Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салимов Абдумажид Абдувахобович

В статье рассматривается современное состояние малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане, проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства, также анализируется количество субъектов малого бизнеса и доля прибыли в экономику Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салимов Абдумажид Абдувахобович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS AND PRIVATE ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article discusses the current state of small business and private entrepreneurship in Uzbekistan, the problems of development and state support for small business and private entrepreneurship, also analyzes the number of small businesses and the share of profits in the economy of the Republic.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

УДК 336.14 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/54

JEL classification: D25; H32; H70

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

©Салимое А. А., Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Узбекистан

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS AND PRIVATE ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

©Salimov A., Fergana Polytechnic Institute, Fergana, Uzbekistan

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане, проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства, также анализируется количество субъектов малого бизнеса и доля прибыли в экономику Республики.

Abstract. The article discusses the current state of small business and private entrepreneurship in Uzbekistan, the problems of development and state support for small business and private entrepreneurship, also analyzes the number of small businesses and the share of profits in the economy of the Republic.

Ключевые слова: малый бизнес, частное предпринимательство, финансовая система.

Keywords: small business, private enterprise, financial system.

Сегодня малый и частный бизнес занял определяющее место в экономике и стал основным источником наполнения рынка необходимыми товарами и услугами, роста доходов и благосостояния населения, важнейшим фактором решения проблем занятости населения. Малый бизнес и частное предпринимательство — это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день. Часто только здесь могут найти работу социально уязвимые слои населения: женщины, молодые люди, впервые ищущие работу, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта [1].

Малый бизнес стал одним из важных факторов экономического развития и в нашей стране. Развитие малого бизнеса — одно из главных направлений структурных преобразований в экономике Узбекистана. Этот сектор создает необходимую атмосферу конкуренции, способствует созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения [2]. Экономические истории многих развитых стран доказали, что без поддержки и стимулирования частного сектора, а также малого бизнеса и частного предпринимательства невозможно достичь серьезных положительных макроэкономических показателей и решать общенародные проблемы (https://clck.ru/h34XT).

В осуществляемых экономических реформах Республики Узбекистан можно указать следующие тенденции: выделение льготных кредитов для предпринимателей и развитие

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

кредитного рынка; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики (https://lex.uz/docs/3107042).

Малое предпринимательство способствует насыщению рынка товаров и услуг, повышению занятости населения, позволяет экономическому субъекту реализовать свои предпринимательские способности и быть независимым от работодателя, ориентироваться на предпочтения потребителя, проявляя большую гибкость и оперативность реакции на изменения спроса. Безусловно, экономику страны формируют в большей степени крупные компании, а наличие мощного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, однако важное место принадлежит малому предпринимательству как наиболее массовой, и динамичной форме бизнеса [3].

В экономически развитых странах мира число малых и средних предприятий превышает 80% от общего числа предприятий, где сосредоточены 60% экономически активного населения, производится не менее половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого бизнеса. Малые предприятия способствуют повышению социальной и политической стабильности, способны смягчать последствия структурных изменений в экономике, вносят существенный вклад в сохранение трудовых ресурсов региона и снижают объемы маятниковой трудовой миграции, вносят весомый вклад в наполнение региональных бюджетов. Главным препятствием успешному ведению бизнеса являются финансовые факторы: слабый доступ к получению кредитов и грантов; недостаточное количество предоставляемых льгот, трудности при приобретении оборудования [4].

Принятые меры были направлены на совершенствование нормативно-правовой базы и регулятивных процедур в сфере осуществления предпринимательской деятельности, формирования благоприятной бизнес-среды и позитивного имиджа страны на международной арене. Американский исследовательский институт Heritage Foundation опубликовал очередной Индекс экономической свободы, в котором Узбекистан в 2021 г занял 140 место и поднялся за год со 152-го с оценкой 53,3 балла.

Субиндекс «Свобода бизнеса» который непосредственно взаимосвязан с развитием малого бизнеса и деловой средой в целом отражает возможности для открытия, ведения и закрытия бизнеса; уровень общей административной нагрузки на предпринимателей, а также степень эффективности правительства в регулировании бизнес-среды [5].

