Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
УДК 332.02 https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/41
JEL classification: E60, H30, O11, P41
РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
©Ловкова Е. С., ORCID: 0000-0002-9801-8860, SPIN-код:9959-4580, канд. экон. наук, Владимирский государственный университет, г. Владимир, Россия, nikishinaes@yandex.ru ©Абрамова Ю. В., Владимирский государственный университет, г. Владимир, Россия
RATING REGIONS BY DEVELOPMENT LEVEL OF MICRO-ENTREPRENEURSHIP
©Lovkova E., ORCID: 0000-0002-9801-8860, SPIN-9959-4580, Ph.D., Vladimir State University, Vladimir, Russia, nikishinaes@yandex.ru ©Abramova Yu., Vladimir State University, Vladimir, Russia
Аннотация. Целью данной статьи является разработка и составление рейтинга регионов по уровню развития малого предпринимательства. Недостатком типовых методов развития малого предпринимательства в РФ является отсутствие выявления особенностей каждого региона в зависимости от уровня развития регионов и места их географического расположения. В статье произведен расчет «Индекса развития малого
предпринимательства», классифицированы регионы по уровню развития малого предпринимательства. В результате проведенного исследования уровня развития малого предпринимательства регионов страны предложены практические рекомендации по развитию малого предпринимательства в регионах.
Abstract. The purpose of this article is to develop and compile a Rating Regions by Development Level of Micro-entrepreneurship. The disadvantage of standard methods of development of micro-entrepreneurship in the Russian Federation is the lack of identification of features of each region depending on the level of development of regions and their geographical location. The article calculates the Micro-entrepreneurship Development Index and classifies the regions by the level of micro-entrepreneurship development. As a study result of the development level of micro-entrepreneurship in the regions of the country, practical recommendations for the development of micro-entrepreneurship in the regions are proposed.
Ключевые слова: уровень развития малого предпринимательства, индекс развития малого предпринимательства, рейтинг.
Keywords: development level of micro-entrepreneurship, Micro-entrepreneurship Development Index, rating.
Введение
Малое предпринимательство — это неотделимый элемент социально-экономической системы государства, создающий благоприятные рыночные условия, вовлекая огромное количество граждан государства в систему взаимосвязей по средствам создания собственного бизнеса, который и будет в перспективе приносить высокую эффективность производства за счет узкой специализации и объединения производств. Все это благотворно влияет на экономический рост национальной экономики страны.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
В странах с развитой экономикой, например в США малое предпринимательство формирует около 40% валового продукта, гарантируя занятость почти 1/2 трудоспособного населения, и внедряют в 2 раза больше инноваций, чем крупные фирмы. В Германии, Канаде, Великобритании удельный вес малого предпринимательства составляет в производстве 60-70% [1].
В России малый бизнес как сектор экономики возник около 25 лет, и находится на этапе укрепления на рынке.
Малые предприятия создают комфортный климат для санации экономики, происходит онтогенез конкурентной среды; происходит насыщение рынка товарами и услугами; образуются дополнительные места для работы в организациях; обогащается потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые, финансовые и другие ресурсы, а также инновационный и человеческий потенциал.
Малое предпринимательство берет на себя такую социальную функцию как способность в больших масштабах поглощать свободную рабочую силу, уменьшать социальную напряженность, безработицу.
По статистическим данным, структура занятости населения в России следующая: рабочие места на 54,8% обеспечиваются за счет крупных предприятий. Для сравнения, в европейских странах на долю крупных предприятий приходится только 34,2% занятого населения. На долю средних предприятий в России приходиться 23,4% занятости. И лишь 11-10% предоставления рабочих мест, соответственно приходятся на долю малых предприятий и долю индивидуального предпринимательства [2, с. 14-16].
Материал и методы исследования Особенностью развития малого предпринимательства можно выделить высокую зависимость от колебаний рынка, вследствие чего и необходима разносторонняя государственная поддержка
Малый бизнес за данный промежуток времени приобрел определенную устойчивость развития и достаточную широту распространения, превратился в самостоятельный сектор экономики страны, в котором четко обозначились его особенности. Основными отличительными чертами малого предпринимательства России от стран с развитой экономикой являются:
-объединение в одном малом предприятии нескольких направлений и видов деятельности;
-объединение человеческого потенциала с низкой степенью обеспеченности высокотехнологичного оборудованием большинства малых предприятий;
-присутствие высокой степени общего и профессионального образования и квалификации руководителей малых предприятий в комплексе с нехваткой или полным отсутствием опыта принятия управленческих решений в коммерческой деятельности в нестабильных рыночных условиях;
-высокий уровень адаптации малых предприятий к быстро меняющейся обстановке на рынке в условиях дезорганизации системы государственного управления, которая ведет за собой нехватку своевременной, исчерпывающей и надежной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка;
-практически полная недоступность объединений и взаимодействий с крупными, средними и другими малыми предприятиями.
