РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 2. С. 73-78. © О.М. Рой, 2009
УДК 332.143
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОМ РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
SMALL BUSINESS IN OMSK REGION - ISSUES AND OUTLOOKS UNDER FINANCE CRISIS
О.М. Рой
O.M. Roy
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
В статье рассматриваются проблемы и тенденции развития малого предпринимательства в Омской области. Главное внимание уделено оценке воздействия мирового финансового кризиса на состояние региональной экономики, выявлению роли малых предприятий в экономике региона.
The paper is dedicated to analyzing issues and tends of small business and its role in the regional development. The author pays special attention to the extent the economy of the region is effected by global financial crisis.
Ключевые слова: Омская область, регион, малое предприятие, предпринимательство, мировой финансовый кризис, оптово-розничная торговля, бизнес-проекты, стоимость арендной платы, индекс промышленного производства, мониторинг.
Keywords: the Omsk’s region, region, a small enterprise, business, world financial crisis, wholesale-retail trade, business projects, rent cost, an industrial production index, monitoring.
Роль малого предпринимательства значительна в любой экономической системе и особенно возрастает в условиях несформировав-шихся рынков, где участие крупных предприятий нецелесообразно в силу низкой емкости специализированных рынков и высокой динамики происходящих в этом секторе изменений. Стимулирование предприятий малого и среднего бизнеса способствует снижению степени монополизации российской экономики, что делает их развитие одним из приоритетов в национальной политике.
Вступление страны в полосу затяжного финансового кризиса сопровождалось беспрецедентным снижением производственных показателей в деятельности крупнейших российских предприятий, что вызвало обострение социальных проблем во многих регионах России, где произошло радикальное сокращение работников. В то же время присущая малому и среднему бизнесу узкая специализация и мобильность способствовали нейтрализации отдельных факторов кризисного процесса, ставших для крупного бизнеса причиной масштабного сокращения объемов промышленного производства. Организационные возможности малого предпринимательства позволили значительной части его субъектов адаптироваться к стремительным рыночным изменениям, сохранить производственный и кадровый потенциал.
В России роль малого предпринимательства проявляется прежде всего в том, что оно позволяет снизить степень монополизации отечественной экономики и выявить перспективные направления развития ее базовых отраслей. Увеличение численности субъектов малого предпринимательства выступает стратегическим индикатором в развитии региональной экономики. Так, в соответствии со стратегией социально-экономического развития Омской области, утвержденной указом губернатора от 13 февраля 2006 г. № 18, область должна обеспечить увеличение доли оборота организаций малого предпринимательства (в общем обороте организаций) до 25 %. Однако возникает вопрос, насколько возможным в нынешних условиях представляется такой подъем.
Внешне динамика развития малого бизнеса в Омской области является вполне успешной и позитивной. За период с 1995 по 2006 г. количество малых предприятий увеличилось с 10 864 до 14 182 единицы. Только с 2004 по 2008 г. число организаций малого предпринимательства выросло на 19 % (с 12,5 тысяч предприятий до 14,831 тысяч). Причем 89 % малых предприятий функционирует на территории Омска. Положительная динамика их роста зафиксирована в таких отраслях, как сельское хозяйство, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения. В этот период по уровню развития малого бизнеса
Омская область занимала 5 место (11 %) в Сибирском федеральном округе после Красноярского края (13,2 %). В 2007 г. по числу малых предприятий область занимала 22 место по России. Работало на этих предприятиях 95,3 тыс. человек, что составляет почти 10 % от общего числа занятых [3].
