных исследований и разработок, предоставление большого количества бюджетных мест при поступлении в ВУЗы, техникумы, колледжи, а также строительство новых и расширение существующих учебных заведений. Ещё одной причиной высокого показателя профессионального образования в России может быть повышенный спрос на квалифицированных специалистов в различных отраслях, что отчасти обусловлено быстро растущей экономикой страны. В результате между университетами и техникумами существует сильная конкуренция за привлечение лучших студентов и предложение высококачественных программ (табл. 1).

Таблица 1. Численность обучающихся по уровням образования и странам, млн чел.

Всего Образование

основное, среднее, общее, среднее профессиональное -программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднее профессиональное - программы подготовки специалистов среднего звена, высшее

Россия(2021) 32,3 10,3 7,1

Россия (2019) 31,5 9,8 6,8

Великобритания 15,4 6,1 2,6

Германия 17,3 7,7 3,3

Италия 10,9 4,6 1,9

Республика Корея 10,4 2,7 3

США 26,2 18,8

Франция 15,7 6,2 2,7

Швеция 2,9 1 0,4

Япония 20,1 6,9 3,9

Источник: составлено авторами по данным [5].

Иллюстрацией высокого показателя профессионального образования в России может стать сравнение составляющих его компонентов с компонентами стран, занимающих лидирующие позиции в рейтинге инновационности GII 2022. В целом, оЕ сочетание хорошо развитой системы образования, — государственных инвестиций и высокого спроса о на квалифицированные кадры способствует отно-т- сительно высокому показателю профессионального го образования в России по данным ОН.

Обратимся к показателю результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по данным рейтинга О||. Данный показатель измеряет инвестиции государственного и частного секторов в исследования и разработки.

Подтверждением высокого российского показателя НИОКР может стать сравнение бюджетного инвестирования России в данную область с бюджетным инвестированием стран, занимающих по рейтингу О11 более высокую позицию (табл. 2).

Таблица 2. Государственные бюджетные ассигнования на НИОКР, млн руб.

Страны Рейтинг GII Расходы бюджетных средств на НИОКР, млн руб.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Россия 47 439392,8 402722,3 377882,2 420472,3 489158,4 549602,2 626574,3

Греция 44 83219,5 85314,8 79759,1 100799,8 116165,8 131923,0 139767,1

Австралия 25 374920,2 381259,4 429403,3 415513,6 421149,9 512913,9 491810,5

Латвия 41 4201,5 4742,4 5409,6 5761,2 6221,0 7140,7 7604,9

Литва 39 11004,3 11015,7 11921,1 12049,7 13741,0 14719,8 15760,1

Польша 38 142444,2 118626,2 139468,6 117490,7 197638,4 197718,0 233270,0

Турция 37 33914,1 38469,5 45197,1 54963,1 62977,9 60477,4 85449,4

Источник: составлено авторами по данным [3].

В России показатель результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ находится на относительно на высоком уровне, что обусловлено содействием российских властей в развитии программы исследований и разработок, включая финансирование университетов, научно-исследовательских институтов и государственных предприятий. Также стоит добавить, что Россия имеет долгую историю научных исследований и разработок в области STEM (наука, технологии, инженерия и математика). Помимо этого, в наши дни в России существует богатая культура инноваций и предпринимательства: многие старта-пы и малые предприятия занимаются разработкой новых продуктов и технологий. Наконец, в России проживает высокообразованное население с большим количеством людей, имеющих высшие научные и инженерные степени, что способствует формированию мощного кадрового потенциала в сфере НИОКР.

Ещё один высокий показатель России, на который стоит обратить внимание, исходя из данных GII, - это показатель торговли, диверсификации и масштабов рынка (trade, diversification, and market scale).

Высокое значение данного показателя в рейтинге GII указывает на то, что Россия имеет большой и диверсифицированный рынок и глубоко интегрирована в мировую торговлю, что определяется размером российского рынка, крупнейшего в мире по площади и численности населения. Кроме того, Россия богата природными ресурсами, особенно энергетическими и минеральными, что делает ее важным игроком в мировой торговле.

Стоит отметить, что за последние годы российские власти приняли значительные меры по диверсификации экономики и снижению зависимости от экспорта нефти и газа, что способствовало повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке. Эти меры включают развитие новых отраслей, таких как высокотехнологичные и аэрокосмические, а также поощрение инноваций и предпринимательства с помощью различных инициатив и программ финансирования. Также необходимо учитывать членство России в ряде торговых организаций, таких как Евразийский экономический союз, и активное участие в международных торговых

соглашениях, таких как Всемирная торговая организация. Всё это способствовало открытию новых рынков для российских предприятий и повышению диверсификации торговли страны.