Эти характеристики малого бизнеса в России и определили индивидуальный, отличающийся от общепринятого, в классической рыночной экономике, путь развития.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
В 1995 г. 12 мая в России Государственной Думой был принят первый закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В 2007 г. принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Этот закон четко определяет размеры предприятия, выручки, и многое другое. Малым предприятиям необходимо проходить разнообразные проверки и предоставлять отчеты о своей деятельности многим инстанциям. Данные манипуляции сильно тормозят развитие предприятия.
В свою очередь государство пытается помочь малому бизнесу, постоянно разрабатываются специальных программ для поддержки малого бизнеса. Например, упрощенная система налогообложения и ведения бухгалтерской отчетности.
Наиболее серьезными внешними угрозами для развития малого предпринимательства (Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ-2015 // Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства): -высокие налоговые ставки; -низкая доступность персонала; -кризисное, нестабильное состояние на рынке; -высокая степень конкуренции; -административные барьеры, коррупция; -слабое развитие инфраструктуры;
-недоступность кредитов и других источников финансов; -низкая доступность помещений.
Существует и ряд внутренних факторов угрожающих успешности предпринимательского проекта. К ним можно отнести:
-отсутствие грамотного распределения финансовых средств; -отсутствие у предпринимателя опыта в сфере управления;
-отсутствие маркетинговой стратегии развития и плана действий развития предприятия на перспективу.
Чтобы повысить эффективность развития экономики региона необходимо проведение некоторых мероприятий органами власти муниципальных образований. В органах местного управления собрана исчерпывающая и достоверная информация о ресурсах, производственном и хозяйственном потенциале организаций на подвластной территории. Во многих регионах основную роль в экономике играют крупные промышленные предприятия, и местным органам управления необходимо наладить алгоритм взаимодействия между такими предприятиями и организациями малого бизнеса на длительную перспективу, так как это позволит получить более высокий экономический эффект.
Объективно оценить уровень развития малого бизнеса в регионе достаточно сложно, что обусловлено отсутствием единого методологического подхода к определению «развитие малого бизнеса в регионе» и оценке его уровня [3].
Информационную базу стратегической направленности развития малого предпринимательства регионов представляет комплекс данных, характеризующих стратегический потенциал рассматриваемого субъекта, определяющий его конкурентоспособность.
До настоящего времени российскими учеными, которые занимаются проблемами развития региона, не разработана единая классификация регионов. Существует большое количество методик [4], с разным уровнем раскрываемости и учитываемости экономических,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
финансовых, социальных, экологических и других показателей, определяющих степень регионального развития.
В практике социально-экономического мониторинга традиционно используется несколько стандартных методов сокращения многомерной статистической информации. Весь расчетный инструментарий, предназначенный для сужения признакового пространства, делится на два блока: выделение из множества показателей ограниченного числа наиболее информативных; расчет сводных индексов, т. е. агрегирование индивидуальных показателей.
Единого мнения о принадлежности региона к той или иной группе по уровню развития на данный момент не существует. По мнению авторов, соотношение отдельных регионов по уровню развития на базе метода определения соответствующих интегральных показателей, способно сформировать объективные положения для стандартизации имеющихся разнообразных классификаций регионов.
Для формирования интегрального индекса «Развития малого предпринимательства» в регионах России были выбраны следующие показатели оценки (Таблица 2): -число малых предприятий (на конец года), тыс; -число малых предприятий на 10000 человек населения;
-среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек -оборот малых предприятий, млрд руб.
-объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в фактически действовавших ценах; миллионов рублей
Данные показатели в целом соответствуют установленным методическим требованиям (в полной мере отражают результаты деятельности субъектов малого предпринимательства и могут быть рассчитаны на основе официальной статистической информации), и учитывают размер экономики региона и могут в определенном смысле считаться качественными характеристиками. Данные показатели являются релевантными и общедоступными — это и обусловило их выбор.
Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:
Xv» X • • Ч j mm
Jrj =-
XJ max XJ min
где ху — количественный показатель /-го региона по у-му признаку; Xjmax — максимальное значение по у-му признаку; хутт — минимальное значение по у-му признаку.