Однако 2007 и особенно 2008 г. внесли в эту тенденцию значительные изменения. Во многом эти изменения связаны с кризисными явлениями мировой экономики: снижением ликвидности банковских ресурсов, удорожанием кредитов, проблемами сбыта произведенной продукции и пр. Судя по анализу динамики нарастания кризисных тенденций в стране, кризис охватил главным образом те регионы, где было сосредоточено большое количество промышленных предприятий и объектов финансовой инфраструктуры. По данным Министерства регионального развития РФ, мировой финансовый кризис Омскую область затронул в первую очередь. Наряду с ней его отдаленные последствия коснулись таких регионов, как Чувашская Республика, Республика Татарстан, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Свердловская, Челябинская и Ярославская области. Эта тенденция проявилась главным образом в том, что в декабре 2008 г. практически во всех указанных субъектах Российской Федерации произошло значительное снижение (на 10 %) промышленного производства. Падение произошло главным образом в экспортоориентированных отраслях, таких как машиностроение, металлургия, химическое производство, добыча и переработка нефти. Потребление электроэнергии в данной группе субъектов Российской Федерации снизилось более чем на 6 % (в среднем по Российской Федерации - на 5,3 %), строительство снизилось на 5 % (в среднем по Российской Федерации объем строительных работ остался на уровне декабря 2007 г.). В большинстве из указанных субъектов наблюдалось значительное снижение инвестиционной активности в ноябре 2008 г. Во всех субъектах заметно ухудшилось финансовое положение организаций и предприятий (выросла доля просроченной кредиторской задолженности по отношению к октябрю 2008 г., увеличился объем просроченных кредитов, выданных юридическим лицам) [1].
Таким образом, кризисные явления затронули те регионы, где сосредоточены крупные предприятия, находящиеся в интенсивных взаимоотношениях с другими регионами и иностранными партнерами. Поэтому, подобно ряду крупных, промышленно развитых регионов,
Омская область демонстрирует падение по ряду ключевых показателей. Так, индекс промышленного производства в Омской области в декабре 2008 г. составил по отношению к декабрю 2007 г. 88,9 %, индекс сельскохозяйственного производства - 98,3 %. Снижение экономических показателей развития региональной экономики может вызвать значительную социальную напряженность на рынке труда. Омская область имеет одну из наиболее высоких в стране долю собственных доходов в бюджете, направленных на оплату труда и трансферты населению.
В то же время отдельные преимущества региона стали причиной дополнительных трудностей, обострившихся в период кризиса. Наличие одного из самых высоких показателей в СФО темпов строительства жилья может обернуться серьезными проблемами для региона. Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил в декабре 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. 59,7 %. В настоящее время идет достаточно масштабное сокращение занятости в строительной отрасли, в рамках которой значительный вес составляли малые и средние предприятия. Данная тенденция может воплотиться не только в разрушении сложившегося строительного комплекса в регионе, но и в ослаблении хозяйственной инфраструктуры города. Прогнозируется обострение жилищной проблемы: 3154 квартиры не сданы в установленные сроки (это один из высоких показателей в стране). Объем выданных ипотечных кредитов достиг к концу 2008 г. почти 10 млрд руб.
Наибольшая доля малых и средних предприятий в Омской области приходится, как, впрочем, и в других регионах СФО, на оптово-розничную торговлю. В Омской области их доля составила 6,4 тыс. единиц. Однако значительное падение курса национальной валюты притупило предпринимательский интерес к расширению импортных операций. В связи с чем стали ограничивать свою деятельность в регионе крупные ритейлерские сети - «Пятёрочка», «АЛИИ» и пр. Кризис оптово-розничной торговли несомненно будет способствовать значительному сокращению разнообразия продукции на местном потребительском рынке. Ритейлерские сети испытывают серьезные проблемы в восполнении оборотных средств, что способствует снижению их активности, ослаблению конкуренции между ними и безудержному повышению потребительских цен. Именно на торговлю падает большая часть высвобо-
ждаемых работников. Как следствие этой тенденции начинается сокращение и не входящих в сети предприятий, специализирующихся на торгово-закупочной деятельности. Не добавляет оптимизма и снижение уровня реальной заработной платы в регионе, а также массовые сокращения на предприятиях, содействующие снижению платежеспособного спроса.
В структуре обрабатывающего производства основная часть продукции сконцентрирована в нефтехимической отрасли, где начинают все больше проявлять себя тенденции слияний и поглощений, вследствие чего происходит ассимиляция малых предпринимателей крупными структурами. Такой процесс угрожает потерей мобильности нефтехимической отрасли, ориентации ее на прорывные технологии, как показывает опыт ведущих стран, лучше всего осваиваемые именно малыми предприятиями. Обрабатывающая сфера, 70 % которой в Омском регионе приходится на производство нефтепродуктов, представляется малым предприятиям почти недоступной. С уходом из региона «Сибнефти» самым крупных производственным объединением в этой сфере стала промышленная группа «Титан», являющаяся флагманом химического производства в регионе, испытавшего за последние годы стремительное сокращение экономических показателей.