В области развитости бизнеса по данным GII выделяются два высоких показателя: показатель наукоемкой занятости,% (knowledge-intensive employment,0^ и показатель работающих женщин с высшим образованием,% (Females employed w/ advanced degrees,%).

Показатель наукоемкой занятости GII характеризует долю занятых в наукоемких секторах, таких как высокотехнологичные отрасли, научные исследования и наукоемкие услуги. В России этот показатель высок благодаря тому, что власти уделяют значительное внимание развитию экономики, основанной на знаниях, и в последние годы увеличивают инвестиции в исследования и разработки (НИОКР). Кроме того, в России сильная система образования, которая готовит квалифицированную рабочую силу, способную работать в наукоемких отраслях. Наконец, правительство проводит политику поощрения инноваций и наукоемких видов деятельности, например, предоставляет налоговые льготы и финансирование НИОКР.

Высокий показатель работающих женщин с высшим образованием обусловливается тем, что Россия имеет давнюю традицию ценить образование, особенно в таких областях, как наука и инженерия. Это способствовало созданию хорошо отлаженной системы высших учебных заведений, выпускающих большое количество высококвалифицированных специалистов, в том числе женщин. Также стоит отметить, что Россия проводит политику, направленную на обеспечение гендерного равенства в сфере образования и трудовых ресурсов. Например, Правительство РФ установило квоты для женщин в некоторых отраслях промышленности и предоставляет стимулы компаниям, нанимающим женщин на руководящие должности.

Исходя из анализа вышеуказанных показателей индекса GII, можно сделать вывод о том, что для улучшения рейтинга инновационного развития, России необходимо уделить особое внимание развитию человеческого капитала и научно-исследовательской сферы, развитию рынка и созданию благоприятного бизнес-окружения, так как

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

данные показатели находятся на высоком уровне и имеют потенциал к росту.

Таким образом, учитывая итоги анализа состояния инновационной среды Российской Федерации по общему показателю the Global Innovation Index 2022, для обеспечения опережающего инновационного и технологического развития экономики необходимо обратить особое внимание на проблемные зоны инновационного развития, затрагивающие вопросы правового регулирования, экологической отрасли, а также вопросы формального обучения, а также преуспевающие зоны инновационного развития, включающие в себя зону развития человеческого капитала и научно-исследовательской сферы, зону развития рынка, а также совершенствование мер по созданию благоприятного бизнес-климата в стране.

Литература

1. Report: Global Innovation Index 2022 // World Intellectual Property Organization: [сайт]. -URL: https ://www .wipo.i nt/edocs/pubdocs/en/ wipo-pub-2000-2022-en-main-report-global-innovation-index-2022-15th-edition.pdf (дата обращения: 13.09.2023).

2. Показатели преступности России // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики: [сайт]. - URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics (дата обращения: 18.09.2023).

3. Наука. Инновации. Технологии // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. -uRl: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 25.09.2023).

4. Привлечение начинающих специалистов и ста-жерские программы 2023 // ANCOR: [сайт]. -URL: https://ancor.ru/press/research/privlechenie-

nachinayushchikh-spetsialistov-i-stazherskie-programmy-2023/ (дата обращения: 10.10.2023). 5. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузь-мичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022.

ANALYSIS OF THE CURRENT LEVEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA

Berdyshev A.V., Korovkina Y.N., Sergeeva V.D.

Financial University under the Government of the Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In today's world, innovation is a key factor of economic and social progress. Implementation of the national innovation policy and creation of conditions for innovation development was officially recognized as a priority direction of the state strategy of Russia's development until 2030. Analyzing the current level of Russia's innovation development in the digital economy is important for decision-making in the field of innovation development and the formation of long-term innovation policy.

Keywords: innovative development, innovation policy, Global Innovation Index, national economy.

References

1. Report: Global Innovation Index 2022 // World Intellectual Property Organization: [website]. - URL: https://www.wipo. int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2022-en-main-report-global-innovation-index-2022-15th-edition.pdf (accessed: 09/13/2023).

2. Crime indicators in Russia // General Prosecutor's Office of the Russian Federation. Legal statistics portal: [website]. -URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics (accessed: 09/18/2023).

3. Science. Innovation. Technologies // Federal State Statistics Service: [website]. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/sci-ence (accessed: 09/25/2023).

4. Attracting beginning specialists and internship programs 2023 // ANCOR: [website]. - URL: https://ancor.ru/press/research/ privlechenie-nachinayushchikh-spetsialistov-i-stazherskie-programmy-2023/ (accessed: 10.10.2023).

5. Education in numbers: 2022: a brief statistical collection / L.M. Gokhberg, L.B. Kuzmicheva, O.K. Ozerova, etc.; National research University "Higher School of Economics". - M.: National Research University Higher School of Economics, 2022.

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.