1у может принимать значения от 0 до 1. Чем он ближе к единице, тем лучше состояние региона по данному признаку, и наоборот. Все индикаторы упорядочены по одному вектору (от низшего к высшему) с учетом смысловой нагрузки по таким показателям, как уровень официально зарегистрированной безработицы и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Сводная интегральная оценка была получена как среднее арифметическое по всем рассчитанным индексам.
Стандартизация отдельных индикаторов, «обезличивающая» натуральные и стоимостные индикаторы, создает возможности их интеграции в сводный (или общий) рейтинг /-го региона:
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
п
I = ,
т
где п — количество регионов в выборке; m — число индикаторов.
Данный рейтинг строился на основе расчета интегрального индекса «Развитие малого предпринимательства», который представляет собой комплекс различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов развития региона. Источники информации для составления рейтинга: Росстат, Минфин России, ЦБ РФ, сайты региональных органов власти, другие открытые источники. При составлении рейтинга была оптимизирован набор используемых показателей и усовершенствован метод расчета интегрального индекса [1].
Результаты и обсуждение
Актуальность разработки и составления данного рейтинга состоит в том, что для России характерен высокий уровень неравномерности экономического развития регионов. Эта неравномерность обусловлена обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями и другими факторами. В тоже время об уровне развития регионов нельзя судить только по географическому признаку, по наличию природных запасов или расположению крупных предприятий [5].
На развитие региона также влияют и экономическая политика и условия ведения бизнеса. Рейтинг уровня развития малого предпринимательства, построенный на основе расчета интегрального индекса, позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона страны, определить диспропорции в уровне регионального развития и разработать рекомендации по стратегическому развитию малого предпринимательства в регионе (Таблица 1).
Таблица 1.
РЕЙТИНГ 10 РЕГИОНОВ-ЛИДЕРОВ НА ОСНОВЕ ИНДЕКСА «РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Регион 2012 Р 2013 Р 2014 Р 2015 Р
Московская область 0,344 6 0,342 6 0,378 5 0,351 6
г. Москва 0,659 2 0,699 2 0,940 2 0,875 2
Республика Адыгея 0,010 77 0,245 9 0,239 9 0,296 8
Астраханская область 0,049 45 0,554 3 0,601 3 0,409 5
Удмуртская Республика 0,044 47 0,323 7 0,342 6 0,320 7
Тюменская область 1,000 1 0,237 10 0,228 10 0,218 9
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 0,488 4 1,000 1 1,000 1 1,000 1
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,364 5 0,465 4 0,476 4 0,419 4
Челябинская область 0,132 20 0,392 5 0,331 7 0,422 3
Кемеровская область 0,162 14 0,261 8 0,241 8 0,202 10
Примечание: Р — рейтинг.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
В 10 лидеров вышли Тюменская область с ее округами, Челябинская область, г. Москва и Московская область, Республика Адыгея, Астраханская область, Удмуртская Республика и Кемеровская область.
При том, что в Удмуртской Республике, Республике Адыгея и Астраханской области в 2013 г. произошел колоссальный скачек по развитию малого предпринимательства, в 2012 г. они находились на 47, 77 и 45 позиции рейтинга соответственно. Обусловило данный толчок разработка и эффективная реализация долгосрочных целевых программ по развитию малого и среднего бизнеса.
Однако, если посмотреть на показатель индекса, то у Удмуртии и Республики Адыгея он остается на предельно низком уровне. В 2014 г. показатели практически всех регионов снижаются, это связано, прежде всего, с общей ситуацией в экономике страны.
Россия замедлила темпы экономического роста: в 2014 г. он стал самым низким с момента финансово-экономического кризиса 2009 г. и 1998 г., достигнув уровня 1997 г. — 1,4%.
В 2015 г. регионы пытаются реанимироваться, индекс немного повышается. Но в целом, если рассмотреть значения индексов регионов, можно сказать, что развитие малого бизнеса в стране находиться на очень низком уровне.
Рассмотренные 85 субъектов РФ предлагается проклассифицировать их по уровню развития малого предпринимательства (Таблица 2).
Таблица 2.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА 2015 г.