Не лучшей представляется ситуация в машиностроении, еще одном флагмане региональной экономики. Вхождение ведущих омских предприятий в крупные вертикально интегрированные комплексы - тенденция, ставшая ведущей для предприятий регионального ВПК, - может лишить возможности формирования в соответствующих отраслях предприятий малого бизнеса, сориентировав продукцию региональных предприятий на узкоспециализированную номенклатуру. Подобная трансформация способствует утрате возможности регионального регулирования малого бизнеса, отвлечению внимания руководителей крупных холдингов от решения актуальных социальных проблем, возникающих на локальных территориях.
Серьезную озабоченность представляет развитие малого предпринимательства на селе, где на территории почти 80 % вновь созданных муниципальных образований почти нет рентабельных предприятий. В условиях высокой сельской безработицы, которая может достигнуть в ближайшие месяцы 70%-ной отметки, развитие сельского предпринимательства рассматривается одним из ключевых направлений. Перспективным направлением малого
бизнеса на селе может выступить воссоздание системы ремесленничества, являющегося визитной карточкой сельского предпринимательства. Но для активизации этой формы в регионе нет надлежащей инфраструктуры.
Таким образом, можно констатировать жизненную необходимость в стимулировании увеличения доли предприятий малого бизнеса, призванных не только повысить показатели валового регионального продукта, но и обеспечить прирост так востребованных в условиях кризиса дополнительных рабочих мест. Судьба малого предпринимательства напрямую связана с местным самоуправлением в России: если число малых предприятий останется на сложившемся сегодня уровне, местное самоуправление вряд ли реализует имеющиеся у него возможности.
Безусловно, региональная и муниципальные власти прекрасно осознают целесообразность и стратегический характер установки на увеличение доли малых предприятий в структуре региональной экономики. Проводится работа по снижению административных барьеров для регистрации малых предприятий, установление им льготных условий при предоставлении производственных помещений в аренду. В регионе создан специализированный фонд по поддержке малых предприятий, функционирует областной бизнес-инкубатор. И все же наличие этих мер не обеспечивает реальных возможностей, которые могут быть использованы в решении стратегических задач.
Сегодня можно говорить о внутренних и внешних проблемах в развитии малого бизнеса. К внутренним следует относить проблемы, которые разрешаются силами самих предпринимателей за счет формирования кооперационных связей друг с другом, вступления в ассоциации, заключения партнерских соглашений с другими участниками рынков и пр. Внешними следует называть проблемы, которые выходят за пределы компетенции предпринимательских сообществ, находясь в компетенции законодательных органов власти, администраций различных уровней управления, таможенных и налоговых учреждений, силовых структур и пр. По доле актуализации проблем той или иной группы можно диагностировать степень восприимчивости малых предприятий к изменениям рыночной конъюнктуры, состоянию законодательной базы.
Разведение проблем на внутренние и внешние является ключевым условием для определения последовательности их разрешения, поскольку прогрессивное развитие бизнеса за
счет преодоления проблем внутреннего значения вынуждает публичную власть выстраивать более эффективные отношения с бизнесом, помогать ему, получая от этой помощи очевидную пользу. Высокая зависимость малого бизнеса от административных решений является свидетельством низкой самоорганизации малого бизнеса, признаком его внутренней неустойчивости.
Однако роль административных факторов в развитии малого предпринимательства остается весьма значительной. Проявляется это главным образом в наличии высокого уровня трансакционных издержек, которые несет малое предпринимательство в сложившейся в России институциональной среде. Трудно преодолимыми остаются административные барьеры в стадии регистрации малого предприятия, высокая арендная ставка на производственные помещения, особенности налогообложения и финансовой отчетности. Значительные проблемы малые предприятия испытывают во взаимоотношениях с банками, недостаточно мотивированными на работу с малым бизнесом. Будучи составной частью корпоративного сектора, банки, тем не менее, являются важнейшим инструментом государства в части его влияния на бизнес-процессы. Выдача лицензий, определение размера резервного фонда, предоставление гарантий позволяют государственным органам власти оказывать существенное влияние на политику в сфере кредитной политики банков, стимулировать выработку ими ценностных приоритетов. Однако в последнее время кредитная деятельность банков значительно укоротила сроки погашения кредитов, что не может не вызвать значительного оттока из числа кредитополучателей представителей малого бизнеса. Это обстоятельство вынуждает кредитополучателей идти на стандартные, низкорисковые виды деятельности, что существенно сужает горизонты инновационных проектов, имеющих более длительный лаг погашения. Эта тенденция в первую очередь бьет по малому бизнесу, имеющему недостаточный уровень оборотных средств, свертыванию ряда важных общественно значимых проектов.