В качестве основных проблем в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства по-прежнему считаются:

-нехватка собственных и заемных финансовых средств, в результате чего малые предприятия не в состоянии приобрести современное и высокотехнологичное оборудование;

-проблемы и затруднения в получении земельных участков для реализации предпринимательской деятельности, а также в подключении к инженерно-коммуникационным сетям;

-отсутствие ликвидного обеспечения или данное обеспечение недостаточно для банковского кредита на старте своей деятельности, что снижает возможность получения кредита;

-сложности в получении долгосрочных кредитов, стимулирующих формирование и развитие малых инновационных промышленных производств;

-неэффективные механизмы продвижения продукции малого бизнеса на региональные и мировые рынки, а также сложность конкуренции на внешнем рынке в отдельных секторах экономики и проблемы выхода на внешние рынки;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

-недостаточность развития информационных систем, маркетинга, менеджмента и логистических служб; страховых компаний, аудиторских фирм, торговых домов, консультационных пунктов, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов;

-недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов;

-слабая подготовка профессионально-квалификационного уровня занятых в малом предпринимательстве;

-большое количество контролирующих органов.

Низкая оснащенность малых предприятий современным технологическим оборудованием, обеспечивающими выпуск конкурентоспособной продукции. Вместе с тем, имеются нерешенные проблемы в банковском секторе, многие предприниматели указывают на высокие размеры кредитных ставок и комиссионных вознаграждений по операциям банков, в частности, дополнительная плата взымается за рассмотрение кредитной комиссией поданных документов. Кроме того, предпринимателям при получении кредита необходимо покрывать расходы за страхование и оценку залогового обеспечения, нотариальное удостоверение кредитных документов и т. д.

Наряду с этим, банками установлены абонентские платы и другие комиссионные проценты за конвертацию средств, открытие аккредитива, перевод конвертированных средств на счет банков зарубежных партнеров и другие услуги, что является существенной финансовой нагрузкой для предпринимателей, обратившихся в коммерческие банки за финансовой поддержкой [6].

Для предотвращения данной ситуации предлагаются возобновить деятельность кредитных союзов и микрокредитных организаций, которые могли бы стать реальными конкурентами для коммерческих банков, что позволило бы уменьшить размеры ставок. Также, необходимо, чтобы коммерческие банки признавали оценку залогового обеспечения, проведенную независимыми оценочными организациями. В настоящее же время оценочная организация указывается самим банком, а стоимость оцененного залогового обеспечения может занижаться. Предлагаемые меры по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства:

1) Последующее смягчение процентных ставок по кредитам, что позволит предприятиям малого бизнеса снизить затраты и обеспечить финансовую устойчивость, ведь в мировой практике чем ниже кредитная ставка, тем больше стимулируется рост производства и потребительский спрос;

2) Организовать подготовку кадров с предпринимательскими навыками, что является катализатором развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства для самозанятости за счет внедрения профессионального образования;

3) Продолжение и усиление развития кооперационных связей между крупными предприятиями и малым бизнесом, а также проводить кооперационные ярмарки;

4) Кардинальное упрощение процессов согласования земельных вопросов, регистрации зданий при передаче в пользование или в собственность предпринимателей;

5) Разработка и внедрение критерий оценки деятельности государственных органов управления и органов государственной власти на местах за развитие предпринимательства и деловой среды в целом;

6) Развитие государственно-частного партнерства, направленное на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

7) Внедрение механизма передачи акций госпредприятий в управление его сотрудникам, которые трудятся в них более 5 лет, что могло бы дать дополнительный стимул этим сотрудникам мыслить, как предприниматель и работать над развитием предприятия.

Развитие малого предпринимательства характеризуется превышением количества вступлений новых предприятий на рынок по сравнению с количеством выбывших по различным причинам. Если нет роста числа малых предприятий, значит, господдержка укрепляет лишь позиции уже работающих предприятий. Равная поддержка, оказанная начинающим, развивающимся и успешно работающим предпринимателям, повышает конкурентоспособность последних и понижает конкурентоспособность первых двух групп предпринимателей. Дифференциация господдержки должна сгладить это объективное экономическое противоречие [7].

В этих условиях необходимо выработать проблемно-целевую модель системы регулирования, ориентированную на создание условий, способствующих устойчиво-воспроизводственному режиму функционирования малого предпринимательства, рассматриваемому в качестве одного из базисных условий устойчивого социально-экономического развития региона.