Регион / сектор
Уровень развития малого предпринимательства региона и _его характеристика_
г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра / А
Высокий 1-0,8
эти регионы рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль стране благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного инновационного рынка._
— / B
Средний 0,8-0,6
Снижение уровня развития малого предпринимательства в регионе
Астраханская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская область, Московская область / C
Ниже среднего 0,6-0,3 регионы этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок малого предпринимательства расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе регионов необходимо решить: увеличить долю малого бизнеса на рынке данных регионов или прекратить его финансирование.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
Уровень развития малого Регион / сектор предпринимательства региона и
_его характеристика_
Республика Адыгея, Удмуртская Республика, Тюменская область, Кемеровская область,
Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Оренбургская область, Саратовская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Омская область, Чукотский автономный округ, Приморский край, Магаданская область, Амурская область, Республика Саха (Якутия), Камчатский край,
Новосибирская область, Томская область, Красноярский край, Ульяновская область, Самарская область, Пензенская область, Кировская область, Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Ростовская область Волгоградская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Тульская область, Тамбовская область, Липецкая область, Калужская область, Воронежская область, Белгородская область,
Республика Крым, Севастополь Еврейская автономная область, Хабаровский край, Иркутская область, Забайкальский край, Алтайский край, Республика Хакасия, Республика Тыва, Свердловская область, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Республика Калмыкия, Санкт-Петербург, Республика Карелия, Орловская область, Костромская область, Ивановская область, Владимирская область, Курская область, Рязанская область, Смоленская область, Тверская область, Ярославская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Курганская область, Сахалинская область / Б_
Целесообразность применения кластерного подхода обусловлена тем, что переформировывается узко - отраслевое видение экономики региона. Кластеризация помогает выработать общий взгляд на государственную политику развития региона, учитывая при этом потенциал данного региона. В основе кластеризации лежит четкое хозяйственное явление с определенным набором характеристик, в число которых входит не только территориальная близость, но и взаимодействие, позволяющее создавать единые цепочки формирования добавленной стоимости..
Кластерная политика, в основе которой лежит развитие взаимодействий между основными участниками, возникновение видения общих целей и совместное формулирование путей их решения, позволяет минимизировать ограниченность отраслевой модели управления экономикой.
Заключение
Синергетический эффект кластеризации при развитии экономики регионов дает возможность повысить поступление финансовых ресурсов, капитала, технологий, и т. д. с которыми в регион придут и интеллектуальные ресурсы, и новые управленческие методы.
Развития малого предпринимательства регионов даст возможность:
Низкий 0,3-0
Характерно низкое качество инфраструктуры, недостаточность собственных средств. Необходимо выявление внутренних резервов развития, привлечение специалистов и инвестиций, создание зон малого предпринимательства
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
-достичь стабильного социального и экономического развития регионов, по средствам объединения при использовании потенциальных и реальных ресурсов;
-оказывать содействие в разработке и выборе управленческих решений по реализации стратегии развития региона всеми общественными силам, представителями хозяйственных, финансовых, научных структур, населения;
-увеличить положительный уровень при реорганизации и реформировании, с помощью выявления приоритетных направлений развития на длительную перспективу; -обеспечить равномерный уровень развития в будущем;
-помогать выявлять перспективные тенденции в развитии деятельности предпринимателя, потенциальным внутренним и внешним инвесторам;
-сформировать и обеспечивать должный уровень конкурентных преимуществ региона; -отрегулировать распределение ресурсов в регионе;
-сформировать взаимодействие на правах партнеров между предпринимателями, властью и общественными организациями;
-усилить внимание на перспективных тенденциях в развитии региона.
Для повышения уровня развития малого предпринимательства необходимо проведение государством определенных мероприятий. Актуальна необходимость программно-целевого планирования развития системы малого предпринимательства в регионах [2]. Это вызвано тем, что требуется радикальное изменение направлений развития сектора малого бизнеса в регионах страны. В связи с совокупность факторов для решения данной проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) и межтерриториальная координированность, сбалансированность использования и реализации человеческих, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач развития сектора малого бизнеса.
На настоящий момент в России развитие малого предпринимательства находится на первоначальном этапе в плане правовой и организационной обеспеченности организации малого бизнеса в виде отдельного сектора экономики страны. Эффективная работа имеющейся системы стимулирования организации малых предприятий до сих пор не сформирована, также не сформированы алгоритмы и механизм поддержки данных предприятий.
Предлагается следующий комплекс мероприятий по развитию малого бизнеса в России, который имеет следующую направленность: -нормативно-правовое обеспечение; -финансово-кредитное обеспечение; -обеспечение в безопасности; -информационно-техническое обеспечение; -организационное обеспечение; -кадровое и консультационное обеспечение; -деятельность внешнеэкономического характера.
На данный момент государственной программой не сформулированы четкие механизмы и алгоритмы действий вденежно-кредитной и налоговой политики, материально-техническом обеспечении, системе официальных гарантий. Четкое соблюдение данных механизмов позволило бы обеспечить равные стартовые условия в развитии предпринимательской деятельности малого бизнеса.