Данные экспертных опросов, проведенных автором в последнее время, обращают внимание на то, что в Омской области в настоящее время отсутствуют условия для масштабного притока малых предприятий в сферу реального производства. Преимущественное распространение малого бизнеса в сфере услуг ограничивает перспективы развития этого сектора в условиях кризиса промышленной
сферы и строительства, развитие которых и являлось источником роста малых предприятий в последние годы. Крупные предприятия не хотят децентрализовывать систему управления, не стремятся окружать себя узкоспециализированными малыми предприятиями, не спешат делиться собственностью с ними. Это обстоятельство является родовой чертой российской экономики, где крупные и малые предприятия позиционируются в значительной изоляции друг от друга. В европейских странах и США наличие малых предприятий является непременным атрибутом любой крупной фирмы, которая, централизуя расходы на НИОКР и маркетинг, предоставляет возможность входящим в нее субъектам малого предпринимательства самостоятельно определять точки роста и перспективные направления развития для крупной корпорации.
К сожалению, в Омской области не налажена эффективная коммуникационная система, позволяющая оперативно аккумулировать перспективные бизнес-проекты, способные стать предметом специализации малых предприятий. Кроме того, имеющиеся данные экономической статистики не позволяют составить целостного представления о реальном состоянии и проблемах развития малого предпринимательства в Омской области. Поэтому в этих условиях назрела необходимость в публикации под эгидой публичной власти ежеквартального бюллетеня, рассматривающего предлагаемые малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями бизнес-проекты. Эта работа должна быть дополнена усилиями по разработке системы мониторинга за состоянием сферы малого предпринимательства, нацеленной на выявление глубинных проблем, сопровождающих развитие одного из базовых секторов региональной экономики. В рамках создания такой системы необходима разработка ключевых индикаторов развития малого бизнеса в городе и регионе, базирующихся не только на объективных статистических показателях, но и на перечне так называемых субъективных параметров, включающих в себя ожидания представителей предпринимательства в сложившихся экономических условиях. С целью разработки такой системы индикаторов необходим экспертный опрос руководителей малых предприятий на предмет выявления глубинных факторов воздействия на динамику малого бизнеса. Разработанная таким образом система должна быть положена в основу действующей городской программы, получающей в результате такой работы важ-
нейший инструмент контроля за ходом ее реализации. Основные этапы в реализации такой программы будут базироваться на приоритетных направлениях, сформулированных в рамках действующей стратегии социально-экономического развития Омска.
В настоящее время в стране нет общепринятой методики проведения мониторинга развития предприятий малого и среднего бизнеса: учет сложившихся тенденций в основном осуществляется по укрупненным статистическим блокам, не всегда точно диагностирующим латентные изменения, происходящие в развитии данного сектора экономики. К примеру, сам факт простого увеличения численности малых предприятий может и не сопровождаться реальным улучшением их работы, ничего не говорит об имеющихся административных барьерах, сдерживающих их потенциальный рост.
Одной из актуальных целей развития малого бизнеса в Омском регионе может стать разработка специальной политики по развитию этого сектора экономики. Предваритель-
ный анализ этой ситуации свидетельствует об отсутствии осознанной и выверенной политики по расширению малого и среднего бизнеса.
Формирование городской политики в сфере предоставления нежилых помещений в аренду или их приватизации является первым шагом в стимулировании предпринимательства в регионе. К примеру, в Омске расчетная стоимость аренды 1 кв. м. муниципального нежилого помещения для производственного предприятия на магистральных улицах значительно превышает соответствующий показатель в Новосибирске (159 руб. против 144 руб.), тогда как для торговли продовольственными товарами Новосибирск по всем позициям (центр, магистральные улицы, окраина) имеет трехкратное преимущество перед Омском (см. таблицу). Кроме того, в Омске для арендуемых площадей менее 60 кв. м. используется повышающий коэффициент, равный 1,8, что значительно затрудняет доступ к аренде малых предприятий, нуждающихся как раз в небольших помещениях [2].