Государственное финансирование системы «малое предпринимательство» следует рассматривать в качестве инвестиционных потоков, а сам процесс — как инвестиционную деятельность. Основными внутренними факторами, обеспечивающими уровень экономической жизнеспособности малых предприятий, являются: финансовый потенциал (активы, структура капитала, платежеспособность), производственный потенциал (состав основных и оборотных производственных фондов), трудовой потенциал (состав и квалификация работников предприятия). Однако решающим фактором, обеспечивающим эффективную работу малого предприятия, является наличие государственной поддержки, формы которой должны быть разными, действенными и способствовать достижению стратегической цели — увеличению доли малого и среднего бизнеса в структуре ВВП, росту занятости населения и повышению уровня его благосостояния [3, 4].

Главными для государственных органов в этот период должны стать задачи развития различных форм самозанятости, стимулирования трудовой активности. Государству необходимо создать экономические, социальные и правовые условия. При этом особый акцент должен быть сделан на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. По мере развития малого и среднего бизнеса наблюдается создание оптимальных условий, способствующих более эффективному функционированию прогрессивной экономики. В свою очередь прогрессивная экономика создает конкурентную среду, ведет к созданию дополнительных рабочих мест, а это позволит сократить безработицу, расширить потребительский сектор, снизить социальную напряженность на всех уровнях. Таким образом, полное и правильное функционирование экономики страны без развития, поддержания и укрепления деятельности субъектов малого предпринимательства невозможно. Для достойного функционирования рыночных механизмов усовершенствование малого бизнеса — это одно из самых важных направлений экономической политики государства. Следовательно, главной целью политики органов исполнительной и государственной власти становится создание обязательных для этого условий.

Список литературы:

1. Проданова Н. А., Ильин М. Н. Экономическая сущность и значение оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. №1 (1). С. 1.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

2. Ряховский П. И. Механизм управления развитием малого бизнеса в монопрофильных городах. М.: ИЭАУ, 2012. 180 с.

3. Шестаков Р. Б. О государственной политике поддержки малого бизнеса в условиях глобального финансового кризиса // Российское предпринимательство. 2009. №2-1. С. 27-33.

4. Шестаков Р. Б. Развитие малого бизнеса в трансформационной экономике. Орел: Орлик, 2012. 204 с.

5. Крутиков В. К., Зайцев Ю. В., Дорожкина Т. В., Костина О. И., Федорова О. Ф. Управление социально-экономическим развитием территорий. Калуга, 2015. 180 с.

6. Погонин А. В. Экономическое развитие региона с учетом кластерного подхода в контексте экономики города // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2012. №4 (15). C. 57-63.

7. Мирзиёева С. Ш. Анализ опыта Узбекистана по разработке стратегий развития странны и регионов // Управленческое консультирование. 2019. №3. C. 49-61.

References:

1. Prodanova, N. A., & Il'in, M. N. (2016). Ekonomicheskaya sushchnost' i znachenie otsenki effektivnosti finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti organizatsii. Biznes i dizain revyu, 1(1 (1)), 1. (in Russian).

2. Ryakhovskii, P. I. (2012). Mekhanizm upravleniya razvitiem malogo biznesa v monoprofil'nykh gorodakh. Moscow. (in Russian).

3. Shestakov, R. B. (2009). O gosudarstvennoi politike podderzhki malogo biznesa v usloviyakh global'nogo finansovogo krizisa. Rossiiskoe predprinimatel'stvo, (2-1), 27-33. (in Russian).

4. Shestakov, R. B. (2012). Razvitie malogo biznesa v transformatsionnoi ekonomike. Orel. (in Russian).

5. Krutikov, V. K., Zaitsev, Yu. V., Dorozhkina, T. V., Kostina, O. I., & Fedorova, O. F. (2015). Upravlenie sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem territorii. Kaluga. (in Russian).

6. Pogonin, A. V. (2012). Ekonomicheskoe razvitie regiona s uchetom klasternogo podkhoda v kontekste ekonomiki goroda. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Ekonomika, (4 (15)), 57-63. (in Russian).

7. Mirzieeva, S. Sh. (2019). Analiz opyta Uzbekistana po razrabotke strategii razvitiya stranny i regionov. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, (3), 49-61. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 18.03.2022 г. 23.03.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Салимов А. А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 462-466. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/54

Cite as (APA):

Salimov, A. (2022). Problems and Prospects for the Development of Small Business and Private Entrepreneurship in the Republic of Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 462466. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.