Необходимо разработать и сформировать алгоритм действий для институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности. Целесообразна организация объединения совокупности государственной и общественной системы поддержки малого бизнеса, которая включала бы повышение квалификацию и переквалификацию кадров.
Необходимо сформировать перечень мероприятий, обеспечивающий поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций для развития малого бизнеса.
Для реализации данных программ необходимо вливание не только средств государственного бюджета, но и возможности частного отечественного и иностранного капиталов. Государственные ресурсы в приоритете своем должны быть направлены на страхование и предоставление гарантий под кредит.
Финансовой, кредитной и инвестиционной помощи малому бизнесу необходима совокупность оптимизации налоговых льгот, развитие системы кредитования и организация комфортных инвестиционных условий с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Комбинирование способов прямой и косвенной помощи малому предпринимательству должно сформировать необходимый стартовый капитал для новых организаций, развивать уже функционирующие малые предприятия и избежать стремления предпринимателей уйти от налогообложения. Необходимо сохранить установленные действующим законодательством налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. Также актуально оптимизировать систему учета и отчетности для организаций малого бизнеса в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения.
На данном этапе развития малого бизнеса актуальна разработка новой модели развития российского малого предпринимательства и алгоритма действий эффективного функционирования систем его государственной поддержки. Первостепенно акцент необходимо сделать на стабильной работе объединений малого, среднего и крупного бизнеса.
Источники:
(1). Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели деятельности средних и малых предприятий. Режим доступа: https://clck.ru/FsDD8.
(2). Поддержка малого предпринимательства: Итоговые материалы рабочей группы // Агентство стратегических инициатив. М., 2016. Режим доступа: https://clck.ru/FsDDG.
(3). Проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. М., 2017. Режим доступа: https://clck.ru/FsDDR.
(4). Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года // КонсультантПлюс. М., 2017. Режим доступа: https://clck.ru/FPmLq.
Список литературы:
1. Теребова С. В., Подолякин О. В., Усков В. С., Егорихина С. Ю. Предпринимательство в регионе: состояние и перспективы. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 159 с.
2. Голубков Е. П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. №3. С. 14-16.
3. Кузнецов С. В., Растова Ю. И., Растов М. А. Рейтинг как мера оценки качества жизни в российских регионах // Экономика региона. 2017. Т. 13. №1. С. 137-146.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
4. Сайдуллаев Ф. С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2015 году (малые предприятия, кроме микропредприятий). Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Режим доступа: https://clck.ru/FsDDy.
5. Денис Т. М., Силакова Л. В., Сергеева И. Г. Разработка методики классификации субъектов России по уровню развития малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. №9. С. 2541-2558. DOI: 10.18334/rp.19.9.39340.
References:
1. Terebova, S. V., Podolyakin, O. V., Uskov, V. S., & Egorikhina, S. Yu. (2015). Predprinimatel'stvo v regione: sostoyanie i perspektivy. Vologda, ISERT RAN, 159.
2. Golubkov, E. P. (2013). Strategicheskoe planirovanie i rol' marketinga v organizatsii. Marketing v Rossii i za rubezhom, (30), 14-16.
3. Kuznetsov, S. V., Rastova, Yu. I., Rastov, M. A. (2017). Reiting kak mera otsenki kachestva zhizni v rossiiskikh regionakh. Ekonomika regiona, 13(1), 137-146.
4. Saidullaev, F. S. (2015). Dinamika razvitiya malogo predprinimatel'stva v regionakh Rossii v 2015 godu (malye predpriyatiya, krome mikropredpriyatii). Ezhekvarta'nyi informatsionno-analiticheskii doklad. Available at: https://clck.ru/FsDDy.
5. Denis, T. M., Silakova, L. V., & Sergeeva, I. G. (2018). Razrabotka metodiki klassifikatsii subyektov Rossii po urovnyu razvitiya malogo predprinimatelstva [The development of the Russia's subjects classification method on the small entreprenership elaboration level]. Russian Journal of Entrepreneurship, 19(9). doi: 10.18334/rp.19.9.39340. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 10.04.2019 г. 15.04.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Ловкова Е. С., Абрамова Ю. В. Рейтинг регионов по уровню развития малого предпринимательства // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 314-323. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/41.
Cite as (APA):
Lovkova, E., & Abramova, Yu. (2019). Rating Regions by Development Level of Micro-entrepreneurship. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 314-323. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/41. (in Russian).