Расчётная стоимость аренды 1 кв. м. муниципальных нежилых помещений за месяц по городам Сибирского федерального округа в 2007 г., руб.
Вид деятельности и местоположение Барнаул Кемерово Новосибирск Омск Томск
Рекламное агентство
Центр 229, 6 754,9 1078 651,27 506,25
Магистральные улицы 143,5 283,05 539 372,15 337,5
Окраина 57,4 103,78 270 93,04 236,25
Торговля продовольственными товарами
Центр 147,6 222,57 684 162,85 253,125
Магистральные улицы 92,25 83,46 342 93,06 168,75
Окраина 36,9 30,60 171 23,26 118,125
Производственное предприятие
Центр 114,8 4,32 289 279,11 337,5
Магистральные улицы 71,75 4,32 144 159,49 225
Окраина 28,7 4,32 72 39,87 157,5
Арендная политика муниципальных властей является сегодня главным инструментом по разрешению главных проблем малого бизнеса в регионе. Несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 12 июля 2007 г. вводится преимущественное право субъектов малого предпринимательства при аренде и приватизации производственных помещений с 1 января 2009 по 1 июля 2010 г., введенное ст. 17.1 Федерального закона
№ 108-ФЗ положение об обязательных конкурсах при сдаче в аренду государственного и му-
ниципального имущества делает позиции малых предприятий по отношению к крупным бизнес-структурам достаточно уязвимыми.
Для решения этой проблемы целесообразно создание в рамках действующего в регионе совета по развитию малого бизнеса в Омске специальной группы, призванной оценивать происходящие в городской экономике изменения на основе разработанной системы индикаторов. В состав этого совета должны быть включены руководители областного правительства, городской администрации, ведущие предпри-
ниматели и научные работники, чья роль будет заключаться в формулировке конкретных рекомендаций, необходимых для создания благоприятных условий для развития предпринимательства. На основе представленных рекомендаций будет вырабатываться специальная политика города по стимулированию малого предпринимательства, оптимизации арендных отношений на территории города, налаживании взаимодействия с органами государственной власти, регионами, международными организациями. Конкретными направлениями такой политики могут стать не только достижение общественного согласия по определению экономически обоснованной ставки арендной платы за арендованное помещение или консультации по определению ставки единого налога на вмененный доход, но и налаживание диалога с кредитно-финансовыми учреждениями о разработке порядка финансирования инновационных проектов, реализации общественно значимых проектов и пр.
Низкая степень развития сельского предпринимательства и высокий уровень безработицы на селе заставляют органы власти разработать специальную программу по развитию сельского предпринимательства. Программа должна предусматривать создание высококоо-перированных сетей бизнес-структур, интегрированных в качестве звеньев технологического цикла: сбора-переработки и реализации готовой продукции. Такие сети могут создаваться в рамках укрупненных сельскохозяйственных зон (по нашим наблюдения их в Омской области должно быть 4) с образованием специ-
альных центров сельскохозяйственной политики [4]. Главную заботу о состоянии и развитии малого предпринимательства на селе должны нести муниципальные органы, которые лучше всего представляют проблемы малого бизнеса, а состояние бюджета органов местной власти зависит от результатов их текущей деятельности. Не менее заинтересованными в развитии малого предпринимательства являются и органы государственной власти субъектов федерации, для которых повышение доли малого бизнеса в структуре валового регионального продукта должно стать важнейшим индикатором оценки их деятельности.
1. Доклад о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в декабре 2008 года по информации на 30 января 2009 года. - URL: http://www.minregion.ru/ Work Items/ListNews.aspx?PageID=434
2. Ершова М.Я., Мусатова М.М., Кобко-ва А.В. Малый бизнес и муниципальная недвижимость: кому выгодно изменение правил? // ЭКО. - 2009. - № 2. - С. 34, 39.
3. Регионы России: Социально-экономические показатели 2008. - URL: http://www.gks.ru/ wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.js p?category=1112178611292&elementId=113862 5359016
4. Рой О.М., Малюкова Н.И., Силина Е.В. К вопросу о критериях сельскохозяйственного зонирования в условиях увеличения численности сельских муниципалитетов // Муниципальная власть. - 2008. - № 6.